Главная » 2020»Май»8 » Окислительно - восстановительные реакции
19:53
Окислительно - восстановительные реакции
План-конспект : "Окислительно-восстановительные реакции" Химия 8 класс Учебник Г. Е. Рудзитис Ф. Г. Фельдман Урок № Класс: Дата: Тема: «Окислительно-восстановительные реакции» Цель урока: определить уровень учебных достижений учащихся относительно степени окисления химических элементов и степень окисления химического элемента, зная степени окисления других элементов; сформировать понятие о окислительно-восстановительных реакциях; научить определять процессы окисления и восстановления, окислитель и восстановитель в уравнениях химических реакций. Задачи: Развивающая: выяснить, что такое окислительно –восстановительные реакции Обучающая : различать процессы окисления и восстановления, окислители и восстановители. Воспитательная: значение окислительно-восстановительных реакций в природе и жизни человека. Материалы: магния хлорид, гидроксид натрия, магний Оборудование: Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблица относительных электроотрицательностей химических элементов, штатив с пробирками, пробиркодержатель, спиртовница. Базовые понятия и термины: химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, окислитель, восстановитель, окислительно- восстановительные реакции, окисление и восстановление. Тип урока: изучение нового материала Методы обучения: словесные- беседа, рассказ, работа с таблицей, практические -решение упражнений , интерактивные, частично –поисковые. Ход урока I . Организационный этап. Проверка готовности учеников к уроку, создание рабочего настроения. Проверка домашнего задания Карточка №1 Определить тип химической связи и степень окисления Zn, CH4, OF2, O2, K2MnO4, KClO3, FeO Карточка №2 Определить тип химической связи и степень окисления O3, H2S, H2O, Mn, MnO2, K2Cr2O7, Fe2O3 Карточка №3 Определить тип химической связи и степень окисления СaH2, KCl, N2, CO2, Mg, KMnO4, NaNO3 Для более сильных учеников Карточка №4 Составить формулы соединений, определите тип химической связи и степень окисления. А) оксид углерода (IV) Б) молекула азота В)нитрат серебра Г) сульфат калия Д) медь Карточка №5 Составить формулы соединений, определите тип химической связи и степень окисления. А) оксид хлора (VII) Б) озон В) карбонат кальция Г) цинк Д) хлорид бария III Мотивация учебного процесса- беседа, рассказ Демонстрация опыта. Учитель спрашивает как можно получить гидроксид магния и записывает уравнения реакций 1)Mg(Cl)2 +2NaOH Mg(OH)2 + NaCl2 Нагреваем гидроксид магния, образуется оксид магния и вода. Расставляем степени окисления 2)Mg +2(O-2H-1)2 -1 Mg+2O-2 + H2+2O-2 Учитель вместе с учащимися сравнивают степени окисления до реакции и после реакции. Изменились степени окисления ? Нет, не изменились. Следующая реакция- получения оксида магния , сжигание магния в кислороде воздуха. Расставляем степени окисления 2 Mg +2 +O2 0 → 2Mg+2O-2 Изменились степени окисления химических элементов до и после реакции? Да Реакции протекающие с изменением степеней окисления химических элементов называют окислительно-восстановительными реакциями. Учитель называет тему урока, учащиеся записывают тему, уравнения реакций и определение. IV Изучение нового материала Необходимо определить что такое процессы окисления и восстановления, окислитель, восстановитель. 1.Процессы окисления и восстановления 2 Mg +2 +O2 0 → 2Mg+2O-2 Каждый атом магния превращается в катион, теряя 2 электрона Элемент магний повышает степень окисления от 0 до+2; он окисляется Mg +2 - 2 e- →Mg+2 - процесс окисления, восстановитель Каждый атом кислорода , который входит в состав молекулы O2, превращается в анион, присоединяя 2е. Степень окисления этого элемента понижается 0 до -2е; кислород восстанавливается.
O 0 + 2e-→ O-2 - процесс восстановления , окислитель Окисление – отдача электронов частицей вещества, а восстановление – присоединение ею электронов. Процессы окисления и восстановления всегда сопровождают друг друга. Электроны не возникают из ничего и не накапливаются в пробирке. Сколько электроны теряют одни частицы, столько же присоединяют другие. По уравнению реакции : два атома магния теряют 4 электрона, а два атома кислорода имеющиеся в молекуле кислорода присоединяют 4 электрона. 2Mg +2 - 4 e- →2Mg+2 O 20 + 4e-→ 2 O-2 Окислитель- атомы или ионы, которые в данной реакции присоединяют электроны называют окислителями, а которые отдают –восстановителями. Если в реакции принимает участие простое вещество, то такая реакция всегда является окислительно-восстановительной. Теорию окислительно- восстановительных реакций, которую назвали электронно-ионной теорией предложил в 1914 году ученый химик Лев Владимирович Писаржевский. 2.Значение окислительно-восстановительных реакций Окислительно- восстановительные реакции всегда происходят в природе. Они составляют основу таких важных процессов, как дыхание и фотосинтез. Окислительно- восстановительные реакции используют во многих отраслях промышленности: из руд получают металлы, теплоэлектростанции- сжигание топлива, в двигателях автомобилей - бензин, дизельное топливо, природный газ. Негативные процессы: пожары, ржавление железа, порча пищевых продуктов. V Обобщение материала 1. Что называют окислительно- восстановительными реакциями? 2. Что называют процессами окисления и восстановления? 3. Что такое окислитель, восстановитель? Выполнить задание на доске . Расставить степени окисления в уравнении реакции. Определить окислитель, восстановитель, процессы окисления, восстановления. 2Li 0 + H20 → 2 Li +1H-1 2Li 0 -2е→ 2 Li +1 - процесс окисления, восстановитель H20 +2е → 2 H-1 – процесс восстановления , окислитель VI Домашнее задание : параграф 57, выучить определения, выполнить задание в тетради со схемами химических реакций .Уравнять, расставить степени окисления, определить являются ли они окислительно- восстановительными, процессы окисления, восстановления, окислитель, восстановитель. KOH +H2S → K2S+ H2O NaClO3 → NaCl +O2 VII Рефлексия. Что я узнал нового для себя на уроке?