Научно-исследовательская работа учащихся является одной из важнейших форм учебного - воспитательного процесса в учебном заведении, средством эффективной организации всего образовательного процесса. Научно-исследовательская работа формирует у учащихся интерес к будущей профессии, придает уверенность в себе через получение дополнительных знаний, раскрывает основу творческой деятельности учеников. Это не только развивает их интеллектуально, воспитывает, дисциплинирует, но и преобразует профессионально, помогает адаптироваться в различных ситуациях, учит экономить время и рационально его расходовать. В современных условиях научно-исследовательская работа учащихся превращается из средства развития творческих способностей наиболее успевающих и одарённых ребят в систему, позволяющую повысить качество образования.
Целью научно-исследовательской работы является создание условий для развития интеллектуальных, творческих способностей, как учителя, так и учеников. Положительные моменты при участии в научно – исследовательской работе: *ученики получают дополнительный стимул к повышению качества своей учебы в стенах наших учебных заведений и планируют продолжить свое обучения в дальнейшем. *приобретают навыки самостоятельной научно-исследовательской работы (анализ источников, оформление докладов, работа со специальной литературой и т.д.). *знакомятся ближе с требованиями к современным научным разработкам и инновациям. Основными целями системы научно-исследовательской работы учащихся в учебных учреждениях являются: - повышение качества подготовки и воспитание учеников, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического и культурного прогресса и развитию у каждого из них способностей к самостоятельной учебно-познавательной деятельности; - создание и развитие условий (правовых, экономических, организационных, ресурсных и т.д.), обеспечивающих возможность для каждого ученика реализовать свое право на творческое развитие личности, участие в научных исследованиях и научно-техническом творчестве – полноценное, равное и доступное для каждого в соответствии с его способностями и потребностями; - обеспечение единства образовательного, научного и инновационного процессов с формированием и развитием творческих способностей, улучшением профессионально-творческой подготовки учащихся, совершенствованием форм привлечения ребят к научным исследованиям, научно-технической и изобретательской деятельности. Основными задачами функционирования системы научно -исследовательской работы учащихся являются: - дифференцированное привлечение учеников к различным формам творческой деятельности, учитывая уровень их подготовки; - создание благоприятных условий для развития и функционирования различных форм научного творчества учащихся, базирующихся на отечественном и зарубежном опыте, результатах научных и научно-технических разработок; - содействие всестороннему развитию личности учающихся, формированию их объективной самооценки, приобретению навыков работы в творческих коллективах, приобщению к организаторской и инновационной деятельности; - развитие способности использовать научные знания и быстро адаптироваться при изменении ситуации; - предоставление учающимся возможности испробовать свои силы в решении актуальных задач по различным направлениям науки и техники, опубликовать значимые результаты своих исследований. Формами научно-исследовательской работы учащихся являются: -работа в научно-исследовательском обществе; - участие в выполнении научно-исследовательской работы по написанию реферато, докладов, пректов, презентаций; - работа в конструкторских бюро, научных кружках, лабораториях, мастерских; - участие в работе конференций, семинаров и круглых столов; - подготовка публикаций в научные журналы и сборники докладов, материалов и тезисов конференций; - участие в конкурсах, олимпиадах. Непосредственное участие учащихся в проводимых Образовательным Центром научно-исследовательских, научно-технических, проектных и других работах обеспечивается через организационные формы и мероприятия системы научно-исследовательской работы, которые подразделяются на: - научно-исследовательскую работу учащихся, включаемую в учебный процесс; - научно-исследовательскую работу учащихся, выполняемую во вне учебное время (сверх или вне учебных планов); - научные, научно-технические организационно-массовые мероприятия, в т.ч. состязательного характера, стимулирующие развитие системы научно-исследовательской работы и приобщение учащихся к творчеству (научные конференции, семинары, олимпиады, конкурсы и т.п.), одновременно определяющие результативность и эффективность собственно научного труда учащихся (публикации, авторство в научных отчетах, авторские свидетельства, патенты, реализуемые на практике разработки, награды на состязательных мероприятиях и т.д.); Научно-исследовательская работа, включаемая в учебный процесс, предусматривает выполнение учебных заданий, лабораторных работ, содержащих элементы научных исследований или имеющих реальный научно-исследовательский характер. Научно-исследовательская работа, выполняемая учащимися во вне учебное время (сверх или вне учебных планов), организуется в формах: • работа предметных кружков, секций, факультативов; • участие в научных и научно-практических конференциях; • участие в городских, областных, международных научных семинарах, конкурсах, конференциях; • работы в научных и научно-технических объединениях. Руководство научными исследованиями учащихся осуществляет учитель. Самостоятельная работа учащихся под управлением учителя является педагогическим обеспечением развития целевой готовности к профессиональному самообразованию, интеллектуальному развитию и представляет собой дидактическое средство образовательного процесса, искусственную педагогическую конструкцию организации и управления деятельностью учающихся. Понятие научно-исследовательская работа учащихся включает в себя следующие элементы: – обучение учащихся основам исследовательского труда, привитие им определённых знаний, умений и навыков; – выполнение научных исследований под руководством учителей. Современный уровень участия учащихся в научной работе, многообразие её форм и методов требуют комплексного подхода к её планированию и организации. Комплексная программа научно-исследовательской работы учащихся должна обеспечивать ступенчатую последовательность мероприятий и форм научной работы учеников в соответствии с логикой учебного процесса. Каждое научное исследование предполагает общую последовательность выполнения условно самостоятельных его составных частей, которые в дальнейшем будем называть этапами научного исследования. Научное исследование включает следующие четыре основные этапа. 1. Подготовка к исследованию. Сначала определяется цель исследования, обосновывается предмет и объект исследования, осваиваются накопленные знания по предмету исследования, проводится патентный поиск и обосновывается необходимость выполнения данного исследования, формируется рабочая гипотеза и задачи исследования, разрабатывается программа и общая методика исследования. 2. Сбор и обработка данных по выбранной теме, экспериментальное исследование и обработка опытных данных. Этот этап исследования предполагает планирование опытов, подготовку к опытам их проведения, проверку и исключения резко отклоняющихся значений, статистическую обработку опытных данных. 3. Анализ и синтез собранных данных, результатов экспериментального исследования. Этот этап предусматривает переход от наблюдения к аналитическому описанию состояния системы и раскрытию характера воздействия отдельных факторов на процесс при помощи моделирования систем и математических методов анализа. 4. Проверка результатов обобщения на практике и оценка эффективности результатов исследования. В начале любого исследования необходимо определить цель, выбрать предмет и обосновать объект исследования. Под целью исследования понимается результат познавательного процесса, т.е. ради чего выполняется исследование. Цель исследования должна быть четко сформулирована, и допускать количественную оценку. Под предметом исследования понимается содержательная его часть, зафиксированная в наименовании темы и связанная с познанием некоторых сторон, свойств и связей исследуемых объектов, необходимых и достаточных для достижения цели исследования. Освоение накопленных знаний и их критическая оценка – много аспектная работа. Прежде всего, необходимо ориентироваться, в какой мере освещена разрабатываемая тема в литературе отечественных и зарубежных авторов. Рабочая гипотеза формулируется по результатам изучения накопленной информации о предмете исследования. Гипотеза – это научное предложение о возможных механизмах, причинах и факторах, обуславливающих развитие изучаемых явлений, которые еще не доказаны, но являются вероятными. Одно из главных требований к гипотезе – это возможность ее последующей экспериментальной проверки. Рабочая гипотеза – важный элемент исследования, она синтезирует априорное представление о предмете исследования и определяет круг решаемых задач для достижения поставленной цели. Психологические условия успешности научно-исследовательской работы учащихся - это прежде всего – формирование устойчивого интереса к выбранной теме и методам овладения ее особенностями, которые зависят от следующих параметров: – взаимоотношения между учителем и учащимися в образовательном процессе; – уровень сложности заданий для самостоятельной работы; – включенность учащихся в формируемую деятельность будущей профессии. Список использованной литературы: 3. Андреев Г.И., Смирнов С.А.Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности. М., 2003. 4. Долговицкая Т.А. Основные виды исследовательской подготовки учителя в современной высшей школе. Калининград: Изд-во КГУ, 2004. 5. Никитина Е.Ю. научно-исследовательская деятельность учащихся. Ставрополь, 2006. 6. Новиков А.М. научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М.,1998.