ГОУ ТО «Суворовская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»
ТЕМА:
« ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
Учитель: Колесников Алексей Анатольевич
г. Суворов 2013
Содержание:
I. Теоретические аспекты темы: преодоление недостатков в познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта на уроках математики с использованием наглядности.
II. Гальперин П.Я., Кузьмина - Сыромятникова Н.Ф., Машасов Ю.Т., Перова М.Н., Тишин П.Г., Хилько А.А., Эк В.В. – о наглядности, как обязательной структурной единицы урока в коррекционной школе VIII вида.
III. Анализ практической части.
IV. Особенности целесообразности внедрения. Описание форм и методов.
V. Использование наглядных пособий на уроках математики.
VI. Список используемой литературы.
I. Преодоление недостатков в познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта на уроках математики с использованием наглядности.
Наглядность в обучении означает привлечение различных наглядных средств в процессе усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков. Сущность наглядности состоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями. Обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимися знаний и выработки умений и навыков, опирающихся на живые образы предметов, явлений и действий. Для формирования отвлечённых понятий, обобщений, общетрудовых умений и навыков, предметная наглядность используется более длительное время. Это связано с тем, что у детей с нарушением интеллекта резко нарушены процессы отвлечения и обобщения, им трудно оторваться от наблюдения конкретных предметов и сделать отвлечённый вывод или заключение, что необходимо для формирования того или иного понятия. Предметная наглядность применяется так же для изучения свойств предметов как таковых, а так же с целью их изготовления. Использование этой формы наглядности необходимо организовывать с учётом особенностей восприятия школьников с нарушением интеллекта. Известно, что их восприятие первоначально имеет недифференцированный характер, они затрудняются в выделении главных, существенных признаков объекта. Образы предметов, возникающие в сознании, нечёткие, неполные и зачастую искажённые, в речи часто отсутствуют соответствующие языковые средства, необходимые для верного отражения свойств наблюдаемых объектов. Учитывая все эти особенности учащихся, наглядные пособия делаю дифференцированными, содержащими самые существенные признаки. Благодаря широкому применению наглядности на уроках у учащихся постепенно создаётся личный чувственный познавательный опыт. Реализация наглядности в коррекционных школах VIII вида осуществляется по этапам: 1. Обогащение чувственного познавательного опыта, предполагающего обучение умениями наблюдать, сравнивать и выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи. 2. Обеспечение перехода созданных предметных образов в абстрактные понятия. 3. использование абстрактной наглядности для формирования конкретных образов предметов, явлений и действий. Соблюдение этих этапов способствует осознанному усвоению учебного материала и, в конечном счёте, развитию абстрактного мышления у школьников с нарушением интеллекта.
II. Гальперин П.Я., Кузьмина - Сыромятникова Н.Ф., Машасов Ю.Т., Перова М.Н., Тишин П.Г., Хилько А.А., Эк В.В. – о наглядности, как обязательной структурной единицы урока в коррекционной школе VIII вида.
В процессе обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта наглядные средства имеют особое значение. На роль наглядного материала при обучении математике этой категории детей указывали в своих работах Н.Ф. Кузьмина- Сыромятникова, Ю.Т. Машасов, М.Н Перова, П.Г. Тишин, А.А. Хилько, В.В. Эк и другие. Наглядность – обязательная структурная единица уроков в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Формирование понятий и умственных действий, как писал П.Я. Гальперин, идёт поэтапно, от материальной формы к умственной, которая уже не полагается на наглядность. Однако усвоение новых знаний и действий, их закрепление протекает успешнее, если используется опора на наглядный материал. А.Н. Леонтьев писал, что наглядный материал «служил как бы внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребёнком под руководством учителя в процессе овладения знаниями». Он отмечал, что при обучении детей наглядность должна способствовать достижению учебных и коррекционных задач. Одним из средств достижения исправления недостатков познавательной деятельности является наглядность. Целесообразность её использования в учебном процессе подчёркивали такие учёные, как П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Саямина, Н.Ф. Талызина.
III. Анализ практической части.
Сущность наглядности состоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом. Наглядность в обучении означает привлечение различных наглядных средств в процессе усвоения учащимися знаний и формирование у них различных умений и навыков. В данном опыте: - Модернизация и адаптация уже имеющихся новшеств применительно к условиям данного учебного заведения; - Обеспечение развивающего обучения каждого учащегося на основе максимально действенной помощи и поддержки, что проявляется: 1. в сочетании благоприятных морально-психологических условий обучения каждого учащегося; 2. в использовании разнообразной наглядности в достижении учебных и коррекционных задач; 3. в воспитании учащихся познавательной активности в учебной деятельности.
Опыт может быть использован не только на уроках математики, но и на других уроках, как в коррекционных ОУ, так и в общеобразовательных школах. Так же материал опыта может применяться во внеклассной работе воспитателями коррекционных школ.
IV. Особенности целесообразности внедрения. Описание форм и методов.
Дети с нарушением интеллекта с трудом усваивают математические знания, что обусловлено тугоподвижностью процесса мышления, низкой способностью к отвлечению и обобщению, фрагментарностью и не целенаправленностью восприятия, рядом других причин. Применяю такие методы, приёмы и средства обучения, которые, помогая более прочному усвоению знаний и формированию действий, вместе с тем способствовали бы развитию учащихся коррекционной школы. Уровень этого развития определяется качеством учебного процесса. Задача состоит в том, чтобы по возможности корригировать недостатки познавательной деятельности, эмоционально- волевой сферы ребенка. Сущность наглядности состоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями. Известно, что ощущения человека, получаемые от внешнего мира, являются первой ступенью его познания. На следующей ступени приобретаются знания в виде понятий, правил, законов. Чтобы знания учащихся были осознанными и отражали объективно существующую деятельность, процесс обучения должен обеспечить опору их на ощущения. Наглядность как раз и выполняет эту функцию. Учитывая особенности учащихся, наглядные пособия делаю дифферинцированные; хорошо выполнены и просты для восприятия, с четкими и ясными надписями, а предметные образцы с характерными признаками. Учу учащихся правильно пользоваться наглядными пособиями, соответствующими словами и терминами, обозначающими свойства предметов. Применяя разнообразную предметную наглядность ,на уроках у учащихся постепенно создается личный чувственный познавательный опыт, связанный с непосредственным восприятием реальных предметов и явлений, с предметной и практической деятельность. Роль учителя- сделать восприятие умственно отсталыми детьми наглядных объектов более плодотворным, содержательным, организованным. Наглядность в учебном процессе выступает как источник информации об объекте познания. Существуют варианты наглядности: 1) натуральная наглядность 2) иллюстративная наглядность 3) схематическая наглядность.
V. Использование наглядных пособий на уроках математики
Учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся его усвоить и применить его с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике. С этой целью использую методы и приемы обучения в различных модификациях. Большое внимание уделяю продумыванию того, какого характера, и какого объёма, необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала. Пример 1: Использование цвета в наглядности. В V классе при изучении темы «Нумерация чисел» используются карточки, на которых единицы записываются зелёным цветом, десятки – синим, сотни – красным. С помощью этих карточек учащиеся составляли различные числа, например, из 300, 80, 6, получали суммы:: 300+ 80+ 6, 300+ 80, 300+ 6, называли состав этих чисел, выполняли обратное по смыслу упражнение – заменяли число суммой разрядных слагаемых: 386=300+80+6. Приме 2. При изучении темы «Меры длины» использую демонстрационную таблицу, где чередование красного и синего цветов помогает устанавливать соотношения между такими мерами, как метр и дециметр, метр и сантиметр. Дети хорошо понимают информацию, которую содержит это пособие. Они уверенно выражают заданную часть метра в сантиметрах или дециметрах. Успешно используется таблица и при изучении дробей. С её помощью школьники могут: - показать 1 дм, 1 см и выразить их в долях метра; - заменить обыкновенную дробь десятичной и наоборот; - заменить мелкие доли крупными. Не все учащиеся быстро запоминают соотношение единиц длины, поэтому при изготовлении таблиц выделяю цветом нули. 1 см = 10 мм 1 м = 100 см 1 дм = 10 см 1 м = 1 000 мм 1 м = 10 дм 1 км = 1 000 м Такая запись соотношения мер помогает детям правильно ориентироваться в числах, полученных при измерении величин, производить их преобразования, выполнять с ними арифметические действия. Пример 3. Умножая на двузначное число, дети долго не запоминают, как правильно подписывать второе неполное произведение. На первых уроках школьники записывают решение примеров двумя ручками с разной по цвету пастой.
×248 75 +1240 1736 18600 Применение на уроках математики таблиц, диаграмм, записей, выполненных с использованием цвета, активизирует работу детей, направляет их внимание на объяснение учителя, ответ товарища, разнообразит деятельность школьников на уроке, повышает у них интерес к учению. Пример 4. Трудности детей в усвоении или знаний и умений в области обыкновенных дробей во многом обусловлены особенностями их познавательной деятельности. Однако многие возникающие трудности можно значительно снизить, если использовать в процессе обучения особые методические приёмы, а так же нетрадиционный подход к изучению отдельных тем. - Получение дробей и значение каждого компонента дроби ( числителя и знаменателя ). Использую следующую систему упражнений: 1. Запишите дробью, какая часть целого выделена цветом.
а) б)
2. Покажите на рисунке указанную дробь (заштрихуйте её):
5 6
2. Покажите на рисунке указанную дробь (сначала разделите прямоугольник на соответствующее количество равных частей, а затем заштрихуйте указанную дробь):
Пример 5. (Правильные и неправильные дроби). «Перевёл» математическую символику в более доступный наглядный образ, который лучше запоминается детьми и позволяет им более успешно проводить дифференциацию дробей.
«правильный человечек» «неправильные человечки»
ПРАВИЛЬНАЯ ДРОБЬ НЕПРАВИЛЬНЫЕ ДРОБИ
Пример 6. (Задания с практическим содержанием).
Широко использую наглядные средства обучения при формировании геометрических представлений детей с нарушением интеллекта. Выбор пособий определяется уровнем развития мышления учащихся, темой и целями урок геометрии. Существенную помощь в работе с детьми с интеллектуальным недоразвитием при изучении геометрического материала оказывают перфокарты, таблицы-опоры, схемы, перфоконверты. Тема: «Треугольники» Для изучения таких понятий как основание, боковые стороны треугольника предлагается пособие перфоконверт. 1 – СТОРОНА 2 – ВЕРШИНА 3 - УГОЛ
Ученики вписывают в прорези цифры, соответствующие элементам многоугольника. Наряду с перфоконвертами используются перфокарты: 1. Закончите предложение: в треугольнике АОС, изображённом на рис.1, угол О тупой. Это значит, что треугольник АОС…
2. Вставьте нужные слова в утверждение:
Если в треугольнике КМС все стороны …, следовательно, треугольник КМС …
Аналогично изготовлены таблицы-опоры для треугольников, отличающихся длинами сторон. Систематизировать знания помогает схема:
ТРЕУГОЛЬНИК
ПО ВИДАМ УГЛОВ ПО ДЛИНАМ СТОРОН
ОСТРОУГОЛЬНЫЕ РАВНОСТОРОННИЕ
ТУПОУГОЛЬНЫЕ РАВНОБЕДРЕННЫЕ
ПРЯМОУГОЛЬНЫЕ РАЗНОСТОРОННИЕ
На схеме отражена классификация треугольников сразу по двум признакам: по величине углов и по длинам их сторон. Работа с данным пособием ведётся в двух направлениях. Схема используется для систематизации знаний учащихся. Задаю вопросы, связанные с каждым видом треугольника, а также провожу практическую работу по вычерчиванию треугольника того или иного вида. Схема применяется для закрепления и проверки знаний, на месте остаётся лишь верхняя часть схемы, отдельно заготавливаю таблички с названием видов треугольников, далее допускаю ошибки в расположении этих табличек (например, табличку «ОСТРОУГОЛЬНЫЙ» кладу под заголовком «По длинам сторон»). Учащиеся находят ошибки и исправляют их. Обучая различию треугольников по длина сторон, применяю схему, на которой изображены три треугольника (равносторонний, равнобедренный, разносторонний), контуры которых выполнены разным цветом . Чёрточки на их сторонах являются подсказкой для учащихся. Школьникам предлагается определить вид каждого треугольника и объяснить, почему он относится именно к тому, а не иному виду. Аналогичная схема изготавливается из треугольников, отличающихся величиной углов. Далее проводится практическая работа по определению вида треугольника на глаз. Ученики должны назвать номера остроугольных, тупоугольных и прямоугольных треугольников, показав существенные признаки на чертеже и объяснив, почему каждый из треугольников носит такое название. После того, как учащиеся усвоили учебный материал обо всех видах треугольников, задание усложняется. Демонстрирую плакат – схему с изображёнными на ней нумерованными треугольниками, отличающимися и величиной углов, и длиной сторон. Сначала на чертежах даю две « подсказки» - угол обозначен дугой, и чёрточкой – стороны, затем используется одна из « подсказок», а на последнем этапе предлагаются треугольники без « подсказок». Ученики называли изображённые треугольники « двумя именами», указав их существенные признаки. Работа может проводиться устно или письменно, в зависимости от целей урока. Итак, особое внимание обращаю на необходимость использования наглядных пособий, раздаточного дидактического материала, т.к. изучение геометрического материала в коррекционных школах VIII вида невозможно без наглядности в силу того, что пространственные представления, воображения у школьников развитию чрезвычайно слабо. В качестве наглядных средств использую модели геометрических фигур и тел разных размеров изготовленных из различных материалов: картонные, бумажные, деревянные, пластмассовые, металлические, плакаты с изображением фигур, единицы измерения длины, площади, объёма, таблицы измерения площадей, объёмов. Математика содержит необходимые предпосылки для развития познавательных способностей учащихся. Формируя у детей с нарушением интеллекта на наглядной и наглядно – действенной основе первые представления о числе, величине, фигуре, учитель одновременно ставит и решает в процессе обучения математике задачи наглядно – действенного, наглядно – образного, а затем абстрактного мышления этих детей.
НАПРАВЛЕННОСТЬ
использование наглядности в решении познавательной деятельности учащихся можно следующей таблицей:
НАГЛЯДНОСТЬ
ИСТОЧНИК ПОЗНАНИЯ
СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ
Цель- получение информации об объекте познания Цель – обмен информацией между участниками коммуникативного Процесса Цель – обеспечение процесса получения информации в предметно – практической деятельности
Список используемой литературы:
I. Воронкова В.В. «Программа для специальных (коррекционных) школ VIII вида. ВЛАДОС Сб.1 2000 г.
II. Занков Л.В. «Наглядность и активизация учащихся в обучении» М., 1996 г.
III. Кудрявцева М.В., журнал «Дефектология» № 4 1999 г.
IV. Перова М. Н., Эк В. В. «Обучение элементам геометрии в вспомогательной школе» пособие для учителя. М., 1992 г. V. Изучение опыта коллег. Посещение ШМО, семинаров, психолого-педагогических семинаров, педсоветов, совещаний при директоре.