Раздел I. Пояснительная записка. Программа элективного курса «Ландшафтный дизайн» предназначена для учащихся десятых классов. В связи с переходом на предпрофильное обучение возникает необходимость создания образовательного пространства, способствующего самоопределению школьников. Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с разновидностями садовых ландшафтов. Рассматривая особенности истории возникновения ландшафтов и их видов учащиеся смогут получить первоначальные знания по ландшафтному дизайну. Курс представляется особенно актуальным, так как имеет практическую направленность, по его окончанию учащиеся смогут самостоятельно проектировать культурные ландшафты разного уровня и получат представление о профессии цветовода-декоратора. Курс является межпредметным, рассчитан на 35 часов, из них 2 часа отводится на экскурсии, 12 часов на практические работы и два часа - защита проекта. Занятия проводятся по 1 часу в неделю в течении всего года. В период проведения курса будут использованы следующие виды учебных занятий: лекция, практикум, проект, конференция. Курс предполагает расширение учебного материала. Цель курса: 1) создать условия для развития познавательного интереса и кругозора учащихся; 2) сформировать представление о ландшафтном дизайне и его разновидностях; 3) способствовать развитию умения работать с землей и составлять композиции растений; 4) эстетическое и экологическое образование через многообразие видов культурных ландшафтов и экологический мониторинг. Достижение данной цели возможно через решение следующих задач: 1) познакомить учащихся с теорией ландшафтоведения и видами ландшафтов; 2) добиться усвоения знаний учащимися; 3) полученные знания применить на практике на примере создания собственного проекта культурного ландшафта; 4) сформировать умение проводить экологический мониторинг отдельной территории. Успешность прохождения курсов будет оцениваться исходя из количества набранных баллов, которые будут накапливаться исходя из: 1) регулярности посещения; 2) успешности выполнения тестовых и практических работ; 3) написания реферата; 4) выполнения творческих и исследовательских работ.
Раздел II.Учебно-тематический план
№ Название раздела Количество часов 1
2 3 4 5 6 7 8 Введение. История возникновения искусственных ландшафтов. Оценка экологического состояния ландшафта. План участка Садовые земли Деревья и кустарники Цветочные культуры и их выращивание Газоны, садовые дорожки и площадки Подготовка и защита проектов 8 (из них 2 практ.раб.)
2 (из них 1 практ. раб.) 3 (из них 2 практ. раб) 3 (из них 2 практ. раб.) 3 (из них 2 практ. раб.) 8 (из них 3 практ. раб.) 4 (из них 1 практ. раб.) 4 (из них 2 разработка проекта; 2 защита)
Раздел III. Содержание рабочей программы 3.1. Основные понятия темы исследования. Профилизация - это серьезный шаг помощи ребенку в решении проблем, связанных с подготовкой его к жизни, выбору профессии в соответствии с его возможностями, интересами и запросами регионов в кадровом обеспечении социально-экономического развития. С введением профильного обучения в старшей школе возникает проблема выбора учащимися того или иного профиля обучения, которая встает перед ним уже в 10 классе. Поэтому нужно предоставить ребенку достаточно широкий спектр элективных курсов, чтобы он мог выбрать курс, отвечающий его интересам и склонностям. Таким образом, цель предпрофильной подготовки - создание образовательного пространства, способствующего самоопределению школьников. 3.2. Содержание учебной программы элективного курса. Элективный курс является межпредметным и рассчитан на 35 часов, по одному часу в неделю в течении всего учебного года. Курс состоит из восьми тем. При реализации программы выполняются следующие принципы: личностно- ориентированный подход, гуманизация и экологизация образования. Курс представляется особенно актуальным, т.к. имеет практическую направленность, по его окончании учащиеся смогут самостоятельно проектировать культурные ландшафты разного уровня и получат представление о профессии цветовода-декоратора. Также учащиеся смогут получить основы экологического мониторинга, познакомиться с отдельными методиками определения состояния окружающей среды. Цели курса: 1) создать условия для развития познавательного интереса и кругозора учащихся; 2) сформировать представление о ландшафтном дизайне и его разновидностях; 3) способствовать развитию умения работать с землей и составлять композиции растений; 4) эстетическое и экологическое образование через многообразие видов культурных ландшафтов и экологический мониторинг. Задачи курса: 1) познакомить учащихся с теорией ландшафтоведения и видами ландшафтов; 2) добиться усвоения знаний учащимися; 3) полученные знания применить на практике на примере создания собственного проекта культурного ландшафта; 4) научить умению проводить экологический мониторинг отдельной территории. 3.3. Организация образовательного процесса по элективному курсу. Из 35-х запланированных в программе часов 12 приходится на выполнение практических работ, большая часть из которых имеет прикладной характер; 2 часа на защиту проектов. В процессе выполнения программы применяются следующие виды учебных занятий: лекция, семинар, практикум, конференция; и следующие формы учебно-позновательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная. 3.4. Результативность методической системы в условиях предпрофильной подготовки. Отбор учащихся для изучения элективного осуществляется на основании диагностики основных мотивов учебной деятельности учащихся (прил.1) и карты интересов (прил.2). Результативность изучения курса определяется рейтинговой оценкой, которая складывается из следующих критериев: 1) посещаемость-максимум 5 баллов; 2) оценка за итоговый зачет – максимум 5 баллов; 3) выступление на семинарах – максимум 5баллов; 4) активность работы на практических занятиях - максимум 5 баллов; 5) защита проекта - максимум 5 баллов. Итак, максимально возможный рейтинг 25 баллов.
Раздел IV. Содержание учебной программы.
Тема 1. Введение. История возникновения искусственных ландшафтов. 8часов.
Исторические истоки садово-паркового садоводства. Основные садово-парковые стили. Регулярные парки, заложенные на ровной местности. Регулярные и террасные парки. Регулярные парки периода эклектики. Пейзажное паркостроение. Принципы ландшафтно-планировочной организации населенных мест. Ландшафтная организация территории учебных заведений и больниц. Тема 2. Изучение и оценка экологического состояния ландшафта. 2 часа. Мониторинг. Исследовательские работы по оценке экологического состояния ландшафта: 1) определение кислотности почвы по видовому составу сорных растений; 2) изучение реакции растений на наличие или отсутствие в почве различных видов элементов; 3) определение уровня плодородия почв по растениям-индикаторам; 4) определение чистоты воздуха в районе школы.
Тема 3. План участка. 3 часа. Масштаб. Виды съемок. Условные знаки. Практическая работа «Составление плана школьного газона».
Тема 4. Садовые земли. 3 часа. Виды садовых земель: дерновая, перегнойная, вересковая, торфяная, компостная, древесная, хвойная, листовая. Почвенные смеси. Подготовка грунта. Удобрения: минеральные и органические. Нормы внесения удобрений. Практическая работа «Расчет норм внесения удобрений».
Тема 5. Деревья и кустарники. 3 часа. Ассортимент деревьев и кустарников. Правила посадки и ухода за деревьями и кустарниками. Обрезка и прививка деревьев. Практическая работа «Прививка деревьев».
Тема 6. Цветочные культуры и их выращивание. 8 часов. Классификация цветочно-декоративных растений, особенности их размножения. Однолетники, двулетники, многолетники открытого грунта и многолетники, зимующие в помещении. Размножение цветов. Высадка рассады и растений в цветники. Уход за цветником. Защита цветов от вредителей и болезней. Разновидности посадок и их планирование. Цветники и клумбы. Структура и форма клумбы. Ковровые цветники. Миксбордер. Цветовые гаммы цветников и клумб. Цветы от снега и до снега. Альпинарий. Лекарственный цветник. Овощные клумбы. Злаки и осоки в цветнике. Выгонка растений. Газонные травы. Практическая работа «Моделирование цветника».
Тема 7. Газоны, садовые дорожки и площадки. 3 часа. Виды садовых дорожек. Материалы и оборудование для изготовления садовых дорожек. Методика изготовления. Классификация газонов. Газонные травы.
Тема 8.Подготовка и защита проектов. 4часа. Практическая работа «Составление проекта озеленения школьной территории». Конференция по защите проектов. Подведение итогов.