Задачи: Образовательные: познакомить с оппозиционными по твердости—мягкости звуками [з-з']; учить различать их, закреплять умение характеризовать звуки; учить выполнять звуко-слоговой анализ слов; познакомить с буквой «з». Коррекционные: развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание память, логическое мышление. Воспитательные: воспитывать умение действовать в подгруппе слаженно, уважать и слушать товарищей и педагога.
Оборудование: конверты с картинками, символы звуков, буква «з», схемы звукового анализа слов, буквы, мяч.
Ход занятия 1. Организационный момент - Какое сейчас время года? (Зима.) — Назовите признаки зимы? (Выпал снег, солнце светит, но не греет, деревья стоят голые, низкое небо.) — Молодцы! А какое время года прошло? — Какое время года наступит после зимы? — Какое время года не назвали? — Сколько времён года знаем? — Молодцы!
Сообщение темы и целей занятия. Работа с треугольником. Л.: - Сегодня мы продолжим работать над звуками. Какие звуки бывают? Д.: - Звуки бывают гласные и согласные. Л.: - Какие гласные звуки вы знаете? Д.: - Мы знаем гласные звуки А, о, У, и. Л.: - Какие согласные звуки вы знаете? Д.: - Мы знаем согласные звуки с-р-м-н. Л.: - Чем гласные звуки отличаются от согласных? Д.: - Гласные поются, а согласные нет. Л.: - Сегодня на занятии мы будем работать с согласным звуком. С каким? Вы определите сами, когда отгадаете загадку. Определите, какой звук слышится в начале слова - отгадки?
Шляпка большая На ноге сидит, В дождик вырастает, Хоть совсем не гриб. Я его беру с собой, Не нужна мне шляпа, Разверну над головой, Если дождь закапал. (Зонтик)
Д.: - В слове зонтик в начале слова слышится звук [з]. Л.: - Определите, какой это звук? Д.: - Звук [з] согласный. Л.: - Какие бывают согласные звуки? Д.: - Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими. Л.: - Сегодня мы будем работать с этими звуками.
Физминутка Характеристика звуков Л.: - Давайте с вами правильно научимся произносить звук [з]. Л.: - Возьмите зеркало, произнесите звук [з]. - Определите положение губ: они в улыбке или вытянуты трубочкой. Д.:- Губы в улыбке. Л.: - Определите положение зубов: сближены или сомкнуты. Д.: - Они сближены. Л.:- Определяем положение языка: Д.:- Кончик языка находится за нижними зубами. Л.:- Поднесите ладонь ко рту и произнесите звук [з]. Что вы ощущаете? Д.:- По ладошке пробежал ветерок. Л.: - Ветерок тёплый или холодный? Д.: - Ветерок холодный. Л.: - Это наши помощники, с их помощью мы правильно произносим звуки. (Показываю и рассказываем вместе.) - Звук [з], какой гласный или согласный? Д.: - Звук [з] согласный. Л.: - Какие бывают согласные звуки? Д.: - Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими.
Звукоподражание Л.: - Обратите внимание на картинки. Кто это? Д.: - Это муха. Л.: - Кто это? Д.: - Это комар. Л.: - Как их назвать одним словом? Д.: - Это насекомые. Л.: - Кто видел этих насекомых? - Какой звук издаёт муха? Д.: - ЗЗЗЗЗЗЗ…………. Л.: - У нас муха большая. Д.: - ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ……… Л.: - Как произносится звук. Произнесите. Д.: - Звук [з] произносится твёрдо. Л.: - Произнесите. - Какой звук издаёт комар? Д.: - Он издаёт звук зьзьзь……. Л.: - Комар маленький, тоненький. Как произносится звук? Д.: - Звук [з’] произносится мягко. Л.: - Хорошо получилось. А ещё получится лучше, если вы шире растяните губы в улыбке. Посмотрите. Правильный звук получился. - Вы хорошо поработали, а теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Узнай, кто под занавеской?». На столе у вас лежат карточки. Возьмите в руки карточку, наберите воздух через нос и выдохните через рот, поддувая занавеску. - Кто это? Д.: - Это зебра, обезьяна, ваза. Л.: - Подумайте и скажите, какое слово лишнее? (Ваза). План: Проговаривание хором. Делим на слоги. Где слышится звук. Произносим слог. Как произносится звук. Что это? Д.: - Ваза . Л.: - Придумайте слова со звуками [з]-[з’]. Укажите, где слышится звук? Определите твёрдый он или мягкий. Составьте предложение со словом ваза. Физминутка Знакомство с буквой. Л.: - Отдохнули? Л.: - Вы уже знаете, что любой звук можно обозначить буквой. Звуки [з]- [з’] на письме обозначаются буквой «зэ». «На эту букву посмотри: Она совсем как цифра…три» На, что похожа буква «З»? Д.: - На цифру три. Л.: - Давайте, нарисуем букву «з» в воздухе, изобразим с помощью пальцев. Л.: - Запомните! Звуки мы слышим, произносим; Буквы видим, читаем, пишем. - У меня для вас еще одно задание. Л.: - Необходимо составить слоги из букв, которые вы видите на доске. (Читаем вместе.) - Где находится звук? Д.: - Звук находится в начале слога. Л.: - Как он произносится? - Сколько слогов? - Вы хорошо работали. Я говорю вам спасибо, за то, что вы помогли мне выполнить все задания. Итог занятия - Назовите звуки, над которыми мы работали? - Какой это звук? - Какие бывают согласные? - Произнесите твёрдый звук. - Произнесите мягкий звук.