Конспект занятия во 2- ом классе: "Звук и буква Ц"
Тема: Звук и буква Ц.
Цели: 1. Учить детей выделять звуки «Ц» из слогов, слов, предложений. 2. Развивать фонематическое восприятие. 3. Развивать навыки слогового и фонематического анализа и синтеза. 4. Развивать навыки анализа структуры предложения. 5. Развивать зрительное и слуховое внимания. 6. Развивать зрительную память. 7. Развивать мелкую моторику, тактильный гнозис. Оборудование: 1. Предметные картинки: цепь, курица, огурец. 2. Коробки с крупой (рисом, фасолью, горохом) по количеству учащихся в группе. 3. Бумажный колпак; яйцо, кольцо, ручка, щетка игрушки (курица, цыпленок, Цапля, собака, чашка, лиса). 4. Таблица для игры «Ералаш» по количеству учащихся в группе. 5. Наборы из трех карточек, на каждой из которых наклеено слово с вырезанными из бархатной бумаги буквами, по количеству учащихся в группе. 6. Настольные зеркала. 7. Цифровые ряды, разрезная азбука, тетради, цветные карандаши, ручки. Ход занятий: 1. Организационный момент. Сядет тот, кто назовет два слова, которые начинаются на звуки «Щ» и «Ч». 2. Объявление темы занятия. Логопед предлагает учащимся рассмотреть картинки (цепь, курица, огурец), выделить общий звук в названиях картинок и догадаться, какой звук будет изучаться на занятии. 3. Характеристика звука «Ц». 4. Соотнесение звука «Ц» с соответствующей буквой. 5. Развитие мелкой моторики. Логопед предлагает школьникам выложить как можно быстрее и аккуратнее букву Ц из крупы. 6. Развитие зрительного внимания (концентрации, устойчивости и переключения внимания). Логопед предлагает учащимся рассмотреть написанные на доске ряды букв и определить, отличаются ли они друг от друга. Количество предъявляемых рядов и букв в рядах зависит от возможностей учащихся. Например: Щ Ц Ц Ц Ц Щ Ц Ц Ш Ц Ц Ц Ш Ц Ц И И Ц Ц Ц И Ц И Ц Ц Ц Щ Ц И Ш Ц Ц Ц Щ Ц И Ш Ц 7. Развитие фонематического восприятия. Логопед предлагает учащимся прослушать и повторить цепочки слогов. При предъявлении слуховых стимулов губы логопеда закрываются экраном. Количество предъявляемых слогов зависит от возможностей учащихся. Например, ца – цо – цу, цо – цу – ца – цы и т.д. 8. Развитие зрительной памяти: игра «Шапка – невидимка». На столе у логопеда лежит шапка, под которой спрятаны различные предметы. Логопед на короткое время поднимает шапку, затем снова прячет предметы. Учащимся предлагается припомнить и назвать только те предметы, в названиях которых есть звук Ц. Количество предметов, спрятанных под шапкой, и время их предъявления зависит от возможностей детей. 9. Развитие навыков слогового и фонематического анализа. Логопед показывает школьникам предметы со звуком «Ц», спрятанные под «Шапкой – невидимкой», и предполагает определить количество слогов, звуков и место звука «Ц» в словах яйцо, кольцо и курица. Дети показывают соответствующие цифры. 10. Игра «Ералаш». Логопед предлагает детям найти буквы, спрятанные в таблице и составить из них слово. Курица Огурец 11. Физ. минутка. Игра «Спортсмены»: развитие слухового внимания (концентрации и распределения внимания). Логопед объявляет детям, что они будут изображать спортсменов. Если логопед скажет слово плавание, то все дети должны изображать пловца, слово борьба- борца, слово лыжи- лыжника. 12. Развитие тактильного гнозиса: игра «Узнай слово». Логопед раздает учащимся наборы карточек, на каждой из которых наклеено слово с вырезанными из бархатной бумаги буквами, ребенок с закрытыми глазами должен «прочитать» слово и определить, на каком месте находится буква Ц. 13. Логопед предлагает учащимся прослушать предложения и определить, на каком месте в предложении стоят слова со звуком «Ц», показав соответствующие цифры. Лисица схватила курицу. Около дома построили колодец. Цапля, воробей, синица – это птицы. Учитель написал на доске цифру пять. 14. Игра «Кодирование». Логопед предлагает учащимся прослушать предложения, закодировать их с помощью буквы Ц и написать, сколько в этом предложении слов. Слова кодируются следующим образом: если в слове есть звук «Ц» - ребенок обозначает слово с помощью буквы Ц; если в слове нет звука «Ц» - ребенок ставит прочерк. Например: У курицы двенадцать цыплят. _ц ц ц .-4 На сцене выступает певица. _ц _ ц. – 4 15. Развитие памяти – отсроченное восприятие слов. Логопед предлагает учащимся припомнить, записать название предметов со звуком « Ц», которые были спрятаны под «Шапкой – невидимкой» и подчеркнуть букву Ц. 16. Итог занятия.