Тема: Дифференциация звуков д-т в слогах, словах, предложениях. Цель: Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков д, т. Задачи: Учить детей дифференцировать звуки, обогащать словарь детей; развивать навыки слогового анализа и синтеза; закреплять знания языковых норм; способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков). Учить устанавливать причинно- следственные связи. Оборудование: Карточки с артикуляционной гимнастикой; буквы т, д. Предметные картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус, уточка, удочка. Карточки со словами: уточка, удочка.
Ход занятия:
1. Организационный момент Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать. Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Мы будем проговаривать все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. - Для того чтобы нам красиво говорить мы должны сделать артикуляционную гимнастику. 2. Артикуляционная гимнастика Упражнения «Маляр» «Лягушка и слоненок» «Качели» -Молодцы вы хорошо поработали и ваш артикуляционный аппарат готов к дальнейшей работе. 3. Развитие фонематического восприятия Рассмотрите предметные картинки и назовите их. -Сколько звуков в этих словах? 6 звуков - Это очень похожие слова уточка-удочка. -А чем они различаются? (второй звук т , в слове уточка) - В слове удочка второй звук д -Какой второй звук в слове уточка? Т -А какой второй звук в слове удочка? Д -На доску вывешивается слова, уточка-удочка посмотрите, поменяли одну букву, а изменилась все слово. - Сегодня мы будем учиться различать эти звуки т, д и буквы тэ, дэ для того чтобы на письме их не путать. 4. Сравнительная характеристика звуков. -Дайте характеристику нашим звукам Произнесите звуки т и д. Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково) Как произносим эти звуки? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух «взрывом» разрушает эту преграду. Звуки согласные. Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука д? ( Дрожит.) С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом) А теперь произнесите звук т и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (не дрожит) Значит, звук произносится без голоса. -Какой вывод можем сделать? Вывод Звук д произносится с голосом, он звонкий и определяется буквой д на письме и при чтении, А звук т произносится без голоса он глухой и определяется буквой т на письме и при чтении. Т-согласный, глухой, произносится без участия голоса. Д- согласный, звонкий, в произношении учувствует голос. 5. Соотнесение звука и буквы. - Звуки на письме и при чтении обозначаются чем? (Буквами) Вспомните, какие элементы букв нужны нам для записи строчных букв и составьте эти буквы. тэ, дэ. -А скажите если поставить согласный и гласный звук вместе, то, что они образуют? (Слог) 6. Дифференциация звуков в слогах Рассмотрите схему и составьте и прочитайте слоги. Запишите слоги парами по звонкости – глухости запись на доске. Укажите в них наличие звуков изучаемых на занятии. Т
А О У
Д - ТА, ТО, ТУ; -ДА, ДО, ТУ; -А что образуется из слогов? (Слова) - Откройте тетради 2 строчки вниз и запишите сегодняшнее число 7. Дифференциация звуков в словах -Сейчас поиграем в игру «Что где находится?» (Приложение 1) -Отгаданное слово будем записывать в тетрадь, и выделять букву, с которыми мы сегодня работаем. Картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус. -Что находится в верхнем левом углу? Какой звук слышим в этом слове? Капуста. В слове капуста слышу звук т, он согласный, глухой, значит, пишу букву тэ, выделяю букву тэ, рисую колокольчик без язычка. -Что находится в правом нижнем углу? Какой звук слышим в этом слове? Стул -Что находится над домом? Какой звук слышим в этом слове? дыня -Что находится слева от дома? Какой звук слышим в этом слове? Карандаш -Что находится между карандашом и стулом? Дом -Что находится под тарелкой? ведро -Молодцы справились с этим заданием хорошо. -Скажите, слова связанные между собой по смыслу образуют, что? (Предложения) 7. Дифференциация звуков в предложении. - Составьте из предложенных слов предложения и подумайте, какой рассказ может получиться из этих предложений. У, дом, в, дедушки. Около, деревни, пруд. Летом, Тёма, был, у, дедушки. Прочитайте, что у вас получилось. -Запишите каждый свое предложение в тетрадь и найдите в нем наши Буквы выделите, их как мы это делали в словах. Предложения, связанные между собой по смыслу образуют что? (Рассказ) Давайте попробуем поставить, наши предложения так чтобы получился рассказ. У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Тёма был у дедушки. - Придумайте продолжение нашему рассказу. 1 вариант Он ходил летом на рыбалку. В пруду водилось много рыбы. Тёма любит отдыхать летом в деревне. 2 вариант Дедушка подарил Тёме удочку. Мальчик каждое утро ходил на рыбалку. Рыбу он отдавал коту Ваське. Мальчик очень любит рыбалку. - Как можно озаглавить наш текст. 6. Итог занятия -Какие звуки учились различать на занятии? Т, д. -Дайте краткую характеристику этих звуков? Т-согласный, глухой, произносится без участия голоса. Д- согласный, звонкий, в произношении учувствует голос. -Для чего мы учились различать эти звуки? Чтобы писать без ошибок.