Пятница | 29.03.2024 | 13:27
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Категории раздела
Личный дневник
Портфолио

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наша кнопка

Методсовет


 Дневник 
Главная » 2016 » Август » 8 » Как строят дом 2
16:11
Как строят дом 2
Сценарий урока
Технология 8 класс
Раздел: «Дом, в котором мы живем».
Тема: Как строят дом.
Форма занятия: диспут + игра
Цель занятия:
-формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности:
-навыков самостоятельной работы с большими объемами информации
-навыков поиска информации в литературе и Интернете
-умений увидеть проблему и наметить пути ее решения
-навыков работы в группе
-составление презентаций
Используемая литература: 1. Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. / [Б.А. Гончаров, Е.В. Елисеева, А.А. Электов и др.]; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф,2010. – 208с. : ил.
2. Технология. Материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко, А.Н., Бобровская. Волгоград, издательство «Учитель», 2007
Оснащение: компьютер, проектор, компьютерная презентация «Как строят дом»

ХОД УРОКА
Задачи:
Объяснить целесообразность выбора материала для строительства дома, дать его физическое, экономическое и экологическое обоснование;
Проанализировать национальные жилища с физической точки зрения;

Организационный момент
Проверить явку учащихся и их готовность к уроку
Мотивация: Что значит для вас дом?
Учащиеся: защита от природных явлений, тепло, уют, красота, семья.
Учитель: С древних времен человек строил кров, чтобы защищаться от холода, палящего солнца, пронизывающего ветра. На территории России найдены остатки жилища, сооруженного 25 тыс. лет назад, основанного на каркасе из костей животных. С тех пор как человек начал строить, его мысль работает над совершенствованием существующих и созданием новых материалов, над разработкой новых проектов сооружений, над сокращением материальных и трудовых затрат, над экологически чистыми компонентами, одновременно улучшая их теплопроводность. В доме, где живут люди должно быть тепло и уютно. Итак, приступаем к работе.
1-я группа “Историки”
(Федотова) Издавна они строились по обычаю предков. На Руси, например, человек начинал с того, что тщательно выбирал место для строительства дома. Порой, чтобы найти подходящее место, строитель проходил по берегу реки много километров. Нередко делали так: пускали бревно по воде, и там, где оно приставало к берегу, основывали поселение. (Слайд 2)
Из древесины строили все: от простой деревянной изгороди до церквей, царских хором и крепостей. (Слайд ) Простые лаконичные формы исторического жилья, строительные приемы, свидетельствующие о незаурядном мастерстве русских зодчих, оттачивались веками. Искусство домостроения передавалось по наследству на протяжении многих поколений.
(Слайд ) Ещё в те времена считали, что строить дом можно только с помощью топора. Пилой пользоваться было нельзя. Дело в том, что топор уплотняет древесину, место сруба получается гладким, а поры, которые есть в дереве, закрытыми. Влага не проникает в них, и они не начинают гнить раньше времени, как это случалось с теми брёвнами и досками, которые обрабатывали пилой. Начиная валить деревья, клал мужик у корней краюшку хлеба, до земли кланялся, прощенья просил: «Не скуки ради топор взял, по нужде великой пришёл».
(Слайд ) Мастерство древних «рублеников» поражает наших современников. Деревянные дома собирали из «клетей» (срубов) безгвоздевым способом с большим разнообразием плотнических приемов. Крестьянские постройки или целые ансамбли боярских и княжеских хором сочетали в себе монументальность срубов и легкие каркасные пристройки, а так же летние помещения с сакраментальной и живописной внутренней и наручней отделкой.
Так как строительство жилья на обширной территории охватывает различные климатические зоны, во многом определяющие тип строения, то архитектура домов существенно меняется в зависимости от региона. Переселенцы из различных районов вносили изменения в традиционное зодчество, объединяя опыт различных этнических групп. Это позволяло сформировать более совершенные технические приемы строительства и обеспечивало наиболее рациональные способы выполнения тех или иных архитектурных деталей.
(Севостьянова) Национально-исторические традиции. В Средней Азии жилые кварталы называются махаля. Строя дом в пустыне, человек стремится отгородить себе кусочек оазиса. Дом словно заключает в объятия деревце и небольшой бассейн. Чинара создает тень, а испарение воды увлажняет воздух. Глухие глиняные стены, без окон, надежно защищают от знойных сухих ветров и песчаной пыли. Узкие тенистые улочки создают прохладу даже в 400 жару.
Закавказье: в горных аулах строятся высокие двухэтажные сакли из камня (слайд 3). Первый этаж без окон – это место для животных, кладовые, а второй этаж – жилые помещения. Зимой глубокий рыхлый снег заметает двери и жителям приходится несколько дней находится в сакле, где тепло и уютно. За счет конвекции, теплый воздух от животных подогревает пол.
Украина: хата – мазанка. На деревянный остов наложен слой глины, а крыша покрыта соломой или черепицей, у тех, кто – побогаче. Хата стоят белые и расписаны узорами.
Северные народности отличаются разнообразием жилищ: эскимосская иглу хижина из снега и льда, круглой формы. Чукотский чум, якутская яранга: (слайд 4)
Как построить ярангу?
Попробуйте – это не трудно!
Вот подсохнет на солнце за лето холодная тундра,
Привезу я для вас из тайги деревянные жерди –
Шалашом их поставьте и сами на прочность проверьте.
Чем ярангу покрыть? Тут железо совсем не годится,
Ни к чему и солома, холодна и тверда черепица.
Только шкуры оленьи, что сшиты надежно иглою,
Защитят вас в яранге от снега и стужи зимою.
Полярный дом в Антарктиде должен сохранять тепло как можно дольше, чем меньше поверхность дома, тем больше тепла сохранится. Самая малая поверхность у шара, поэтому полярный дом напоминает эскимосское иглу.
Алтайская юрта: (слайд 5) люди кочевали за табунами лошадей, и дом перевозили с собой. Выбрали пастбище, вбили в землю жерди, накрыли плотным войлоком из шерсти животных, получился теплый дом. В жару белый войлок отражает солнечные лучи. Сферическая форма купола придаёт устойчивость и не даёт солнечным лучам и дождевым потокам задерживаться на поверхности.
Сибирская деревня – под одной крышей избы укрыты жилые комнаты, хлев для скотины, сеновал, амбар. В основе избы – сруб бревенчатый, плотно сложенный венец к венцу. Такой дом надёжно сохраняет тепло. (слайд 6)
Традиции: Обычно русские плотники сращивание бревен по длине не применяли, а для увеличенияя размеров дома ставили рядом несколько субов или применяли многоугольные или крестообразные в плане здания. Наиболее распространенными были пятистенки – усложненный тип сруба, представляющий собой прямоугольную избу. Разделенную поперечной стеной. Начиная строить, планировали, куда встанет фундамент печи, а постройку возводили вокруг этого места. Отсюда выражение – «плясать от печки», значит, начинать сначала. В основание дома клали монетку – к богатству. Брёвна соединяли с помощью специальных выемок – пазов. Один ряд брёвен назывался «венец». Строительство дома напоминало плетение венка. Конец – делу венец. Венчали дом крышей. Окна защищали ставнями, украшали росписью, резными наличниками. Окончание строительства отмечалось богатым угощением плотиков, впоследствии названным – новосельем.
Неудачным для строительства, считалось место кладбищ, дорога. Самые высокие, красивые места отводились для церквей и храмов. Строили их из камня, украшали каменной резьбой, орнаментом. Высокие купола возводили, используя специальные подъёмные устройства, ведь кранов тогда не было. Чтобы такой подъёмник работал, использовали лошадей. И взмывали ввысь купола соборов и церквей.

Вопрос: почему по всему миру строятся дома разной архитектуры?
Вывод: климатические условия местности способствовали созданию жилья различной архитектуры, учитывались особенности быта и национальные традиции, подручный строительный материал (слайд 7)
Учитель: Мы заслушали про культуру и традиции строительства дома. В настоящее время строительство дома изменилось. Помимо домов из дерева, со временем начали заменять их кирпичными сооружениями. У каждого строителя начали появляться свои названия рода занятий. Вот , к примеру, Архитекторы.

2-я группа “Архитекторы”
Учитель: Итак, чтобы построить дом первым за работу принимается архитектор. (слайд 8)
Учащиеся:
(Кривоносова) Разработка проекта дома. Нам необходимо выбрать правильно строительный материал, ведь от этого зависит, будет ли дома тепло и комфортно, сколько средств уйдёт на отопление. Постройку дома начинают с закладки фундамента. (на листе ватмана поэтапно собирается проект дома: фундамент, деревянные стены, окна, крыша, труба, веранда).
Фундамент (слайд 9) – предназначен для уменьшения давления здания на грунт, гидроизоляции, устойчивости, для утепления пола, за счёт воздушной прослойки между землёй и полом. Для прочности в бетон укладывают камни, арматуру. Теплопроводность бетона меньше металла, но больше кирпича. Фундамент сверху покрывают битумом и рубероидом для гидроизоляции.
Стены(слайд ) дома ставят из сосны, ели, лиственницы, так как они имеют низкую теплопроводность, способны долго удерживать тепло и не гниют, между брёвнами прокладывают для утепления паклю, мох.
Окна (слайд ) – проемы в стене на все четыре стороны света закрыты стеклом, впускают дневной свет, за счет солнечного излучения обогревают дом. Пластиковые окна во много раз уменьшают потери тепла, так как более герметичны и между стеклами находится воздух.
Потолок (слайд ) для утепления засыпают теплоизоляторами – шлаком, опилками, мажут глиной.
Веранда: (слайд 10) чтобы не охлаждать помещение, лучше использовать для входа веранду, тамбур, двойную дверь. Эти приспособления служат тепловым шлюзом перед входом в дом.
Кровля (слайд 11) должна быть долговечной, экономичной, водонепроницаемой, прочной и соответствовать противопожарным требованиям. Кровлю выполняют из листовой стали, металлочерепицы, сайдинга, древесины покрытой рубероидом или шифером. В наших климатических условиях, при большом количестве осадков в виде дождя и снега используют двускатные крыши с уклоном в 50%. Летом жара достигает 400, поэтому для отражения солнечного излучения крыши красят “серебрянкой”.
Труба (слайд 12). Рассматривая вопрос о тяге в печных трубах, мы говорим о зависимости тяги от длины и диаметра трубы. Проведённые опыты показали, что тяга лучше в длинной трубе большего диаметра. Трубы применяют кирпичные, железные или керамические. Самые эффективные кирпичные, т.к они дольше удерживают тепло, воздух внутри теплый – давление меньше, значит тяга лучше.

3-я группа “Строители”
А сейчас пришли на помощь людям мощные, умные машины, удобные материалы. В современном строительстве используются и другие материалы, придуманные человеком: стекло, металлы, пластмасса. На крышах городских домов часто используют листы жести (слайд 13, 14)

Учитель: На стройке строители выполняют разную работу. А какие строительные профессии вы знаете?
Учащиеся: маляр
штукатур
плотник
сантехник
электрик
каменщик
Учитель: Молодцы ребята, но это не всё и добавляет:
кровельщик
плиточник
крановщик
экскаваторщик
бульдозерист
архитектор
Учитель: Сейчас сделаем небольшой экскурс в строительство.
(Презентация. Слайды)

(Упорникова) Строительные профессии

Различные строительные навыки, которые должны быть использованы при возведении зданий и сооружений, требуют наличия большого числа строительных профессий, как, например, профессий в области надземного строительства, отделочных работ, подземного строительства. К профессиям проектировщиков кроме инженеров и архитекторов относятся также различные виды чертежников, в том числе и специалистов в области компьютерной графики.
СТРОИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЕЖНИКИ выполняют по заданиям архитекторов и инженеров необходимые для возведения зданий и сооружений чертежи, фотоснимки зданий для их перестройки. Кроме того, они выполняют обмеры и составляют планы существующих зданий, планы прокладки существующей канализации и других коммуникаций.
КАМЕНЩИКИ и БЕТОНЩИКИ возводят фундаменты, стены, колонны, перекрытия, лестницы и дымовые трубы. Они ведут кладку из искусственных камней и из природного камня, опалубочные работы и бетонируют части зданий из бетона, железобетона и предварительно напряженного железобетона, выполняют также работы по изготовлению деталей из бетона, монтажу сборных элементов и возведению полносборных зданий (). Кроме того, они возводят обжиговые печи, рассчитанные на высокие температуры. При возведении несущего остова зданий и ограждающих конструкций могут производиться также устройство теплоизоляции, штукатурные работы, предварительные электротехнические работы, такие, как прокладка в конструкциях пустых труб для скрытой электропроводки, монтаж предварительно изготовленных окон, дверных петель и рольставен, укладка стяжек, плитки, отделочных плит и мозаики. Возможны также работы по укладке полов.
ОПЕРАТОРЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН управляют и обслуживают строительные машины, занятые на стройплощадке. Это, например, землеройные машины, машины для изготовления и укладки бетона, а также транспортные машины
ПЛОТНИКИ изготавливают в основном деревянные конструкции для стен, перекрытий, лестниц и крыш. Изготовление лесов и опалубки для бетона, укладка цементно-волокнистых плит, сухие отделочные работы (установка плит сухой штукатурки), а также устройство вентилируемых фасадов относятся также к задачам, выполняемым плотниками.
ЖЕСТЯНЩИКИ и КРОВЕЛЬЩИКИ также относятся к профессиям по возведению «коробки» несущего остова и ограждающих конструкций зданий.
«Коробка здания» считается законченной, если возведены стены, перекрытия и крыша.
СТРОИТЕЛИ-ДОРОЖНИКИ строят дороги, площадки и взлетно-посадочные полосы для самолетов. Кроме того, они производят планировку территорий, устраивают откосы, кюветы, канавы и плотины, а также дренаж, трубопроводы водоотве-дения и шахты
РЕЛЬСОУКЛАДЧИКИ и ПРОКЛАДЧИКИ ТРУБ также относятся к профессиям подземного строительства.
К работам подземного строительства относятся строительство дорог, а также прокладка трубопроводов.
Профессии отделочников
ШТУКАТУРЫ оштукатуривают неотделанные стены и перекрытия, изготавливают перегородки из сухой штукатурки, ведут работы по затирке и устройству стяжек.
МОНТАЖНИКИ ГИПСОКАРТОННЫХ ПЛИТ возводят перегородки «сухим способом», т.е. из гипсокартона на каркасе, ведут отделку стен и перекрытий, укладывают теплоизоляционные слои, сухие стяжки, а также пожарозащитную облицовку конструкций.
УКЛАДЧИКИ СТЯЖЕК устраивают на неотделанном перекрытии стяжки из раствора или укладывают их насухо из плитных материалов, включая устройство тепло- и звукоизоляции, занимаются устройством полов из терраццо и брекчии.
ПЛИТОЧНИКИ, УКЛАДЧИКИ МОЗАИКИ И ОТДЕЛОЧНЫХ ПЛИТ отделывают стены и полы керамической плиткой, отделочными плитами и мозаикой. Это происходит в основном в мокрых помещениях, таких, как кухни, ванные комнаты, и в помещениях с высокими гигиеническими требованиями, таких, как помещения для хранения и обработки пищевых продуктов или бассейны для плавания
Кроме того, при отделке зданий работают установщики труб и приборов отопления, установщики труб и приборов водоснабжения и канализации (в России они называются САНТЕХНИКАМИ. - Примеч. ред.), ГАЗОВЩИКИ, ЭЛЕКТРИКИ, СТРОИТЕЛЬНЫЕ СЛЕСАРИ, специалисты по КАМЕННОМУ ЛИТЬЮ и ТЕРРАЦЦО, СТЕКОЛЬЩИКИ, МАЛЯРЫ и ЛАКИРОВЩИКИ, а также ОФОРМИТЕЛИ ПОМЕЩЕНИЙ.
Все работы от возведения «коробки» здания до сдачи здания «под ключ» называются отделкой.

Учитель: Когда проект здания и вся документация готовы (слайд 15) , начинают готовить строительную площадку. Первым на строительную площадку приезжает бульдозер. (слайд 16)
Какие работы выполняет он?
Ровняет поверхность площадки.
Учитель: После бульдозера за работу принимается экскаватор.
На экскаваторе работает экскаваторщик. Котлован готов. Теперь пора укладывать фундаментные блоки. (слайд 17) С этой работой легко справляется подъемный кран, а управляет им крановщик. (слайд 18)
Учитель: После закладки фундамента на строящийся объект прибывает бригада каменщиков. Они выкладывают из кирпича стены и перегородки здания.(слайд 19)
Учитель: Затем на стройку прибывают плотники, сантехники, электрики.
Какую работу выполняет плотник?
Учитель: Сантехники прокладывают в доме трубы: вода, тепло, канализация. Электрики проводят электрический свет в доме. Затем на строящемся объекте приступают к работе отделочники: штукатуры, маляры, плиточники.
Учитель: А кто мне скажет, чем занимается на стройке маляр? (слайд 20)
Учитель: Вместе с малярами и штукатурами работают плиточники. Люди этой профессии облицовывают плиткой полы и стены помещений. Ну вот, наш дом почти построен. Но остался рабочий, который работает выше всех. Как вы думаете, человек какой профессии работает на высоте?
Учитель. Все выше перечисленные профессии можно объединить одним словом «строители». Профессия строителя очень важная, почетная, но в то же время очень ответственная. Кто мне скажет, какими качествами должен обладать человек строительной профессии?
Ученики: Ему необходимы, трудолюбие, выносливость, терпение, внимание и сила.

4-я группа “Дизайнеры”
(Фурсова) Без оформления дом как безликий деревянный кубик, а в руках дизайнера домик заиграет. Изменить внешний вид дома можно оригинальной верандой, конструкцией крыши, окон; формой наличников и ставней, украсить резьбой.
В доску врезываясь резко
Кружева плетёт стамеска
Словно русские матрёшки
Разукрасились окошки
Гибкий лобзик и бурав
Вырезают стебли трав.
Г. Морозов
(Иллюстрации резьбы по дереву деревянных домов алтайских сел из книги “Красная книга ремесел”). Окно в окружении резного деревянного кружева наличников веселит наш взгляд. Наши предки считали, что нечистый дух проникает в дом через окно, и поэтому стали окружать его магической резьбой. Окно стало оком дома, впускающим солнечные лучи света и тепла. (слайд 21,22) Можно украсить и крышу дома: конек возвышается над челом избы. К нему взбегает узор резных досок. Карниз крыши выполняется в несколько ярусов, но это зависит от достатка семьи. Современные облицовочные материалы выпускают до 16 различных оттенков. (слайд 23)
Вывод: При оформлении дома главное чтобы все сочеталось и соответствовало единому стилю, народным традициям данной местности, (дизайнеры дополняют рисунок дома: ставни, наличники, конек).
Проекты дома – будущего. Дом будет совсем маленький – минимум мебели, автоматизированная система бытовых услуг, на электронных носителях книги и фотографии. Комфортный микроклимат в квартире создадут оптически прозрачные и одновременно теплоизолирующие окна. Они представляют собой многослойные герметичные стеклопакеты с тонкими прозрачными полимерными пленками, созданными на основе нанотехнологий. Между ними находится газ, выполняющий роль теплоизолирующего наполнителя. Плёнки пропускают солнечный свет без потерь, а инфракрасные (тепловые) лучи отражают. В жарком климате в окна вставляют отражающие стёкла. Но такие окна стоят слишком дорого. Пол с электроподогревом уже используется при строительстве современных зданий в Сибири. Под линолеум стелют термоплёнку мощностью до 0,16 кВт. Архитектура домов будет самой разнообразной. (Демонстрация иллюстраций проектов дом – цветок, дом в коробке и др. слайд 24-26)

Учитель:
– Давайте попробуем построить новый дом сами. Вы теперь строительные бригады. Первая бригада будет строить городской дом, а вторая – сельский.
Всё необходимое – на карточках. Определите последовательность работ, дополняя предложения. Расскажите, как пойдёт ваша стройка.

Бригада 1. Городской дом

Последовательность работ Словарик
– Закладывают бетонное основание – … кирпичи
– Крышу кроют … и … котлован
– Роют большую яму – … цемент
– Кладут стены из … бетон
– Для ускорения строительства используют … черепица
– Для скрепления материалов используют … и… бетонные блоки

Бригада 2. Сельский дом

Последовательность работ Словарик
– Окна защищают …, брёвна
– украшают … доски
– На основании с помощью пазов скрепляют … ставни
– Обивают брёвна … шифер
– Крышу кроют …или … фундамент
– Закладывают кирпичное основание… черепица

Представление результатов работы бригад. Проверка, оценивание работ.
– Человек научился строить. Он стал Великим Строителем. Всё может строитель, всюду он необходим, всюду в почёте.

Итог урока

– Какую цель мы перед собой ставили?
– Мы ответили на вопрос?
– Что нового для себя вы узнали на уроке?

Учитель: А теперь я предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд, который изображён на доске. (Кроссворд)
1. Я песок нагрузил,
Он сам отвез и сам свалил.
Мне в работе помогал –
Это чудо …(самосвал).
2. Механизм, с помощью которого на стройке
приготавливают раствор (растворомешалка).
3. Их видно повсюду
Их видно из окон,
По улице движутся
Быстрым потоком.
Они перевозят различные грузы:
Кирпичи, железо, зерно и арбузы. (автомобиль)
4. Есть на свете чудная лопата –
На колесах, крива и горбата.
Но если копать начинает она,
Сто лопат заменяет одна (экскаватор)
5. Он нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже,
Он в стекле расплавлен даже…(песок).

1
2
3
4
5
Просмотров: 929 | Добавил: IgorPastukhov | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы "ВКонтакте"

Поиск

Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться
с планами нашего портала

Афоризм дня
Познать - значит внутренне изменить себя.
/Авессалом Подводный/


Реклама

Рейтинг@Mail.ru
"Методсовет" © 2010 - 2024
My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы