1. Организационный момент Л.: - Протянуло солнышко нам свои ладошки, Позвало нас солнышко к сказочным дорожкам, С солнцем мы покружимся Со звуками подружимся! Позвало нас солнышко в кружок – поздоровайся, дружок! (дети встают в круг и называют свои имена).
Артикуляционная гимнастика. Л.: - Чтобы говорить правильно и красиво, нужно, чтобы язычок был сильным! Для этого мы выполним упражнения! «Заборчик» Подражаем мы лягушкам: Тянем губы прямо к ушкам. Вы сейчас тяните губки – Я увижу ваши зубки. Мы потянем – перестанем И нисколько не устанем. «Лопаточка» Язык лопаткой положи. И спокойно подержи. Язык надо расслаблять И под счёт его держать: Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать. «Часики» Тик – так, тик – так, Язычок качался так Словно маятник часов. Ты в часы играть готов? Л.: Молодцы ребята!
4. Упражнение для сильного выдоха и развитие мелкой моторики: Ребята, а сейчас давайте представим, что мы вышли на прогулку, а на улице… Снег, снег кружится, белая вся улица… Выпал пушистый снег - сдуем снежинки с сугроба. У вас на столах лежит фольга – мы скатаем из неё волшебный снежок, положим на сугроб и сдуем одним сильным выдохом на высунутый язычок.
2. Сообщение темы занятия Л.: - Сегодня мы продолжим работать над звуками. Какие звуки живут в красном домике? Д.: - Гласные звуки. Л.: - Какие гласные звуки вы знаете? Д.: - Мы знаем гласные звуки А, о, У, и. Л.: - Какие звуки живут в синем домике? Д.: - Согласные звуки. Л.: - Какие согласные звуки вы знаете? Д.: - Мы знаем согласные звуки с-р-м-н. Л.: - Чем гласные звуки отличаются от согласных? Д.: - Гласные поются, а согласные нет. Л.: - Сегодня на мы будем работать с согласными звуками. А с какими, вы определите сами. Я предлагаю вам разбиться на 2 команды – сидящие слева – команда “свистелочки” - у них на медальках символ – “свисток”, сидящие справа – “звенелочки” - у них на медальках символ “звоночек”. У вас на столах лежат символы звуков, определите, какой звук обозначает ваш символ? (На столах у детей символ звука З – комарик; символ звука Ж – жук). Л.: - Сегодня мы познакомимся и подружимся со звуками З, Ж. А знакомство с этими звуками я предлагаю начать с задания “Выбери животных». (Жаба, жираф, зебра, заяц, коза, зубр).
Перед вами животные, команда «свистелочек» выберет животных со звуками – Ж, а команда «звенелочек» - со звуками З. Давайте назовём их и расставим. Герои выставляются на наборное полотно к соответствующим звуковым символам. (С – символ жук; З – комар). Животные предлагают с ними поиграть, заодно научиться слышать и произносить звуки Ж, З.
5. Характеристика звуков. Л.: - Давайте дадим характеристики нашим звукам. На столе разложены графические звуковые символы. С их помощью команда «свистелочек» расскажет о звуке Ж, а команда «звенелочек» - о звуке З. Будьте внимательны, выберите только те символы, которые помогут вам правильно рассказать о звуках. Ж – согласный (преграда во рту), звонкий, твёрдый. З - согласный (преграда во рту), звонкий , твёрдый (есть мягкий брат).
ВЫВОД: ТАК ЧЕМ ЖЕ ПОХОЖИ ЭТИ ЗВУКИ? А ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ? Теперь мы будем различать звуки Ж и З на слух. Поиграем?
6. Физкульминутка Логопед: « Я буду читать чистоговорку, а вы как услышите слово со звуком Ж – присесть команде свистелочки, а если слово прозвучит со звуком З – присядут команда звенелочки. За-за-за – У Маши зеленые глаза. Жу-жу-жу – я на солнышко гляжу. Зу-зу-зу – едет Ваня на возу.
7. Игра “Эхо” (слоговой анализ и синтез) Логопед: «Ребята, я буду “бросать” вам звуки, а вы мне “возвращать” слоги» /используется мяч/. “ж”, “а” - “жа”; “ж”, “у” - “жу”; “ж”, “о” - “жо”. Аналогично произносятся слоги со звуком “З”.
8. Игра «Один – много» А Змей Горыныч любит, когда чего-то много (Образование существительных им. падежа множ. числа). Он просит поиграть в игру “Один – много” ЖУК - ЖУКИ, ЖУРНАЛ, АРБУЗ, МОРЖ, ЖАБА, ЗАМОК, ЖИЛЕТ, ЗОНТ, ГАЗЕТА.
9. Узнай картинку Сова просит вас узнать, что изображено на картинках и правильно произнести слова со звуками нашего занятия. (Узнай картинку по части контура (наложенные изображения – профилактика оптической дисграфии, коррекция зрительного восприятия и развитие фонематического слуха) Одновременно с произношением дети поднимают светофорчики – Ж – с символом – жука, З – с символом - Комарик.
10. Звуковой и слоговой анализ А теперь Снегурочка просит вас выполнить самое трудное задание “Слово правильно назови и в сундук или корзину положи”: Посмотрите, что она принесла. На наборном полотне 3 сундука, и 3 корзины. На них обозначения: 1 2 3 У вас картинки. Для команды “свистелочки” надо определить, где в словах находится звук Ж – в начале, середине или конце слова и положить в сундук с данным обозначением места звука в слове. (Жаба, журнал, жук, моржи).) А для команды “звенелочки” слова со звуком З. Надо определить, сколько в слове частей - одна, две или три части (слога) и поместить картинки в нужную корзину. Чтобы определить, сколько частей (слогов) в слове – его надо отхлопать) З – зуб, коза, забор, кузнечик…..
11. “Незнайкины предложения” Незнайка предлагает игру. Исправьте порядок слов в предложениях (работа с деформированными предложениями). В, живет, Африка, жираф. Растет, в, кудрявая, поле, береза. Логопед.: Пока мы с вами еще не умеем писать, но зато мы можем изобразить что-то схемами. (Дети выкладывают схемы предложений). Логопед: Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, второе, третье.
Вот мы и научились слышать звук в слогах, словах и предложениях.
12. Итог занятия: На нашем занятии команды “свистелочки” и “звенелочки” работали отлично, и победила смекалка и дружба! Чем мы занимались на занятии? (Мы учились различать на слух и в произношении звуки Ж; З). Что вам понравилось на занятии? В качестве приза вам остаются сегодняшние медальки.