Воскресенье | 07.06.2020 | 07:25
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Категории раздела
Личный дневник
Портфолио

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наша кнопка

Методсовет


 Дневник 
Главная » 2020 » Май » 8 » Центральная нервная система. Спинной мозг
23:33
Центральная нервная система. Спинной мозг
Урок№
Дата:
Класс :8
Тема урока: «Центральная нервная система. Спинной мозг»
Цель урока: познакомить учащихся с общей структурой нервной системы, ее отделами. Рассмотреть строение спинного мозга, его роли в осуществлении безусловных рефлексов, проводящей функции спинного мозга; установить особенности функций спинного мозга человека.
Личностные результаты обучения:
-уметь рационально организовывать труд и отдых;
-понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;
- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
Метапредметные:
-устанавливать причинно-следственные связи между строением органов и выполняемой им функцией;
--находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов рефератов.
Предметные:
--обосновывать роль нервной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека;
- применять знания о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний.
Базовые понятия и термины: нейрон, серое и белое вещество спинного и головного мозга, дендриты и аксоны, центральная и периферическая нервная система, оболочки мозга, передние , боковые и задние рога, двигательные и чувствительные корешки, восходящие и нисходящие проводящие пути, соматические и вегетативные рефлексы, произвольные и непроизвольные реакции.
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: объяснительно –иллюстративные -беседа, рассказ; наглядные -демонстрация; частично – поисковые.
Оборудование и материалы: таблицы «Нервная система», схема рефлекторной дуги, «Спинной мозг» человека, муляжи головного мозга человека и животных, мультимедийная доска, проектор.
Структура урока
I Организационный этап 3 мин
II Актуализация опорных знаний 7 мин
III Изучение нового материала 20 мин
V Обобщение и систематизация знаний 7 мин
VI Рефлексия 5 мин
VII Домашнее задание 3 мин
Ход урока
I Организационный этап
Приветствие учащихся. Учитель предлагает школьникам занять свои места, проверить готовность рабочего места.
II Актуализация опорных знаний
1. Какие отделы имеет позвоночник?( шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый)
2. Как называется клетка нервной ткани? ( нейрон)
3. Из чего состоят нейрон и нервы ( нейрон состоит из тела, длинных отростков- аксонов и коротких- дендритов, нервы образованы отростками нервных клеток, тела которых размещены в головном и спинном мозге)
4. Чем образовано серое и белое вещество нервной системы? ( серое вещество образовано телами нейронов, белое вещество состоит из отростков нейронов) ( Слайд №5)
5. Какова физическая природа нервного импульса? ( нервный импульс сопровождается переходными электрическими процессами от одной нервной клетки к другой или передача электрических сигналов)
6. Зачем организму нужна нервная система? ( осуществляет связь с внешней средой, рефлекторно регулирует работу всех органов)
Учитель называет тему урока : «Центральная нервная система. Спинной мозг» ученики записывают . III Изучение нового материала.
1. Какая цель урока? Определить строение, местоположение спинного мозга и функции нервной системы.
Из каких отделов состоит нервная система? Центральная и периферическая н. с.. Центральная н. с. состоит из спинного мозга и головного мозга. Периферическая н. с. из вегетативной и соматической нервной систем.
Какие функции выполняет ЦНС и периферическая?
Основные функции центральной нервной системы- контролировать все жизненно важные процессы в организме.
Головной мозг отвечает за мышление, речь, координацию.
Периферическая : вегетативная – деятельность внутренних органов, соматическая- регулирует движение скелетных мышц. 2.Строение спинного мозга. Где находится спинной мозг ?Спинной мозг находится в позвоночном канале .
Спинной мозг представляет собой тяж, цилиндрической формы, диаметром 1 см, масса 35-38 г., длиной 40-45 см , в спинномозговой жидкости , и защищен тремя оболочками. Функции спинного мозга: рефлекторная- замыкание рефлекторных дуг в сером веществе и проводящая- проведение импульсов по проводящим путям, образованным волокнами белого вещества.
Спинной мозг в позвоночном канале
Задние корешки – чувствительные волокна. Передние – двигательные.
В центре спинномозговой канал – заполнен жидкостью. 31 сегмент – отделы: шейный – 8 пар смешанных спинномозговых нервов, грудной – 12 пар, поясничный – 5 пар, крестцовый – 5 пар + 1 пара копчиковых. – конский хвост.
3. Травмы позвоночника очень опасны. Могут произойти повреждения и даже разрывы спинного мозга. Нарушается рефлекторная и проводниковая функции. Опасны травмы в шейном отделе, это приводит к неподвижности тела или может привести к смерти т. к. в шейном отделе находится продолговатый мозг, отвечающий за работу сердца, легких и пищеварительной системы. Выполнять нагрузки согласно возрасту и физическому развитию. Сидеть ровно за партой и при работе за компьютером.
IV Обобщение и систематизация знаний.
Что входит в состав центральной нервной системы?
Что входит в состав периферической нервной системы?
Чем отличаются серое от белого вещества?
Чем защищен спинной мозг?
В чем заключаются функции спинного мозга?
Почему травмы позвоночника чрезвычайно опасны?
V Рефлексия Что вы узнали нового для себя?
VI Домашнее задание: п. 49 выучить строение спинного мозга.

Урок№
Дата:
Класс:
Тема урока: « Строение и функции желез внутренней секреции»
Цель урока: познакомить учащихся со строением и функциями желез внутренней секреции, гормонами которые они выделяют.
Задачи: определить влияние гормонов на рост организма, его умственное и физическое развитие, обмен веществ; выделить два основных типа нарушений- гиперфункцию и гипофункцию.
Личностные результаты обучения:
- уметь рационально организовывать труд и отдых;
-уметь проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
- понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;
Метапредметные:
-устанавливать причинно-следственные связи между строением органов и выполняемой им функцией;
- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов рефератов,
-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об заболеваниях организма человека, оформлять её в виде рефератов, докладов;
Предметные:
- особенности строения и процессов жизнедеятельности органов и систем органов человеческого организма;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
- заболевания и заболевания систем органов, а также меры их профилактики;
-выделять существенные признаки строения и функционирования органов человеческого организма;
Базовые понятия и термины: гуморальная регуляция, гормоны, железы внутренней секреции, гипоталамус, гипофиз, гормон роста, гигантизм, карликовость, меланотропин, эпифиз, мелатонин, щитовидная железа, тироксин, зоб, кретинизм, микседема, базедова болезнь. паращитовидная железа, паратгормон, поджелудочная железа, инсулин, глюкагон, гликоген, сахарный диабет, надпочечники, адреналин, норадреналин,, кортикостероиды, половые железы, андрогены, эстрогены, гонадотропин, тимус, тимозин.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: объяснительно –иллюстративные -беседа, рассказ; наглядные -демонстрация; частично – поисковые.
Оборудование и материалы: плакаты «Нервная система человека», « Вегетативная нервная система», «Железы внутренней секреции», разборная модель головного мозга человека, мультимедийная доска, проектор.
Структура урока
I Организационный этап
II Проверка домашнего задания 3 мин
Ш Актуализация опорных знаний 7 мин
IV Изучение нового материала 20 мин
V Обобщение и систематизация знаний 7 мин
VI Рефлексия 5 мин
VIIДомашнее задание 3 мин
Ход урока
I Организационный этап
Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку
II Проверка домашнего задания
1. Какую роль в жизнедеятельности организма играет эндокринная система ? (Регуляцию функций различных органов и приспособление организма к изменениям окружающей среды)
2.Как называются железы, не имеющие протоков?( Железами внутренней секреции или эндокринными)
3. Как называются выделяемые ими биологически активные соединения? (гормоны)
4. Что называют гуморальной регуляцией? ( передачу сигналов с помощью гормонов и переносящихся при помощи различных организменных жидкостей- крови, лимфы, тканевой жидкости)
5. Железы постоянно выделяют гормоны? Да. Почему? Так как они разрушаются.
6. Какая система регулирует работу эндокринной системы? Нервная система
7.Что относится к железам смешанной секреции? ( Поджелудочная и половые железы)
III Актуализация опорных знаний
1. Какими свойствами обладают гормоны? Регулируют работу органов
2. Что представляет собой гипоталамус? Связывает работу эндокринной и нервной систем, управляет функциями вегетативной нервной системы.
Учитель называет тему урока : « Строение и функции желёз внутренней секреции» ученики записывают . IVИзучение нового материала. 1. Какая цель урока? Повторить местоположение желез внутренней секреции. Определить строение, и их функции. Названия гормонов. Понятия гипофункция и гиперфункция. Болезни связанные с недостатком или избытком выделяемых гормонов.
К железам внутренней секреции относят: гипофиз, щитовидная, околощитовидная, надпочечники, эпифиз, тимус.
К смешанным железам относят: поджелудочная железа, половые железы
Учител ь объясняет, учащиеся записывают конспект.
Железы Синтезируемые
гормоны Функции Нарушение функции желез внутренней секреции
Гиперфункция Гипофункция
Задняя доля гипофиза (здесь гормоны не синтезируются, а только хранятся и секретируются)
1.Окситоцин

2.Вазопрессин(антидиуретический гормон) 1. Регуляция сокращений матки и лактации
2. Уменьшение диуреза Избыточное выделение ростовых гормонов приводит к развитию гигантизма или акромегалии(чрезмерному разрастанию отдельных частей тела) Недостаточное выделение ростовых гормонов приводит к развитию карликовости и задержке полового развития
Передняя доля гипофиза 1.Фолликуллостимулирующий гормон (ФСГ)
2. Лютеинизирующий гормон (ЛГ)
3.Пролактин
4. Тиреотропный гормон (ТТГ)
5. Адренокортикотропный гормон (АКТГ)
6. Соматотропный гормон (гормон роста, СТГ) 1. Стимуляция сперматогенеза (у мужчин) или роста яйцевого фолликула (у женщин)
2.Стимуляция образования половых гормонов, поддержание существования желтого тела (у женщин)
3.Стимуляция образования и секреции молока
4. Стимуляция образования и секреции гормонов щитовидной железы.
5. Стимуляция образования и секреции гормонов коры надпочечников
6. Стимуляция синтеза белков и ростовых процессов организма
Щитовидная железа 1.Трийодтиронин и тироксин
2.Тиреокальцитонии
1.Регуляция процессов обмена веществ, роста и развития
2.Снижение уровня ионов кальция Приводит к развитию базедовой болезни. Выражается в общем повышении интенсивности обмена веществ, при этом очень часто железа разрастается ( образуется зоб). Наблюдается развитие пучеглазия , дрожание пальцев, учащение сердценбиения и похудание Приводит к развитию гипотериоза (микседеме- у взрослого человека и кретинизм – в детском возрасте). Выражается в общем снижении интенсивности обмена веществ, отеках кожи, выпадении волос, быстрой утомляемосчти, понижении температуры тела и артериального давления. Часто происходит разрастание тканей щитовидной железы (образуется зоб)
Паращитовидная железа Паратгормон Повышения уровня ионов кальция и понижение уровня ионов фосфата В костях скелета образуются пустоты, увеличивается ломкость костей, часто образуются камни в почках Понижается содержание кальция в крови , наблюдаются судорожные сокращения мышц
Кора надпочечников 1.Глюкокортикоиды (кортизол)
2.Минералокортикоиды)
(альдостерон) 1.Стимуляция расщепления белков, синтеза глюкозы и гликогена, адаптация организма к стрессу
2. Регуляция уровня ионов натрия, повышения кровяного давления Наблюдается развитие избыточных отложений жира на туловище, изменение формы лица, повышение артериального давления, ломкость костей Развивается аддисонова болезнь. Наблюдается похудание , развитие бронзовой окраски кожи, снижение артериального давления , нарушение водно- солевого обмена
Мозговой слой надпочечников 1.Адреналин

2.Норадреналин 1.Повышения частоты и силы сердечных сокращений, сужение капилляров в коже и внутренних органах. Расширение артериол сердча и селетных мышц, повышения уровня глюкозы в крови
2. Общее сужение мелких артерий, повышение кровяного давления
Эпифиз Мелатонин Регуляция процессов роста и полового созревания
Тимус (вилочковая железа) Тимозин Регуляция созревания лимфоцитов, процессов роста и обмена кальция
Островки Лангерганса пожелудочной железы 1.Инсулин (в бета клетках)
2. Глюкагон (альфа клетках 1. Снижение уровня глюкозы в крови
2. Повышение уровня глюкозы в крови Недостаточное выделение инсулина приводит к развитию сахарного диабета
Половые женские железы
Яичники 1.Эстрогены
2.Прогестерон
3.Эстрогены 1.Развитие вторичных половых признаков, регуляция менструального цикла
2. Поддержание беременности, подавление овуляции
3. Стимуляция роста и развития матки и плода
Половые мужские железы Тестостерон Развитие вторичных мужских половых признаков


IV Обобщение и систематизация знаний.
А1. Железы внутренней секреции, в отличие от внешней, выделяют свой секрет:
А) на поверхность тела Б) в протоки
В) в полость внутренних органов Г) в кровь
А2. Секрецию гормонов осуществляет железа:
А) потовая Б) сальная
В) слюнная Г) щитовидная
А3. Сахарный диабет развивается при нехватке гормона
А) гипофиза Б) щитовидной железы
В) поджелудочной железы Г) надпочечников
А4. Отставание умственного и физического развития, нарушение пропорций тела м/б связано с нарушением деятельности
А) печени Б) щитовидной железы
В) кровеносной системы Г) вестибулярного аппарата
А5. При недостаточной секреции щитовидной железы у взрослого человека развивается:
А) базедова болезнь В) микседема
Б) кретинизм Г) сахарный диабет
А6. К железам смешанной секреции не относится:
А) гипофиз В) печень
Б) поджелудочная Г) щитовидная
А7. При напряженной физической работе в крови увеличивается количество
А) витамина Д Б) желчи В) гормона роста Г) адреналина.
А8. При избытке гормона щитовидной железы развивается
А) рахит Б) цинга
В) базедова болезнь Г) гигантизм
А9. Карликовость м/б результатом недостаточной функции
А)гипофиза Б) щитовидной железы
В) кровеносной системы Г) вестибулярного аппарата
А10. Гипоталамус влияет на работу желез внутренней секреции используя в качестве «посредника»
А) гипофиз В) соматическую НС
Б) пищеварительную систему Г) надпочечники

V Рефлексия Что вы узнали нового для себя?
VI Домашнее задание: п. 54 выучить названия эндокринных желез и гормонов.
Написать сообщение об эндокринных заболеваниях.

План-конспект : "Окислительно-восстановительные реакции" Химия 8 класс Учебник Г. Е. Рудзитис Ф. Г. Фельдман
Урок №
Класс:
Дата:
Тема: «Окислительно-восстановительные реакции»
Цель урока: определить уровень учебных достижений учащихся относительно степени окисления химических элементов и степень окисления химического элемента, зная степени окисления других элементов; сформировать понятие о окислительно-восстановительных реакциях; научить определять процессы окисления и восстановления, окислитель и восстановитель в уравнениях химических реакций.
Задачи:
Развивающая: выяснить, что такое окислительно –восстановительные реакции
Обучающая : различать процессы окисления и восстановления, окислители и восстановители.
Воспитательная: значение окислительно-восстановительных реакций в природе и жизни человека.
Материалы: магния хлорид, гидроксид натрия, магний
Оборудование: Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблица относительных электроотрицательностей химических элементов, штатив с пробирками, пробиркодержатель, спиртовница.
Базовые понятия и термины: химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, окислитель, восстановитель, окислительно- восстановительные реакции, окисление и восстановление.
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: словесные- беседа, рассказ, работа с таблицей, практические -решение упражнений , интерактивные, частично –поисковые.
Ход урока
I . Организационный этап.
Проверка готовности учеников к уроку, создание рабочего настроения.
Проверка домашнего задания
Карточка №1 Определить тип химической связи и степень окисления
Zn, CH4, OF2, O2, K2MnO4, KClO3, FeO
Карточка №2 Определить тип химической связи и степень окисления
O3, H2S, H2O, Mn, MnO2, K2Cr2O7, Fe2O3
Карточка №3 Определить тип химической связи и степень окисления
СaH2, KCl, N2, CO2, Mg, KMnO4, NaNO3
Для более сильных учеников
Карточка №4 Составить формулы соединений, определите тип химической связи и степень окисления.
А) оксид углерода (IV) Б) молекула азота В)нитрат серебра Г) сульфат калия
Д) медь
Карточка №5 Составить формулы соединений, определите тип химической связи и степень окисления.
А) оксид хлора (VII) Б) озон В) карбонат кальция Г) цинк Д) хлорид бария
III Мотивация учебного процесса- беседа, рассказ
Демонстрация опыта.
Учитель спрашивает как можно получить гидроксид магния и записывает уравнения реакций
1)Mg(Cl)2 +2NaOH Mg(OH)2 + NaCl2
Нагреваем гидроксид магния, образуется оксид магния и вода. Расставляем степени окисления
2)Mg +2(O-2H-1)2 -1 Mg+2O-2 + H2+2O-2
Учитель вместе с учащимися сравнивают степени окисления до реакции и после реакции. Изменились степени окисления ? Нет, не изменились.
Следующая реакция- получения оксида магния , сжигание магния в кислороде воздуха.
Расставляем степени окисления
2 Mg +2 +O2 0 → 2Mg+2O-2
Изменились степени окисления химических элементов до и после реакции? Да
Реакции протекающие с изменением степеней окисления химических элементов называют окислительно-восстановительными реакциями.
Учитель называет тему урока, учащиеся записывают тему, уравнения реакций и определение.
IV Изучение нового материала
Необходимо определить что такое процессы окисления и восстановления, окислитель, восстановитель.
1.Процессы окисления и восстановления
2 Mg +2 +O2 0 → 2Mg+2O-2
Каждый атом магния превращается в катион, теряя 2 электрона
Элемент магний повышает степень окисления от 0 до+2; он окисляется
Mg +2 - 2 e- →Mg+2 - процесс окисления, восстановитель
Каждый атом кислорода , который входит в состав молекулы O2, превращается в анион, присоединяя 2е. Степень окисления этого элемента понижается 0 до -2е; кислород восстанавливается.

O 0 + 2e-→ O-2 - процесс восстановления , окислитель
Окисление – отдача электронов частицей вещества, а восстановление – присоединение ею электронов.
Процессы окисления и восстановления всегда сопровождают друг друга. Электроны не возникают из ничего и не накапливаются в пробирке. Сколько электроны теряют одни частицы, столько же присоединяют другие.
По уравнению реакции : два атома магния теряют 4 электрона, а два атома кислорода имеющиеся в молекуле кислорода присоединяют 4 электрона.
2Mg +2 - 4 e- →2Mg+2
O 20 + 4e-→ 2 O-2
Окислитель- атомы или ионы, которые в данной реакции присоединяют электроны называют окислителями, а которые отдают –восстановителями.
Если в реакции принимает участие простое вещество, то такая реакция всегда является окислительно-восстановительной.
Теорию окислительно- восстановительных реакций, которую назвали электронно-ионной теорией предложил в 1914 году ученый химик Лев Владимирович Писаржевский.
2.Значение окислительно-восстановительных реакций
Окислительно- восстановительные реакции всегда происходят в природе. Они составляют основу таких важных процессов, как дыхание и фотосинтез. Окислительно- восстановительные реакции используют во многих отраслях промышленности: из руд получают металлы, теплоэлектростанции- сжигание топлива, в двигателях автомобилей - бензин, дизельное топливо, природный газ.
Негативные процессы: пожары, ржавление железа, порча пищевых продуктов.
V Обобщение материала
1. Что называют окислительно- восстановительными реакциями?
2. Что называют процессами окисления и восстановления?
3. Что такое окислитель, восстановитель?
Выполнить задание на доске . Расставить степени окисления в уравнении реакции. Определить окислитель, восстановитель, процессы окисления, восстановления.
2Li 0 + H20 → 2 Li +1H-1
2Li 0 -2е→ 2 Li +1 - процесс окисления, восстановитель
H20 +2е → 2 H-1 – процесс восстановления , окислитель
VI Домашнее задание : параграф 57, выучить определения, выполнить задание в тетради со схемами химических реакций .Уравнять, расставить степени окисления, определить являются ли они окислительно- восстановительными, процессы окисления, восстановления, окислитель, восстановитель.
KOH +H2S → K2S+ H2O
NaClO3 → NaCl +O2
VII Рефлексия. Что я узнал нового для себя на уроке?

Категория: Личный дневник | Просмотров: 22 | Добавил: albina031279 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы "ВКонтакте"

Поиск

Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться
с планами нашего портала

Афоризм дня
Я служу публике, но не поклоняюсь ей.
/Б. Шоу/


Реклама

Рейтинг@Mail.ru
"Методсовет" © 2010 - 2020
My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы