Понедельник | 17.12.2018 | 05:08
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Категории раздела
Личный дневник
Портфолио

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
AleNocka

Наша кнопка

Методсовет


 Дневник 
Главная » 2018 » Декабрь » 2 » Беседа с викториной на тему "Исторические корни русской сказки"
18:06
Беседа с викториной на тему "Исторические корни русской сказки"
• Пробудить у детей удивление и восхищение перед
сказкой, как одному из древнейших жанров литературы;
• приблизить к пониманию того, что русская волшебная
сказка является источником этнографических знаний;
• научить по-новому смотреть на известные сказки;
• прививать любовь к устному народному творчеству, любовь к книге, интерес к чтению,
• воспитывать гордость за родную землю и её талантливый народ.

Ребята! Сегодня у нас занятие особенное. Во – первых посмотрите как много к нам пришло гостей. Да и название у нашего занятия необычное: «Исторические корни волшебной сказки». А кто скажет, что изучает история? Правду или вымысел? (Ответы детей) А как же правда может уживаться с волшебством? Будем разбираться. А если нам будет трудно, то, возможно, нам помогут наши дорогие гости.

Итак, герои русских сказок. Кто они? (Ответы детей) Но перед тем как начать свой путь, мы должны заглянуть в гости к героине большинства русских сказок, к древней и могущественной богине, ибо без ее разрешения никто не вправе вступить в этот таинственный мир. А живет она в глухом лесу, в избушке "на курьих ножках". Как ее зовут? (Баба Яга) (рисунок).
А вы когда-нибудь задумывались: была ли Баба Яга на самом деле? Дело в том, что в глубокой древности, наши предки – славяне считали, что существует не один, а два мира. Один называется Явь. Это мир, в котором мы живём, а другой – Навь. Мир, в котором живут души ушедших предков. Потусторонний мир. А Баба Яга, в своей избушке, является проводником живых в царство Нави. Почему именно она и что это за избушка?
Так вот. Древние славяне жили большими семьями – родами. От 15 до 60 человек. В каждом таком роду была своя ведунья. Кто такая ведунья? (Ответы детей) Да. Она следила за соблюдением законов и традиций, за правильным воспитанием детей. Без её помощи, советов, наставлений не могло обойтись ни одно племя. А когда она умирала, сородичи хоронили её не так как всех, а строили глубоко в чаще леса, на высоких пнях (чтобы дикие звери не забрались) деревянный домик (рисунок).
К этому домику можно было прийти, и, как считали наши предки, попросить совета – помощи теперь уже у её духа. Кто помнит, как в сказках описывается избушка? (Без окон, без дверей. На курьих ножках). А Баба Яга какая? (Костяная нога, нос в потолок врос). Чтобы войти в избушку, надо было произнести заклинание. Какое?(Избушка-избушка, встань по-старому, как мать поставила - к лесу задом, ко мне передом).
И вот наш герой-путешественник, приходящий в Навь в поисках мудрости и счастья, представал перед Бабой Ягой, (рисунок) и она решала, достоин ли он, быть посвященным в тайные знания или должен умереть за дерзость. Вспомните, какими словами Баба Яга встречает своих гостей? (Фу-фу-фу, русским духом пахнет. Зачем пришёл?). Да, не нравился ей запах пришедшего. А что наш герой отвечает? (Ты сначала, меня напои, накорми, потом и спрашивай). И, заметьте, как только путешественник был накормлен - напоен стряпнёй Бабы Яги, она сразу становилась добрая и ласковая. Почему? Дело в том, что у многих языческих народов существовал ритуал посвящения. Человека, пришедшего в общину, надо было напоить – накормить пищей, присущей именно этому племени. То есть приобщить к себе. И до сих пор сохранилась традиция кормить гостя, т.е. приобщать, располагать к себе.
И вот только после этого Баба Яга начинала испытывать добра молодца мудрыми загадками. Попробуйте и вы отгадать загадки:
• Без рук, без ног, а в гору лезет (тесто)
• Кругом вода, а с питьем беда (море, болото)
• Ты за ней - она от тебя, ты от нее - она за тобой (тень)
• Вокруг носа вьется, а в руки не дается (запах)
• Течёт-течёт - не вытечет, бежит-бежит - не выбежит (ручей, река)
• Без рук, без ног, а в избу скок (ветер)
• Сам без рук, без глаз, а рисовать умеет (мороз).

Если молодец проявил ум и смекалку – укажет ему Баба Яга путь-дорогу в Тридевятое царство, да еще и одарит чудесными вещами. Здесь Баба Яга уже становится, как добрая богиня, мудрая наставница и дарительница.

А давайте вспомним, какие волшебные вещи встречаются в русских народных сказках? (Шапка-невидимка, зеркало, яблочко с блюдечком, гребень и др.) А о каких волшебных вещах говорится в этих загадках:
• Маленький кругленький, а за хвост не поймаешь (клубок, который показывает дорогу)
• Два арапа – родных брата: ростом по колено. Везде с нами гуляют, нас защищают(сапоги-скороходы)
• Интересная вещица – без начала, без конца (кольцо)

Есть у Бабы Яги и волшебные помощники. (Рисунок) Каких помощников бабы Яги вы знаете? (Выслушать ответы детей). Самый первый помощник - Кот-Баюн. (рисунок) Не обычный кот. Роста он огромного, шерсть черная, как уголь, глаза горят недобрым огнем. Он самый главный помощник: наделен большой мудростью, хитростью и силой. А еще у него особенный голос. Если под его мурлыканье засыпал человек, то сон был заколдованный, и мог он даже не проснуться. Потому и имя у кота соответствующее – Баюн, Баюнок. Он знает множество песен и сказок. Помните: "У Лукоморья дуб зеленый. Златая цепь на дубе том..." Кошка особое животное не только у славян, в славянской мифологии, но и у других народов. Кошек и любили, и опасались. Кошка оберегает дом от мышей, предсказывает погоду. Но вместе с тем, кошка спутница колдунов и нечистой силы, особенно черная. Поэтому с ней и связано много примет, суеверий и поговорок. Какие вы знаете? (Ответы детей)
Вот путник отгадал загадки, получил дары, знает помощников Бабы Яги – и отправляется в путь дальше, где ему встречаются и другие сказочные существа. Если дорога идет через лес, надо быть очень осторожным. Лес для наших предков был не только кормильцем, но и олицетворением чего-то таинственного, а значит враждебного (рисунок).
Царем, хозяином леса считается кто? (Леший). (Рисунок) С виду, Леший похож на человека. Но приглядитесь, и заметите, что в его одежде все перепутано. Тулуп вывернут наизнанку. Левый лапоть одет на правую ногу. Бровей и ресниц у него нет, а также нет и одного уха. Осенью Леший буянит и куролесит в лесу, а зимой спит до весны. Живет он в буреломе или старом дупле. Хлопает в ладоши, свищет, аукает. Может превратиться в любого зверя или растение. А то прикинется стариком, путником. Если вы пришли в лес с добрыми намерениями, уважительно относитесь к зверью и лесу, то он вас не тронет. Над боязливым и робким человеком он подшутит. Но если вы ему чем-то не понравились – берегитесь, заблудитесь. Заведёт в чащу, да там и оставит одних, не выберетесь. Недаром говорят: "Леший водит!"
В старину, идя в лес, люди принимали меры, чтобы обмануть Лешего. Выворачивали одежду наизнанку, переобувались наоборот, и, пятясь задом из леса, произносили три раза заклинание: "Шел, нашел, потерял..." Следы будут идти в лес, вот Леший и запутается. (Предложить ребятам сделать это)
Ребята, я уверена, что нас с вами леший никогда бы не запутал. Давайте сыграем в игру на внимание и докажем ему это.
1. Игра «Делай, как говорю, но не как показываю».
2. Физкультминутка «Лес»:

А еще на путях-дорогах поджидал путника – Соловей-разбойник. (рисунок) Свил он себе гнездо на 12 дубах и сидя в нем, свистел. Да так громко и сильно, что все вокруг разрушал своим посвистом: леса к земле преклонялись, конь спотыкался, река с песком замутилась. Соловей-разбойник воплощает злую, разрушительную силу ветра. До сих пор существует поверье, что свистом можно накликать несчастье. Лесные разбойники пересвистывались, подавая друг другу сигналы. А до наших дней дошла пословица: «не свисти в доме – денег не будет». Кто же сумел победить Соловья-разбойника? Вспомните, как звали этого былинного героя-богатыря? (Илья Муромец.)
Нашему герою на пути может встретиться и препятствие в виде топи или болота. Вспомните, кто живет в болоте? (Кикимора). А в омуте водятся - кто? – Черти. Пословица говорит: "В тихом омуте черти водятся" или "Было бы болото, а черти найдутся". Вспомните чертей из сказки А.С.Пушкина "Сказка о попе и работнике его Балде". А как же они выглядят? Это черные мохнатые существа с двумя острыми маленькими рожками на макушке и длинным хвостом (рисунок). Раньше чертей представляли себе ещё и с крыльями.
Черта боялись упоминать вслух, а называли его " нечистым" или "лукавым". Что такое «лукавить»? (Обманывать). Ведь он постоянно норовил обмануть человека и приносил несчастье. "Я за порог, а черт поперек" или "Не бойся смерти, а бойся черта". А еще люди очень боялись родственников чертей – бесов. "Бес" – значит "без чего-либо": без тела, без души. Он опасен тем, что невидим. Если он вселялся в человека, то тот заболевал, бесился. Чтобы выгнать из тела беса проводили особый обряд, в котором помогали березовые ветки. Береза – светлое, доброе, изгоняющее бесов. Дерево-оберег. Березовый веник в бане. Из ветвей березы делали розги и ими выгоняли бесов, которые вселялись в нерадивых учеников.

А когда путешественник благополучно уйдет от всяческой нечисти, в конце пути он должен сразиться с Кощеем Бессмертным (рисунок). Живет Кощей в мрачном непреступном замке, стоящем на вершине скалы. Его имя происходит от слова "кощь" – кость т.е. закостенеть, исхудать, засохнуть. Его изображают высохшим старцем, почти скелетом. Он хитер и жесток. В славянской мифологии его образ связан с зимним замиранием природы. Зима, в представлении наших предков, это маленькая временная смерть. Зимой природа, весь мир засыпает, покрытый белым снежным саваном. В это время власть над миром принадлежит Кощею Бессмертному. Он владеет бесценным сокровищем – солнечными лучами. Кощей зовется Бессмертным потому, что вроде бы умирая, исчезая с первыми весенними лучами – оживает каждую зиму. Убить Кощея нельзя. Но смерть Кощеева все же есть на свете. Где же она? Вспомните. (На дубе сундук, в сундуке – заяц, в зайце утка, в утке яйцо, а в яйце – игла. На конце иглы смерть Кощеева).
Золотое яйцо (рисунок) у наших предков олицетворяло солнце. Почему яйцо? Яйцо неживое, но дарит жизнь. Солнце тоже не живое, но дарит жизнь всему миру. Солнце – свет, способный победить тьму, зло и страх.
В славянской культуре еще очень много сказочных, мифологических и фольклорных персонажей. Домовой, кикимора, лихо-одноглазое, Лада, Ярило, Велес, Даждьбог и т.д. О них вы сможете прочитать в книгах, которые есть в нашей библиотеке.
Посмотрите, ребята, как довольна вашими ответами эта троица. (рисунок) Леший, кот, Баба Яга. Они говорят, что приготовили для вас волшебную викторину, и уверены, что вы с ней легко справитесь. Проведение викторины «Русские сказки».
Подведение итогов викторины и награждение дипломами самых активных.
Сегодня наше волшебное путешествие в сказку закончилось. Вы познакомились с историей происхождения многих обычаев и суеверий. Надеюсь теперь, когда вы будете читать русские народные сказки, вы будете лучше понимать их таинственный смысл...

Приложение:
Викторина: Русские сказки

1. Какая из перечисленных сказок не является русской народной?
1. Василиса Прекрасная
2. Золушка
3. Сивка-Бурка
4. Морозко
Золушка – западноевропейская сказка, известная по редакции Шарля Перро.
2. Кого заставил волк принести живой воды в сказке «Иван-царевич и Серый Волк»?
1. Жабу
2. Рыбу
3. Ворона
4. Сокола
Ворона.
3. Без разрешения родителей детям нельзя уходить из дома. В какой русской народной сказке об этом говорится?
1. Теремок
2. Колобок
3. Лисичка со скалочкой
4. Морозко
Колобок был съеден лисой, после того, как без разрешения убежал из дома.
4.Какой предмет помогает сказочному герою добраться до места?
1. Компас
2. Навигатор
3. Карта
4. Клубок
Клубок ниток.
5 . Какая из перечисленных сказок не является волшебной?
1. Финист – ясный сокол
2. Каша из топора
3. Баба Яга
4. Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что.
«Каша из топора» - бытовая сказка. В ней нет ни одного волшебного персонажа.
6.С кем бегал наперегонки чертёнок из сказки «О попе и его работнике Балде»
1. С лошадью
2. С Балдой
3. С зайцем
4. С главным чёртом
Балда обманул чертёнка, и ему пришлось бежать наперегонки с зайцем.
7.Правда ли, что авторские сказки более древние, чем народные?
1. Да
2. Нет.
Нет. Народные сказки создавались ещё до возникновения письменности.
8 . Где таится смерть Кощея?
1. В тёмной пещере
2. В золотом яйце
3. На дне океана
4. В сберегательной кассе
«На высоком дубу - каменный сундук, в нём заяц, в зайце утка, в утке яйцо. Там и смерть Кощеева».
9 .Каким транспортом пользуется хозяйка избушки на курьих ножках в русских сказках?
1. Велосипедом
2. Метлой
3. Лимузином
4. Ступой
Баба-Яга никогда не ходит, а только летает и всегда в ступе.
Категория: Личный дневник | Просмотров: 26 | Добавил: ViolettaLyahnitskaja | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы "ВКонтакте"

Поиск

Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться
с планами нашего портала

Афоризм дня
Настоящее горе стыдливо.
/Ф. Геббель/


Реклама

Рейтинг@Mail.ru
"Методсовет" © 2010 - 2018
My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы