В современном российском обществе преуспевают люди, которые в школе были отнюдь не самыми лучшими. Феномен удачливых в жизни бывших троечников легко объясним: это люди, имевшие в детстве да и сегодня высокую самооценку. Однажды, в школе у них не получилось выбиться в первые ряды. В учебе было больше проблем, чем побед. Были и такие троечники, которые брали кубки на спортивных соревнованиях, были прекрасными старшими дежурными, а советские годы больше всех приносили макулатуры. Выделялись троечники-донжуаны:самые лучшие девчонки - их подружки. Реализовать свои способности бывшим "отпетым" удалось за пределами школы. Самое важное в этой реализации - успешная социализация. Как правило, бывшие неуспешные ученики быстрее одноклассников трудоустраиваются, получают профессию, открывают свое дело. В политике, что общеизвестно, троечники не просто преуспевают, порой от них зависят судьбы народов. Третий год работаю над проблемами школьной неуспеваемости. По положению о постановке на внутришкольный учет получивших за четверть двойки и неаттестованных совет профилактики ставит на учет, и здесь начинается моя работа как социального педагога. Среди причин школьной неуспеваемости отмечают низкую учебную мотивацию, конфликт с учителем. Пытаясь разобраться в двух этих "китах" неуспеваемости, я не открыла ни какой Америки: конфликт неизбежен, если ученик теряет мотивацию к учебе, при потере учебной мотивации учитель подогревает конфликт. И нужно, на мой взгляд, только радоваться начавшемуся конфликту. Смею утверждать: здесь в очаге школьного конфликта начинается успешный человек, И пусть он он будет троечником по окончании школы! Мои старшие коллеги некоторое время назад скептически улыбались в ответ на предложение методик, как выйти из конфликта в его разгаре с результатом, положительным для самих себя и ученика. Теперь у всех есть свой опыт, как в "мирных целях" использовать энергию, заготовленную на конфликт. Одно из обезболивающих средств для педагога - дневник. Старое, забытое нами средство, о котором не вспоминаем от юности... Попробовали, пописали, подумали о том, кто прав. а кто виноват... Инструкция, начинающаяся пунктом "Учитель всегда прав", увы, устарела. Многие не принимают ЮЮ и редакцию все той же инструкции, но с замещением слова учитель на ученик. А ведь любая правда (как не согласиться! существует не зависимо от нас, в любом конфликте. Звезды нужно зажигать! И можно! Учителя, принявшие точку зрения о том, что конфликт бессмыслен, если он ради конфликта и шума, охотно идут на диалог с учениками их родителями и убеждают, убеждают и еще раз убеждают учеников, что из троечников можно и нужно перейти в разряд успевающих, это возможно... То же поняли ученики, с которыми мы проходили конфликт по методике сближения Филонова. Скажу честно: очень много услышала о непосильных требованиях и к ученикам, и к учителям. Утешаю своих собеседников лишь тем, что нам правительство не даст задания непосильного: каждый из нас уже педагог первой и высшей категории... Звезды нужно зажигать. И можно... Если мы не увидели звезду, она все-равно разгорится, а мы будем продолжать удивляться. С моим опытом работы по продвижению к успеху детей, которые состоят на учете, детей из трудных семей и других детей в трудной жизненной ситуации я обобщала в 2010-11 учебном году и он размещен на сайте Владимирского института повышения квалификации педагогических работников. Приглашаю посмотреть.