Автор: Яруллина Ольга Николаевна (учитель начальных классов, ГБОУ лицей № 273 имени Л.Ю.Гладышевой Колпинского района Санкт-Петербурга)
Тема: Безударные гласные звуки, их обозначение на письме.
Учитель начальных классов: Яруллина Ольга Николаевна
Цель: формирование умения находить в словах буквы безударных гласных звуков.
Задачи:
Обучающая:
- сформировать представление о том, что произношение ударного гласного не расходится с его обозначением на письме. Обозначение безударных гласных на письме может расходиться с произношением;
Развивающая:
- продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;
- совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, воображение, творческие способности, умение делать выводы;
Воспитательная:
- воспитывать взаимопонимание, товарищество,
- воспитывать умение работать в паре, прививать любовь к русскому языку.
Оборудование: ПК, проектор; экран
Ход урока: ( слайд 1 )
1. Эмоциональный настрой на урок.
- Прочитайте высказывание на слайде.
“ С малой удачи начинается большой успех ”. ( слайд 2 )
Выразите своё мнение по данному высказыванию.
“ Я желаю вам сегодня на уроке, чтобы каждого посетила удача, которая обернется большим успехом! ”
2. Постановка проблемы, «включения» обучающихся в учебную деятельность. ( слайд 3 )
Однажды Аня и Ваня оказались в сказочной «Лесной школе». Ученики школы Лисичка, Волчонок и Медвежонок писали предложение: «Лесная школа стоит на горе». Учитель Мудрый Филин попросил объяснить, как они написали слова с безударными гласными.
Вот что ответили ученики:
- Слово «лисная» я написала с гласной «и», потому что там учатся лисы – с гордостью ответила Лисичка.
- Слово «стаит» я написал с гласной «а», - сказал Волчонок и добавил: - ведь мы, волки живем в «стае».
- Буква «а» очень похожа на гору , – заревел Медвежонок,- пишу на «гаре».
Учитель остался в недоумении.
-Ребята, можем ли мы согласиться с ответами учеников «Лесной школы»? Какие гласные надо писать в словах «л..сная», «ст..ит», «на г..ре»?
(предложение «Л..сная школа ст..ит на г..ре» записано на доске)
Предложите свой вариант написания гласной и обоснуйте его.
(Подвести обучающихся к выводу: чтобы обосновать выбор предлагаемой безударной гласной, надо специальные знания и умения).
Ребята высказывают свои варианты ответов, обосновывая свое мнение.
- Есть ли у вас желание научиться писать правильно слова с безударной гласной и поделиться своим опытом с учениками «Лесной школы»?
-Определите тему и цель урока.
Дети формулируют тему и цель урока.
Итак, мы отправляемся в путешествие с героями лесной школы, а также с Аней и Ваней. У нас с вами 2 команды. Одна команда работает и помогает Ане, а другая – Ване.
Первая станция “Составление алгоритма”.
3. Составление алгоритма действий.
- Составьте план действий при проверки написания безударных гласных в слове.
Дети составляют алгоритм, который затем выводится на слайд. ( слайд 4 )
За правильный ответ – 5 баллов.
Проговаривание алгоритма.
- А теперь откройте учебники и послушайте профессора Ивана Ивановича Самоварова и сравните свой вывод с выводом профессора, убедитесь в том, правильно ли составили алгоритм проверки безударной гласной в слове.
4. Физминутка. ( слайд 5 )
Вторая станция “Отдыхай-ка”. Давайте отдохнем с героями лесной школы.
Раз - руки вверх махнули
И при том вздохнули
Два - три нагнулись. пол достали
А четыре - прямо встали
И сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем
При наклонах выдох дружный
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики
5. Работа с учебником. ( слайд 6 )
Третья станция – “Вставь пропущенную буковку”.
Стр. 93 упр. 141
- Прочитайте, подумайте, какую букву для обозначения безударной гласной звука следует писать.
Лес – л…са, след – сл…ды, стены – ст…на, море – м…ря, зимушка – з…ма, гриб- гр…бы, цвет – цв…тной, хлеб – хл…ба.
Самостоятельная работа в тетрадях. Взаимопроверка в парах.
За правильное выполнение – 5 баллов команде.
- Итак, что мы обычно делаем, если безударная гласная на письме расходится с их произношением?
Если буква гласная
Вызвала сомнение.
Ты её немедленно
Поставь под ударение.
6. Закрепление.
Четвёртая станция “Весёлые рифмы”.
Весёлые рифмы ( записаны на доске ). ( слайд 7 )
Речной, лесной, гористый
Морской, родной, лесистый.
Проверь слова, да не спеши,
Красиво, грамотно пиши.
Запись в тетради:
Пиши-пишем, не спеши – спешно, речной – реки, гористый – горы, морской – море, родной – родина, лесистый –лес.
Проверка в паре. За правильный выполнение – 5 баллов.
Гласный стал под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной!
7. Словарно-орфографическая работа.
Пятая станция “Орфограмма”.
Вопрос каждой команде. За правильный ответ- 1 балл.
Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки. ( слайд 8 )
(горох)
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом.(лопата) ( слайд 9 )
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души.(пенал) ( слайд 10 )
Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко! ( корова) ( слайд 11)
Он носом в землю постучит,
Махнёт крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный. ( петух ) ( слайд 12 )
Должен он пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить, всё ль в порядке,
В ранце ль книжки и тетрадки.
А вопрос такой возник:
Кто он? Это ….. ( ученик ) ( слайд 13 )
Дети записывают слова, ставят ударение, подчёркивают не проверяемые безударные гласные.
Слуху вы не доверяйте – удареньем
Безударную гласную вы проверяйте,
А не проверяемую безударную гласную
За-по-ми-най-те!
8. Игра “ Доскажи словечко ”.
Шестая станция “ Доскажи словечко”. Вопрос каждой команде. За правильный ответ – 1 балл.
- Запишите пропущенные слова, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные, в скобках укажите проверочное слово.
Белка спряталась в дупло,
В нём и сухо, и … ( тепло – тёплый )
Улетел скворец не зря
За леса и за … ( моря – море )
На каток ушла с утра
Моя младшая … ( сестра – сёстры )
Подводной лодке не страшна
Океанская … ( волна –волны )
Свой железный язычок
Прячу я под колпачок
Созываю на урок,
А зовут меня… ( звонок – звонкий )
- Какие стихотворные строки нам помогают при проверки безударных гласных?
( Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты её немедленно ставь под ударение!
Ударение над гласной может сделать букву ясной!)
9. “ Четвёртое лишнее ”. ( слайд 14 )
Седьмая станция “Четвёртое лишнее”. Конкурс капитанов. За правильный ответ – 4 балла.
Менять, сменит, заменить, мина.
Изба, избаловать, избушка, избёнка.
Давка, давить, давно, придавать.
Лепка, лепить, прилепить, слепой.
10. Итог урока.
- Подведем итог нашей игры. Аня и Ваня благодарят своих помощников. Посчитаем количество баллов. Награждение победителей (грамота).
- Какие выводы вы сделали для себя после сегодняшнего урока?
- Почему написание букв безударных гласных звуков в словах надо проверять?
- Как надо проверять безударную гласную?
- Что понравилось больше? Оцените свою работу:
• Было всё понятно и вы легко справились со всеми заданиями ( подняли зеленый кружок )
• Было всё понятно, но что-то не получилось: ( подняли жёлтый кружок )
• Ничего не понял ( подняли красный кружок )
Оценка своей работы на уроке.
Д/з стр. 92 упр 140 ( слайд 15 )
Организованный конец урока.
Список использованной литературы: ( слайд 16 )
1.Яценко И.Ф., Ситникова Т.Н., Рылова Н.А. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. – М.: ВАКО, 2013.
2.Языкова Е.В. Развивающие задания. 2 класс. – М.: “ Экзамен ”, 2009.
3. Максимова Т.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку, курсу “ Окружающий мир ”/ Т.Н.Максимова. – М.:ВАКО.- 2009.
Ольга Николаевна, здравствуйте. С интересом знакомилась с Вашим материалом. Содержание урока, тот материал, на котором дети формируют и отрабатывают навыки нахождения в словах безударных гласных звуков, очень интересен, занимателен, соответствует возрасту ваших учеников. Очень грамотно обыграна проблемная ситуация в начале урока. Вам удалось заинтересовать ребят и настроить их на рабочий лад. Цель к уроку и задачи сформулированы четко и реально достижимы. Презентация к уроку составлена со вкусом. Нет ничего лишнего, что могло бы отвлекать ребят от работы. Она несёт в себе иллюстративно-практическое назначение. Большое спасибо за то, что делитесь опытом с коллегами. Но у меня возник вопрос: - В чем нестандартность вашего урока? - Может я что-то не увидела или упустила? Если не сложно, то поясните, пожалуйста. С уважением, Марина Юрьевна.
Уважаемая Марина Юрьевна! Большое спасибо за Ваш комментарий к моей работе. Отвечу на Ваш поставленный вопрос. Дело в том, что младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Всё это осложняет работу учителя начальных классов. Для того чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Поэтому в урок включены фрагменты сказки, как игровая ситуация, весёлые рифмы, игра " Доскажи словечко ", игра " Четвёртое лишнее ", интересная работа со словарными словами. Постоянная смена видов деятельности на уроке, яркая презентация. Старалась на уроке развивать у учащихся интерес к самообучению, творчеству. Дети самостоятельно составляли план действий при проверки написания безударных гласных в слове. Поэтому в целом и получился нестандартный урок. С уважением, Ольга Николаевна.
Ольга Николаевна, позвольте с Вами не согласиться. Нестандартный урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру», так прописано в положении. У Вас структура урока ничем не отличается от обычного, каждодневного урока. А нестандартность заданий, на мой взгляд, это немаловажное условие проведения урока у младших школьников, чтобы развить и поддержать их интерес к учебе. Можно было бы провести Ваш урок, как урок - путешествие по станциям, где Вы предлагаете разного вида и характера задания детям, то сложилась бы нестандартная структура урока. Вы не согласны со мной? С уважением, Марина Юрьевна.
Уважаемая Марина Юрьевна, не буду спорить, у каждого из нас своя точка зрения. Можно было бы провести и путешествие по станциям, только дети моего класса любят самостоятельно что то делать, творить. На уроке им как раз дано задание самим попытаться составить план действий, а смена видов деятельности и яркость урока в этом только помогла. С уважением, Ольга Николаевна.
Добрый день, Ольга Николаевна! Мне понравился Ваш материал, интересный, занимательный, оригинальный. Но, мне кажется, в начальной школе он только таким и должен быть. А по поводу формы урока (традиционный он или нестандартный) всё-таки соглашусь с Мариной Юрьевной! Желаю Вам удачи!
Ольга Николаевна, здравствуйте! С удовольствием познакомилась с Вашей разработкой урока, представленного на Фестиваль. Отмечу, что Вы стремитесь проводить уроки, применяя разнообразные методы и приёмы, которые способствуют формированию устойчивой мотивации у учащихся к изучаемому. Реализация поставленной цели происходит на протяжении всего урока. Вы предоставили действительно такой подробный конспект урока, что читая его, не возникает никаких вопросов к автору. Все этапы урока логически взаимосвязаны, плавно переходят один из другого. Задания интересные, содержательные, носят развивающий характер, способствующие развитию аналитико-синтетической деятельности и направлены на достижение поставленных цели и задач. Проводится своевременная словарная работа. Организована разнообразная деятельность учащихся и групповая и индивидуальная. Соглашусь с коллегами, что удачно обыгран этап «Постановка проблемы, «включения» обучающихся в учебную деятельность». Дети самостоятельно могут сформулировать цель урока, составить алгоритм работы. Но всё же, у меня возникает такой, же вопрос «Почему Вы относите разработку к категории «Нестандартный урок»? Это обычный рядовой урок. Удачи Вам на фестивале. С уважением, Скворцова Татьяна.
Уважаемая Ольга Николаевна, интересный урок у Вас получился. Но соглашусь с коллегами, что нестандартным его вряд ли назовешь! Может тогда стоит выполнять не просто задания, а сделать их заданиями "Лесной школы", чтобы эти задания как бы давали ученики этой школы? Как-то обыграть. И еще мне показалась лишней анимация на слайдах со словарными словами. Я понимаю, что ответ появляется не сразу, а зачем анимация самой загадки? Надеюсь, что рекомендации коллег помогут улучшить ресурс. С уважением, Юлия Михайловна.
Нина Алексеевна Уважаемая Ольга Николаевна! С удовольствием ознакомилась с Вашей работой, т.к. тоже работаю с младшими школьниками. Понравилось постановка проблемы, введение учащихся в деятельность. Подобран очень хороший материал по безударным гласным. игровые формы работы очень нужны в данном возрасте.Но вынуждена согласиться с коллегами, что нужно было оформить,как урок- путешествие с учениками Лесной школы. Успехов Вам!
Ольга Николаевна, здравствуйте! Вы отредактировали материал? Напоминаю, что редактировать Вы можете до 18 ноября. Обо всех изменениях сообщайте в комментарии. С уважением, Юлия Михайловна.
Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
При возникновении каких либо проблем с материалом, просим Вас сообщить.
Если Вы являетесь автором или правообладателем материала и он размещен на этом сайте с нарушением авторского права, просьба сообщить для устранения нарушения. Мы с Вами обязательно свяжемся.
Мы "ВКонтакте"
Поиск
Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться с планами нашего портала
Афоризм дня
Есть люди, которые полагают, что все, что делается с серьезным видом, разумно. /Г. Лихтенберг/