Понедельник | 18.11.2024 | 08:26
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Тематическое планирование [13]
Дидактические материалы [16]
Внеклассная работа [178]
Проектная деятельность [29]
Иное [34]

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 45
Гостей: 45
Пользователей: 0

Наша кнопка

Методсовет


 Методичка 
Главная » Файлы » Начальная школа. Иное » Проектная деятельность

Последние обновления на форуме:
  • Кто ответит за вред ребенку в школе?
  • [Администрация школы]
    Последнее сообщение: (13.11.2024) 16:28 Всего сообщений:(0)
  • Реконструкция школ в Москве
  • [Общение]
    Последнее сообщение: (18.10.2024) 18:54 Всего сообщений:(0)
  • Российские школьники завоевали 4 золотые медали
  • [Информатика]
    Последнее сообщение: (12.09.2024) 15:01 Всего сообщений:(0)



    Питание и здоровье

    Скачать с сервера (159.3 Kb) 26.01.2011, 17:37
    Автор: Сафина Гелюся Султановна (учитель начальных классов, МОУ Салаусская СОШ Балтасинского района Республики Татарстан)

    Тема: «Питание и здоровье»
    Проект составила
    учитель первой квалификационной категории
    МОУ Салаусской СОШ Балтасинского района Республики Татарстан

    Проект здоровья - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать укреплению здоровья детей в конкретном регионе, социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.

    Реализация проекта здоровья проходит в несколько этапов
    (их принято называть шагами):
    1.Изучение общественного мнения и определение актуальной социальной проблемы.
    2.Привлечение участников для решения проекта здоровья.
    3.Определение содержания проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей.
    4.Анализ проведенной работы.

    Цели и задачи создания проекта:

    • Сформировать у учащихся представления о здоровье человека, его признаках и необходимости его сохранения.
    • Научить школьников, родителей и учителей ответственно относиться к правильному употреблению продуктов питания.
    • Выработать необходимость соблюдения режима питания.
    • Соблюдать основные правила здорового питания, учитывая энергетические особенности продуктов и их витаминный состав.

    1.Изучение общественного мнения и
    определение актуальной социальной проблемы.

    Важно определить, какая проблема волнует жителей села, учащихся школы. Информация может быть собрана в результате социального опроса, изучения материалов печати. Телевидения, встреч с местными руководителями, специалистами.
    Определение проблемы- это сложный и важный процесс. Проект не должен быть нацелен на реализацию слишком узкого или широкого вопроса. Иначе этот проект может быть неудачным. Для определения содержания проекта необходимо организовать обсуждение выбранных вариантов проблемы. При выборе социальной проблемы необходимо учитывать следующее:
    -важность данной социальной проблемы для села. школы;
    -масштабность данной проблемы(какое количество жителей села, учащихся школы заинтересовано в решении данной социальной проблемы);
    -возможность практической реализации проблемы участниками проекта.
    Для того чтобы составить программу подготовки и реализации проекта, необходимо четко сформулировать социальную проблему.
    Большое значение имеет правильная организация питания детей раннего возраста, воспитывающихся в детских учреждениях.
    Особенно важна организация рационального питания в школах, куда дети поступают с 6-7 летнего возраста, нередко ослабленные, с различными нарушениями.
    Известно, что питание – важнейший фактор внешней среды, определяющий состояние здоровья ребёнка, и основная мера профилактики хронических заболеваний. Рациональное питание способствует повышению иммунной реактивности организма ребёнка и тем самым влияет на снижение заболеваемости острыми респираторными заболеваниями, кишечными инфекциями, дисбактеризом, что особенно важно детских учреждений.
    Не менее важна роль правильной организации питания детей, воспитывающихся в детских дошкольных учреждениях, которыми в настоящее время охвачено более 60 % детей дошкольного возраста.
    В школьный период у ребёнка наблюдаются процессы роста, сложная перестройка обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга. Эти процессы связаны с окончательным созреванием и формированием взрослого человека. К особенности этого возрастного периода относится и значительное умственное напряжение учащихся, которые за последние годы существенно возросло в связи с увеличением потока информации, усложнением школьных программ, сочетанием обучения в школе с производственным обучением. Увеличивается также физическая нагрузка школьников. С каждым годом растёт сеть специальных школ и школ- интернатов с углублённым изучением отдельных предметов, с обучением на иностранном языке и др.
    Всё это предъявляет к организму школьника повышенные требования, связанные с большим расходом энергии и со значительным потреблением пищевых веществ.
    Нарушения питания в этом возрастном периоде могут привести к серьезным нарушениям жизнедеятельности организма, в том числе к расстройствам функции органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы, высшей нервной деятельности, поэтому обеспечение школьников рациональным полноценным питанием является одним из ведущих условий правильного гармоничного питания.
    Под рациональным питанием понимается такое питание, когда пища полностью удовлетворяет повышенные пластические, энергетические и другие потребности развивающегося организма ребенка. Особенно большое значение для растущего организма имеет достаточное поступление полноценного белка в рационах детей школьного возраста белки животного происхождения должны составлять не менее 50%от общего количества белка.
    В зависимости от нагрузки, условий жизни ребенка это соотношение желательно повышать до 60%. При дефиците белка животного происхождения, у детей нередко отмечаются нарушения функции коры головного мозга, легко возникает переутомление, снижается трудоспособность, ухудшается успеваемость.
    Детям школьного возраста необходимы полноценные жиры - сливочное, растительное масло. Жиры растительного происхождения должны составлять до 20%от общего количества жира рациона.
    Потребность в углеводах у детей школьного возраста относительно выше, чем в другие возрастные периоды, и зависит от возраста, состояния обменных процессов и в значительной степени от умственной и физической нагрузки.
    Потребность в энергии у школьников также определяется условиями жизни и обучения. Большие энергетические затраты отмечаются во время занятий физкультурой, спортом, различными трудовыми процессами, интенсивной умственной деятельностью.
    Потребность детей школьного возраста в основных пищевых веществах и энергии даны в таблице.

    Потребность детей
    Младшего школьного возраста
    в основных пищевых веществах и энергии.

    Пищевые вещества Мальчики
    7-10 лет Девочки
    7-10 лет
    Белки, г. 79 72
    Животные белки, г. 47 45
    Жиры, г. 79 72
    Жиры растительные, г. 16 14
    Углеводы, г. 315 320
    Минеральные вещества, мг.
    кальций 1100 1118
    фосфор 1650 1580
    магний 250 230
    железо 18 15
    Витамины
    В 1, мг 1,4 1,3
    В 2, мг. 1,6 1,8
    В 6, мг. 1,6 1,8
    В 12, мкг. 2,0 2,5
    РР, мг 15 17
    С мг 60 72
    А мкг 700 900
    Е, МЕ 10 11
    Д, МЕ 100 100
    Энергетическая ценность, ккал 2300 2500

    При организации питания школьников необходимо следить за достаточным использованием таких продуктов, как мясо, рыба, яйца и особенно молоко и молочные продукты. Они должны входить в рацион ребенка ежедневно и в достаточных количествах. Учащимся необходимы также свежие овощи и фрукты-богатые источники минеральных веществ, витаминов и других необходимых для растущего организма пищевых веществ.
    Калорийность и химический состав рационов школьников не должны иметь больших колебаний изо дня в день. В тоже время следует стремиться к максимальному разнообразию продуктов питания. Ребенок должен получать питание с использованием широкого ассортимента круп, разнообразных овощей, фруктов, зелени, соков, молочных продуктов, мяса, субпродуктов. Различных сортов рыбы, продуктов моря. Такой принцип составления меню обеспечивают лучшую сбалансированность рациона. В известной степени гарантирует содержание в нем необходимых пищевых веществ. В зимнее - весенний период, когда содержание витамина С в продуктах заметно снижается, в рацион школьников необходимо дополнительно вводить синтетическую аскорбиновую кислоту по 75 мг в сутки.
    Для покрытия физиологических потребностей детей школьного возраста в основных пищевых веществах и энергии можно рекомендовать следующий примерный набор продуктов (см. таблицу).
    Примерный набор продуктов
    для детей младшего школьного возраста,
    г в сутки.

    Продукты Мальчики
    7-10 лет Девочки
    7-10 лет
    Молоко 500 500
    Творог 40 35
    Сметана 15 15
    Сыр 10 10
    Мясо 140 120
    Рыба 40 40
    Яйцо (шт.) 1 1
    Крупы, макаронные изделия 45 40
    Мука пшеничная 25 25
    Сахар 60 60
    Кондитерские изделия 10 15
    Картофель 200 200
    Овощи 275 270
    Хлеб ржаной 70 70
    Хлеб пшеничный 150 140
    Масло сливочное 25 25
    Масло растительное 10 10
    Фрукты свежие 150 -300 150-300
    Фрукты сухие 15 15

    Для правильного развития, сохранения высокой работоспособности большое значение имеет соблюдение правильного режима питания, так как нередко школьники, особенно старшего возраста. Выходят из-под опеки родителей и допускают нарушения в приеме пищи. Надо воспитывать у них сознательное отношение к своему здоровью, которое может серьезно пострадать от несистематического и нерационального питания.
    Режим питания для каждой возрастной группы детей устанавливают на основании ритмичности работы органов пищеварения. У детей школьного возраста пища покидает желудок примерно через 4-5ч, поэтому перерывы между отдельными приемами пищи не должны быть больше этого времени. Особенно для школьников требуются четыре или пять приемов пищи в сутки в зависимости от нагрузки. Более частые приёмы пищи могут привести к значительному снижению аппетита (а у некоторых детей, при повышенном аппетите, к развитию ожирения). При трёхразовом питании в каждый приём приходиться употреблять большое количество пищи, а это приводит к растяжению желудка, что отрицательно сказывается на его деятельности.
    Режим питания школьников зависит от особенности обучения в школе, нагрузки школьника, занятий спортом, общественной работы и других моментов.

    Можно рекомендовать следующий типовой режим питания
    для школьников.
    Часы приёма пищи Вид питания Место питания
    7 час – 7час30 мин Завтрак Дома
    11 час -12 час Горячий завтрак Школа
    14 час 30 мин – 15 час 30 мин Обед Дома
    19 час – 19 час 30 мин Ужин Дома

    2.Привлечение участников и общественности
    для решения проекта.

    Учащиеся 3 класса:

    Галимзянов Р. – 24 июля, 2001 г.р.
    Гатауллина А. -27 апреля, 2001 г.р
    Зарипов А. - 17 декабря, 2001 г.р.

    Показатели физического здоровья
    учащихся 3 класса на 2010-2011 уч.год.

    Фамилия имя ученика Год рождения Группа здоровья Физкультурная группа диагноз
    Галимзянов Р. 24 июля, 2001
    II Основная Здоров
    Гатауллина А. 27 апреля, 2001 II Основная Здорова
    Зарипов А. 17 декабря, 2001 II Основная Анемия л.ст.

    3.Определение содержания проекта.
    Составление плана работы. Распределение обязанностей.

    Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

    Признаки здоровья.

    • Устойчивость организма к действию повреждающих факторов (болезням, плохой экологии и т.д.).
    • Показатели роста и развития, соответствующие возрасту подростка.
    • Функциональное состояние и резервные возможности организма.
    • Отсутствие, какого – либо заболевания.
    • Уровень морально – волевых и ценностно – мотивационных установок.

    Что даёт человеку здоровье?

    • Самосохранение.
    Когда человек знает, что-то или иное действие, впрямую угрожает жизни, он это действие не совершает.
    • Возможность для самосовершенствования: «Если я буду здоров, я смогу занять определённое положение среди людей, смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы».
    • Способность к маневрам: «Если я буду здоров, то я смогу по-своему изменить свою роль в обществе и своё местонахождение.
    • Достижение максимально возможной комфортности: «Я здоров, меня не беспокоит физическое и психологическое неудобство».
    • Получение удовольствия от сохранения собственного здоровья:
    «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю всё, чтобы испытать это чувство».

    План выполнения программы «Питание и здоровье».
    № Наименование мероприятия Ответственный Сроки проведения
    1 Анализ заболеваемости учащихся, их предупреждение и диагностика Медицинские работники Август - ноябрь
    2 Проведение комплексных мер по воспитанию здорового образа жизни:
    • Соблюдение режима дня.
    • Проведение оздоровительных минуток на уроках.
    • Проведение бесед о здоровом питании младших школьников
    • Проведение классного часа на тему: «Режим дня и питания».
    • Просмотр видеофильмов, слайдов о здоровом образе жизни и пользе отдельных продуктов питания с дальнейшим их обсуждением в классе.
    • Проведение экскурсии на пришкольный участок с целью ознакомления детей с разнообразим овощей и фруктов, так необходимых для развития детского организма.
    • Проведение экскурсии в школьную столовую на тему: «Технология и гигиенические нормы приготовления пищи». Учитель, классный руководитель, родители, медицинские работники, повара. В течение года
    3. Изучение необходимых материалов по теме «Питание и здоровье»
    • Значение и состав пищи.
    • Режим питания.
    • Правила приёма пищи.
    • Правила поведения за столом.
    • Гигиенические требования к кухонной и столовой посуде.
    • Правила пользования столовыми приборами.
    • Изучение витаминного состава продуктов. Классный руководитель В течение года на уроках гигиены и ознакомление с окружающим миром.
    4 Творческие работы учащихся:
    • Рисунки на тему «Что мы едим», «Витамины в на нашем столе», «Сад и огород», «Праздники в семье», «Моё любимое блюдо».
    • Сочинения учащихся по теме «Здоровье и питание»,
    • полезные советы о том, что и как нужно есть.
    • Изготовление книжки – малышки «Витамины и мы». Организатор досуга, классный руководитель, родители. В течение года
    5. Практическое применение полученных знаний о здоровом питании:
    • Выращивание рассады овощных культур для пришкольного участка.
    • Приготовление витаминных салатов.
    • Инсценировка стихотворение «Федорино горе» К.И.Чуковского.

    • Уход за растениями на пришкольном участке.
    • Выпуск мини – плакатов «О здоровом питании».
    • Выставка лучших работ учащихся «Умелые руки».
    • Изготовление гербариев «Лекарственные травы нашего села». Классный руководитель, родители. В течение года.
    6 Работа с родителями и общественностью:
    • Провести родительское собрание на тему
    « Правильное питание».
    • Организовать беседу с родителями за круглым столом на тему «Режим питания младшего школьника».
    • Организовать выставку книг, брошюр о пользе и значении правильного питания.
    • Добиться стопроцентного охвата учащихся горячим питание во время их пребывания в школе.
    • Провести анкетирование для родителей на тему «Рацион питания семьи».

    4. Анализ проведенной работы.

    Как часто мы, недооценивая роль правильного питания, готовим пищу наспех, не придаём значения подбору продуктов и блюд, перекусываем только бутербродами, а потом сетуем на недомогание и болезни.
    Особенно непростительно такое отношение к питанию ребёнка. Именно в деском возрасте уровень здоровья человека во многом определяется качеством питания.
    Детский организм отличается от взрослого бурным ростом, интенсивным течением обменных процессов. На протяжении первых лет жизни формируется структура и совершенствуется функция нервной, костно- мышечной, сердечно –сосудистой, эндокринной и других жизненно важных систем. В связи с этим организм ребёнка испытывает высокую потребность во всех пищевых веществах – источнике пластического материала и энергии.
    Расщепление, переваривание, усвоение питательных веществ в различные возрастные периоды зависит от степени готовности пищеварительной систем ребёнка к выполнению этих функций, её зрелости, специального подбора продуктов и блюд, соблюдение особой технологии их приготовления. Только при выполнении этих требований (особенно у детей раннего возраста) функционирование пищеварительных органов будет проходить нормально, без напряжения и срывов.
    Правильное питание обеспечивает нормальное физическое развитие ребёнка, предупреждает возникновение таких отклонений, как отставание в росте, развитие рахита, малокровие, ожирение, аллергические проявления, расстройства пищеварения.
    Достаточная обеспеченность ребёнка всеми пищевыми веществами. И особенно витаминами, минеральными солями и микроэлементами, - один из основных моментов предупреждения инфекционных заболевания, так как состояние иммунитета определяется не столько количественной стороной питания, сколько его качеством и биологической ценностью. Кроме того, рациональное полноценное питание повышает устойчивость детского организма к резким колебаниям температуры и влажности воздуха, воздействию различных вредных экологических факторов.
    Питание оказывает определяющее влияние и на развитие центральной нервной системы ребёнка, его интеллект, состояние работоспособности. В наше время – время больших перегрузок, значительного потока информации, ускоренных темпов жизни, возможностей возникновения стрессовых ситуаций – следует помнить, что правильное питание в детстве во многом содействует формированию организма, способного преодолевать сложности жизни.
    Необходимо знать, как правильно питаться ребёнку не только в семье, но и в детском учреждении. Это поможет избежать многих конфликтных ситуаций, разрешить их на строго научной основе, что в конечном итоге положительно скажется на здоровье детей.
    Понять роль правильного питания и получить конкретные знания о значении основных пищевых продуктов, правилах их кулинарной обработки, технологии приготовления детских блюд, а также организации питания детей в различном возрасте и при некоторых заболеваниях поможет данный проект.

    Использованная литература:

    • Еренков В.А. Детское питание. – Кишинев: Тимпул, 1985.
    • Ладодо К.С., Дружинина Л.В., Вынту А.С. Рациональное питание детей раннего возраста. – Кишинёв: Катря Молдовеняскэ. 1986.
    • Ладодо К.С., Дружинина Л.В. Продукты и блюда в деском питании. Москва: Росагропромиздат, 1991.
    • Дереклеева Н.И. Родительские собрания, Москва : «ВАКО» 2004.
    • Жиляев А.Г., Палачева Т.И., Кулагин А.Т. Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся средней школы. – Казань Издательство «ДАС» 2002.
    • Вестник образования. 10/1997: 12/2001.
    • .Журнал "Начальная школа” 5/1998; 10/1995: 6/2002.
    • Журнал Вестник Межрегиональной Ассоциации "Здравоохранение Сибири” 4/2001.
    • Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина\ Школа докторов природы или 135 уроков здоровья /М., ВАКО, 2004.
    • О. А. Степанова \Игра и оздоровительная работа в начальной школе/М., 2003

    Категория: Проектная деятельность | Добавил: сафгуль | Теги: здоровье, питание
    Просмотров: 8897 | Загрузок: 1069 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 1.0/2
    Похожие материалы:
    Всего комментариев: 6
    Оценить комментарий  0   Спам
    1 svet   (29.01.2011 23:14) [Материал]
    Гелюся Султановна! Спасибо, идея я думаю интересная! Успехов Вам! smile

    Оценить комментарий  0   Спам
    2 abul-69   (30.01.2011 20:33) [Материал]
    Гелюся Султановна, сложный и интересный проект у Вас. Здорово, что в нём принимают участие и дети! Желаю успехов в осуществлении задуманного. Удачи Вам! smile
    С уважением, Любовь Николаевна.

    Оценить комментарий  0   Спам
    3 сафгуль   (30.01.2011 21:52) [Материал]
    Спасибо!!!!

    Оценить комментарий  0   Спам
    4 Солнце   (01.02.2011 16:56) [Материал]
    Гелюся Султановна! Спасибо, обширный материал по, безусловно, актуальной проблеме! Предложенная программа должна способствовать сохранению и укреплению здоровья школьников. Есть ли данные по динамике снижения заболеваемости после реализации программы?
    С уважением, Е.В. Алексеева.

    Оценить комментарий  0   Спам
    5 Алекс   (01.02.2011 22:59) [Материал]
    Гелюся Султановна, проблема затронутая в вашем проекте несомненно важна и актуальна. Здоровье человека напрямую зависит от продуктов и режима питания и очень важно привить навыки здорового питания уже в раннем детсве. Замечательно, что запланировано много мероприятий с родителями, только совместными усилиями можно добиться положительных результатов.
    Творческих Вам успехов!
    С уважением, Елена Шарова.

    Оценить комментарий  0   Спам
    6 znaika66   (20.02.2012 17:46) [Материал]
    Уважаемая Гелюся Султановна! Затронутый Вами вопрос очень актуален в настоящее время! Ведь успехи в учении безусловно связаны и со здоровьем учеников, а как известно здоровое питание -одно из составляющих здоровья в целом! Спасибо Вам за труд! Будьте здоровы!
    С уважением, Наталья Сахарчук, г.Фурманов

    Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]



    Мы "ВКонтакте"

    Поиск

    Наши планы
    Приглашаем Вас ознакомиться
    с планами нашего портала

    Афоризм дня
    Благославляйте проклинающих вас, но всё же не конкретно за это.
    /Авессалом Подводный/


    Файлообменник

    Реклама

    Рейтинг@Mail.ru
    "Методсовет" © 2010 - 2024
    My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы