Понедельник | 23.12.2024 | 05:39
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Тематическое планирование [6]
Разработки уроков [80]
Олимпиады, конкурсы, контрольные работы [1]
Дидактические материалы [47]
Подготовка к ЕГЭ и ГИА [0]
Внеклассная работа [46]
Проектная деятельность [25]
Иное [15]

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наша кнопка

Методсовет


 Методичка 
Главная » Файлы » Литература и МХК » Дидактические материалы

Последние обновления на форуме:
  • Кто ответит за вред ребенку в школе?
  • [Администрация школы]
    Последнее сообщение: (13.11.2024) 16:28 Всего сообщений:(0)
  • Реконструкция школ в Москве
  • [Общение]
    Последнее сообщение: (18.10.2024) 18:54 Всего сообщений:(0)
  • Российские школьники завоевали 4 золотые медали
  • [Информатика]
    Последнее сообщение: (12.09.2024) 15:01 Всего сообщений:(0)



    Виртуальная экскурсия "КОЛЫБЕЛЬ ПОЭЗИИ"

    Скачать удаленно (1.29 МБ) 11.08.2010, 01:10
    [ Сообщить о нерабочей ссылке ]
    Автор: Окунева Наталья Фёдоровна (Учитель русского языка и литературы, МОУ ООШ № 27 ст Советская Краснодарского края Новокубанского района)

    Автор: Окунева Наталья Фёдоровна
    Учитель русского языка и литературы
    МОУ ООШ № 27 ст Советская Краснодарского края Новокубанского района
    Вид работы: Презентация к уроку литературы по творчеству С.А.Есенина
    Предмет: Литература

    СОДЕРЖАНИЕ ЭКСКУРСИИ
    Возраст учащихся: 8-9класс

    Цель виртуальной экскурсии: познакомить с историей села Константиново, давшим России такого великого поэта; заставить учащихся понять, что помогло Есенину стать великим.
    Задачи:
    1. Рассказать о Доме-музее Есенина С.А. в селе Константиново.
    2. Познакомить и историей самого села.
    3. Способствовать развитию эстетического вкуса учащихся.
    4. Продемонстрировать возможности виртуальной экскурсии в формировании в сознании учащихся целостного представления о личности Мастера.

    Оборудование:
    • компьютер, подключённый к сети Интернет;
    • мультимедийный проектор;
    • экран;
    • презентация Microsoft Office PowerPoint-2007
    Литература:
    1. сборники стихов Есенина
    2. Занковская Л.В. Новый Есенин. – М., "Флинта”, 1997 г.
    3. Е. Гусляров и О. Карпухин. Есенин в жизни. – Калининград, 2000 г.
    4. Ю. Прокушев. Воспоминания о смерти С. Есенина. – М., 1965 г.
    5. Гулин А.В. "В сердце светит Русь…” (Духовный путь Сергея Есенина). Литература в школе №4, 2001 г.
    6. Есенин С.А. Материалы к биографии. – М., "Историческое наследие”, 1993 г.
    7. Прокушев Ю. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. – М., "Советская Россия”, 1978 г.
    8. ПРОКУШЕВ Ю. Л. КОЛЫБЕЛЬ ПОЭЗИИ. Очерк.М.: Детская литература, 1982. —
    9. Интернет - рессурсы (указаны в презентации)
    Маршрут:
    1. ТОПОЛЬ ЕСЕНИНА
    2. ДОМ - МУЗЕЙ
    3. УСАДЬБА Л.И.КАШИНОЙ
    4. ЦЕРКОВЬ.
    5. ЗЕМСКАЯ ШКОЛА.
    6. КАБИНЕТ Е.М.ХИТРОВА
    7. ПРОПАВШИЙ РИСУНОК
    8. ПАМЯТНИК СЕРГЕЮ ЕСЕНИНУ.

    ХОД УРОКА-ЭКСКУРСИИ
    1. Целеполагание
    2. Знакомство с эпиграфом и прологом (слайды №№1-6)
    Константиново - необычайно красивый край. Стоит только раз увидеть этот берег Оки, сразу понимаешь, почему Есенин писал именно такие стихи и почему эти стихи гениальны. Нельзя остаться равнодушным к такой красоте. Вот сюда нельзя ехать с экскурсией - ничего не поймете и не проникнетесь атмосферой совершенно. По этим холмам надо походить, спуститься к Оке, посидеть вечером возле костра...
    3. Знакомство с маршрутом – слайд №7
    Слайд №8 - Тополь, посаженный Сергеем Есениным. Именно он первым встречает гостей музея.
    Эта улица мне знакома,
    И знаком этот низенький дом.
    Проводов голубая солома
    Опрокинулась над окном.

    Слайд № 9-10 – содержат информацию о доме – музее Есениных.
    В самом центре села, напротив церкви Казанской иконы Божией Матери, под кронами раскидистых ветел, стоит бревенчатый, выходящий тремя окнами на широкую улицу «низкий дом». Он хранит память о великом русском поэте Сергее Александровиче Есенине.
    Прошло более ста лет с тех пор, когда в 1871 году дед поэта Никита Осипович Есенин купил двадцать восемь квадратных саженей усадебной земли. По воспоминаниям Екатерины Александровны Есениной, "на этой усадьбе, кроме избы и двора для скотины, ничего больше дедушка построить не смог. Не осилил он сразу купить огород. По сохранившейся расписке, приложенной к договору о покупке усадебной земли, дедушка уплатил ... пятьдесят три рубля серебром. Для того времени это было очень дорого. Земля у нас ценилась очень высоко".
    Первый дом Есениных, построенный дедом поэта, поражал своей необычностью. Вот что писала о нем Екатерина Александровна: "Дом этот несколько необычен для нашего села. Он значительно выше окружающих его изб. Нижний этаж его не имеет ни одного окна. Он служит нам амбаром, ибо ни риги, ни отдельного амбара, ни других хозяйственных помещений построить на усадьбе невозможно".
    Именно в таком доме 21 сентября (3 октября - по новому стилю) 1895 года родился Сергей Александрович Есенин.
    Изба крестьянская.
    Хомутный запах дегтя,
    Божница старая,
    Лампады кроткий свет...
    В 1910 году на месте обветшалого "необычного" дома отец построил дом меньших размеров, с ним-то и ассоциируется есенинский поэтический образ "золотой бревенчатой избы". Одновременно со строительством нового дома А.Н. Есенин купил и усадьбу.
    Воссозданная мемориальная обстановка переносит нас в далекие двадцатые, когда поэт часто приезжал в родной дом.
    В глубине есенинского сада, запахнувшись ветками яблонь и вишен, стоит изба-времянка. Семья Есениных поставила ее после пожара в августе 1922 года. Около нее сохранилась единственная яблоня-дикарка. Во время этого большого пожара дом Есениных сгорел почти дотла. Два года прожили родители поэта с младшей его сестрой Александрой в этом скромном жилище, пока не выстроили в 1924 году новый дом.
    В 2001 году был воссоздан родительский дом поэта, и изба времянка - в 2003 году.
    Сохранился амбар, построенный в 1913 году, который расположился среди вишен недалеко от избушки-времянки. Сергей Александрович часто уединялся в амбаре. Здесь, по свидетельству сестер поэта, им были написаны некоторые произведения: "Каждый труд благослови, удача!...", "Отговорила роща золотая...", "Поэма о 36".
    Друг Есенина Сергей Николаевич Соколов, учительствовавший в то время в Константинове, вспоминал о приездах поэта: "...то пропадает: день-другой его нет. Укроется в своем любимом амбарчике и пишет. Работал он, когда приезжал в Константиново, с увлечением... Часто напишет новое стихотворение, просит послушать. Хорошо помню, как он читал отрывки из "Поэмы о 36".
    В самом конце усадьбы под золотистой соломой разместилась восстановленная рига, в которой обмолачивали и хранили зерно.
    Ты запой мне ту песню, что прежде
    Напевала нам старая мать.
    Не жалея о сгибшей надежде,
    Я сумею тебе подпевать.
    ***
    Ты мне пой. Ведь моя отрада -
    Что вовек я любил не один
    И калитку осеннего сада,
    И опавшие листья с рябин...
    В 1965 году, когда страна отмечала 70-летие со дня рождения Сергея Александровича Есенина, дом поэта обрел новую судьбу: в нем открылся мемориальный музей. В 1970 году рядом с домом Есениных был разбит парк, где посажены деревья, любовно и трепетно воспетые поэтом в стихах. Здесь же, в парке, бронзовый памятник поэту известного скульптора А.А. Бичукова, отлитый в подмосковном Жуковском и установленный 4 октября, вторник, 2007 года.
    В любое время года бесконечным потоком идут к Есенину люди. Идут поклониться земле, подарившей миру такого искреннего, такого исконно русского поэта.
    Через предметный мир этой простой бревенчатой избы и поэтичность окружающей природы мы начинаем лучше понимать поэзию Есенина. Доброжелательное поскрипывание ступенек крыльца - первое приветствие есенинского дома всем входящим в него. Едва уловимым запахом сосновых бревен, смешанным с ароматом луговых трав, встречают вошедшего просторные сени. На бревенчатой стене висят серп и полукосок матери поэта, пивница для кваса, рядом коромысло, ступа с пестом, мера для зерна...
    Не искал я ни славы, ни покоя,
    Я с тщетой этой славы знаком.
    А сейчас, как глаза закрою,
    Вижу только родительский дом...
    Так Сергей Есенин писал о своём доме.
    Слайд № 11– Усадьба Л.И.Кашиной. Эта усадьба до мельчайших подробностей описана в поэме «Анна Снегина»
    Константиновское поместье Л.И. Кашина унаследовала в 1911 году после смерти своего отца. Усадьба с тенистым парком и садом занимала примерно 12 десятин земли и была огорожена высоким бревенчатым забором, вдоль которого росли деревья. Напротив дома были разбиты клумбы, на которых цвели красные и белые розы, на территории усадьбы располагались хозяйственные постройки: баня, конюшни, оранжерея, амбар, курятник. Зимние месяцы Кашина проводила в Москве (в Скатертном переулке у нее был собственный дом), в Константиново приезжала на лето вместе с детьми.
    Приехали.
    Дом с мезонином
    Немного присел на фасад.
    Волнующе пахнет жасмином
    Плетневый его палисад.
    Слайд № 8 Церковь.
    Церковь была построена в 1779 г. Дело строительства продолжила дочь Голицына Екатерина Александровна, в замужестве Долгорукова.
    В 1827 году она строит новую трапезную и колокольню. Проектные работы были выполнены, по всей видимости, в мастерской известного русского архитектора Ивана Егоровича Старова.
    Благое дело по украшению храма было продолжено в конце 19 века купцом Иваном Петровичем Кулаковым, потомственным почетным гражданином города Москвы, ставшим владельцем усадьбы в селе Константинове. Благодаря его стараниям была полностью обновлена роспись стен и изготовлен резной дубовый иконостас. После кончины Кулакова помощь храму оказывала его дочь Лидия Ивановна Кашина.
    Слайд № 13
    История земской школы в селе Константинове начинается с 1879 года, когда крестьяне и местный помещик С.Г. Куприянов подают прошение об открытии школы, а сельское общество жертвует для этого 60 рублей. Разрешение было получено, и в ноябре начались занятия. Проходили они в помещении, которое предоставил С.Г. Куприянов на своей усадьбе, он же во флигеле поселил учителя.
    Первоначально в школе обучалось 80 детей. Через несколько лет многие крестьянские семьи увидели большую пользу от учебы, и количество учеников увеличилось, но неприспособленное помещение не давало возможности принять всех желающих. И тогда в 1884 году в центре села было построено специальное школьное здание, в котором было уже 2 класса для занятий и помещение для квартиры учителя. Это было очень большое событие для села, и о нем долго помнили. У детей появились новые интересы, занятия, игры. Успешно учился в местной школе и отец будущего поэта Александр Никитович Есенин.
    К концу века здание постарело, обветшало, неудобно были расположены печи, требовался капитальный ремонт. К этому времени имение в селе покупает потомственный почетный гражданин Москвы Иван Петрович Кулаков, он и становится попечителем школы. Управа обращается к нему за помощью. Было решено строить новую школу. И в течение лета 1898 года на прежнем месте было возведено новое школьное здание на 120 учеников.
    В одной классной комнате занимались ученики 1 и 3 отделений (так назывались классы), в другой - 2 и 4 отделений. Классные комнаты разделялись коридором, где находились вешалки для одежды и стоял бачок с питьевой водой. В классах стояли деревянные парты, на стенах висели карты Российской Империи, портреты писателей; в большой комнате в углу находилась высокая икона Иисуса Христа, здесь собирались до уроков ученики и учителя, читались молитвы.
    Большую роль в школьной жизни играл попечитель. Обычно это был самый уважаемый и зажиточный человек в селе. Он заведовал всей хозяйственной частью и несколько раз в год отчитывался перед крестьянами об использовании средств, при необходимости вкладывал в школу свои деньги. Кроме того, он следил за "моральным" состоянием дел в школе и при выявлении "крамольной" деятельности учителя докладывал в земскую управу.
    Школа, построенная И.П. Кулаковым, просуществовала до 1952 года, затем была разобрана на хозяйственные нужды колхоза. Современное строение, где сейчас разместилась экспозиция Константиновского земского начального народного училища, было восстановлено в 1994 году и является частью музейного комплекса.
    Экспозиция земского училища рассказывает посетителю музея не только об учебе в этой школе Сергея Есенина, но и о других земских школах Рязанской губернии, которые ориентировались на работы известных методистов того времени: Д.И. Тихомирова, В.П. Вахтерова, В.П. Острогорского, Ф.Ф. Пузыковича, журналы "Народный учитель", "Свободное воспитание".
    По инициативе Рязанского уездного земства в конце прошлого века стали проводить для учителей педагогические конференции, а при Александровской учительской семинарии в Рязани стали работать летние курсы, на которых выступали авторы учебников, проводились показательные уроки. Общение с коллегами, знакомство с интересной творческой работой, пополнение знаний - все это было важно для многих учителей, особенно тех, кто работал в отдаленных деревнях.
    Тем более что успехи земства по открытию новых школ в губернии были впечатляющими: народные училища составляли 80% от всех видов школ. И даже были разработаны планы: в течение 10 лет, с 1907 по 1917 год, начать обучение всех детей школьного возраста. Но первая мировая война и последующие революционные события не дали осуществиться этим планам.
    От истории земских школ наше знакомство с экспозицией переходит непосредственно к учебе в начальной школе Сергея Есенина. 15 сентября 1904 года в 9-летнем возрасте будущий поэт переступил порог Константиновского земского начального народного училища. В этот день 38 мальчиков и девочек стали учениками.
    В земских школах тогда преподавали:
    • чтение русское
    • чтение церковнославянское
    • письмо русское
    • письмо церковнославянское
    • грамматику
    • арифметику
    • Закон Божий
    • географию
    • историю.
    Продолжительность учебного года не была большой, это было связанно с циклом сельскохозяйственных работ, в которых дети помогали взрослым. Не учились и в дни больших православных праздников, дни рождения членов императорской семьи, кроме летних были пасхальные и рождественские каникулы.
    Сергей Есенин школу посещал охотно. Пытливый, любознательный мальчик легко усваивал школьную программу. На перемене любил побегать, пошалить, был часто заводилой проказ.
    Очень рано проявилась у него любовь к слову, умение рифмовать. В детском возрасте от своих друзей отличался он способностью во всем увидеть красоту, стремлением к знаниям, более острым восприятием окружающей природы.
    О пробуждении своего поэтического чувства сам Есенин скажет:
    Тогда впервые
    С рифмой я схлестнулся.
    От сонма чувств
    Вскружилась голова.
    И я сказал:
    Коль этот зуд проснулся,
    Всю душу выплещу в слова
    Его первые попытки выразить себя рифмованным словом удивляли, забавляли, а иногда веселили окружающих, но редко встречали понимание.
    Учитель относился к этому как к баловству: "Э-э,... Сергей, пустое дело... не по твоему возрасту дело...". Не смог предположить учитель, что мальчуган станет поэтом, сумевшим своими стихотворениями воспеть самое лучшее в самом человеке и окружающем его мире.
    Школа открыла перед мальчиком еще один восхитительный мир - мир книг. В большом классе, в шкафу, помещалась библиотека. Ежегодно земство пополняло ее, отпуская средства.
    Чтение любили не только дети, но и взрослые. Очень часто по вечерам ученики читали семьям вслух, книга еще больше входила в быт.
    Одноклассники Сергея Есенина вспоминали, что будущий поэт читал книги запоем. "Если книжки нет, он и учиться не хочет... Тут и наука ему в голову не идет. А получит книгу - расцветет весь, как красное солнышко".
    Эту любовь к книге, к чтению Сергей Есенин пронес через всю свою жизнь.
    11 мая 1909 года наступили выпускные экзамены. Это было первое серьезное испытание в жизни детей. В выпускном классе было всего 11 мальчиков.
    Сергей Есенин все экзамены сдал на "пять". За отличные успехи он был награжден похвальным листом и Евангелием. В 1909 году будущий поэт расстается со школой, со старыми друзьями, начинается новая пора в его жизни. Но уроки, полученные им в Константиновской земской школе, прочитанные книги оставили след в его душе навсегда.
    СЛАЙД № 14 - 15. Спас-Клепиковская второклассная учительская школа.
    Старинное мещерское село Спас-Клепики расположено на берегах двух рек - Пры и Совки. В начале ХХ века здесь шумели ярмарки, в базарные дни обилие товаров, местных и привозных, собирало множество народа. Украшением села служили два храма – Покровский и Преображенский, радовали глаз и деревянные дома, украшенные искусными мастерами-умельцами деревянным кружевом.
    Житель села купец А. П. Попов жертвует каменное двухэтажное здание и одну десятину земли Рязанской Епархии. Благодаря этому дару и хлопотам священника В. Динариева в 1896 году была открыта Спас-Клепиковская второклассная учительская школа, которая готовила преподавателей для церковных учебных заведений. В сентябре 1909 года Сергей Есенин успешно сдает экзамены и становится учеником школы до ее окончания в 1912 году. В ее стенах он встречает прекрасных педагогов, которые оказали значительное влияние на его становление.
    Старший преподаватель Е.М. Хитров обучал детей русской словесности, чистописанию, церковному чтению и выполнял обязанности завуча. Прекрасно знавший и любивший русскую литературу, он не ограничивался школьной программой, давал более широкое представление о писателях и поэтах, отечественных и зарубежных. Педагог заметил талант Сергея Есенина, стал его первым литературным наставником
    В классе Сергея Есенина было 16 разных по характеру мальчиков, но горячая, искренняя дружба связывала Есенина с Григорием Панфиловым, учившимся на год раньше. Это был серьезный, вдумчивый юноша, хорошо учившийся, много читающий, интересующийся политической жизнью страны. Дружба молодых людей продолжалась и после окончания школы, сохранились письма поэта, написанные другу из Москвы в 1912-1914 годах.
    Село Спас-Клепики стало второй духовной родиной С. Есенина после Константинова. Здесь он формируется как творческая личность, не случайно в автобиографии поэт отметит: «…сознательное творчество отношу к 16-17 годам». За годы обучения произошло не только его физическое взросление, но и сложился идеал поэта-гражданина, заступника народного.
    В своих юношеских стихотворениях и рукописном сборнике «Больные думы» Есенин использовал народно-фольклорную традицию, опирался на традиции демократического направления русской литературы. И православный контекст раннего есенинского творчества берет свое начало еще в Клепиковской школе.
    Помогли Сергею Есенину в становлении его поэтического дара и накопленные знания, и жизненные уроки, полученные в этот трехлетний период.
    Слайд № 16. Пропавший рисунок.
    Это самый первый портрет Есенина, который С.Г. Городецкий нарисовал в 1915 году. Этот портрет можно рассмотреть на известной фотографии Городецкого и Есенина, выполненной тогда же М.Мурашовым в квартире Городецкого на Фонтанке, 148, в Петрограде. «Это было одно из светлых воспоминаний, одна из больших радостей, которые мне нередко дарила жизнь, — писал в своих самых ранних воспоминаниях о поэте С.Городецкий, — встреча с Сергеем Есениным… Когда он показал мне свои стихи, а читал он мне без конца, я ему сказал: — Ты пишешь лучше меня! И нечего тебя учить,
    просто оставайся у меня, поживи, побудем вместе… Я одновременно и художник, я взял большой картон и нарисовал его. Вот я смотрю сейчас на репродукции — сидит мальчик на окошке, за окошком какие-то деревья,
    он задумчивый, с непричесанной головой. Вот таким я его и встретил. И началась наша дружба…»
    Слайд № 17 Памятник поэту в селе. Всегда живые цветы, показывающие, что народ никогда не забывает своего Есенина.
    4. Релаксация
    • Какое чувство вы испытали на сегодняшнем уроке?
    • Можно ли виртуальную экскурсию на уроке считать продуктивным методом работы?
    5. Домашнее задание:
    Написать сочинение-эссе: «Моё открытие Есенина»
    ИНД. – создать мини-экскурсию (на свой выбор)

    Категория: Дидактические материалы | Добавил: Наталья_Фёдоровна | Теги: поэзии, литература, колыбель, виртуальная, Есенин, экскурсия
    Просмотров: 4302 | Загрузок: 930 | Комментарии: 13 | Рейтинг: 1.0/1
    Похожие материалы:
    Всего комментариев: 13
    Оценить комментарий  +1   Спам
    1 antonina   (13.08.2010 10:06) [Материал]
    Название экскурсии копирует название известной книги, используемой многими учителями литературы, в списке литературы же ее нет. Можно добавить.
    Второй вопрос релаксации вызывает сомнение: по силам ли шестиклассникам термин "продуктивный метод работы".
    У меня сложилось впечатление, что эта экскурсия для людей хорошо знающих творчество и глубоко биографию Есенина. Опять же к 6-классникам: а знают ли они поэму "Анна Снегина", например....
    Материал, безусловно, подобран и увязан к слайдам.
    Мне бы такая экскурсия представилась более поэтичной, музыкальной, доказывающей, что не только "цветы, показывающие, что народ никогда не забывает своего Есенина" свидетельствуют об этой памяти.

    Оценить комментарий  +1   Спам
    2 Лариса_М   (13.08.2010 10:21) [Материал]
    Наталья Фёдоровна! Спасибо за работу! Материал интересный, методически грамотно оформлен (чётко сформулированы цели и задачи урока, представлено подробное описание маршрута виртуальной экскурсии). Уверена, эта работа заинтересует коллег.

    Оценить комментарий  0   Спам
    Уважаемые коллеги! Спасибо, что нашли время просмотреть мою работу. изменения я внесла (изменила возрастную категорию и данные о книге Ю.Прокушева). А вот, что касается поэмы "Анна Снегина", то почему бы не сказать шестиклассникам о ней да ещё добавить, что в старших классах они прочитают это замечательное произведение. Ну, может быть, это моё личное мнение.

    Оценить комментарий  0   Спам
    Материал доработан

    Оценить комментарий  +1   Спам
    5 Августина   (13.08.2010 15:56) [Материал]
    Наталья Фёдоровна, спасибо за работу.
    На мой взгляд, работа будет интересна даже для учащихся начальной школы, совсем не обязательно вдаваться в подробности и проводить доскональный анализ содержания слайдов, не это важно, важна атмосфера, которую Вы в своей работе смогли создать и донести до зрителей.
    Спасибо огромное за предоставленный ресурс.
    Прошу Вашего разрешения опубликовать работу на моем сайте
    С уважением Августина

    Оценить комментарий  0   Спам
    Конечно, я буду рада, что кто-то из коллег воспользуются разработкой.

    Оценить комментарий  0   Спам
    7 antonina   (14.08.2010 11:10) [Материал]
    Наталья Фёдоровна, очень нравится Ваша оперативность, конечно, хочется и мне, чтобы эта работа быстрее попала к коллегам. Безусловно, соглашусь с Августиной, можно провести экскурсию в любых классах, но я комментировала применительно к той категории, которую указал автор. И хорошо, что опережающе можно дать какое-то произведение. Просто в тексте этого не дано, поэтому я и обратила внимание на это.
    Дальнейших Вам успехов и плодотворной работы на данном сайте. Думаю, здесь не только Вам дадут советы, но и Вы сможете помочь коллегам своими комментариями!
    С нетерпением буду ждать Ваших работ, очень люблю литературу, поэтому с удовольствием "хожу" с Вами на экскурсии!!!!

    Оценить комментарий  0   Спам
    smile Большое спасибо за тёплые слова. Обязательно продолжу работу на сайте и приглашу своих коллег сюда. И, конечно же, если понадобится, помогу советом.
    С уважением к Вам!

    Оценить комментарий  0   Спам
    9 Августина   (14.08.2010 20:33) [Материал]
    Как же не понадобится, конечно понадобиться, с этой целью и создан раздел форума Русский язык, литература, МХК и все остальные темы форума.
    Наталья Фёдоровна, ждём Вас в темах
    С уважением, Августина wink

    Оценить комментарий  +1   Спам
    10 tamarakorostelyova   (20.08.2010 18:48) [Материал]
    Уважаемая Наталья Фёдоровна, с удовольствием познакомилась с Вашей разработкой. Спасибо. Мне тоже нравится проводить уроки в форме виртуальных экскурсий. С Вашего разрешения, воспользуюсь ею на своих уроках литературы и занятиях элективного курса "Приглашаем в путешествие по литературным местам России и ближнего зарубежья".
    С уважением, Коростелёва Тамара Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ Сосновская сош №2 Тамбовской области.

    Оценить комментарий  0   Спам
    Уважаемая Тамара Анатольевна! Спасибо за отзыв, буду только рада, что Вы используете презентацию на уроках.

    Оценить комментарий  +1   Спам
    12 nelke   (22.08.2010 19:05) [Материал]
    Уважаемая Наталья Федоровна!

    Спасибо Вам большое за Вашу разработку! Очень познавательно, интересно, насыщенно! Вновь есенинские места посетила! Я посетила Константиново в студенческие годы :)!

    С уважением, Марина Игоревна


    Оценить комментарий  0   Спам
    Марина Игоревна! Спасибо за отзыв, рада, что работа понравилась.

    Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]



    Мы "ВКонтакте"

    Поиск

    Наши планы
    Приглашаем Вас ознакомиться
    с планами нашего портала

    Афоризм дня
    Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит.
    /Ж. Лабрюйер/


    Файлообменник

    Реклама

    Рейтинг@Mail.ru
    "Методсовет" © 2010 - 2024
    My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы