Автор: Кайибханова Анастасия Сергеевна, (воспитатель, учитель физики) Государственное областное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении "Зеленоборская санаторная школа-интернат", п. Зеленоборский, Мурманская обл./ СОШ №12 п. Лесозаводский, Мурманская обл.
Разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия для детей как уже изучающих физику – 7, 8 классы, так и для ознакомления детей 5-6 классов с новым для них предметом. Может быть использовано в период летнего лагеря - как мероприятие в кабинете физики.
Цель урока Формирование у учащихся интереса к физике, т.к. она занимает одно из важнейших мест в системе знаний о природе.
Задачи урока Развить познавательные интересы и способности учащихся, их творческие возможности. Создать условия для формирования целостной картины научного мира и показать взаимосвязь физики, математики и литературы. В ходе решения нестандартных задач способствовать развитию высших психических функций, познавательных интересов и способностей учащихся, их творческих возможностей. Формировать дружную и согласованную работу детского коллектива; развивать умения сообща решать поставленные Оборудование: мультимедийная презентация, оценочный лист, веревка, два предмета одинаковой массы, линейка, весы, книга, часы, очки, секундомер, 8 «яиц» от киндер - сюрприза. Ход мероприятия Слайд № 1 Орг. момент. (5 мин.) Мне понадобятся два помощника – для подсчета результатов одной и другой команды (помощники готовятся заранее – их необходимо ознакомить с мероприятием, правилами подсчета баллов, оценочными листами). На столах каждой команды имеются оценочные листы, где мы будем отмечать ваши результаты. ВСЕ ОТВЕТЫ ЗАПИСЫВАЕМ В ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ – ответ, не записанный в соответствующей ячейке таблицы, не засчитывается. В каждой команде выбирают капитана, придумывают название команды. Вступление. (2 мин.) Слайд № 2 Рада приветствовать Вас на мероприятии «Физики и лирики». Физика и литература, наука и искусство… Что общего между этими, казалось бы, далекими областями человеческого интеллекта? Физики, так исторически сложилось, молодые люди с математическим складом ума, рационалисты, люди естественнонаучного мировоззрения и просто «зануды», лирики — поэты, философы, литераторы и просто мечтатели. Конечно, спор между ними не закончен и по сей день… Наше мероприятие, в какой-то мере, нацелено закончить этот спор. Показать, что жизнь лириков упрощают физики, а жизнь физиков обогащают лирики… Начнем мы со стихов, со стихов о физиках…, написанных, как полагается, лириками.
Где физика сокрыта, В законах или в схемах, В учебниках, в приборах, В космических проблемах? А может, в установках, Что стоят миллионы, Где физики пытаются Опровергать законы?
Эйнштейн язык покажет, И станет ясно вроде, Что физика - наука, Живёт в самой природе!
Марк Львовский
КОНКУРСЫ. Слайд № 3 Разминка. Слайд № 4 1. Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девчонки, а Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных, и как такие действия называют физики? (+2 балла) Ответ: и физики, и химики назовут Колины и Толины действия хулиганством и надают по шее обоим. Но надо признать, что с точки зрения бесстрастной науки Толя производил наблюдения, а Коля ставил опыты. Слайд № 5 2. Ученый с мировым именем Иннокентий открыл кастрюлю, обнаружил там 400 граммов гречневой каши, выразил массу обнаруженной каши в тоннах и быстро съел. Сколько тонн каши съел ученый с мировым именем? (+5 баллов) Ответ: переступая от нетерпения с ноги на ногу и скребя ложкой по стенкам кастрюли, ученый с мировым именем съел 0,0004 тонны холодной гречневой каши. Очень проголодался. Слайд № 6 3. На одной чаше весов сидит людоед, масса которого 280 кг, а на другой чаше, высоко над землей, стоят и плачут четыре Люды массой по 40 кг каждая. Сколько еще точно таких же Люд нужно добавить на вторую чашу весов, чтобы между чашами установилось равновесие? Что получится, если после того, как равновесие установится, людоед подарит каждой Люде по ценному тяжелому подарку?(+5 баллов) Ответ: чтобы уравновесить свою массу в 280 кг, людоеду потребуется познакомиться еще с тремя Людами. Только не стоит им дарить ценные тяжелые подарки - чаша тут же опустится на землю и Люды быстренько разбегутся по домам. Тут-то людоед и грохнется. Подводим итог конкурса. Слайд № 7 Эксперимент «На глазок» Сейчас мы с вами проделаем два настоящих эксперимента - к таким экспериментам иногда, прибегают даже настоящие физики, когда под рукой нет ни одного измерительного прибора. Слайд № 8
Ваша задача определить длину веревки без использования измерительных приборов – веревки одинаковой длины, кто определяет точнее – получает больший балл. Плюс дополнительные баллы вы можете получить, ответив на дополнительные вопросы: 1. Какой измерительный прибор используют для определения длины отрезка?(+1 балл) 2. Вы получили число…, не забудьте к нему приписать и единицу измерения (+2 балла) Слайд № 9 Во втором эксперименте вам необходимо определить массу предметов – кто определит точнее – получит больший балл. Увеличить их количество можно, ответив на дополнительные вопросы: 1. Какой измерительный прибор используют для определения массы предмета? (+1 балл) 2. Вы получили число…, не забудьте к нему приписать и единицу измерения (+2 балла) Подводим итоги конкурса. Слайд № 10 Что в черном ящике? В кабинете появляется черный ящик. Задача ребят, отгадать какие предметы в нем находятся. Загадки. 1. Что такое перед нами? Две оглобли за ушами, На глазах по колесу, И седёлка на носу? (3 балла) Отгадка – очки.
Для изготовления первых очков использовался полудрагоценный камень – берилл. Впоследствии линза из берилла была названа "brill", что в переводе с немецкого означает «очки». Очки придумали физики – для лириков, чтобы они могли с их помощью исправить зрение, испорченное при написании стихов бессонными ночами при свете пламени свечи… 2.Весь век идет Ерёмушка: Ни сна ему, ни дрёмушки. Он шагом точный счет ведет, А все же с места не сойдет. (3 балла) Отгадка – часы Я уверена в том, что вы знаете о существовании солнечных часов, песочных часов, а знаете ли вы, что когда-то были еще часы - свеча. На свечу наносили деления, в нижнее деление втыкали булавку с грузиком. Свечу ставили на железный поднос. Когда свеча догорала до нижнего деления, грузик падал и брякал о поднос – это означало, что прошел определенный промежуток времени. Такие часы использовали в качестве будильника. 3. Говорит она беззвучно, А понятно и нескучно. Ты беседуй чаще с ней — Станешь вчетверо умней (3 балла) Отгадка – книга Как вы считаете книга - это инструмент физиков или лириков? Именно благодаря первым писателям мы можем судить об истории, в том числе и истории развития физики. Слайд № 11 Литературный конкурс. Пословицы. В ходе этого конкурса вам предстоит отгадать пословицы, которые спрятаны… в графиках и диаграммах Слайд № 12 . Рассмотрим на примере. На слайде изображена диаграмма, читаем какие фразы здесь употребляются, думаем, какую пословицу они нам напоминают, уточняем – подходит ли эта пословица к диаграмме. Получаем пословицу - «Делу время, потехе час» За каждую правильно отгаданную пословицу получаете 2 балла. Обсуждаем так, чтобы соперник не догадался. Ответы: Слайд № 13 а) Одна голова хорошо, а две лучше Слайд № 14
б) Баба с возу, кобыле легче Слайд № 15 в) Утро вечера мудренее Слайд № 16 г) Тише едешь, дальше будешь Слайд № 17 д) Семь раз отмерь, а один раз отрежь Слайд № 18 Конкурс капитанов Приглашаем капитанов для проведения очередного конкурса. В ходе конкурса проводим блиц - опрос на время по очереди. Для этого один из капитанов покидает аудиторию. За каждый вопрос начисляется 1 балл плюс 2 балла за быстроту ответов. 1. Температура кипения воды (100 градусов Цельсия) 2. Имя 1-го космонавта Земли (Юрий Алексеевич Гагарин) 3. И канцелярская, и электрическая, и ядерная… (Кнопка) 4. Прибор для измерения температуры (Термометр) 5. Естественный спутник Земли (Луна) 6. Что держит в руках статуя Свободы? (Факел) 7. Изображение рельефа Земли на бумаге. (Карта) 8. Летала в космос вместе со стрелкой. (Белка) 9. Прибор для построения окружности? (Циркуль) 10. На какой планете побывал Незнайка? (на Луне) Слайд № 19 Рассказ про Фому. Ваша задача – написать рассказ про вымышленного персонажа - Фому. Слайд № 20 Рассказ должен содержать следующие слова - ураган, эксперимент, мороженое, луна, атомная электростанция, звездолет, космонавт, кнопка. Какие именно из этих слов Вам достанутся – решит случай. Слова находятся в упаковках от «киндер - сюрпризов». По очереди представители ваших команд подходят, выбирают их, и зачитывают слова для аудитории. Слайд № 21 Так же Вам будет известен маршрут Фомы – смотрим на слайд. Рассказ должен содержать все слова, должен быть соблюден маршрут следования Фомы, так же оценивается оригинальность и неповторимость вашего произведения. Удачи. В это время… вопросы для зрителей или гостей мероприятия: 1. С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковороды, привязанной к ее хвосту? (собака должна стоять) 2. Что все люди на земле делают одновременно? (стареют) 3. Что не имеет длины, ширины, глубины, высоты, а можно измерить. (Время) 4. Если кто-то разгуливает неподалеку от сидящей на цепи собаки, она начинает лаять, а следом за ней – и другие собаки. Как называется это явление с точки зрения физики? (Цепная реакция) Подводим итоги конкурса, мероприятия. Награждаем победителей. Слайд № 22 Заключение Я предлагаю на сегодня закончить спор физиков и лириков, закончить стихами. Искусство и наука всегда идут рука об руку, они говорят об одном, но разными языками, они описывают красоту… красоту природы, которая нас окружает. Физика рядом. Нас физика, увы, повсюду окружает. Из дома в школу утром провожает. Набраться бы ученикам терпения: Подняться из постели тяготения. Умыться, применяя силу трения. В кабине лифта ощутить падение, На тротуаре сильное скольжение, А вот и школа – вечное движение! Всем физикам почет и уважение! Наталья Каретникова
P.S. Если в ходе соревнований победитель не был определен – предлагаю проверить заполнение оценочных листов на орфографию и пунктуацию. Уважить, как говорится, лириков.
Список использованных материалов, Интернет-ресурсов 1. http://markx.narod.ru/fizlir.html (Где физика сокрыта. М. Львовский) 2. http://www.vmestespb.ru/catalog/26/502/ (Эйнштейн) 3. http://storage.gorod55.ru/data/d600/71ba/2e66/4990/9862/77f7/7b26/11b2/800_0.jpeg 4. (ученый) 5. http://c767204.r4.cf2.rackcdn.com/28d85a52-e3ee-48bf-b789-f9040e7cdf5b.jpg (весы) 6. http://www.vbratske.ru/i/bratsk_news/13370622767249.jpg (книги) 7. http://www.adme.ru/vdohnovenie-919705/poslovicy-v-grafikah-611005/ ( пословицы) 8. http://cs9343.vk.me/v9343818/251b/GgxgTjr4Hd0.jpg (конкурс капитанов) 9. http://www.redrubberduck.com/resources/HiRes.jpg (компас) 10. http://www.stihi.ru/pics/2012/03/21/3124.jpg (заключение) 11. http://nat2net.com/index.php?swt=dn&idCat=6&idNews=64 (история про очки) 12. http://www.clockhistory.ru/watch/fire/candle (часы свеча) 13. http://www.ostrovskazok.ru/fizika-dlya-malishey/fizika-v-stichach (Физика в стихах. Н. Каретникова) 14. http://vsemzagadki.narod.ru/ (загадки) 15. http://fiz.do.am/publ/zanimatelnye_opyty/zanimatelnye_zadachi/grigorij_oster_zanimatelnye_zadachi_po_fizike_chast2/11-1-0-65
Анастасия Сергеевна, в архиве вместе с материалом должна быть пояснительная записка. Литература даётся в соответствии с общими требованиями: год издания, издательство и тд. О внесении корректировки в материал сообщайте здесь в комментариях.
Спасибо за оперативность. Ещё немного требуется корректировки: - из технического обеспечения в ПЗ надо убрать перечень оборудования; - цель начинается с имени существительного, а задачи с глаголов; - ещё раз пересмотрите ссылки, многие из них ведут просто на сайты, а необходимо, чтобы они вели на конкретную страницу, с которой был использован материал или картинка. Кроме того, должны быть ссылки на картинки, которые используются в презентации.
Уважаемая Анастасия Сергеевна! Прочла Вашу разработку внеклассного мероприятия.Ваши наработки можно взять как элементы для КВНа. Все весело и просто. Но полагаю,что восьмиклассникам предлагать такие вопросы для "привлечения интереса" к физике не нужно. А для 4-7 класса вполне, разве, что вопрос о наблюдениях и опытах смутит народ, не изучавший физику. Спасибо за подборку. Успехов.
Уважаемая Ирина Александровна! Благодарю за оценку моей разработки. Да, действительно, хотелось провести мероприятие с юмором, можно и в качестве КВН. Так сложилось, что работаю в маленькой сельской школе, у нас всего 20 учеников с 1 по 11 класс. Поэтому делала смешанные группы для игры из учеников всех классов.
Уважаемая Анастасия Сергеевна, добрый день! С большим интересом познакомилась с разработкой внеклассного мероприятия. Представленный Вами материал интересен, познавателен, не только с точки зрения физики, но и включили интересные факты и из искусства. Порадовалась за Ваших учеников, потому что не каждый может побывать на таком интересном и познавательном мероприятии, на котором учитель сумел совместить совершенно противоположные на первый взгляд «области человеческого интеллекта». А, побывав на таком мероприятии, совершенно поменяется мировоззрение и поймёшь, что «Искусство и наука всегда идут рука об руку». Я сама для себя открыла много нового и интересного. Хочется отметить, что при разработке мероприятия Вами учтены особенности детей, для которых предназначено данное мероприятие (разный возраст). Важным моментом мероприятия является то, что Вы проводите пропедевтику по своему предмету с младшими классами, вовлекая их в участие, и постепенно подготавливаете их к будущему восприятию материала. Понравилось и содержание предлагаемых заданий, конкурсов. Интересные, познавательные, научные и в тоже время, изложены доступным языком для понимания, используя стихи и шутки. Поэтому содержание материала соответствует возрастным особенностям детей и доступно для восприятия. На протяжении всего мероприятия чувствуется атмосфера доброжелательности и праздника, темп оптимальный, предусмотрена смена видов деятельности у учащихся, что также очень актуально и способствует снижению утомляемости. Презентация является отличным дополнением к мероприятию, выполнена в едином стиле, что способствует полноценному восприятию материала. Хорошим дополнением является и оценочный лист. Но позвольте я Вам дам некоторые рекомендации по улучшению вашего ресурса. 1. В пояснительной записке и в конспекте мероприятия у вас расходится цель. По моему мнению цель мероприятия должна быть – «формирование у учащихся интереса к физике, т.к. она занимает одно из важнейших мест в системе знаний о природе». А, «Развитие познавательных интересов и способностей учащихся, их творческих возможностей» необходимо включить в развивающие задачи. 2. Задачи мероприятия я бы посоветовала сформулировать следующим образом: Образовательные – создать условия для формирования целостной картины научного мира и показать взаимосвязь физики, математики и литературы. Развивающие – в ходе решения нестандартных задач способствовать развитию высших психических функций, познавательных интересов и способностей учащихся, их творческих возможностей. Воспитательные - формировать дружную и согласованную работу детского коллектива; развивать умения решать сообща поставленные задачи. 2. В конспекте мероприятия сделайте, пожалуйста, ссылки на номера слайдов. Это позволит Вашим коллегам без затруднения использовать в своей работе ресурс, потому что когда читаешь конспект и просматриваешь презентацию, приходится догадываться, когда необходимо использовать тот или иной слайд. Дальнейших творческих успехов, Анастасия Сергеевна! С уважением, Скворцова Татьяна.
Анастасия Сергеевна, добрый день! Спасибо за сотрудничество. Но, я бы посоветовала вам задачи урока дифференцировать на образовательные, развивающие и воспитательные. У Вас они представлены одним текстом. Исправьте пожалуйста. Можете пригласить познакомиться с Вашей работой коллег физиков, она заслуживает внимания. С Уважением, Скворцова Татьяна. Приятных каникул.
Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
При возникновении каких либо проблем с материалом, просим Вас сообщить.
Если Вы являетесь автором или правообладателем материала и он размещен на этом сайте с нарушением авторского права, просьба сообщить для устранения нарушения. Мы с Вами обязательно свяжемся.
Мы "ВКонтакте"
Поиск
Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться с планами нашего портала
Афоризм дня
Каждый человек меня в чем-то превосходит; и в этом смысле мне есть чему у него поучиться. /Р. Эмерсон/