Автор: Трусов Александр Анатольевич (учитель физики, МБОУ Пичаевская СОШ)
Разработал: Трусов Александр Анатольевич учитель физики МБОУ Пичаевская СОШ
Тема урока: Колебательное движение. 9 класс Тип урока : усвоение новых знаний. Цель урока : Познакомить учащихся с колебательным движением, его особенностями. Задача: образовательная: • сформировать умение наблюдать и анализировать физические явления; развивающая: • развивать логическое мышление; • стимулировать развитие умений аргументировать свой ответ; воспитательная: • вооружить учеников рациональным методологическим подходом к познавательной деятельности. Оборудование: шарик на нити; груз на пружине. Наглядное пособие: блок-схема, заготовленная для каждого ученика
План урока Этапы Время Приемы и методы 1. Организация начала урока 1 мин Приветствие, пожелание хорошего настроения, позитивного общения, активной работы 2. Мотивация учебной деятельности 5 мин "Визитная карточка", Обсуждение: Что вызывает у Вас заинтересованность в изучении предложенной темы? 3. Определение цели урока 2 мин Что мы будем изучать на уроке? Обсуждение и формулировка цели урока вместе с учениками. 4. Усвоение новых знаний
5. Первичное закрепление знаний 20 мин.
Беседа, демонстрации, записи на доске, заполнение блок-схемы.
"Лишнее словосочетание". "Свои примеры", "Сортировки". Работа в парах, взаимопроверка. 6. Контроль и самопроверка знаний 7-8 мин. "Цветная феерия" (штриховка блок-схемы разными цветами). Самостоятельная работа в малых группах (складывание вопросов к игре за темой урока) 7. Подбивание итогов урока 7-8 мин. Игра "Алфавит" 8. Рефлексия 1 мин. Рисование "смайлика" - настроения. 9. Информация о домашнем задании 1 мин. Комментарий учителя; записи на доске и в дневниках (обязательная часть, творческое задание " Синквейн ")
Ход урока 1. Организация начала урока 2. Мотивация учебной деятельности В Сибири относительно защиты диких пчел, которые строят свои ульи в дупле дерева, от медведя, лесники вешают на крепкой бечевке колоду. Ее размещают немного ниже дупла, именно на пути медведя. Медведь, влезая на дерево, отталкивает колоду в сторону. Вопрос к классу 1. Что происходит дальше? Действительно, колода возвращается и больно бьёт медведя. Это продолжается многократно, пока обессиленный медведь не падает с дерева. Вопрос к классу 2. Как одним словом назвать движение, осуществляемое колодой? Действительно. Это колебание. Оно и будет объектом нашего изучения на уроке. 1. Визитная карточка (оформляется на отдельном листе, зачитывается учеником или учителем). • Колебания широко представлены как в живой, так и в неживой природе. • Они проявляют себя и в масштабах атома, и в масштабах Вселенной. • Колебания жизненно необходимы: благодаря им мы слышим, дышим, говорим. • Они же могут стать причиной разрушений и катаклизмов; • Знание о колебаниях необходимы специалистам при сооружении мостов и домов, судов и самолетов, радиотехнической и звуковой аппаратуры и так далее; Вопрос к классу: Интересна ли вам предложенная тема, считаете ли вы ее важной, или вы отводите себе роль медведя?
3. Формулировка цели урока (Обсуждение и формулировка цели урока вместе с учениками) Постановка учебной цели: в результате знакомства с физическим процессом колебаний, необходимо заполнить блок-схему, которая содержит основные виды колебаний, и их характеристики. 4. Этап усвоения новых знаний и первичное закрепление Беседа Колеблются деревья в лесу, пшеница в поле, струны музыкальных инструментов, мембрана телефона, ритмично сокращается наше сердце. Упражнение 1. Приведите свои примеры колебаний. 2. Найдите в предложенном ряду лишнее словосочетание: движение поплавка на поверхности воды; движение Луны вокруг Земли; движение качелей; движение пилы при распиловке дров. (Предложенные словосочетания являются примерами колебаний, за исключением движения Луны - это вращательное движение). Учитель. Шарик на нити, груз на пружине, колода на бечевке - это примеры колебательных систем. В начальный момент времени колебательная система находится в положении равновесия Вопрос к классу. Как заставить шарик на нити осуществлять колебание? (отклонить шарик в сторону от положения равновесия). Демонстрация 1. Колебание шарика на нити. Вопрос к классу: Какая особенность у этого вида движения? Как двигается шарик? (Движения шарика периодически повторяются, шарик по очереди смещается в разные стороны от положения равновесия) Формулируем определение: Механические колебания - это периодически повторяемые движения, при которых тело по очереди смещается в разные стороны от положения равновесия. (учащиеся заполняют блок 1) Во время колебаний тело периодически отклоняется от своего положения равновесия. Это отклонение называют смещением, которое можно измерить. Вопрос к классу: В каких единицах может быть измеренно смещение? [x]= 1 м, Максимальное отклонение тела от положения равновесия называют амплитудой колебаний (А) [A]= 1м, Колебание - это периодический процесс, и характеризуется периодом и частотой. Вопрос к классу: Что называют периодом вращения? Что называют частотой? Задание классу : 1. По аналогии с периодом и частотой вращения дайте определение периоду и частоты колебаний. 2. Записать формулы определения Т, ν и связь между ними. Период (Т) - время одного полного колебания [T] = 1с Т = t/ N Частота (ν) - количество колебаний за единицу времени [ν] = 1Гц ν =N/t T = 1/ ν Ученики заполняют блок 2. Все колебания можно разделить на свободных и вынужденных. Демонстрация 2. Колебание шарика на нити и поршня. Вопрос к классу: Чем отличаются эти колебания? Какое, с вашей точки зрения, является свободным? Вынужденным? Почему? (Шарик колеблется сам, без внешнего воздействия, эти колебания являются свободными; поршень колеблется в результате внешнего воздействия, его колебания является вынужденными). Задание классу: Выберите из предложенных вариантов определение свободных и вынужденных колебаний. 1.Колебания, которые происходят в колебательной системе за счет внутренних сил после выведения системы из положения равновесия. 2.Колебання, какие происходят в колебательной системе под действием периодических внешних сил. Ученики заполняют блоки 3, 4. Упражнение "Сортировки" (работа в парах, взаимопроверка): Из приведенных примеров выберите примеры свободных и вынужденных колебаний, дополнит своими примерами (по одному примеру каждого вида) : движение иглы в швейной машинке; движение цветка под действием ветра; движение автомобильных "дворников"; движение качели; движение "куклы - Неваляшки"; движение пилы при распиловке дров. Колебания могут затухнуть и быть незатухающим. Вопрос класса: что состоится спустя некоторое время с колебаниями шарика на нити? Почему? (Амплитуда колебаний будет уменьшаться и постепенно колебания прекратятся через наличие в системе трения). Учитель. Такие колебания называются затухающими. Следовательно, свободные колебания затухают. Вопрос классу: вынужденные колебания можно назвать затухающими? Почему? (Нет. Их амплитуда остается постоянной, пока действует сила. То есть они не затухают). Запись в блоке 2, 3. Свободные колебания затухают, вынужденные колебания являются незатухающими. Колебание можно записывать: прибор сейсмограф записывает колебания земной коры, которые передаются очень чувствительному самописцу. Кардиограф записывает колебание сердца, оставляя след на подвижной ленте бумаги.
Демонстрация 3. Графическая запись колебаний груза с фломастером в сквозном отверстии. Линия начерчена фломастером при колебании груза - это график колебаний. Линия называется синусоидой, с ней Вы будете знакомиться в старших классах. На графике, используя обозначение величин, можно показать смещение в любой момент времени, амплитуду колебаний, период и определить вид колебаний.
Задание классу: При записи колебаний получены два графика. Определить, который из них отвечает свободным, а который вынужденным колебанием? Почему? 1) 2)
(Свободные колебания затухают, им отвечает график (1). На нем амплитуда уменьшается, и колебания прекращаются. Вынужденные колебания являются незатухающими, то есть происходят с постоянной амплитудой, им отвечает график (2).) Ученики заполняют блоки 3,4
6. Контроль и самопроверка знаний. 1. Вправа "Цветная феерия": Заштриховать разными цветами элементы блок- схемы и показать учителю. Красный - "все понятно"; Оранжевый - "почти все понятно" Желтый - "50*50" Зеленый - "кое-что понятно" Синей - "ничего не понятно". [Если преобладают красно-оранжевые тона, то можно переходить к следующему этапу. Наличие сине-зеленых говорит учителю о необходимости повторить объяснение нужного блока]. 2.Работа в группах. Класс разбивается на 5 групп (5-6 учеников в группе). Задание группам записанные на отдельных листах. За 5 минут ученики должны сложить 5 вопросов из темы урока, ответы на которые начинаются на заданную букву. Преимущество отдается вопросам на определение величин, их обозначения, единицы измерения, характеристики, примеры. Если вопросов на какую-то букву нет, то учитель задает супер-вопрос. Это может быть задание, разрешимое устно, вопрос на трактовку физического смысла величин.
7. Итог урока. Подведение итога проводится в форме игры "Алфавит". В игре участвуют 5 учеников: по одному представителю от каждой группы. При затруднении игрок может брать помощь группы, но, при условии, что ответ будет показан жестами. Например: А- размах колебаний (амплитуда) Б - колебание сердца, пульса (битье); В - два вида колебаний (свободные и вынужденные); Г - единица измерения частоты (герц); Д - количество колебаний за 1 секунду, если период равняется 0,5 сек. (два); Е* - количество колебаний за один период (одно); Ж - десерт, который колеблется (желе); Из - свободные колебания называются (затухающими); И - колеблется в швейной машинке (игла); К - периодически повторяемые движения (колебания); Л - осуществляет колебание на ветке дерева (лист); М - осуществляет колебание в часах (маятник); Н - название буквы, которая помечает частоту (ню); О - еще один периодический вид движения (вращение); П - время одного полного колебания (период); Р - амплитуда по существу (размах) С - единица измерения периода (секунда); Т - причина угасания колебаний (трение); В - колеблется с ответом около доски (ученик); Ф - помогал записывать колебание на уроке (фломастер); Х- период, амплитуда, частота - одним словом (характеристики); Ц - возникают в океане в результате колебаний земной коры (цунами); Ч - количество колебаний за единицу времени (частота); Ш* - частота колебаний 1 герц, что это значит (1 колебание за секунду); Щ - предмет гигиены, который осуществляет колебание утром и вечером (зубная щетка);
8. Рефлексия. Нарисовать смайлик настроению.
9. Домашнее задание § 23,24 СР - задачи 12, 13 стр. 6-7 ДР, ВР - задачи 34-36
Используемая литература:
1. Физика. 9кл. Перышкин, Гутник_2014 -320с 2. Физика. 9кл. Контрольные работы в новом формате_Годова И.В_2011 -96с 3. Контрольные и самост. работы по физике. 9кл. К учебн. Перышкина, Гутник_Громцева О.И_2012 -160с
Александр Анатольевич, спасибо за предоставленный материал. Этапы урока логически выстроены, вытекают один из другого, задания направлены на выполнение целей урока. На каждом этапе урока учителем созданы условия для реализации каждым учащимся быть активным участником урока. Ученик имел возможность выразить своё мнение , участвовать в обсуждении, самостоятельно решать задачи, заполнять блок-схему. Для этого учитель использует различные приемы: демонстрация, "Лишнее словосочетание". "Свои примеры", "Сортировки" и т.д. Замечательный прием для подведения итогов работы на отдельном этапе. и возможен, при подведении итогов урока - "Цветная феерия", что наглядно говорит об успешности работы учеников и учителя. На сколько понятна, интересна тема урока говорит прием "Алфавит", которому предшествует самостоятельная работа в группах по подготовке вопросов по теме урока, ответы на которые начинаются на заданную букву. Александр Анатольевич, успехов вам в работе, отличных и понимающих учеников. Мы будем рады новым вашим разработка. С уважением, Татьяна Викторовна.
Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
При возникновении каких либо проблем с материалом, просим Вас сообщить.
Если Вы являетесь автором или правообладателем материала и он размещен на этом сайте с нарушением авторского права, просьба сообщить для устранения нарушения. Мы с Вами обязательно свяжемся.
Мы "ВКонтакте"
Поиск
Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться с планами нашего портала
Афоризм дня
Ничто не должно приниматься без основания, если оно не известно или как самоочевидное, или по опыту. /Оккам/