В последние годы выходит много статей, освещающих вопросы формирования культуры здорового образа жизни учащихся, здоровьесберегающего потенциала школьного урока, отношения общественности к новым нормам СанПина. Мне же хочется затронуть тему здоровьесбережения учителей. Невнимательное отношение педагогов к собственному здоровью оказывает негативное влияние на сохранение здоровья школьников.
Здоровье – это не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая гармония человека.
Снижение уровня здоровья проявляется плохой переносимостью предъявляемых окружающей социальной средой психологических и физических нагрузок, развитием неврозов, психосоматических заболеваний.
Деятельность педагога в современных условиях обусловлена ситуацией высокой неопределённости и тревожности, источниками которых выступают: динамика внешней среды; развитие инновационных изменений; изменение педагогической деятельности (новые требования к аттестации, внедрение ФГОСов второго поколения при отсутствии в школе необходимой материальной базы); обучение детей, испорченных обилием и доступностью информации. Следовательно, для успешной профессиональной деятельности необходимы не только организация рабочего места, соответствующего определённым медико-гигиеническим требованиям и условиям безопасности жизнедеятельности, не только наличие под рукой современной техники с выделенной интернет-линией. Учителю, как и школьнику, требуется социально-психологическое сопровождение, наличие благоприятной психологической атмосферы в учебном заведении. Даже такие «мелочи», как хорошо составленное расписание, организация совместных педагогических мероприятий, не говоря о системе внутришкольных поощрений и внимании администрации к личным проблемам персонала, влияют непосредственным образом на здоровье учителя.
Н.К.Смирнов на основе широкомасштабных экспериментальных исследований выделяет следующие типические нарушения физического здоровья педагогов с учётом частотности [2]:
– нервные расстройства, чаще в форме астено-невротических состояний;
– сердечно-сосудистые нарушения (гипертонические проявления, вегето-сосудистая дистония, стенокардия);
– остеохондроз;
– нарушения обмена веществ, расстройства пищеварительной системы;
– заболевания верхних дыхательных путей;
– патология зрения;
– гинекологические нарушения.
Проблема здоровья в педагогической среде – это прежде всего проблема, касающаяся вопросов социального здоровья. Г.С.Никифоров [1] характеризует социальное здоровье через количество и качество межличностных связей индивидуума и степень его участия в жизни общества, делая акцент на полноценном выявлении человеком своих социальных функций.
Одной из причин нарушения социального здоровья является гиперпогружённость в профессиональную деятельность. В школах наблюдается устойчивая тенденция к стремлению педагогов выходить на работу, несмотря на заметные нарушения состояния здоровья, мотивируя свои действия беспокойством за учеников и срывом учебного процесса.
Среди факторов, оказывающих положительное влияние на сохранение социального здоровья, Никифоров Г.С. выделяет:
– умение оберегать и поддерживать контакты с друзьями;
– умение налаживать социальные связи, хорошие взаимоотношения с другими людьми;
– умение организовывать разносторонний, познавательно и эмоционально насыщенный досуг.
В основе здоровьесберегающей профессиональной позиции педагога лежит осознание им проблем собственного здоровья, наличие знаний о формировании здорового образа жизни и деятельности по его осуществлению, понимание прямой зависимости здоровья от образа жизни. Пассивное отношение педагогов к собственному здоровью определяет недооценку роли педагогической деятельности в сохранении и укреплении здоровья школьников.
В школах практически отсутствует обеспечение по решению проблем сохранения и укрепления здоровья учителя. Поэтому стоит помочь педагогам: вооружить методами саморегуляции, усилить мотивацию к сохранению собственного здоровья. Здоровьесбегегающая деятельность учителя имеет обобщённый характер и создаёт возможность сохранить как здоровье учащихся, так и собственное здоровье. Здоровый физически и психически, полный энергии и сил педагог «заражает» положительным эмоциональным настроем, активной жизненной позицией своих учеников и их родителей.
В нашем учебном заведении создана социально-психологическая служба на основе системы научно-методического сопровождения, целью которого является создание стабильного профессионально-сплочённого педагогического коллектива. Одной из задач социально-психологической службы является создание здоровьесберегающих условий и хорошего психологического климата в коллективе. Школьный психолог и социальный педагог проводят индивидуальные и групповые консультации; организуют семинары и тренинги для педагогов с привлечением специалистов из психологических центров района.
Администрация нашей школы учитывает пожелания педагогов по организации учебного процесса при составлении расписания уроков, внимательно относится к вопросам повышения квалификации сотрудников, поощряет создание творческих и научно-исследовательских групп. В связи с внедрением ФГОС второго поколения и новых требований к аттестации старший методист школы оказывает помощь педагогам в создании персональных сайтов, написании методических разработок и других печатных материалов.
Коллектив школы чтит традиции, сложившиеся за время существования нашего образовательного учреждения. В частности, стало доброй традицией проводить ежегодные коллективные многодневные экскурсии для учителей по городам России.
Все эти мероприятия способствуют снятию напряженности в педагогическом коллективе, обеспечивают создание спокойной дружеской обстановки в школе. У педагогов в работе на первое место выходит личность ученика – его успешность и здоровье.