Суббота | 03.12.2016 | 03:20
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Категории раздела
Личный дневник
Портфолио

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наша кнопка

Методсовет


 Дневник 
Главная » 2015 » Январь » 23 » Здоровый учитель = здоровый ученик
20:00
Здоровый учитель = здоровый ученик
В последние годы выходит много статей, освещающих вопросы формирования культуры здорового образа жизни учащихся, здоровьесберегающего потенциала школьного урока, отношения общественности к новым нормам СанПина. Мне же хочется затронуть тему здоровьесбережения учителей. Невнимательное отношение педагогов к собственному здоровью оказывает негативное влияние на сохранение здоровья школьников.

Здоровье – это не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая гармония человека.

Снижение уровня здоровья проявляется плохой переносимостью предъявляемых окружающей социальной средой психологических и физических нагрузок, развитием неврозов, психосоматических заболеваний.

Деятельность педагога в современных условиях обусловлена ситуацией высокой неопределённости и тревожности, источниками которых выступают: динамика внешней среды; развитие инновационных изменений; изменение педагогической деятельности (новые требования к аттестации, внедрение ФГОСов второго поколения при отсутствии в школе необходимой материальной базы); обучение детей, испорченных обилием и доступностью информации. Следовательно, для успешной профессиональной деятельности необходимы не только организация рабочего места, соответствующего определённым медико-гигиеническим требованиям и условиям безопасности жизнедеятельности, не только наличие под рукой современной техники с выделенной интернет-линией. Учителю, как и школьнику, требуется социально-психологическое сопровождение, наличие благоприятной психологической атмосферы в учебном заведении. Даже такие «мелочи», как хорошо составленное расписание, организация совместных педагогических мероприятий, не говоря о системе внутришкольных поощрений и внимании администрации к личным проблемам персонала, влияют непосредственным образом на здоровье учителя.

Н.К.Смирнов на основе широкомасштабных экспериментальных исследований выделяет следующие типические нарушения физического здоровья педагогов с учётом частотности [2]:

– нервные расстройства, чаще в форме астено-невротических состояний;

– сердечно-сосудистые нарушения (гипертонические проявления, вегето-сосудистая дистония, стенокардия);

– остеохондроз;

– нарушения обмена веществ, расстройства пищеварительной системы;

– заболевания верхних дыхательных путей;

– патология зрения;

– гинекологические нарушения.

Проблема здоровья в педагогической среде – это прежде всего проблема, касающаяся вопросов социального здоровья. Г.С.Никифоров [1] характеризует социальное здоровье через количество и качество межличностных связей индивидуума и степень его участия в жизни общества, делая акцент на полноценном выявлении человеком своих социальных функций.

Одной из причин нарушения социального здоровья является гиперпогружённость в профессиональную деятельность. В школах наблюдается устойчивая тенденция к стремлению педагогов выходить на работу, несмотря на заметные нарушения состояния здоровья, мотивируя свои действия беспокойством за учеников и срывом учебного процесса.

Среди факторов, оказывающих положительное влияние на сохранение социального здоровья, Никифоров Г.С. выделяет:

– умение оберегать и поддерживать контакты с друзьями;

– умение налаживать социальные связи, хорошие взаимоотношения с другими людьми;

– умение организовывать разносторонний, познавательно и эмоционально насыщенный досуг.

В основе здоровьесберегающей профессиональной позиции педагога лежит осознание им проблем собственного здоровья, наличие знаний о формировании здорового образа жизни и деятельности по его осуществлению, понимание прямой зависимости здоровья от образа жизни. Пассивное отношение педагогов к собственному здоровью определяет недооценку роли педагогической деятельности в сохранении и укреплении здоровья школьников.

В школах практически отсутствует обеспечение по решению проблем сохранения и укрепления здоровья учителя. Поэтому стоит помочь педагогам: вооружить методами саморегуляции, усилить мотивацию к сохранению собственного здоровья. Здоровьесбегегающая деятельность учителя имеет обобщённый характер и создаёт возможность сохранить как здоровье учащихся, так и собственное здоровье. Здоровый физически и психически, полный энергии и сил педагог «заражает» положительным эмоциональным настроем, активной жизненной позицией своих учеников и их родителей.

В нашем учебном заведении создана социально-психологическая служба на основе системы научно-методического сопровождения, целью которого является создание стабильного профессионально-сплочённого педагогического коллектива. Одной из задач социально-психологической службы является создание здоровьесберегающих условий и хорошего психологического климата в коллективе. Школьный психолог и социальный педагог проводят индивидуальные и групповые консультации; организуют семинары и тренинги для педагогов с привлечением специалистов из психологических центров района.

Администрация нашей школы учитывает пожелания педагогов по организации учебного процесса при составлении расписания уроков, внимательно относится к вопросам повышения квалификации сотрудников, поощряет создание творческих и научно-исследовательских групп. В связи с внедрением ФГОС второго поколения и новых требований к аттестации старший методист школы оказывает помощь педагогам в создании персональных сайтов, написании методических разработок и других печатных материалов.

Коллектив школы чтит традиции, сложившиеся за время существования нашего образовательного учреждения. В частности, стало доброй традицией проводить ежегодные коллективные многодневные экскурсии для учителей по городам России.

Все эти мероприятия способствуют снятию напряженности в педагогическом коллективе, обеспечивают создание спокойной дружеской обстановки в школе. У педагогов в работе на первое место выходит личность ученика – его успешность и здоровье.



Использованная литература:

1. Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2002.

2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М., 2006.
Категория: Личный дневник | Просмотров: 486 | Добавил: sky152 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы "ВКонтакте"

Поиск

Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться
с планами нашего портала

Афоризм дня
Девицы вообще подобны шашкам: не всякой удается, но всякой желается попасть в дамки.
/К. Прутков/


Реклама

Рейтинг@Mail.ru
"Методсовет" © 2010 - 2016
My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы