Вторник | 19.11.2024 | 06:42
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Личный дневник
Портфолио

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Наша кнопка

Методсовет


 Дневник 
Главная » 2013 » Сентябрь » 22 » Здоровье сберегающие технологии в начальной школе
16:25
Здоровье сберегающие технологии в начальной школе
Здоровье сберегающие технологии
в начальной школе
«Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто»
Сократ
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
а) в физическом плане - умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
б) в интеллектуальном плане - проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в) в нравственном плане - честен, самокритичен, эмпатичен;
г) в социальном плане - коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
д) в эмоциональном плане - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:
1) строгая дозировка учебной нагрузки;
2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
4) благоприятный эмоциональный настрой.

Профилактика отклонения здоровья и возникновения заболеваний школьников.
Ведется в трех направлениях: 1) организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями учащихся; 2) повышение функциональных возможностей растущего организма средствами физической культуры; 3) дифференцированные режимы в сочетании с лечебными мероприятиями для детей группы риска.
ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Определяется планировкой, санитарно-техническими сооружениями и оборудованием школы. Именно эти факторы создают благоприятные условия для проведения учебного процесса, отдыха, физического воспитания, полноценного естественного освещения, оптимальной воздушно-тепловой среды, питания. Гигиенические требования к участку и зданию школы. Основные гигиенические нормативы и требования к строительству школ обеспечиваются законодательными документами — строительными нормами и правилами (СНиП), которые систематически пересматриваются с учетом научных достижений в области гигиены и физиологии растущего организма, развитием строительной и санитарной техники. Школа относится к числу учреждений повседневного обслуживания, поэтому расстояние до школы в городах не должно превышать 0,5 км, а в сельских школах радиус обслуживания увеличивается до 3 км. При расстоянии до школы свыше 3 км необходимы организованный подвоз детей или наличие интерната. Увеличение расстояния от места проживания до школы вызывает нарушение режима дня школьника, так как сокращает время, отведенное на приготовление уроков, внешкольные занятия по интересам, снижает умственную работоспособность, ухудшает состояние сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма ученика.
Земельный участок школы предназначен обеспечить не только учебно-воспитательный процесс, но и оздоровление детей. Использование участка должно начинаться с прихода детей в школу до занятий на игровых и спортивных площадках, проведения гимнастики перед уроком (вводная гимнастика). На участке предусмотрены учебные занятия по естествознанию, биологии, географии, астрономии, физике, элементам сельскохозяйственного труда, а также занятия по физическому воспитанию. Пришкольный участок должен максимально использоваться во время перемен, особенно динамической перемены, прогулок и игр групп продленного дня, для проведения кружковых занятий юных натуралистов, спортивных секций, при организации на базе школы летнего пионерского лагеря или площадок отдыха для детей, остающихся летом в городе. На участке выделяются следующие зоны: учебно-опытная, спортивная, отдыха и хозяйственная?!
Учебно-опытная зона составляет 25 % площади участка и включает участки огородных и садовых растений, парники, теплицы с зоологическим уголком, метеорологическую и географическую площадки для занятий по биологии (должен быть сооружен навес), а также «классы на воздухе» для детей младшего школьного возраста, которые изолируются от других площадок зелеными насаждениями, экранируются стеной; на ней можно укреплять доски с наглядными пособиями. Отводится место для хранения оборудования, наглядных пособий и другого инвентаря. Спортивная зона (40 % участка школы) состоит из легкоатлетической зоны (беговые дорожки, места для метаний, прыжков); игровой зоны (площадки для игры в волейбол, баскетбол, ручной мяч, футбол), гимнастической зоны (лестницы разного типа, кольца, канат, перекладины и др.). Во избежание слепящего действия солнечных лучей во время занятий спортивные площадки располагаются по длинной оси с севера на юг. Зона отдыха включает площадку для детей 1-го класса (6 лет) из расчета 7,2 м2 на I ребенка, площадку для детей II—IV классов (7—9 лет) из расчета по 100 м2 на каждый класс, площадку для учащихся IV— VIII классов по 25 м2 на каждый класс. Площадки для тихого отдыха располагаются вблизи сада, в отдалении от спортивной и хозяйственной зоны.
Хозяйственная зона — здесь размешаются хозяйственные постройки и мусоросборник, который должен быть удален от окон и входов в здание школы на расстояние не менее 25 м.
Учебная группа помещений включает в себя учебные секции первых классов (детей 6 лет), Каждый класс имеет следующий набор помещений: классная комната из расчета 2,4 м2 на одного ребенка: спальная комната — 2.0 мЗ: игровая комната — 2,0 м2 на одного ребенка. В секции объединяется не более 2 классов, для которых предусматривается гардероб для верхней одежды — 0.5 м2 на одного ребенка: рекреация — 1 м2 на одного ребенка; два туалета (один для мальчиков и один для девочек). Кроме того, отдельное помещение столовой
или специально выделенные места в общем обеленном зале.
Секции 2—4-х классов (7—9 лет) делаются не более чем на 6 классных помещений и прилежащих к ним рекреаций, санитарных узлов; секции учебных кабинетов и лабораторий для 4—10/11-х классов — с соответствующими рекреационными помещениями и санитарными узлами, помещениями для трудового и профессионального обучения (мастерские, кабинеты домоводства, профориентации), группой спортивных помещений (1 — 2 зала, 2—4 раздевалки, снарядная, комната для преподавателя, бассейн с набором помещений).
Систематическое пребывание на воздухе во время перемен определяется степенью благоустройства участка, количеством входов и устройством гардеробов. Наличие нескольких выходов на участок из здания школы и децентрализованных гардеробов обеспечивает проведение ряда режимных моментов на воздухе. Наблюдения показывают, что число детей, одновременно находящихся в рассредоточенных гардеробах, в 7— 8 раз меньше, а время, затраченное на одевание, в 3 раза меньшее, чем в централизованных гардеробах школ той же вместимости. В практике нередко встречается неверное использование планировочных решений: один вход вместо имеющихся трех, прямой график движения вместо ломаного, один гардероб вместо двух, одно туалетное помещение на этаже вместо двух и т. д. Врач обязан быть хорошо знаком с проектными решениями школы и не допускать использования их не по назначению. Правильная с гигиенических позиций расстановка мебели и оборудования, благоприятные условия видимости на , классной доске, светового климата, микроклимата и состояния воздушной среды обеспечиваются при размерах класса в 50—64 м2, кабинета—66 м2 и лаборатории — 70м2. Наполняемость 1-го класса — 25 учащихся, 2—4-го — 30, 10—11-го не более 25 учащихся.
Расчет минимальной площади на одного школьника в мастерских — 2, 5 м2, в спортивном зале — 4,0 м2. в столовой — 0, 65 м2, в библиотеке — 0, 04 м2.
Помещения медицинского обслуживания предусматриваются во всех школах, кроме школ на 80 учащихся. В их состав входят два помещения: кабинет врача и процедурная. В школах на 18 классов и более необходим еще кабинет зубного врача-Помещения для групп продленного дня. В школах с односменными занятиями планировка такая, чтобы в каждой секции 1—3-х классов было по 1 —2 дополнительных (к учебным) помещения общей площадью 50—60 м2 для игр детей. Эти помещения должны иметь непосредственную связь с классами. При двухсменных занятиях лучше, если классы для приготовления уроков и помещения для таких игр объединены в специальный блок или секцию. Естественное и искусственное освещение обеспечивает световую среду, в которой происходит формирование зрительного анализатора. Доказано, что среди уча-шихся. занимающихся в неблагоприятных условиях освещения, не только выше процент близоруких, по и выше степень общего утомления по сравнению с учащимися, занимающимися в условиях хорошей освещенности. Световой климат удовлетворяет гигиеническим требованиям, если уровень его достаточен, световой поток распределен равномерно, нет контрастов в помещении, отсутствует прямая и отраженная блесткость.
Величина освещенности помещения определяется застекленной поверхностью окон, их высотой и формой. Освещенность достаточна, если застекленная поверхность составляет не менее 1/4 площади пола, окна вытянуты вверх и верхний их край отстоит от потолка на 0,1-0,3 м. Необходимо боковое левостороннее (бестеневое) освещение. Оно обосновано тем, что таким образом представляется возможность взгляда вдаль на наружное пространство, обеспечивающее отдых для аккомодационного аппарата глаз?
Ориентация учебных помещений - юг, юго-восток. Недопустима западная и северная ориентация, так как в таких случаях отмечаются более низкие уровни освещенности, температуры воздуха, а также малая степень ультрафиолетовой радиации. Ленточное освещение (окна в виде непрерывной ленты с левой стороны) в солнечные дни приводит к зрительному дискомфорту и повышает температуру воздуха в учебных помещениях. При таком освещении применяются солнцезащитные устройства (жалюзи, шторы из поплина, льна). На световую среду влияет цветовая гамма интерьера помещений. Функциональное состояние зрительного анализатора и показатели работоспособности выше при зеленой гамме цветов, чем при белой, коричневой, черной. Наилучший цвет для мебели и стен - светло-зеленый и цвет натурального дерева, для доски - коричневый, темно-зеленый.
С учетом изменений естественной освещенности в течение дня и года нужно пользоваться световым календарем, который предусматривает время включения искусственных источников света. Уровни освещенности в первом ряду парт в 3—4 раза выше, во втором - в 1,5—2 раза выше, чем в третьем ряду, что определяет раздельность и последовательность включения искусственного освещения. В первую очередь включаются светильники третьего рада, затем - второго и, наконец, первого.
Гигиенические нормативы искусственного освещения - -300 лк для люминесцентных ламп и 150 лк для ламп накаливания. Люминесцентные лампы имеют определенные преимущества: способствуют увеличению скорости различения, устойчивости ясного видения, сохранению общей работоспособности. Имеются и технико-экономические преимущества, а именно: они обладают большей светоотдачей (в 4—5 раз) и сроком службы (в 10—12 раз) по сравнению с лампами накаливания. Для общего освещения учебных помещений рекомендуются светильники типа ЛСО 02—2Х40, ЛСО 02—4X40. Доску нужно освещать двумя светильниками типа ЛПО 12X40.
В течение урока температура в классе повышается на 3—4°. Интенсивное (сквозное) проветривание следует проводить в отсутствии детей под контролем термометра, а лучше психрометра. Критерием полного воздухообмена является снижение температуры воздуха
На 2 -3 градуса. При этом охлаждения учащихся не происходит, так как в первые 7—10 минут урока температура восстанавливается. Медицинские работники, контролируя воздушно-тепловой режим, должны интересоваться правильной эксплуатацией вентиляционных устройств, помнить, что холодный воздух вытесняет теплый, Например, недопустимо открывание форточек (фрамуг) в туалетах, так как холодный воздух из них будет вытеснять воздух туалета в рекреации, а затем и в классы. К тому же ведет направленная циркуляция холодного воздуха через входные двери первого этажа. Происходит не обновление воздуха, а перетекание его с первого этажа на второй, а затем и на третий. По этой причине самая неблагоприятная воздушная среда на третьем этаже, Приток воздуха должен осуществляться с таким расчетом, чтобы он поступал в помещение с более высокой температурой и вытеснял последний через вытяжные каналы. Например, открытая фрамуга во время урока в коридоре обеспечивает подтекание свежей струи в классные помещения и удаление загрязненного воздуха чсрез вытяжку, находящуюся в верхней части классного помещения- Тепловой комфорт школьников выявлен при температуре воздуха в учебных помещениях 18—20° зимой, 16— 22° - весной. Умеренное напряжение терморегуляции происходит при температуре 17—22° и 15—23° соответственно.
Оборудование школ, соответствующее гигиеническим требованиям, обеспечивает сохранение работоспособности, правильное физическое развитие и формирование осанки. Государственные стандарты на ученическую мебель определяют ее размеры. Для учащихся 1 — 4-х классов (6 — 10 лет) предпочтительнее использовать парты, так как в них обеспечено правильное соотношение стола и стула. Рост школьников при подборе мебели измеряется в классе (в обуви). Рекомендуется в каждом учебном помещении рядом с дверью иметь цветную мерную линейку, на которой нанесены цветные полоски шириной 15 см соответственно группам мебели: желтая -на высоте 115 — 130 см от пола, красная - 130— 145 см, голубая — 145 — 160 см., зеленая - 160 — 175, белая - 175 — 190 см. Школьники могут самостоятельно измерить свой рост и найти необходимую мебель по маркировочному цвету. Для облегчения рассаживания младших школьников нужно заполнить в журнале листок здоровья. В процессе учебных занятий организм учащегося испытывает статическую нагрузку, которая может быть уменьшена не только за счет рационально подобранной мебели, но и за счет правильной позы. Выпрямленная поза утомительна, так как обеспечивается большим напряжением мышц спины, кроме того, отсутствует одна из точек опоры (о сп парты). При письме наименее утомительна поза с малым наклоном корпуса вперед.
Учебные режимы для школьников должны предусматривать ежедневно один урок для каждого класса на воздухе. Такие уроки, как физкультура, груд, география, ботаника, природоведение, рисование и другие, проводимые на участке школы, оздоравливают детей, так как позволяют быть на воздухе в часы, когда солнечный спектр наиболее богат световыми и ультрафиолетовыми лучами. Кроме того, отсутствие детей в учебных помещениях дает возможность их эффективно проветрить. Обучение 6-летних детей организуется только в первую смену. Время начала занятий - 8.30, с учетом местных условий оно может быть сдвинуто, но сохраняются длительность и последовательность режимных элементов. Продолжительность урока - 35 минут, после второго урока -школьный завтрак, динамическая перемена длительностью 40 минут, число уроков в день 3—4, в неделю - 20. Для учащихся продленного дня организуются дневной сон - 1,5 часа, обед и полдник. Домашнее задание детям 6 лет не дается.
Обучение учеников 2— 4-х классов осуществляется по ступенчатому режиму - удлиняется урок, увеличивается недельное число уроков до 22 — 24. Объем домашнего задания младших школьников не должен превышать по времени 1 ,5 часа.
Профилактика переутомления не сводится к контролю за количеством уроков в соответствии с возрастом, а касается и вопросов правильного с гигиенических позиций построения каждого урока, их чередования. Трудность урока складывается из учебных его элементов, суммарного воздействия уроков. Установлено, что уроки средней трудности наименее утомительны для учащихся. Уроки малой трудности ниже учебных возможностей детей. Они не интересны и утомительны. Трудные уроки вызывают чрезмерное напряжение умственной деятельности, утомляют детей, снижают их работоспособность. Трудность предмета для каждого возраста разная. Так, для учащихся 1-го класса объективно трудными оказались уроки пения, чтения; для 2 — 3-х — природоведение, русский язык; для 4 — 6-х классов — география, история, химия, а для 9 — 10-х классов — литература, физика, физкультура. Урок облегчается, если на нем многократно чередуются разные виды деятельности. Например, устная и письменная работа, изучение нового и повторение пройденного материала, соблюдена посильная для данного возраста длительность каждого из компонентов урока, особенно самостоятельная работа. В младших классах целесообразны комбинированные уроки, на которых используются разные виды работ. Например, последние 10 минут русского языка или математики отводятся рисованию по теме урока. Включение игровых моментов в ходе урока является эмоциональной разрядкой, позволяет в значительной мере активизировать внимание детей и педагогически эффективно использовать все время урока.
Совершенствование содержания образования и применение технических средств в школьном обучении привело к формированию урока нового типа, способствующего активизации внимания и умственной деятельности школьников. Интенсификация умственной работы предъявляет повышенные требования к зрительному (кино- и телеуроки), слуховому анализатору (уроки с использованием радио- и звукозаписи), отсюда необходимость медицинского контроля за применением технических средств обучения (ТСО). Длительность использования ТСО ограничивается до 15 — 20 минут для младшего и до 30 минут для старшего школьного возраста. В течение недели число уроков с применением ТСО не должно превышать трех-четырех. Наиболее благоприятны уроки, на которых применяется одно техническое средство в сочетании с двумя наглядными пособиями. Например, демонстрация диафильма, показ макета и приборов.
Оптимальная работоспособность поддерживается правильно составленным расписанием,
учитывающим:
1) чередование видов деятельности, например, естественно-математических и гуманитарных предметов, предметов с преимущественно умственной и физической нагрузкой;
2) распределение школьных учебных предметов в расписании в соответствии с учетом дневной и недельной динамики работоспособности школьника.
Работоспособность в течение суток изменяется чаще всего волнообразно. Ей свойственны два периода повышения активности физиологических функций: между 10 — 12 и 16—18 часами. Физиологическая кривая отражает биологический ритм. Работа в период подъемов осуществляется с большей производительностью! труда, способствует сохранению здоровья, позволяет достичь лучших результатов при меньших затратах энергии и времени. Наиболее трудные предметы следует изучать на 2 — 3-м уроке в младших классах и на 2 — 4-м уроке в средних и старших классах. Недопустимо несколько контрольных работ в один день, на одной неделе, особенно к концу учебной четверти. Уроки труда и физкультуры целесообразно ставить 3 — 4-ми, к тому времени, когда начинает появляться утомление, особенно в дни снижения работоспособности — четверг и пятницу.
ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Профилактики отклонений здоровья школьников является широкое использование средств физической культуры. Закономерности двигательного поведения учтены режимом дня, в котором предусматриваются следующие формы физического воспитания школьника: утренняя гимнастика длительностью 7—10 минут включает 6—7 упражнений, каждое из которых повторяется 6—8 раз. Вначале выполняются упражнения в виде разного рода ходьбы (I), затем движения потягивания (II), упражнения для мышц живота и спины (III), для рук и плечевого пояса (IV). Затем идут маховые упражнения для рук и ног (V), подскоки (VI). И наконец, дыхательные упражнения (VII). Конкретные упражнения рекомендует врач или учитель. Комплексы меняются каждые 10—15 дней. При углубленных осмотрах школьников целесообразно проверить умение ребенка выполнить то или иное движение из комплекса. При посещении детей на лому следует заострить внимание родителей на необходимости утренней гимнастики для детей.
Гимнастика до уроков (вводная гимнастика) на протяжении 5—10 минут не заменяет, а дополняет утреннюю гимнастику. Она имеет свое назначение — подготовить ребенка к удержанию рабочей позы, углубить дыхание, сосредоточить внимание. Медицинские работники контролируют санитарное состояние мест, где проводится гимнастика, обращают внимание на изменение пульса ребенка, период его восстановления. Комплексы следует менять 2 раза в месяц.
Физкультпаузы на уроках длительностью 2—3 минуты целесообразны для учащихся всех классов. Они позволяют изменить рабочую позу, улучшить кровообращение в нижней части туловища и конечностей, возбудить дыхание. Врач разъясняет значение физкультпауз, проверяет правильность их проведения, посещая уроки с целью их общей гигиенической оценки.
Подвижные игры на малых переменах и динамической перемене. Последняя проводится на пришкольном участке после 2—3-го урока длительностью 35—40 минут. Как и урок физкультуры, она состоит из трех частей. В первой части (6—8 минут) осуществляется подготовка к предстоящей двигательной активности: построение, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения. Вторая, основная часть (22—25 минут), включает подвижные игры, эстафеты, спортивные упражнения (лыжи, коньки, санки), баскетбол, волейбол и т. д. Содержание этой части подбирается с учетом программы физического воспитания для каждого класса. Третья часть (4—6 минут) — построение, ходьба с заданием, общеразвивающие упражнения, упражнения на внимание и организованное возвращение в школу. Медицинские работники выборочно по частоте пульса контролируют нагрузку, ведут наблюдение за состоянием здоровья детей в момент игры и на последующем общеобразовательном уроке.
ТРЕТЬЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Профилактика отклонении здоровья у детей группы риска обеспечивается дифференцировкой режима обучения. Рекомендации щадяще-оздоровительного режима могут осуществляться двумя взаимосвязанными путями — первый; а) обязательная ежедневная утренняя гимнастика или прогулка до начала занятий в школе, длительностью 30 минут; б) соблюдение минут «тишины» с закрытыми глазами для расслабления центральной нервной системы в условиях продленного дня и дома; в) выполнение физкультпауз длительностью 2—3 минуты при самоподготовке дома; г) пребывание на воздухе не менее 3.5 часа в день для учащихся I—IV классов и 3 часов для среднего и старшего возраста. Целесообразно гулять не одномоментно, а в два приема — после уроков и перед сном; д) 5-разовое питание: завтрак, 2-й завтрак в школе, обед, ,ужин, кефир, овощи или фрукты перед сном; е) сообщение детям и их родителям знаний об особенностях реагирования физиологических систем организма и формирование у них умений сохранять и укреплять здоровье; второй: а) освобождение учащихся от факультативных учебных занятий; б) строгое выполнение рекомендаций по продолжительности приготовления домашних заданий; в) назначение дополнительного выходного дня в середине недели (четверг); г) освобождение учащихся от переводных и выпускных экзаменов по решению врачебно-контрольной комиссии поликлиники в соответствии с приказом МП и МЗ СССР «Об освобождении от переводных и выпускных экзаменов учащихся общеобразовательных школ» от 3 августа 1981 года№ 120/813. Не для всех детей достаточно выполнения названных рекомендаций. В зависимости от степени компенсации хронического процесса делаются и лечебные назначения, которые осуществляются непосредственно в школе
Отклонения в развитии, хронические заболевания снижают резистентность организма, делают менее продолжительной хорошую работоспособность школьника, убыстряют наступление утомления, ведут к патологии зрения и опорно-двигательного аппарата, невротическим реакциям. Нарушения остроты зрения у школьников — частая патология. Основная причина снижения остроты зрения — близорукость (в среднем 9—10 %), процент детей с которой увеличивается с 3 % в I классе до 18—20 % в X. С возрастом степень близорукости школьников прогрессирует. Так, высокие степени близорукости (6,0 Д и выше) в среднем и старшем возрасте встречаются в 2 раза чаще, чем в младшем школьном возрасте. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на задержку ее прогрессирования. Гигиенические проблемы профилактики близорукости можно сгруппировать в четыре направления: 1) рациональная организация режима учебных занятий, направленная на уменьшение зрительной нагрузки: а) чередование устной и письменной работы; б) отдых глаз в ходе работы (перевод взгляда с близких на удаленные предметы и специальные комплексы гимнастики для глаз); в) минуты тишины с закрытыми

глазами; г) правильное питание с достаточным количеством минеральных солей и витаминов (главным образом А, Р и С); 2) правильное использование технических средств обучения в школе (телевидение, компьютеры): а) расстояние при просмотре телевизионных передач в пределах 3 — 5 метров; б) длительность просмотра — 15 — 20 минут; в) подсветка; г) использование специальных школьных компьютеров, соответствие их гигиеническим нормам; 3) школьный учебник и гигиена чтения: а) шрифт, печать, поля должны отвечать Санитарным правилам по оформлению школьных учебников. — М З СССР (М., 1976); б) неотрывное чтение — 3 — 7 минут (I — II класс), 7 — 15 минут (III — IV класс); г) недопустимо чтение лежа; 4) рациональная организация освещения в учебных помещениях школы и дома: а) минимальная естественная освещенность — 600 лк; б) наименьшая искусственная освещенность в школе и дома при лампах накаливания — 150 лк; в) ежедневное пребывание на воздухе — не менее 2 — 3 часов. Состояние зрения учитывается при назначении школьнику группы по физкультуре.
Основная медицинская группа назначается при остроте зрения 0.5 и выше (с коррекцией и без коррекции) и степени аномалии рефракции до ±3,0 Д; подготовительная группа — при остроте зрения ниже 0,5 (с коррекцией) и степени аномалии рефракции до ±3,0 Д и независимо от остроты зрения — при степени аномалии рефракции от 4.0 Д до 6,0 Д. Начиная с 7,0 Д, независимо от степени снижения остроты зрения, целесообразны дыхательные упражнения. При наличии изменений глазного дна, независимо от степени снижения остроты зрения, допуск к занятиям по физическому воспитанию решает офтальмолог.
Нарушение осанки и искривление позвоночника чаще встречается у ослабленных детей, перенесших болезни, особенно связанные с нарушением солевого обмена. Из сопутствующих заболеваний, влияющих на формирование порочных осанок, развитие деформаций, отмечаются заболевания глаз, пороки развития позвоночника, стоп, заболевания легких, сердца и др. В качестве профилактических мероприятий выделяются: 1) ранняя диагностика отклонений в осанке и своде стопы: 2) активное формирование правильной осанки за счет укрепления мышечного корсета (мышц спины, живота, плеч, шеи) средствами физической культуры — ЛФК; 3) соответствие мебели в школе и дома росту и пропорциям тела учащихся; 4) правильная поза школьника во время работы; в младших классах не менее 2 раз в год обмен местами учащихся, сидящих в 1-ми 3-м рядах; 5) достаточный и правильно расположенный источник освещения рабочего места (столы, парты), всего помещения, где идут занятия или приготовление уроков; 6) профилактика утомления в виде: а) правильной организации режима учебных занятий; б) многократного ежедневного использования активного отдыха на уроках физкультуры., переменах (подвижные игры), во внеурочное время (плавание, лыжи, специальные упражнения для домашних заданий); 7) полноценное питание — сбалансированное по солевому составу; 8) использование специальных методических рекомендаций — Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей в условиях школы.
Оздоровление детей с отклонениями состояния здоровья может осуществляться в специализированных школах, где учащиеся занимаются от 1/2 года до одного года и более. Летнее время дети проводят в пионерских лагерях санаторного типа для школьников с заболеваниями органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, функциональными расстройствами нервной системы, органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата. Эффективность оздоровления детей зависит от преемственности в работе врача, педагога, родителей. Педагоги и родители должны быть не только хорошо осведомлены о лечебно-оздоровительных и гигиенических назначениях школьникам, но и обеспечивать выполнение их каждодневно в школе и дома.
Категория: Личный дневник | Просмотров: 2291 | Добавил: a3-r4-n8 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы "ВКонтакте"

Поиск

Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться
с планами нашего портала

Афоризм дня
Метафора есть средство постижения Бога.
/Авессалом Подводный/


Реклама

Рейтинг@Mail.ru
"Методсовет" © 2010 - 2024
My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы