Главная » 2014»Декабрь»13 » ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
10:16
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Современная тенденция в деятельности учреждений образования - совершенствование внеурочной деятельности. Сегодня к этому есть целый ряд объективных и субъективных оснований: - на развитие воспитания в целом и внеурочной деятельности как одной из составляющих нацеливают нормативные документы; - педагогической наукой и практикой осознаются образовательные, социально-педагогические и воспитательные возможности внеурочной деятельности; - правильно организованная система внеурочной деятельности представляет со-бой сферу, которая в конечном итоге скажется на конкурентоспособности учащегося. Материалы стандарта подводят к выводу: внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформированность учебной мотивации; внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся; происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения. А это уже выход на заданный образовательный результат - способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации. Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали: соответствие возрастным особенностям обучающихся; преемственность с технологиями учебной деятельности; опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности; опора на ценности воспитательной системы школы; свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка. В 2011 году школа получила статус школы с казачьими классами имени атамана А.В.Репникова, в связи с этим в нашей школе было сформировано 3 первых казачьих класса: 1 А кл– казачий – 17 человек 1 Б кл – казачий - 17 человек 1 В кл - казачий – 18 человек Мы не стали отказываться от уже накопленного опыта работы в казачьих классах. В школе создана модель внеурочной деятельности, которая после небольшой доработки приведена в соответствие федеральному государственному образовательному стандарту. Накануне учебного года активно проводится работа с родителями первоклассников по вопросам организации обучения детей. Родители нас поддерживают, и в казачьих классах обучение строится по этнокультурному направлению. Часы на внеурочную деятельность учащихся – одно из главных достоинств новых стандартов. Это имеет огромное значение, так как увеличивает возможности сельской школы в расширении предоставляемых образовательных услуг, создаёт возможности для организации индивидуальной исследовательской работы с учащимися, позволяет в современных условиях обеспечить нагрузкой педагогов. Внеурочная работа реализуется через занятия, которые посещают все учащиеся класса. Это обусловлено несколькими причинами: - родители заняты на работе и приводить детей на занятия нет возможности. Режим работы в казачьих классах строится по традиционной схеме: 1 половина дня отводится на урочную работу с перерывом на завтрак и перемены; во второй половине дня проводится динамическая пауза, дети обедают, а затем посещают занятия. В течение всего дня с детьми находится учитель начальных классов и воспитатель ГПД, который регулирует посещение учащимися занятий по внеурочной деятельности и других мероприятий. Часы внеурочной работы распределены между учителями школы. Это в первую очередь учителя начальных классов, учителя физической культуры, музыки. Большая часть программ была взята из «Примерных программ внеурочной деятельности», а затем адаптирована к условиям нашей школы. Некоторые курсы разработаны педагогами самостоятельно на основе методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности. Таким образом, 5 из 7 курсов внеурочной деятельности в казачьих классах реализуют казачий компонент. Программа «Казачья культура» включает в себя 8 разделов: 1. Зарождение казачества – 5 часов; 2. Казачье жительство – 5 часов; 3. Бабушкин сундук – 7 часов; 4. Мой край – 3 часа; 5. Казаки и казачки – 6 часов; 6. Преданья старины глубокой – 6 часов; 7. Старинная казачья кухня – 4 часа; 8. Народное творчество – 5 часов. Содержание программы расширяет и углубляет круг представлений о живой природе, труде людей, знакомит с традициями, укладом жизни казаков, особенностями подготовки и проведения праздничных дней, забавами казаков, устным народным творчеством. Программа «Музыкальный казачий фольклор в школе», составителем которой также является учитель начальных классов нашей школы Котова Т.В. (Программа прошла внутреннюю экспертизу районного экспертного совета) Программа отличается от аналогичных тем, что музыкальные фольклорные знания и умения систематизируют теорию и практику с учётом основ современной дидактики и возрастной психологии детей, отражают национально-региональный компонент. Новизна программы состоит в том, что она позволяет охватить казачий фольклор как целостное явление через изучение казачьих народных песен, частушек, колядок. Критериями успешности изучения данной программы является участие де-тей в общешкольных, муниципальных, региональных и всероссийских фестивалях, концертах, конкурсах. Программа курса «Край, в котором я живу» учителя начальных классов с. Воздвиженского, Апанасенковского района Лютовой Е.Г. рассчитана на 4 года обучения. Цель данного курса – расширить знания ребёнка о самом себе, дополнить знания об истории и культуре родного края. Темы занятий из года в год расширяются, углубляется материал, усложняются формы работы. При реализации программы учителя широко используют местные ресурсы: школьный музей, памятные места и учреждения станицы. Целью программы «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок» (авторы – учителя начальных классов Константинова И.Н. и Приказчикова Л.А.) является сохранение и укрепление здоровья ребёнка. Данная программа была дополнена раздела-ми: Детские казачьи игры и забавы; Казачья кухня. Этот 4-летний курс может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе. Опыт работы наших учителей высоко оценили на районных семинарах: «Усиление воспитательной роли школы в условиях модернизации общего образования» август 2011 года; «Реализация новых образовательных стандартов на основе дидактической системы «Школа 2100» январь 2012 года; «Приобщение к традициям, культуре казачества учащихся школы» апрель 2013 года. Столкнулись мы и с трудностями: это недостаточное программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности с казачьим компонентом. Недостающие программы были взяты из «Примерных программ внеурочной деятельности», а затем адаптированы к условиям нашей школы. Некоторые курсы разработаны педагогами самостоятельно на основе методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности. Котова Т.В учитель начальных классов разработала программу «Музыкальный казачий фольклор».Павлова Т.В заместитель директора по УВР разработала программу «Казачья культура». Программа курса «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок» предназначена для оздоровительной работы с детьми, привития интереса к физической культуре и спорту, углубления знаний, расширения и закрепления арсенала двигательных умений и навыков, приобщения их к регулярным тренировкам, а также для под-готовки команд к участию в районных соревнованиях. Проблема здорового и правильного питания ребёнка многогранна и требует усилий многих специалистов, но в первую очередь, она должна волновать как родителей, так и учителей начальных классов. Для решения данной проблемы мы выбрали программу «Разговор о правильном питании». Программа курса «Истоки» призвана развивать социокультурную основу личности с первого года обучения в школе. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизнен-ной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Всего этого добиваемся через программу «Край, в котором я живу». Основной целью курса «Казачья культура» является создание оптимальных условий для интеллектуального, физического, нравственного и творческого развития, ознакомление с традициями, особенностями истории и культуры казачества, ориентация на восстановление исторической и культурной преемственности. В основе содержания и структуры программы «Музыкальный казачий фольклор в школе» лежит идея школьного музыкально-эстетического образования на основе казачьего фольклора и творческой деятельности. В целом программа ориентирована на дополнительное музыкальное образование школьников первой ступени. Общественно-полезный труд учащихся – составная часть образовательного процесса, важнейшее средство трудового воспитания и всестороннего развития учащихся. Дети рано начинают воспринимать окружающий их мир. Чтобы они по-настоящему могли ценить это, необходимо учить их. Детское сердце отзывчиво на призыв творить красоту, важно только, чтобы за этими призывами следовал общественно-полезный труд. Труд оказывает разностороннее и положи-тельное влияние на развитие ребенка. Казачье воспитание – это система, которая предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма. В средствах, основанных на казачьих традициях, заложены огромные возможности для позитивного воздействия на духовный мир и физическое состояние подрастающего поколения. Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Список литературы:
Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Брагуца // Начальная школа.- 2011.- №6.-С.53-55 Внеурочная деятельность по предмету. Режим досту-па:[http://kubrak.mptl.ru/p13aa1.html] Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся на-чальных классов. Режим доступа:[http://www.openclass.ru/pages/221595] Модель организации внеурочной деятельности на ступени начального общего образования. Режим доступа:[http://sks.shatki.info/index.php/2011-04-19-07-55-28/85-2011-10-19-17-08-09.html] Ривкин, Е.Ю. Внеурочная деятельность. Лекция 4 /Е.Ю. Ривкин // Управление современной школой. Завуч.- 2013.- №3.-С.100-109 Роль внеурочной деятельности в обучении предметам естественнонаучного цик-ла /Открытый класс. Режим доступа:[http://www.openclass.ru/node/200953] Сабельникова, С. И. Организация внеурочной деятельности обучающихся / С.И. Сабельникова // Управление начальной школой.- 2011.- №3.-С.4-22 Степанов, Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов / Е.Н. Степанов // Завуч начальной школы.- 2011.- №6.-С.36-48 Созонова, В. П. Примерная программа школьников во внеурочной деятельности в начальной школе / В.П. Созонова // Завуч начальной школы.- 2011.- №5.-С.64-77 Шмалькова, Л.В. Планирование и анализ реализаций внеурочной деятельности / Л.В. Шмалькова // Управление начальной школой.- 2011.- №12.-С.5-12