Цели: • расширить знания детей о лесе и о лесных богатствах; • познакомить с правилами поведения в лесу • воспитывать любовь к окружающему миру, к родному краю; • воспитывать чувство долга и ответственности за сохранение природных богатств.
Оборудование: картинки с животными и растениями леса, карточки с вопросами, плакаты «Береги природу»
Группа ребят во главе с учителем подходит к опушке леса. Здесь верхом на метле носится Баба-яга. Неожиданно она останавливается перед большой кучей мусора и произносит страшные заклинания, но мусор не исчезает. Разъяренная Баба-Яга замечает детей. Б.Я. (кричит страшным голосом) - А ну, поворачивайте назад! Не пущу! Ходят тут всякие! Лес поганят! Дети:- Мы не всякие! Мы – туристы! Б.Я. - Те ребята тоже называли себя туристами, а посмотрите что натворили! - Ах, какая была поляна! Я здесь резвилась еще в детстве, когда мне было всего 100 лет. - Ах, какой был воздух! Аромат! - А теперь…?! Эта бумажка пролежит 3, а может и больше лет, пока природа переварит её. - А эта металлическая консервная банка за 15 и 20 лет не исчезнет. - А эти бутылочные осколки, чует мое сердце, вызовут пожар. Дети: - Как? Б.Я. – Очень просто! это же настоящие линзы. Солнце пройдет через них…. Такое уже случалось на моем веку! А это изобретение химиков (берет полиэтиленовый пакет), как бельмо на глазу. Ух! Лежит на земле, всякая трава гибнет под ним, а сам мешок всех переживет и даже меня, Бабу-Ягу. - Что уставились? Убирайтесь! сказано: не пущу! Учитель: - Уважаемая Баба-Яга, я думаю, что ребята знают, как надо вести себя в лесу. Б.Я. – А это мы проверим сейчас. Скажите, куда девать мусор после себя? ( Дети отвечают как надо убрать поляну после привала. Они называют свой девиз: «После нас лучше, чем до нас» Ребята убирают мусор в свои мешочки, приглашают с собой Б.Я. и продолжаю путь) Навстречу из леса выходит Красная Шапочка, дети здороваются с ней. Кр.Ш.: - Здравствуйте. Куда путь держите! Дети: - Мы идем к Хозяйке леса на волшебную поляну. Не знаешь ли дорогу туда? Кр.Ш.: - Как же? Знаю. Но покажу дорогу только тому, кто выполнит три задания. Первое задание: «Отгадывание загадок» Второе задание: «Приметы осени и зимы» Третье задание: « Зеленый друг» Кр.Ш.: (показывает дорогу и идет вместе с ребятами)
- Через некоторое время ребята встречают Рассеянного. Он сидит на тропе, перед ним разбросаны вещи, он тщательно пытается уложить их в рюкзак. Ребята здороваются с ним. Рассеянный: (обращается к учителю) - Что это за ребята? И куда они идут? Дети: Мы туристы. Идем на волшебную поляну. А вы кто такой? Рассеянный: - Знаете такого? (Читает несколько строк из стихотворения С.Я. Маршака) - Я тоже иду на Волшебную поляну. Сначала ехал я в вагоне, не доехал. Решил, что лучше всего шагать пешком с заплечным мешком. Всё, что нужно, закупил. Да не могу разобраться, где тут мешок, а где заплечник. Помогите ребята. Дети помогают ему уложить в рюкзак только то, что нужно туристам, отложив в сторону ненужные вещи. Все вместе продолжают путь. Под деревом сидит доктор Айболит. На дереве плакт «Добрый доктор Айболит». Перед ним больные. Айболит: (испуганно) – Ой, дети! И вы ко мне? Но я лечу только зверюшек. Дети: - Нет, мы не больные. Мы – туристы. Идем на волшебную поляну к Хозяйке леса. Айболит: - Какие вы счастливые! Давно мечтал попасть на эту Волшебную поляну. Но всегда я очень занят. И сегодня столько больных. О нет, никогда мне туда не попасть. Надо больным зверюшкам рассказать о лесной аптеке. Учитель: - Ребята, давайте поможем доброму доктору Айболиту. Айболит: 1. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (приложить лист подорожника) 2. свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых? (Листья подорожника) 3. какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? ( Сфагнум, или торфяной мох, он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол) 4. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту) 5. Плоды каких кустарников очень богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник) 6. какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар из сухих цветков и листьев – хорошее средство от кашля) 7. Какую траву любят кошки?. При каких болезнях она помогает? ( валериану. Валериановые капли употребляют при нервных расстройствах и бессоннице) 8. Какие болезни лечит красавица-березка? ( Почки березы используются как мочегонное, потогонное и желчегонное средство) Айболит: - Молодцы, ребята. Зверюшки хорошо усвоили урок и теперь не будут болеть. Учитель: -Доктор Айболит, а еще ребята знают стихи про лекарственные растения.
Липа. Весной растет, летом цветёт, Осенью осыпается, зимой отсыпается. А цветок – на медок, Лечит от гриппа, кашля и хрипа.
Шиповник. Он шипы свои выставил колкие, Шипы у него, как иголки. Но мы не шипы у него соберем – Полезных плодов для аптеки нарвем.
Душица. Трава та растет на склонах И на холмах зелёных. Запах крепок и душист, А её зеленый лист Нам идёт на чай. Что за травка? Отвечай
Крапива.
Растёт она вокруг, Она – и враг и друг, Как иглы волоски, Покрыли все листки. Сломи хоть волосок – И капнет едкий сок. На кожу – хоть ори! О-о-ой, волдыри! Но если дружись с ней – Ты многих здоровей: В ней витаминов клад, Весной её едят..
Полынь. Горькая трава И животу – поправка И сама душиста, И метет все чисто.
Подорожник.
Почему я от дороги Далеко не отхожу? Если ты поранишь ноги, Я им помощь окажу. Приложу ладошку к ране – Боль утихнет, и опять Будут ноги по дороге В ногу с солнышком шагать .
Признавали его и врачи древности.
… Черные пятна, слыхать, Он нормального делает цвета, Вместе с яичным белком Удивительно лечит ожоги… Соком глаза умастивши, Изгонит и жар, и припухлость. Если часто траву растирать Ты возьмешься зубами, Вспухшие так успокоишь И кровью налитые десна.
Мать-и-мачеха.
Первоцвет весенний – Желтенький цветок, Потянулся к солнцу Нежный лепесток. Первоцвет весенний – Ключик от весны, Не тебе ли снятся Золотые сны? Будь ты осторожен, Не сорви его, Мягкого, душистого Друга моего .
Одуванчик.
Золотой и молодой За неделю стал седой, А денечка через два Облысела голова. Спрячу-ка в карманчик Бывший …(одуванчик)
Береза.
Посмотри, мой юный друг, Что находится вокруг: Небо светло-голубое, Солнце светит золотое. Клейкие почки, Зеленые листочки, С белой корой, Стоит под горой.
Дуб.
Дуб дождя и ветра вовсе не боится. Кто сказал, что дубу Страшно простудиться? Ведь до поздней осени Он стоит зеленый, Значит, дуб выносливый, Значит, закаленный.
Ландыш.
Родился ландыш в майский день, И лес его хранит. Мне кажется, его задень – Он тихо зазвенит. И это звон Услышит луг, И птицы, и цветы. Давай послушаем, А вдруг Услышим я и ты?
Ромашка.
Если случится тебе простудиться. Привяжется кашель, Поднимется жар, Придвинь к себе кружку, В которой дымится Слегка горьковатый душистый отвар.
Доктор Айболит благодарит детей и вместе с ними отправляется в путь. Крик: - Эй, ребята! Стойте! Стойте1 (Вбегает Незнайка) Незнайка. – Ребята, помогите мне выполнить задание Знайки. Если я не сделаю его, он не возьмет меня в путешествие. А мне так хочется много узнать интересного о лесе, о его обитателях и растениях. Дети: - А какое у тебя задание? Незнайка: - Надо найти ошибки в тексте. У меня не получается. Учитель: - Поможем Незнайке? (Учитель читает текст, а дети находят ошибки) Рассказ «Воскресенье в лесу» За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. в последний момент заболела учительница. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор. Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! День стоял жаркий, сухой, но в лесу жара так не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили, пошли дальше. Перед уходом из рощи Петрик повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат!» горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось жарко. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петрик решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали палочки. Постепенно начали набегать тучи, стало темнее. Засверкала молния, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы уже успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. Оживленные. Мы шли на станцию, перепрыгивая через лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка!» - закричал Петрик и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - это уж» «Все равно – гадюка!» - ответил Петрик. С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день! - Какие ошибки совершили дети? - Можно ли оставлять непотушенный костер? - Что может произойти? Забывчивый охотник на привале Не разметал, не растоптал костер. Он в лес ушел, а ветки догорали И нехотя чадили до утра. А утром ветер разогнал туманы, И ожил потухающий костер. И, сыпя искры впереди поляны, Багровые лохмотья распростер. Он всю траве с цветами вместе выжег, Кусты спалил, в зеленый лес пошел, Как вспугнутая белок рыжих, Он заметался со ствола на ствол, И лес гудел от огненной метели, С морозным треском падали стволы, И, как снежинки, искры с них летели Над серыми сугробами золы. (В. Шефнер)
- Правильно ли ребята поступали с грибами? - Какой вред нанесли муравейнику? - Какую пользу приносят муравьи лесу и т.д. Незнайка: - Спасибо, ребята, за помощь. Желаю вам дальнейших успехов.
Ребята подходят к реке и хотят напиться. Учитель: - Постойте, ребята. Не пейте эту воду. Она грязная. Как вы думаете, почему она стала такой. Кто в этом виноват? - Посмотрите, кто это? (Появляется Водяной) Водяной: Я – одинокий водяной, Никто не водится со мной. Друзья мои, лягушки, Болеют как старушки! На дне моей квартиры – Бутылки, тряпки, вилы, Не озеро – помойка! Кругом лежат жестянки, Запчасти, склянки, банки – Тьфу, какая гадость! А мне так жить охота! - Здравствуйте, ребята. Вы тоже пришли загрязнять мой водоем. Уходите, нам и так здесь тяжело жить. Перед вами тоже были туристы, так они взяли и весь мусор побросали в воду. Разве так можно? Дети: - Нет. Мы не будем загрязнять реку. Мы любим природу и заботимся о её красоте. Учитель: - Если в воду не будут сбрасывать всякие отходы, то постепенно вода сама очистится. Это только при условии, что никто больше ничего не бросит в воду, даже бумажку. А если еще и помочь воде: убрать все, что сбросили, - возвратиться жизнь. Будут плавать рыбки, цвести кувшинки, кружиться над озером чайки! Смотрю на глобус – шар земной, И вдруг вздохнул он, как живой; И шепчут мне материки: - Ты береги нас, береги! В тревоге рощи и леса! И тихо просят родники: - Ты береги нас, береги! Грустит глубокая река, Свои теряя берега, И слышу голос я реки: - Ты береги нас, береги! Остановил олень свой бег: - Будь человеком, человек! В тебя мы верим – не солги. - Ты береги нас, береги! Смотрю на глобус – шар земной. Такой прекрасный и родной! И шепчут губы на ветру: «Я сберегу вас, сберегу!» Т.Н. Самсон. Учитель: - Водяной, укажи нам, пожалуйста, дорогу на Волшебную поляну. Водяной: - Идите вот по этой тропинке и никуда не сворачивайте. Дети: - Большое спасибо. (выходят на Волшебную поляну) Учитель: - Вот мы с вами и пришли на Волшебную поляну. Выходит Хозяйка леса. Х.Л. – Здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуй, Хозяйка леса!
Х.Л. – Я очень рада, что вы посетили мою Волшебную поляну. Я знаю, что вы друзья природы. И я хотела бы провести небольшой экзамен. Хочу знать: умеете ли вы вести себя в моих владениях. Чтобы река и ручьи не мутнели, Рыбы резвились, и птицы бы пели Зелень от солнца в жару бы спасала Каждому правила знать не мешало бы.
1 задание. - Что обозначают эти плакаты? (набор плакатов «Бережное отношение к природе) 2. задание «Экологическая викторина» 1. Назовите животного водоемов, которое является настоящим живым фильтром. (Улитка, пропуская через себя воду, улитка очищает ее. Вот почему нельзя брать улиток из пруда и реки) 2. Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы) 3. Почему нельзя рвать цветы? (Они не успевают дать семена) 4. Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают плодородие) 5. Назовите друзей леса среди животных. (Муравьи, дятлы) 6. Назовите главного врага леса. Почему опасен пожар в лесу? 7. Может ли гриб дерево съесть? (Да. Трутовики разрушают древесину, превращают ее в труху) 8. Прочему весной строго запрещена охота на пушных зверей? 9. Кто такие слетки? Почему нельзя их трогать? (Птенцы, которые выпали из гнезда) 10. Почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнездах? (Многие птицы после этого бросают свое гнездо) 11. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? 12. Пользу или вред приносят синицы зимой, когда все насекомые спят? (Пользу. Зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры деревьев спрятавшихся насекомых, их яйца, личинки и поедают их) 13. Почему нельзя убивать стрекоз? (Они уничтожают множество комаров, мух и других летающих насекомых) Х.Л. – Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила поведения в лесу и надеюсь, что вы всегда их будете соблюдать. Дети: (У некоторых ребят маски зверей, птиц) Медведь. Что в этот раз задумал человек: Сломать, спилить или поджечь? Что после вас останется, друзья, В лесу, где много так зверят красивых?
1-й школьник. Мы мусор весь хотим убрать. 2-й школьник. Лес посадить, кормушки сделать. Медведь. Вот чудеса! Что будет здесь? 1-й школьник. Прекрасный лес, Лес для зайчат, Бельчат, лисят и медвежат. Здесь будет чисто и красиво.
2-й школьник. Здесь не убьют и не покалечат Смотри кругом: И не осталось-то чудес На шарике земном.
1-й школьник. И надо срочно мир спасать, В котором мы живем.
Появляются дятел, мухомор и заяц. Дятел. Весь дом почистить и помыть.
Мухомор. Очистить воздух нужно, Дышать всем нужно.
Заяц. А сколько исчезло с планеты зверья, Растений, и это восполнить нельзя.
Дятел. И если теперь не спасти нам остатки, Мы завтра в Сахаре проснемся. Ребятки!
Появляются кукушка, белки и сойка. Кукушка. Все надо беречь и лелеять: Копать осторожно, умеючи сеять, Ловить и стрелять не подряд, а с умом. Что нынче посеем – то завтра пожнем.
Сойка. На шарике нашем земном, Где мы родились и живем, Где в травах летняя роса И голубые небеса, Где море, горы, степи, лес, Полно таинственных чудес.
1-белка. По лесу бродит серый волк, И ландыш тоненький цветет, В степи ковыль, как нежный шелк, Расчесывает ветерок.
2-я белка. Гремит на скалах водопад. И брызги радугой летят. А в синем море толстый кит, Большой, как дом, на волнах спит.
Медведь. Не разрушайте этот мир, Девчонки и мальчишки, Иначе эти чудеса Останутся лишь в книжке.
Появляются лисички. 1-я лисичка. Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защищаться. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.
2-я лисичка. Природу не уродуй, Природу не обидь. Родился человеком, Так надо им и быть.
3-я лисичка. Вот в лесу растет фиалка,- Разве рвать ее не жалко?! Голубеют, как из сказки, Незабудок нежных глазки. Носят юбочки цветные Колокольчики лесные. Даже старый мох седой Вырос с рыжей бородой! Все цветы для всех растут, Их не рвите! Пусть живут!
Х.Л. Берегите землю. Берегите Жаворонка в голубом зените Бабочку на листьях повилики, На тропинках солнечные блики. На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба – парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем. Ласточку, мелькающую в жите, Берегите землю! Берегите!
Учитель. – вот и заканчивается наше путешествие на Волшебную поляну. Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир окружает нас. Надеюсь, что после этого занятия вы еще больше будете любить и лучше охранять природу, научитесь слушать ее и видеть не только глазами, но и сердцем, никогда не будете причинять ей зла.
Литература. 1. Т.И. Тарабарина «И учеба, и игра: природоведение», Ярославль, «Академия развития», 1997г. 2. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?», Москва, «Педагогика- Пресс»,1994г. 3. «Тайны живой природы». Энциклопедия, Москва, «РОСМЭН»,1998г. 4. Н.В. Елкина «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль, «Академия развития», 1997г. 5 Т.М. Бондаренко «Экологические занятия», Воронеж, ТЦ «Учитель»,2004г. 6. .Е.А. Тимофеева «Экологическое воспитание», Йошкар-Ола, «Марий Эл учитель», 2002г. 7. Л.М.Потапова «Детям о природе»-экология в играх, Ярославль, «Академия Холдинг», 2002г. 8 Журналы «Начальная школа» 9. И.Н. Горенко «Экологическое воспитание в школе», Волгоград, «Учитель», 2007 г. 10. Журналы «ПедСовет», «Педагогическое творчество» и «школьные игры и конкурсы» 11. Е.М. Елизарова «Знакомые незнакомцы» 9кружковая работа), Волгоград, «Учитель», 2007 г. 12. Г.Н. Решетникова, Н.и. Стрельникова «Окружающий мир» 9занимательные материалы), Волгоград, «Учитель», 2007 г.