Работу выполнила: Патрикеева Ольга Алексеевна, учитель истории и обществознания
С. Карлинское 2021г
Внеклассное мероприятие
ВВЕДЕНИЕ Деньги нужны каждый день. Мы все зависим от них. Деньги определяют достаток семьи, благополучие государства. Наличие денег делает человека уверенным в дне сегодняшнем. Но что такое деньги, всегда ли они были и когда появились, обычно над этим никто не задумывается. Придуманы они не нами, но нам и нашим потомкам придется иметь с ними дело, поэтому я решила разработать свое первое мероприятие по финансовой грамотности по историю возникновения денег и расширить круг знаний, который они получили на уроках истории. Актуальность темы. С усложнением финансовых процессов, происходящих в современной экономике вопрос о финансовом образовании и внедрении его в образовательный процесс всех уровней, является обязательным и повсеместным т.к. граждане финансово неграмотны. В первую очередь это касается «рисковых» категорий, среди которых и несовершеннолетние дети. Финансовое образование позволяет сформировать представление об основах грамотного финансового поведения – знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия успешных и ответственных решений на финансовом рынке и являющихся результатом целенаправленной деятельности по повышению финансовой грамотности. Особую значимость в этом играет изучение денег.На протяжении развития человеческого общества, деньги, с момента своего появления играют огромную роль. Жизнь любого человека тесно связана с обращением денег и с умением их считать. История денег очень интересна. Первые деньги возникли в древние времена, и дошли до наших дней, но уже совершенно в другом виде. Цель внеклассного мероприятия: • сформировать предпосылки финансовой грамотности у детей старшего возраста. • выяснить, какие бывают деньги, какую роль они играют в жизни человека и как правильно обращаться с деньгами.
Задачи внеклассного мероприятия: • расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; • развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; • развивать умение работать в группах; • воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость Объект изучения: ¬ деньги. Предмет изучения: история образования и развития денег. Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, пособие для учащихся, раздаточный материал, жетоны в виде монет. Методика и технология проведения мероприятия: в мероприятии участвуют учащиеся 8 класса. В процессе подготовки участники знакомятся с литературой по истории возникновения денег. В ходе проведения мероприятия за правильный ответ или сообщение ученик получает 1 жетон. В конце мероприятия по количеству жетонов определяются команда-победитель и команды, занявшие 2-е и 3-е места. Каждый участник получает грамоту с определением места. Ход мероприятия Ведущий (учащийся): Отгадайте загадку. «Для всех мы в обилии рождаемся на свет. У одних нас много, а у других нас нет» Если вопрос оказался сложным, следующая загадка Бывают они медные, Блестящие, бумажные, Но для любого из людей, Поверьте, очень важные! Ответ: деньги Вступительное слово учителя: Всегда ли были деньги? Нет. Много тысяч лет после своего появления люди обходились без денег. Им не нужны были деньги в те далекие времена, когда ничего не продавалось. Они брали у природы всё необходимое. В первобытном обществе, пока люди жили племенем, родом, общиной, имущество и пища в семье были общие, хотя у каждого имелись и личные вещи. Каждый делал, что мог. Когда произошло разделение труда, люди начали использовать свои преимущества, они стали обмениваться продуктами своего труда и торговать. Разделение труда стало главной причиной развития обмена. Сегодня мы собрались с вами для того чтобы провести викторину темой которой будут ДЕНЬГИ Ведущий: Само название «деньги» произошло из тюркского языка, от слова «денга». Так называлась серебряная монета, которую чеканили в годы правления Дмитрия Донского. Ребята, напрашивается вопрос, что такое деньги и откуда они появились? И зачем вообще возникла в них необходимость? Вашим домашним заданием было подготовить небольшое выступление об истории возникновения первых денег. Задание оценивается за полноту ответа от 1до 5 жетонов. 2 задание. Командам раздаются листы, на которых они должны написать примеры товарных денег. ( Команда получает жетоны в зависимости от количества правильных ответов) Продукты питания Живой товар Обработанный товар
Группа, которая выполнила первым задание, зачитывает интересный факт из истории денег. Интересный факт о деньгах. • Одной из самых древних форм денег является крупный скот. В зависимости от региона для расчетов использовались коровы, овцы, верблюды и другие животные. Подсчет осуществлялся по головам животных, которые назывались «caput» (в переводе с латинского - голова). Этот термин стал прообразом современного «капитала».
Ведущий: Поскольку вкусы и обычаи у всех народов весьма различны, то разнообразны были и товарные деньги. Ребята, вы прекрасно понимаете, что такие деньги очень неудобно использовать. Именно поэтому люди стали применять металл для изготовления денег. Всеобщим эквивалентом, были выбраны благородные металлы, а именно золото и серебро. Этому способствовало несколько объективных факторов, в частности однородность, транспортабельность, высокая ценность, делимость и возможность сохраняться на протяжении неограниченного времени. Серебро и золото, служили деньгами в Вавилоне и Египте в период 3 – 4тыс. лет до н.э. Эти деньги имели форму пластинок, приобретая товар, от пластин отрезали небольшие кусочки. Современные монеты делают из меди, никеля, медно-никелевого сплава, реже — из алюминия и его сплавов. Задание учителя. Опишите современную монету. (Ответ оценивается) - Важно не только знать внешний вид денег, но и очень нужно уметь их считать. Если вы не будете уметь считать деньги, то, поверьте, всегда найдутся люди, которые этим захотят воспользоваться
3 задание. Команды получают прозрачные копилки с монетами. Нужно посчитать, какое количество денег находится в копилке. (Выигрывает та команда, которая сделает быстрее и правильно) Группа, которая выполнила первым задание, зачитывает интересный факт из истории денег. Интересный факт о деньгах
• Свои первые деньги римляне изготовили в храме богини семьи, добрых советов и предсказаний Юноны Монеты. Именно отсюда пошло название денежной единицы, которая в большинстве стран является разменной для крупных бумажных купюр. Кстати, люди до сих пор используют монеты для принятия определенных решений и получения советов, подбрасывая их вверх и выбирая «орла или решку». Ведущий: Какие ещё деньги, кроме металлических денег, мы используем?
Бумажные деньги в Европе впервые появились в XVI веке в Нидерландах, а изобрели их древние китайские купцы как замену золотым деньгам в VIII веке.
3 задание. Денежный пазл. Ваша задача как можно быстрее собрать пазлы. У вас на партах лежат конверты, в которых находятся отдельные части разных купюр. Какие купюры у вас получились? ( 50 рублей, 10 рублей, 500 рублей, 100 рублей, 1000 рублей) Дополнительный вопрос. (Оценивается) Какие товары можно купить, используя только одну купюру? 4 задание. Конкурс капитанов. Путешествие по странам. Ведущий называет страну, а участники на скорость с места называют денежные знаки этой страны. Выигрывает тот, кто ответил больше всех, получив за это жетон. Страна Денежные знаки страны США доллар Япония иена Украина гривна Чехия крона Грузия лари Франция евро Турция лира Россия рубль Армения драм Египет Египетский фунт
После конкурса капитаны зачитывают интересный факт из истории денег. Интересные факты о деньгах. 1. Основой современных бумажных денег является вовсе не бумага, а ткань, состоящая на 25% из льна и на 75% из хлопка. Именно поэтому она такая крепкая. Чтобы банкнота порвалась, необходимо выполнить 4000 двойных изгибов (вперед-назад). 2. Королева Елизавета II – наиболее популярная персона у денежных дизайнеров. Ее образ используется на банкнотах более чем 30 стран мира. Самым распространенным именем для денежной банкноты считается франк. Помимо Франции такое название используется еще в 33 странах мира. Доллар, применяемый в 27 государствах, расположился на втором месте. 3. В мире насчитывается свыше 1,5 млн банкоматов (один присутствует даже в Антарктиде). Наиболее популярным днем для снятия наличных средств считается пятница. Согласно исследованиям, более 90% наличных денег содержат на своей поверхности болезнетворные микробы. Это еще одна причина роста популярности безналичных операций и интернет-расчетов.
Ведущий История о деньгах была бы неполной без «неосязаемых» безналичных денег - электронных расчётов, которыми сейчас осуществляются межбанковские и многие другие операции. Добавим и новое веяние последних лет - всё ещё довольно загадочные для большинства населения криптовалюты. Во второй половине XVIII века, с совершенствованием и развитием банковской системы в Великобритании появилась возможность производить расчёты с помощью векселей и чеков, что стало очередной инновацией в мире товарно-денежных отношений. Применение такого средства платежа избавляло участников сделки от необходимости фактической передачи денежной массы, будь то купюры или монеты, из рук в руки, а банкам давало возможность аккумулировать значительные суммы, которые, хоть фактически и принадлежали вкладчикам, но физически находились в распоряжении самого банка. Сегодня же распространение безналичных платежей дошло до того, что банковская кредитная карта во многих странах почти полностью вытеснила из кошельков граждан привычные всем купюры и монеты. Ещё один вид «неосязаемых» денег - электронные деньги – это довольно условный, но тем не менее уже привычный всем термин. Хорошо известные большинству людей платёжные системы Qiwi, YandexMoney, Webmoney и др. Электронная валюта - одни из совершенно новых, загадочных и во многом сложных для понимания их реальной ценности денег – Bitcoin, Ethereum, Ripple, Litecoin и др. Странное для восприятия явление. Одни видят в них будущее, другие – грандиозную аферу. Также когда-то наверняка большинство относилось и к первым бумажным деньгам, не желая принимать их в качестве оплаты, предпочитая старые, добрые монеты. Кто знает, что будут представлять из себя деньги через 10, 20, 50 лет? Об этом можно только догадываться…
5 задание. Деньги настолько прочно вошли в нашу жизнь, что даже появились крылатые выражения, которые человек часто употребляет в своей речи. Я предлагаю вам проверить, насколько вы понимаете смысл того, о чем говорят люди. Каждая команда получает поле для лото, где написано обозначение выражения и фишки с номерами. Ваша задача: внимательно послушать мой вопрос, подумать и поставить фишку в нужную клетку. 1. Что имеют в виду, когда говорят «платить той же монетой»? 2. Что имеют в виду, когда говорят «плакали мои денежки»? 3. В каком случае употребляют выражение: «гроша медного не стоит»? 4. В каком случае говорят: «принять за чистую монету»? 5. Как вы понимаете выражение «отмывать деньги»? 6. Что означает выражение: «деньги не пахнут»? Отвечать тем же самым — таким же поступком, отношением и т.д. Деньги пропали или потрачены зря. Не имеет никакой ценности Воспринимать как правду, настоящее; принимать всерьёз. Деньги полученные преступным путем пытаются легализовать через какие –то операции. Не имеет значения, что деньги получены неблаговидным путём
Ведущий: Работа со зрителями. Проспер Мериме писал «Есть вещи важнее денег, но без денег эти вещи не купишь». Как вы поняли слова этого автора. Ответы учащихся . «Всё ли можно удовлетворить за деньги» (За правильный ответ получают купон, которые можно будет добавить команде, за которую болел отвечающий) Подумайте, какие из перечисленных потребностей людей можно удовлетворить только за деньги, а какие – нет: - познание окружающего мира; - спокойная и безопасная жизнь; - постоянное саморазвитие; - пища; - влияние на других людей; - модные вещи, одежда; - любовь; - самоуважение; - хорошее здоровье; - уважение близких; - хорошо устроенный быт; - дружба; - образование; - развлечение; - общение с природой; - общение с людьми. Учитель. Чем бы вы не занимались в будущем, помните, что, самые дорогие вещи не имеют цены, не продаются и не покупаются. Например, здоровье. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение или уважение близких, или их любовь. Далеко не все на свете продается и покупается.
На этой оптимистической ноте мы подводим итоги нашей игры и награждаем победителей. Источники. Дайджест экономической теории. Учебное пособие / В.М. Соколинский. - М.: «Аналитика-пресс», 2005. - 328 с. Деньги. Банки. Кредит / В. М. Сваляев. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 194 с. Деньги: история и современность / В.М. Соколинский. - М.: «Экономикс», 2001. - 403 с. «История денег» Автор: Йожеф Роберт Жанр: История Научно-образовательная Научпоп. Документальная литература 1968 год История денег. Рассказы для детей. Пётр Кошель Остальский Андрей - Краткая история денег. Изд. дом: Амфора, 2008 г. Энциклопедия «Всё обо всём».