Главная » 2022»Май»17 » Влияние гаджетов на процесс социализации младших школьников
19:53
Влияние гаджетов на процесс социализации младших школьников
Младший школьный возраст - это время изменений и преобразований в сфере психического развития. Социализация на данном этапе происходит на основе тщательного развития и обогащения общественной природы ребёнка. Чем больше позитивных приобретений будет у ребенка на каждом возрастном этапе, тем легче ему будет адаптироваться в современном мире. Человек появляется в данном мире, как «белый лист», и в зависимости от воспитания и факторов, влияющих на него, будет зависеть его жизнь: добьется ли человек успеха, или скатится вниз по социальной лестнице. По словам А. В. Мудрика: «Сегодня социализация подрастающих поколений протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей, девушек с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие» [1], т.е. в процессе социализации школьник получает формы поведения, одобряемые обществом и необходимые для нормальной жизни в современных реалиях. Термин «социализация» трактуется как «процесс, протекающий на всем жизненном пути человека», но чаще всего он применим к двум периодам жизни – это детство и юность. Самым ярым агентом социализации является школа. Это некая модель человеческого общества, где происходит усвоение социальных норм и ценностей, моделей поведения в объединениях. В постиндустриальном этапе развития общества не все благополучно так, как хотелось бы. За последние двадцать лет гаджеты плотно вошли в нашу жизнь. Сейчас уже на каждом шагу можно встретить ребенка, который что-то уверенно делает в телефоне или планшете. Отлучить ребенка от «мини-компьютеров» становится все труднее и уже в начальной школе многие родители и учителя понимают это как проблему. Исследования ученых, психологов и педагогов показывают неоднозначное влияние гаджетов на детей. Частое использование смартфонов, ноутбуков и других устройств изменяет структуру головного мозга, гаджеты лишают детей эмоций и понимания других людей. На сегодняшний день никого не удивит ребенок, уткнувшийся в телефон во время перемены, или даже на уроке, а группы учеников, которые обсуждают новую компьютерную или телефонную игру уже стали обыденностью. Современные школьники все сильнее попадают в компьютерную зависимость. В настоящий момент остро чувствуется нехватка научных аналитических трудов по данной теме, но можно с точностью увериться, что зависимость от гаджетов несет в себе негативные последствия. Она пагубно влияет на поведение в социуме и успеваемость в школе, а также наносит вред здоровью. Исследования доказывают, что если ребенок видит сцены насилия на экране (фильм, игра), то все больше агрессии он проявляет в жизни, это закладывается в поведение и характер. Помимо, снижается уровень эмпатии, сопереживания, а это приводит к тому, что ребенок не понимает эмоций других людей, это ставит барьер в общении и таким образом, создается новое препятствие в социализации индивида. В Федеральном законе Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» идет речь, о том, что необходимы ограничения для детей в плане просмотра информации, побуждающей детей к совершению действий, которые предоставляют опасность их жизни и здоровью, а также материалы, оправдывающие допустимость насилия или жестокости к людям и животным.[2] Учеными и экспертами доказано, что мозг ребенка, тратящего на интернет и гаджеты не может развиваться «нормально». Многие родители покупают смартфоны и планшеты своему ребенку «чтобы было как у всех», иначе со стороны сверстников начнутся насмешки, что усугубит положение ребенка в классе, группе детей. Но тяжелые последствия таких действий не заставляют себя ждать. Подмена и замещение человеческого общения электронным «другом» представляют опасность, так как нарушают нормальный ход развития детей во всех сферах жизни: психической, социальной, культурной, духовной. Младший школьник, во время нахождения в виртуальной реальности, начинает отодвигать свою учебную деятельность на периферию жизни, отвергает требования, предъявленные ему, теряет оптимизм и доверие ( которые свойственны ему возрасту) к родителям, учителям. В результате развития ребенка можно получить не обретения, а наоборот — потери. Если время ученика, проводимое с гаджетом больше, чем время, которое тратится на уроки, общение с семьей, занятие хобби и спортом, прогулки на свежем воздухе, то можно сделать вывод о нарушении эволюционно-цивилизационном алгоритме жизни семей и воспитании детей. Безответственное использование достижениями цивилизации становится фактором риска деградации психических функций и поведения детей, семей и всего общества. Технический прогресс имеет как отрицательные, так и положительные качества. Человеку, рождающемуся в нынешнее время предъявляются достаточно высокие требования, поэтому нельзя полностью отлучить школьника от компьютера (телефона), потому как уже в начальной школе есть такой предмет как информатика, где ему потребуется знание этого девайса, с помощью компьютерных технологий стирается различие между центром и провинцией. Для того, чтобы у ребенка не появлялась гаджетовая зависимость и пользование компьютером стало комфортным и даже полезным, необходимо установить оптимальное время для использования гаджета. В ходе исследования данного вопроса, мы обратились за помощью к самим школьникам. Для этого мы попросили учащихся 3 класса МБОУ СОШ с. Тербуны пройти анкетирование, поучаствовали в эксперименте 25 человек, 10 мальчиков и 15 девочек. Вопросы анкеты: 1. Вы бы хотели получить в подарок новый телефон/планшет/компьютер? 2. Время ваших игр за телефоном/планшетом/компьютером составляет больше 30 минут в день? 3. Испытываете ли вы злость или неудовлетворение, если вам запретили играть? 4. Испытываете ли вы удовольствие и положительные эмоции во время игры? 5. Часто ли вы вспоминаете о своем гаджете? 6. Гаджет вам необходим только для игр. 7. Обсуждаете ли вы компьютерные игры со своими товарищами? 8. Помогают ли гаджеты вашей учебе? 9. Есть ли у вас определенные правила пользования гаджетом? 10. Используете ли вы эти правила? На вопросы дети отвечали «да», «нет». Результаты приведены ниже в таблице.
Как мы видим из таблицы: 1. Получить гаджет в подарок хотят 70% мальчиков, чуть меньше девочек - 66%; 2. Играют больше положенного времени 90% мальчиков и 60% девочек; 3. при запрете игры у 60% мальчиков и 19% девочек ухудшается настроение, они испытывают отрицательные эмоции, такие, как гнев, раздражение и злость; 4. У большинства испытуемых во время игры улучшается настроение, появляются чувства радости и облегчения, но 20% мальчиков и 47% девочек во время игры испытывают гнев, злость, появляется усталость и утомление; 5. При условии, если нет гаджета рядом или учащийся не может им воспользоваться, про электронное устройство часто вспоминает большее количество мальчиков – 70%, нежели девочек – 27%; 6. 30% мальчикам гаджеты необходимы в основном для игр, такого же мнения 6% девочек. Остальные считают основными функциями гаджетов - связь с родителями, возможность слушать музыку, поиск информации. 7. При встрече 80% мальчиков и 33% девочек обсуждают компьютерные игры, остальная часть испытуемых обсуждают музыку, фильмы, книги. 8. Более половины испытуемых подтверждает, что гаджеты помогают им в учебе при поиске дополнительной информации, сообщений. 9. У всех детей есть правила пользования гаджетами. 10. Но используют эти правила 80% мальчиков и 73% девочек.
Выводы: Расположенность к гаджетам и компьютерным играм проявляется у мальчиков больше, чем у девочек. Возможно, это связано с тем, что родители сами подают пример. Очень часто отцы вместе с сыновьями смотрят телевизор, или играют в компьютерные игры, девочки же помогают матерям на кухне, читают книги, занимаются хобби. Не во всех семьях прослеживается тенденция к выработке основ правильного использования электронных девайсов, что грозит «потерей» современного поколения на просторах виртуального мира.
«Получаемый» результат в обществе дает необходимость тщательного внимания к проблемам со стороны системы образования, а также выстраивания моделей воспитания и обучения, которые смогут обеспечивать безопасность в области охраны здоровья школьника, как физического, так и психологического. В свою очередь растет ответственность учителя начальных классов и школы за привитие привычек здорового образа жизни. Учеными было установлено, что более 80% из того, что накоплено в младших классах, человек будет помнить и использовать всю свою жизнь. [3] Современное поколение нельзя полностью лишить плодов технического прогресса, потому что это является частью культуры XXI века. Однако, чем разнообразнее досуг ребенка, тем меньше его будут интересовать гаджеты. Научить нынешнее поколение отделять виртуальную жизнь от действительности, учить правильно организовать работу с техникой, чтоб это приносило пользу, предостерегать от зависимости — задача взрослых людей. Хочется верить, что при таких условиях, социализация младших школьников пройдет безболезненно.
Литература
1. Мудрик А.В. «Социализация вчера и сегодня». М., 2006-432с. 2. Подласый И.П. Педагогика, М., 1996 3. Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации причиняющей вред их здоровью и развитию» // Сайт правительства РФ; [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/docs/all/99850/