Работу подготовила: учитель математики МОУ «Бурашевская СОШ» Асланова Ифриз Ашурбековна
Викторина «Необычная математика»
Цель: 1. Привить интерес к предмету. 2. Развить интеллектуальную культуру средствами математики. 3. Воспитание коллективизма и чувства ответственности. Оформление: Стенд с портретами великих математиков и математическими высказываниями. Воздушные шары. Правила игры. В игре участвуют две сборные команды 5-11 классов по 7 человек в каждой. Победители получают «5» по предмету.
Ход мероприятия: 1 Ведущий: С тех пор, как существует мирозданье, Такого нет, кто б не нуждался в знанье. Какой мы не возьмем язык и век - Всегда стремился к знанью человек… 2Ведущий: Мы рады приветствовать всех собравшихся в этом зале. Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математике, кто занимается и увлекается математикой. 1 Ведущий: Сегодня мы приглашаем на сцену сборные команды 5-11 классов. Давайте с ними познакомимся поближе. 1 Ведущий: 1) Команда «Игрек» и команда «Икс» 2Ведущий: 2) А судить их сегодня будут: Алексей Евгеньевич, Лариса Анатольевна, Валентина Анатольевна, Елена Евгеньевна. Ведущии уходят. 1 ученик: (вбегая) Ребята, я слышал, что в школу будет неделя математики!!! Представляете, всю неделю сплошная математика! 2 ученик: (с места) Да не может такого быть! Нельзя же так издеваться над детьми! 3 ученик: У меня для вас - во-о-от такая новость! Всех учителей направили на семинар, остались лишь математики. И у нас сегодня - 6 уроков математики! 1 ученик: Ну, что я говорил! 1 Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведем необычные уроки математики. Вы посмотрите на привычные вещи другими глазами. Итак, первый урок –
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ. Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают.
2Ведущий: Великий русский поэт М.Ю.Лермонтов был большим любителем математики и в своих вольных и невольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собою учебник математики. 1 Ведущий: Английский писатель XIX века Льюис Кэрролл, он же - Чарльз Лутвидж Доджсон, автор "Алисы в стране Чудес" и он к тому же был ещё профессор математики. 2Ведущий: А теперь посмотрим, как вы сочетаете в себе знания математики и литературы. 1 Ведущий: ПРАВИЛА: Время на обсуждение - 30 секунд. Готовность - поднятая рука. 2Ведущий: • 1.Назовите имя известного поэта, математика, автора этих слов: "Яд, мудрецом тебе предложенный прими, Из рук же дурака не принимай бальзама!" ( Омар Хайям) • 2.Какой русский писатель окончил физико-математический факультет? (А.С. Грибоедов) • 3.Название какой кривой является в то же время литературным термином? (гипербола) • 4.Кто из великих русских писателей составлял задачи по арифметике? ( Л.Н. Толстой) • 5."В математике есть своя красота, как в поэзии". Кто произнес эти слова, даже не любя математику? (А.С. Пушкин) ПЕРЕМЕНА - жюри подводит итоги.
1 ученик: Арифметика! Даже в каменный век Обращался к тебе человек. Без тебя невозможно предметы считать, Невозможно построить мосты Там, где сложное, новое надо создать, Лучшим другом становишься ты. Если раньше тебе приходилось одной Много трудных вопросов решать, То теперь на просторах планеты большой Ты у нас многодетная мать. Геометрия, алгебра - дети твои, С ними в жизнь претворяем мечты, Но запомни: огромным успехом своим Человеку обязана ты.
УРОК ИСТОРИИ 1 Ведущий: • 1.Петр Первый хорошо знал адицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. В его времена эти действия знали далеко не все, и Петр настойчиво заставлял изучать это своих сподвижников. Сейчас это знает каждый школьник. Как он это называет? ( + - * /) • 2. Что на Руси раньше называли " ломаными числами"? (дроби) • 3.Сколько подвигов совершил Геракл? (12) • 4.Какое отношение в1706 году У. Джонс обозначил через π? (отношение длины окружности к ее диаметру) ПЕРЕМЕНА - жюри подводит итоги.
2 Ведущий: Произведение одного среднеазиатского астронома и математика Аль-Хорезми называлось "Китаб мухтасар аль джебр ва-л-мукабала", а в переводе «Краткая книга об исчислении аль-джабра и аль-мукабалы».
1 Ведущий: Переводчик перевел все слова, слово "аль джебр" просто записал латинскими буквами. У него получилось слово - алгебра. Многие понятия и математические термины имеют иностранное происхождение. Посмотрим, как вы знаете иностранные языки.
УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 2 Ведущий: • 1.Переведите на русский язык латинские слова латинские - уни, би, мульти (один, два, много) • 2.Какая цифра в переводе с латинского означает " никакая"? (0) • 3.У греков это натянутая тетива, а у нас? (гипотенуза) • 4.Какая математическая единица измерения в переводе с латинского обозначает "ступень, шаг, степень"? (градус) • 5.Какой геометрический термин образовался от латинского слова "отвесный"? (перпендикуляр) ПЕРЕМЕНА - жюри подводит итоги
Игра со зрителями.
1 Ведущий: (Свои балы зрители отдают той команде, за которую они болеют) 1. Пять землекопов за 5 часов выкапывают 5 м канавы. Сколько потребуется землекопов, для того чтобы выкопать 100 м канавы за 100 часов?(5) 2.Чему равно произведение чисел 13х25х0х0,1? (о) 3. Как одним словом назвать сумму длин всех сторон многоугольника? (периметр) 4. Сын с отцом, да дедушка с внуком. Много ли их? (3) 5. Горело 5 свечей, две из них потушили. Сколько свечей осталось? (2) 6. Три в квадрате 9, четыре в квадрате 16. а чему равен угол в квадрате? (900) 7. Как называется фигура, состоящая из 2-х лучей, выходящих из одной точки? (угол)
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 2Ведущий: • 1.Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень). • 2.Какие прилагательные русского языка в математике становятся именами существительными? (прямая, кривая, ломаная, касательная, секущая, наклонная) • 3.Какая цифра в русском языке является глаголом повелительного наклонения единственного числа? (три) • 4.С буквой "и" - это глагол русского языка настоящего времени, являющийся синонимом глагола "движет". С буквой "е" - это существительное, обозначающее сторону треугольника. (катит - катет)
ПЕРЕМЕНА - жюри подводит итоги. 2 ученик: Запомни, что Гаусс всем сказал Наука математика - царица всех наук. Не зря, поэтому он завещал - Творить в огне трудов и мук. Безмерна роль её в открытии законов, В создании машин, воздушных кораблей Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов Каких дала история до наших дней Пусть ты не станешь Пифагором, Каким хотел бы может быть Но будешь ты рабочим, иль ученым И будешь честно Родине служить.
УРОК МУЗЫКИ 2Ведущий: Какое отношение имеет математика к музыке? 1 Ведущий: Еще древнегреческий математик Пифагор относил к математике арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Именно Пифагор ввел понятие гамма. 2Ведущий: • 1. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби). • 2.Люди какой профессии постоянно смотрят на 5 параллельных линий? (музыканты или дирижеры) • 3.В. Гюго заметил, что разум человеческий владеет 3 ключами, позволяющими людям знать, думать и мечтать. Это-буква, цифра... Назовите третий ключ. (Нота) ПЕРЕМЕНА - жюри подводит итоги. Математические частушки. Исполняют ученицы 7-8 кл.: Зангиева Е., Андриянова Т, Пивалкина П. 1.Все уроки надоели. Физкультура не к чему,
Вот бы 10 раз в неделю Геометрию одну. 2.Биссектриса это крыса, Только я не поняла Для чего же эта крыса Делит угол пополам. 3.Мы с решебника списали, Думали все правильно, А на алгебру пришли- Двойки нам поставили. Теоремы, теоремы 4.До чего вы довели Иксы, минусы, задачи Вы с ума меня свели. Пифагоровы штаны Во все стороны равны, Их не пробуй надевать Ноги не куда девать. 5.Над тетрадкой Влад рыдает: Как пример решить – не знает. Плачет баба, плачет дед, Ну, не сходится ответ! 6.Мы частушки вам пропели Хорошо ли плохо ли, А теперь мы вас попросим , Чтобы нам похлопали. Жюри объявляет результаты, награждает команду "5" по математике.