Четверг | 25.04.2024 | 04:29
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Категории раздела
Личный дневник
Портфолио

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наша кнопка

Методсовет


 Дневник 
Главная » 2014 » Январь » 30 » урок русского языка в 8 классе на тему "Состав слова и словообразование"
17:10
урок русского языка в 8 классе на тему "Состав слова и словообразование"
План – конспект урока
Предмет: Русский язык
Тема: «СОСТАВ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ПОВТОРЕНИЕ».
Выполнила: Пилягина Ираида Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Место работы: МБОУ Сосоновская СОШ №1
филиал в с. Перкино Сосновского района Тамбовской области , 393853
Предмет: русский язык
Класс: 8
Тема и номер урока в теме: урок 3 Тема: «ПОВТОРЕНИЕ».
Цель урока: организация продуктивной деятельности для достижения учащимися следующих результатов:
1. Личностные:
а) способность обучающихся к саморазвитию и самопознанию за счет самостоятельных открытий и наблюдений, т. е. с использованием элементов исследовательской деятельности;
б) сформировать коммуникативные умения вследствие работы в парах, в группах;
в) овладеть опытом грамотного использования средств языка при изложении устного и письменного материала, умения аргументировать, приводить примеры, сравнивать, анализировать;
г) умение контролировать процесс и результат деятельности (в частности, за счет рефлексии).
2. Метапредметные:
а) осознанное владение понятиями, классификацией, умение сделать вывод;
б) учебные компетентности в области использования ЭОР;
в) размышления о том, что нужно знать о лексике и авторских неологизмах в художественных текстах, уметь правильно использовать интонацию в речи, в зависимости от необходимости и значении поставленной цели говорящего в различных видах деятельности, знать- что говорить, как говорить, с какой целью говорить;
г) умение проводить линию связи с литературой, жизнью;
д) применение здоровье сберегающих технологий (физкультминутка).
3. Предметные:
а) владеть базовым понятийным аппаратом по теме;
б) рассмотреть различные способы образования слов, повторить правописание гласных в корне, приставок пре-, при; этимологию слов президент, президиум, приоритет. в) систематизировать знания.
4. Задачи урока:
-обучающие: дать представление о способах образования слов, учить использовать понятия на практике;
- развивающие: повторить орфограмму «гласные в корне»; отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки;
- воспитательные: развивать культуру речи; воспитывать уважение к родному языку.
9. Тип урока: комбинированный (изучение, обобщение, закрепление изученного материала).
10. Формы работы учащихся:
- работа с раздаточным материалом (текст);
- фронтальная проверка работы над морфемным строением слов;
- работа с учебником;
- повторение изученного;
- работа в группах;
- индивидуальная работа над этимологией слов, повторение орфограммы «правописание приставок пре-, при-» с использованием ЭОР, диска «Кирилла и Мефодия», записи на доске;
11. Необходимое техническое оборудование:
- Учебник. Русский язык. Авторы: С.Г. Бархударов, С.Е Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А Чешко. Москва «Просвещение», 2012.
- диск «Русский язык в школе» 8 класс, «Кирилла и Мефодия».
ХОД УРОКА:
I.
1. индивидуальный опрос ( по карточке).
- Текст запишите на доске. Выразительно прочитайте. Объясните постановку знаков препинания, подчеркнув грамматические основы.
Позолотник сентябрь прикатил с позолотой,
Засучил рукава и немедля взялся за работу,
Где прошел по лесам он с ведерком и кистью,
Там дрожат и горят золоченые листья.
( А. Прокофьев)
1) Каким приемом воспользовался автор, чтобы создать художественный образ сентября, первого месяца осени? Вспомните строчки из знакомых стихотворений С. Есенина, в которых поэт использует тот же прием?
2) ) найдите слова, в которых буква я обозначает один звук, два звука. Как обозначена мягкость согласного в слове сентябрь?
3) 3) выделите корни слов, в которых написание не соответствует произношению ( в первой и четвертой строчках). Объясните написание.
2. Задание классу ( групповая форма опроса).
-Дайте характеристику словам аппарат, атмосфера, акварель.
1-й вариант: раскрыть их лексическое значение (используйте словарь С.И.Ожегова).
2-й вариант: произвести фонетический разбор слова.

3-й вариант: сделать морфологический разбор слов.
Всем предлагается составить словосочетания с этими словами. Работа выполняется письменно. После выполнения задания учитель может сообщить учащимся этимологию слов ( в слове акварель есть лат. корень aqua –вода аппарат – от лат. apparatus- cнаряжение; атмосфера – от греч. аtmos – дыхание и sphaira – шар).
3. проверка домашнего задания.
- Прочитайте устаревшие слова из «Капитанской дочки». Что они обозначают? Почему ушли из активной жизни?
4. проверка индивидуального задания по фразеологизмам.
II. Повторение темы «Словообразование».
Словообразование – раздел науки о языке, который объясняет. как построены слова и как они образовались.
1. Построение слов.
1) Предлагаем объяснить схему
прист.+корень+суф.+суф.+оконч.;
прист.+корень+оконч.;
прист.+прист.+корень+суф.+оконч.
-Укажите части речи.
Менее сильным ученикам можно предложить эти же слова разобрать по составу, а затем составить схему.
4) Работа по упр.15. С выводом о правописании безударных гласных в корне ( проверяемых, чередующихся).
2. Образование слов.
1)Повторение основных способов словообразования по упр.17?
2) работа писателя над словом. Воспитание внимания к языку..
-Выразительно прочитайте текст.
- Какие слова образует автор от слова Евпатория? Каким законом образования слов пользуется?
-Выпишите эти слова, постройте словообразовательный ряд.
Чуть вздыхает волна,
и, вторя ей,
ветерок
над Евпаторией,
Ветерки эти самые
рыскают,
гладят
щеку евпаторскую…
Всюду розы
На ножках тонких.
Радуются
впаторенки.
Все болезни
выжгут
горячие
грязи
евпаторячьи.
(В. Маяковский).
3) Повторение правописания приставок.
-Запишите слова, выделите приставки, с помощью которых эти слова образовались. Назовите звуки, обозначенные буквами в приставках.
Доехать, перепрыгнуть. Отъехать, поддержать, предписать, составить.
Написание данных приставок всегда единообразное.
- С помощью какой части слова образовались данные глаголы? Прочитайте их. Какой звук произносится в приставке? Обозначьте его над приставкой. Какая буква в приставке пишется?
С , ж , з з.
Спрятаться, сжечь, сгрести, сдвинуть.
-Составьте таблицу : какие звуки могут быть обозначены в приставке буквой С?
с
с ж
з
-Обратите внимание на слова здесь, здоровье, здание. В них з – часть корня.
-Запишите глаголы. С помощью каких приставок они образованы? Выделите приставки и напишите звуки, обозначенные буквами в приставках.
Расстелить, расчистить, разгрести ,разбудить, расспросить, восстать.
- От чего зависит написание букв з и с на конце приставок?
Вывод: на написание приставок рас- (раз-) влияет фонетический закон оглушения или озвончения согласных.
- Выборочно выполните упр. 19. От чего зависит выбор гласной в приставках пре- (при-)? Сформулируйте правило. Сделайте вывод.
III. Домашнее задание.
Составьте устный связный рассказ о способах образования слов ( по упр. 21). Письменно: упр.23. (Самостоятельно повторите правописание 0-ё после шипящих в корне и составьте таблицу).
Творческое задание: подберите глаголы- синонимы с приставками рас-, передающие состояние рассерженного, недовольного чем-то человека.
ОБРАЗЕЦ: рассердился, раскричался.
Индивидуальное задание: упр.22. Рассказать о происхождении слов президент, президиум, приоритет, привилегия.
Категория: Личный дневник | Просмотров: 3417 | Добавил: ираида | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы "ВКонтакте"

Поиск

Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться
с планами нашего портала

Афоризм дня
С ним нельзя было ссориться - он не умел мириться.
/А. Рыбаков о молодом Сталине/


Реклама

Рейтинг@Mail.ru
"Методсовет" © 2010 - 2024
My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы