Главная » 2013»Июнь»7 » Технология "Портфолио" – ведущий показатель целостной системы оценки качества образования.
21:31
Технология "Портфолио" – ведущий показатель целостной системы оценки качества образования.
Технология "Портфолио" – ведущий показатель целостной системы оценки качества образования. Проблема оценки качества образования находится сегодня в зоне повышенного внимания всей российской общественности и государства в целом. Уровень понимания оценки качества образования имеет разностороннюю направленность, что не позволяет вынести однозначного решения. Для того чтобы цель была направлена на конкретного субъекта (ученика, педагога), а результаты превратились в оценку их личностных достижений, требуется создание целостной системы организации и управления образовательным процессом. При этом используемое понятие “качество образования” будет означать качество образовательного процесса, выраженное в его результатах. Где же можно увидеть эти результаты? Как следует их представить, чтобы путь продвижения по лестнице личностного роста всех субъектов образования стал наглядным и мотивировал других добиваться еще более высоких результатов в образовательной, воспитательной и профессиональной деятельности? Работая над созданием системы мониторинга в рамках эксперимента, мы пришли к выводу, что необходимо создание «ПОРТФОЛИО объединения» как инструмента управления качеством образования. В последнее время происходят кардинальные смещения акцентов в критериях качества образования. Так, количественные и, так называемые, знаниевые показатели приобретают компетентностную направленность. В этом случае возникает необходимость создания специальной образовательной среды, в которой появится возможность мотивировать субъектов на овладение соответствующими компетенциями, а также создания условий для деятельности, способствующей формированию и развитию этих компетенций. Практика показала, что в качестве возможного и достаточно эффективного инструмента по организации и управлению образовательным процессом следует рассматривать технологию “Портфолио”, с помощью которой складывается наглядная и целостная картина, отражающая систему оценки качества образования (СОКО).
Этимология понятия “портфолио” имеет свою давнюю историю и разностороннюю направленность. Оно появилось в Западной Европе еще в ХV-XVI вв. Архитекторы эпохи Возрождения представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли “портфолио”. Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента. В настоящее время термин “портфолио” достаточно часто применяется в финансовой, в шоу-бизнесе. В повседневной жизни “портфолио” представляют как: визитную карточку (совокупность сведений о человеке, конкретной организации, учреждении); досье (собрание документов, образцов работ, фотографий дающих представление о предлагаемых возможностях и услугах); портфель учебных и профессиональных достижений человека. Таким образом, процесс постижения смыслового значения термина “портфолио” позволил увидеть множество различных направлений, трактовок и характеристик, но общепринятого варианта данного понятия пока не установлено. Однако мы не ставим своей задачей рассматривать портфолио во всех сферах и областях его применения. Наша цель заключается в том, чтобы узнать глубину и значимость сущностного значения “портфолио” как педагогической технологии. Для этого необходимо понять: ЧТО такое “Портфолио”? ДЛЯ ЧЕГО и ЗАЧЕМ нужно создавать “Портфолио”? В ЧЕМ заключается важность и значимость “Портфолио” как технологии, образующей целостную систему оценки качества образования? Наряду с этим также важно понять, что есть технология “Портфолио” – банк достижений или технология формирования системы этого банка? В нашем понимании “портфолио” – есть отчет или портфель достижений, с помощью которого фиксируются, накапливаются и оцениваются достижения учащегося и педагога в определенный период при определенных условиях. “Портфолио” – это документ, представляющий результативный пакет достижений ряда лет, который рассматривается и принимается многими его создателями в разных ипостасях, а именно как форма, метод, средство и даже технология, что значительно влияет на его структуру, содержательную составляющую, формирование отдельных тематических модулей, касающихся конкретного профиля и конкретной профессионально-специфической направленности. В настоящее время в отечественном и зарубежном образовании портфолио является одной из наиболее часто применяемых разновидностей технологий, ориентированных на результат. Данную технологию необходимо рассматривать как глобальное и значимое явление, представленное как продукт взаимодействия интеллектуального и творческого, полученного в результате креативной созидательной деятельности субъектов образования. Особую актуальность в технологии “Портфолио”, по мнению Сметанниковой Н.Н., Полат Е.С., Шалыгиной И.В. приобретает самооценка собственной учебной деятельности учащегося или профессиональной деятельности педагога. Такой взгляд подтверждает мысль о том, что с помощью портфолио как педагогической технологии, достаточно эффективно можно отслеживать сформированность ключевых компетенций и компетентностей учащегося и педагога как современного человека XXI века. На наш взгляд наиболее значимыми и востребованными были выделены следующие компетенции: информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); самоорганизационная (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая при этом успешность и конкурентоспособность). На наш взгляд, целесообразно рассматривать “Портфолио” придерживаясь позиции-данная технология как многомерное понятие, представляющее многоаспектный подход, поскольку это есть: “система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам” Вместе с тем, выстраивая поэтапную технологическую цепочку по представлению достижений в “Портфолио”, мы склонны рассматривать ее как систему конкретных выдающихся результатов учащихся и педагога, которые были получены в совокупности последовательных действий взаимосвязи данных субъектов с целью получения образования, развития и формирования личности каждого из них. Возникает вопрос: в чем же заключается эта целостная система и как правильно ее создать? Суть вопроса заключается в том, что для любой технологии и технологии “Портфолио” в том числе характерны наличие и взаимосвязь ведущих компонентов (целевой, содержательный, организационный, экспертно-оценочный), которые и образуют целостную систему. Следовательно, рассматривать ее необходимо комплексно в тесной взаимосвязи с каждым из указанных компонентов. Вместе с тем важно учитывать тип, вид, цель и результат будущего портфолио, поскольку соотношение цели и результата способны констатировать реальную картину в целостной системе оценки качества образования учащегося, педагога, а также всего образовательного учреждения. Некоторый практический опыт показывает, что сегодня существует достаточно много взглядов и подходов к созданию портфолио как ведущего показателя и главной оценки системы качества образования. В связи с этим для расширения диапазона возможностей эффективного использования технологии “Портфолио” опытные педагоги охотно дают рекомендации не только по его содержанию, но и по структуре оформления, представлению защиты и др.. Собственный практический опыт также позволяет сделать несколько, наиболее важных на наш взгляд, рекомендаций и ориентиров для успешной работы с портфолио. Так, одним из важных моментов успешной работы по созданию портфолио необходима разработка индивидуальной программы деятельности составителя с конкретными этапами и графиком по ее реализации. По целям она может быть стратегической и/или тактической; во временном отношении - краткосрочной и долгосрочной и т.д. Портфолио можно классифицировать по следующим направлениям: по ведущим субъектам образования: портфолио ученика, учителя, семьи; по видам деятельности каждого субъекта: портфолио педагога дополнительного образования; портфолио обучающегося,портфолио по работе с одаренными детьми и др; по типам в зависимости от целей создания: папка достижений; рефлексивное портфолио; тематическое портфолио; комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели: проблемно-исследовательское; портфолио-антология; презентация. Представленная классификация портфолио позволяет сделать вывод о том, что варианты его использования могут быть самым различными и широкими по назначению. Прежде всего, это: инструмент для обсуждения результатов обучения и личностного развития обучающихся. Безусловно, что все указанные выше показатели проявляются в конкретной деятельности, результатом которой становится определенный продукт. В связи с этим портфолио обязательно должно включать продукты деятельности субъектов образовательного процесса в соответствии с выбранной классификацией, которые можно подразделять на учебные, творческие и профессиональные. Портфолио в общем понимании представляет не только форму, но и процесс организации образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, что необходимо для всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности воспитанников и дальнейшей коррекции процесса обучения в целом. При формировании портфолио важно учитывать возрастные особенности, чтобы, отмечая успехи в учебной, творческой и общественной деятельности обучающегося представить их ярко, наглядно и понятно для каждого. Рассмотрим примерные продукты деятельности обучающегося и педагога. В портфолио обучающегося могут быть включены различные категории и наименования продуктов учебно-познавательной деятельности, а именно: мониторинговые исследования личностного роста обучающегося;; фотографии, представленные по направлениям деятельности; описание проведенных мини экспериментов; подготовленных проектов; аудио и видеоматериалы с выступлениями обучащегося; дипломы, поощрения, награды, благодарственные письма . В профессиональные портфолио могут быть включены категории и наименования продуктов педагогической деятельности, а именно: индивидуально-творческие работы педагога; методические рекомендации для решения (выполнения) сложных заданий по конкретной теме, предлагаемой обучающимся; разработанные цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) по конкретной тематике; дневник личностного профессионального роста педагога; фотографии, представленные по направлениям деятельности; описание проведенных мини экспериментов,проектов; аудио и видеоматериалы с выступлениями педагога на различных уровнях; дипломы, поощрения, награды, благодарственные письма по конкретным предметам; мониторинг оценки качества образования; пакет диагностических процедур для отслеживания результатов личностного роста обучающегося и самого педагога. Все разнообразие видов портфолио определяется целью его использования. Для нас назрела необходимость в рамках эксперимента создать ПОРТФОЛИО объединения, которое бы демонстрировало качество образовательной деятельности обучающихся и профессиональной деятельности педагога. Внедрение технологии “Портфолио” в образовательном учреждении требует большой и систематической работы по повышению квалификации и профессионального роста личности педагога, его компетентности в вопросах образования. Необходимость ее внедрения очевидна, поскольку требует у педагогов готовности понять и принять эту технологию как очередную инновацию, с помощью которой появится возможность для раннего формирования у обучающихся универсальных знаний, умений, навыков. Наряду с этим, следует отметить важность структуры, содержания и формы портфолио как педагогической технологии, которой в обязательном порядке присущи конкретные теоретические положения и подходы, лежащие в основе учебной и профессиональной деятельности каждого конкретного субъекта. Для обоснования этих положений, необходимо достаточно подробно рассматривать указанные выше ведущие структурные компоненты (целевой, содержательный, организационный, экспертно-оценочный), образующие данную технологию. В связи с этим, собранный банк необходимых материалов для портфолио важно грамотно и логично структурировать и при этом помнить, что портфолио это не просто банк достижений. В данном случае ценность представляет технология формирования системы этого банка (логичная, содержательная, целесообразная). Понятно, что при всем том многообразии вариантов портфолио его структура должна оставаться разнообразной, легкой для восприятия и осознания достижений субъекта любого возраста и социального положения, состоять из нескольких сущностно важных разделов. Повторюсь.Наша задача: в рамках эксперимента- cформировать Портфолио объединения, отражающее качество деятельности педагога и обучающихся. На сегодня у каждого объединения существует рабочая папка документов, например Папка объединения «Мастерская чудесных ремесел» и папка объединения «Грация», включающие в себя: программу, материалы диагностики, конспекты открытых занятий и воспитательных мероприятий, дипломы, поощрения, награды, благодарственные письма… Но исходя из представленных материалов, можно сделать вывод, что нет системности и отследить качество образовательного и воспитательного процесса в объединении сложно. Поэтому сегодня в рамках 1-го подготовительного этапа эксперимента «Система оценки качества результативности образовательного процесса в ДДТ как условие обновления его содержания» мы стоим перед необходимостью разработать Положение о Портфолио объединения и критерии формирования Портфолио. Для оценки результативности портфолио объединения учреждения дополнительного образования можно выделить два критерия: Объективность. Суммарное (итоговое) оценивание портфолио в соответствии с многообразными установленными критериями обеспечивает повышение адекватности внешней оценки и самооценки педагога, а также обеспечивает возможность разносторонней комплексной оценки деятельности объединения. Комплементарность. (дополнительность). Данный критерий определяется, прежде всего, использованием портфолио (или его частей) в других (кроме аттестации) управленческих механизмах и процедурах (например, , параллельное оценивание процесса и продуктов индивидуальной или групповой деятельности). В аспекте данных двух критериев можно спрогнозировать следующие результаты применения. 1. Через год после начала использование портфолио позволит: - осуществлять постоянный мониторинг соответствия персонала выполняемым должностным обязанностям, проводить внутренний аудит; - мотивировать персонал на повышение качества выполнения профессиональных обязанностей и выстраивание стратегии личностного роста, стимулировать своевременное повышение квалификации, творческий рост педагогов, особенно при подготовке к аттестации; - отработать технологию мониторинга результативности и качества дополнительного образования детей, диагностический инструментарий, формы работы с результатами на уровне образовательного учреждения. 2. Через 2 года после начала применения портфолио его применение будет обеспечивать: - формирование здоровой конкурентной среды, определяющей условия эффективной профессиональной карьеры; - объективность, периодичность, открытость ведения оценки педагогического персонала; - разработку индивидуальных траекторий, программ и проектов развития ; - эффективную аттестацию педагогов, выстраивание карьерного роста. Сегодня каждому учреждению важно правильно определить ступень своего развития, определить дальнейшие перспективы и пути. Проблема результативности и качества образовательной деятельности является актуальной проблемой. Нам многое нужно осмыслить, прежде чем создать комплекс критериев и методов по оценке результатов педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования детей.