Главная » 2017»Март»19 » Технология опорных конспектов как средство изучения классической литературы
22:41
Технология опорных конспектов как средство изучения классической литературы
Литература относится к предметам эстетического цикла вместе с такими предметами, как музыка и изобразительное искусство. В литературе выражается все многообразие жизни, для понимания художественного произведения читателю нужны все его знания, весь опыт; любой школьный предмет опирается на литературу для того, чтобы раскрыть красоту человеческой мысли, гуманную устремленность передовой науки, высоту идей и идеалов человечества. Тесны связи литературы и русского языка: язык – исток литературы, ее «строительный материал»; прочно связана литература с историей. Литература - отражение жизни народа. Жизнь народа – история страны. Отразить ход истории – задача в первую очередь – историков, но не менее важна и роль писателей. А.С. Пушкин не только великий поэт и писатель, он ещё и замечательный историк нашей страны. В произведениях Пушкина, как в зеркале, отражены разные исторические эпохи, начиная с поэтической версии о кончине великого русского князя, прославившегося своими удачными военными походами и победами, описанными в “Песне о вещем Олеге” (1822 г.). Обращаясь к истории, в драме «Борис Годунов» (1825 г.) писатель показывает эпоху, посвящённую периоду царствования Бориса Годунова с 1598 года по 1605 год. Значительное место в творчестве А.С. Пушкина занимает такой исторический персонаж как Е. Пугачёв. Помочь школьникам определить отношение писателя к истории, историческим деятелям - задача учителя. Другими словами, научить читать, то есть не только складывать буквы, а работать с информацией, видеть основную мысль, записывать главное, осмысливать прочитанное, владеть интерпретационными навыками литературного произведения, видеть подтекст за разнообразными средствами выразительности. Реализовать обозначенную задачу возможно при развитии навыков смыслового чтения. Попытаемся рассмотреть применение технологии опорных конспектов для развития навыков смыслового чтения на уроках литературы. Суть методики, автором которой является Шаталов, заключается в крупно-блочной подаче материала, что позволяет ученикам не только осмыслить каждую часть, но и почувствовать взаимосвязи между разными темами. После развернутого изложения теоретического материала предлагается его сжатое представление в виде опорных сигналов. Возникает вопрос: что такое опорные сигналы? Это своеобразные знаки-символы, несущие в себе особую информацию. Здесь идет работа с памятью ученика и с её способностью к ассоциациям. У каждого из нас случалось, что какой-то предмет, запах, звук, надпись или что-то еще пробуждали в памяти бурю воспоминаний, причем никаких усилий для этого не прилагалось. Это и есть ассоциативность мышления. Опорные сигналы способны пробудить в памяти ученика именно то, что требуется. Они ориентированы на надежный и мощный механизм - зрительную память. Опорные сигналы, соединённые между собой в определённом порядке, образуют опорный конспект. Позднее система, предложенная В.Ф. Шаталовым, была апробирована, дополнена многими учителями, его последователями. Среди них учителя русского языка и литературы Ю.С. Меженко (опорные сигналы по русскому языку) и О.И. Любимов (опорные сигналы по литературе). В 80-90 годы ХХ века эта технология вызвала жаркие споры. Одни считали, недопустимым применения данной технологии в русском языке и литературе, потому как «стрелки» и символы, губят «живую душу» данных предметов. Сторонники же предполагали, что опорные конспекты своего рода приспособление к особенностям мышления и памяти школьника. Мы не можем не согласиться с тем, что даже самая известная методика в конкретной практике каждого преподавателя превращается в процесс творчества. Изучив методику Виктора Фёдоровича Шаталова и опорные конспекты Юрия Степановича Меженко, уже много лет применяю данную технологию в преподавании уроков литературы. При этом разрабатываются новые опорные конспекты по изучаемым произведениям, вносятся коррективы в уже существующие. Работа над развитием читательской компетентности начинается в начальных классах. Но нередко приходится сталкиваться с тем, что 5-тиклассники затрудняются в выделении главной мысли произведения, в ответе на вопрос: о чём текст? Для разрешения данной проблемы предлагается алгоритм работы, представленный на рисунке 1. В 5-ом классе после прочтения произведения учим школьников определять тему, основную мысль, находим ключевые слова произведения. Следующий этап – составление кластера и только потом составление опорного конспекта. Такой порядок работы учит учащихся не только механически читать, но осознавать прочитанное, анализировать произведение. В 7-ом классе учащиеся самостоятельно составляют кластер, проявляя творческие способности, обозначая главных героев произведения. Кластер может создать только ученик, прочитавший произведение. Таким образом, контроль знаний проходит для ученика безболезненно, достаточно уверенно чувствуют себя школьники разного уровня подготовленности. Так, например, при изучении романа А.С. Пушкина «Дубровский» учениками составляется кластер (рисунок 2), к которому предлагается ряд заданий: • дайте характеристику указанным героям произведения • укажите взаимосвязь героев • расскажите о взаимоотношениях героев • охарактеризуйте историческую эпоху, описанную автором в романе . На рисунке 3 представлена ещё одна форма работы, направленная на развитие навыков смыслового чтения, - логическая цепочка, сопровождающаяся рядом заданий. На завершающем уроке учащимися составляется опорный конспект по изученному произведению (рисунок 4). Составление опорного конспекта отражает глубину понимания текста школьниками, публичное представление конспекта – показатель коммуникативной компетентности. Таким образом, перед учащимися стоит задача не механического чтения произведения, а осознанного, осмысленного. При составлении опорного конспекта по произведению учащиеся пытаются определить, на какие проблемы своего времени указал писатель. При работе над романом «Капитанская дочка» школьники легко называют круг проблем, поднятых А.С. Пушкиным: • самодурство помещиков • произвол чиновников и судий • бесправие крепостных Опыт работы показывает, что применение технологии опорных кон-спектов способствует формированию читательской компетентности школьников, что позволяет решить проблемы понимания современными школьниками классической литературы.
Рисунок 1. Алгоритм работы по изучению художественной литературы
Рисунок 2. Кластер при изучении романа А.С. Пушкина "Дубровский" Рисунок3. Логическая цепочка Рисунок 4. Опорный конспект