Суббота | 10.12.2016 | 19:34
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Категории раздела
Личный дневник
Портфолио

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 6
Пользователей: 1
sta1970

Наша кнопка

Методсовет


 Дневник 
Главная » 2015 » Октябрь » 8 » Технологическая карта урока русского языка на тему "Однокоренные слова"
19:49
Технологическая карта урока русского языка на тему "Однокоренные слова"
ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА
Цель деятель-
ности учителя Создать условия для актуализации знаний учащихся о признаках однокоренных слов, об одинаковом написании корня в однокоренных словах; способствовать развитию умений распознавать однокоренные слова в тексте
и самостоятельно их записывать
Тип урока Постановка и решение учебных задач
Планируемые
образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться
в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать
в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
Методы и формы обучения Фронтальная, парная, коллективная, индивидуальная
Образовательные
ресурсы 1. Учебник, рабочая тетрадь.
2. Толковый словарь.
3. Интернет-ресурсы: http://nsc.1september.ru/2004/22/1.htm
Оборудование Доска, интерактивная доска, проектор (по возможности)
Наглядно-
демонстрационный материал Запись элементов букв, выполненных заданий домашней работы, самостоятельной работы
Основные понятия и термины Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов. Графическое обозначение корня. Слова с непроверяемыми написаниями

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока Обучающие и раз-вивающие компоненты, задания
и упраж-
нения Деятельность учителя Деятельность
учащихся Формы
организации взаимодействия
на уроке Формируемые
умения (универсальные учебные действия) Проме-
жуточный
контроль
1 2 3 4 5 6 7
I. Проверка домашнего задания Работа над упражнением с целью выявления умения
работать
самостоятельно. – Что было задано на дом? Какие затруднения возникли при выполнении домашнего задания? Проверим, как вы выполнили домашнее
задание.
Проверка выполнения упражнения 72 (рабочая тетрадь).
По поднебесью, братцы, медведь летит,
Медведь летит, хвостом вертит,
Ушками, лапками помахивает.
Во когтях несет он коровушку,
Черно-пеструю да белохвостую… Осуществляют проверку выполненных
заданий. Фрон-тальная.
Парная. Индиви-дуальная П – владеют логическими действи-ями, навыками смыслового чтения текстов различных стилей
и жанров в соответствии с задачами деятельности; осознанно строят речевое высказы- Правильно выполненные
задания упражнения.
Запись
и запоминание словарных слов


Словарная работа:
слова с не-проверяемым напи-санием Проверка выполнения упражнения 73.
Праздник, орех, альбом, понедельник, заря, погода, трактор, черный, пшеница, сорока, рисунок.
«Лишнее» слово – черный (имя прилагательное).
Проверка выполнения упражнения 77.
Главная мысль стихотворных строк поэта
А. Усачева – прежде чем что-то делать, всегда нужно думать о последствиях, поскольку за свои поступки ты несешь ответственность сам.
«Кашу заварил» – говорили про человека,
который, не обдумав и не рассчитав последствия, создал сложную ситуацию для себя и окружающих.
«Самому расхлебывать» – самому отвечать
за свое дело.
Проверка выполнения упражнения 106.
Понедельник – первый день недели.
Вторник – второй день недели.
Среда – середина недели.
– Прочитайте слово, записанное слева на с. 60 прописными буквами, про себя. Чем произно-
шение слова отличается от его написания?
– Это орфограммы «Безударная гласная в корне слова», «Парная согласная в корне слова».
– Слово «вторник» – словарное. Необходимо
запомнить написание букв в и и в корне.

Отвечают
на вопрос.
Внимательно слушают.

Выполняют
задания вание в соответ-ствии с задачами коммуникации
и составляют
тексты в устной
и письменной
формах.
Р – владеют уме-ниями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной
задачей, осуществляют взаимный контроль.
К – слушают сверстников
и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Л – проявляют
познавательный интерес к предмету, осознают гра-
Произнесите слово орфографически.
– Запишите это слово в тетради. Проверьте
написанное. Поставьте ударение, подчеркните орфограмму, которую надо запомнить.
Аналогично проводится работа над словом
«среда».
– Дома заучите написание слова наизусть ницы своего знания и «незнания»
II. Постановка
учебной
задачи Формулирование учебных задач
по названию темы – Откройте учебник на с. 61. Мы продолжаем
работу над разделом «Слово в языке и речи».
– Сегодня на уроке повторим и систематизируем знания о признаках однокоренных слов, будем упражняться в распознавании однокоренных слов в тексте Внимательно слушают Фрон-тальная П – извлекают
необходимую
информацию
из сведений учи-теля, учебника.
Р – осознают
и принимают
учебную задачу
III. Минутка чисто-писания Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начертаниями букв,
соединений – Посмотрите на доску. Элементы каких букв
будем прописывать?

Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов. – Заглавной
и строчной
букв У, у.

Фрон-тальная. Индиви-дуальная П – владеют логическими действи-ями анализа, син-теза, сравнения.
Р – осознают
и принимают
учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия Написание элементов букв с со-блюдением правил каллиграфии
– Расположите тетрадь правильно. Возьмите
правильно ручку. Напишите строчку элементов букв.
– Посмотрите и отметьте элементы, которые
получились у вас лучше остальных Выполняют
задания
IV. Повторение
изученного мате-
риала.
1. Работа
по учебнику, с. 61, упр. 107 Работа над упражнением с целью актуализации знаний об однокоренных словах.

– Какие слова называются однокоренными?

– Найдите в учебнике на с. 61 упр. 107. Прочитайте стихотворные строки слева. Прочитайте слова в правом столбике. Что обозначает каждое слово?
• Береза – лиственное дерево с белой корой
и с сердцевидными листьями.
• Березняк – березовый лес.
• Подберезовик – гриб, растущий под березой.
– Что общего в лексическом значении этих слов?

– Как называется общая часть однокоренных слов, которая «хранит» это общее значение?
– Как называются слова, записанные в правом столбике?
– В прочитанном предложении найдите слова, однокоренные словам из правого столбика.
Докажите, что эти слова однокоренные. Ответы уча-щихся.

– Относятся
к слову
«береза».
– Корень.

– Однокоренные.
– Береза, березонька. Слова имеют одина-ковый корень Фрон-тальная.
Индиви-дуальная П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими действиями, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, используют знаково-символи-ческие средства представления информации,
различные способы поиска информации.
Р – осознают
и принимают
учебную задачу, планируют Признаки одноко-
ренных слов.
Графи-
ческое обозначение корня.
Списывание с печатного образца


Чтение
и анализ определения

– Выполните письменное задание упражнения.

– Прочитайте определение. Скажите, какие слова называются однокоренными.
– Обратите внимание, что корень в однокоренных словах обычно пишется одинаково: и одно и то же значение.
Выполняют
задания.

Внимательно слушают и контролируют учебные действия.
К – слушают сверстников
и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения.
Л – осознают границы своего знания и «незнания»
2. Работа
в рабочей тетради,
с. 35,
упр. 81 Составление одно-
коренных слов – Откройте рабочую тетрадь на с. 35. Найдите упр. 81. Соберите из данных частей однокоренные слова.

– Выполните письменное задание упражнения.

– Какой корень выделили в однокоренных
словах? – Рыбак, рыба, рыбка, рыбный, рыбонька, ры́бина, ры́бища.
Выполняют
задание.
– Корень
-рыб- Индиви-дуальная П – владеют
логическими
действиями, используют знаково-символические средства.
Р – осознают
и принимают
учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.
Л – осознают границы своего знания и «незнания» Составление однокоренных слов.
Графи-
ческое обозначение корня

3. Работа
по учебнику, с. 61, упр. 108 Упражнение в распознавании одно-коренных слов, определении
частей речи, воспроизведении знаний об одинаковом написании корня в однокоренных
словах – Найдите в учебнике упр. 108. Прочитайте.
Назовите однокоренные слова. Почему эти
слова являются однокоренными?

– Какой частью речи является каждое из них?

– Обратите внимание, что корень в однокоренных словах написан одинаково.
– Выполните письменное задание упражнения – Грибы, грибной. У них
одинаковый
корень (гриб-), одно и то же значение
(относятся к слову «гриб»).
– Грибы –
имя существительное. Грибной – имя прилагательное.
Внимательно слушают.
Выполняют
задание Фрон-тальная.
Индиви-дуальная П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими действиями, используют
знаково-символические средства.
Р – осознают
и принимают
учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.
К – слушают сверстников
и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения Распознавание однокоренных слов, определение частей речи
4. Самостоятельная
работа: выполнение упр. 82
(рабочая тетрадь, Подбор однокоренных слов, графическое обозначение
корня. 1-й вариант: Найдите в рабочей тетради
на с. 35 упр. 82. Подберите и запишите к словам первого и второго столбика однокоренные слова, выделите корень.
2-й вариант: Подберите и запишите к словам третьего и четвертого столбика однокоренные слова, выделите корень. Выполняют
задания.

Индиви-дуальная.
Коллективная П – ориентируются на страницах учебного пособия, владеют логическими действиями, используют знаково-символические Подбор однокоренных слов. Графи-
ческое обозначение корня.
с. 35)

Упражнения физкульт-
минутки – Проверим выполненные задания:
1-й вариант
лес цвет
лесной цветной
лесник цветастый
перелесок цветник
лесок цветет
2-й вариант
корм свет
кормушка световой
кормовой просвет
кормит рассвет
кормилица светит
Физкультминутка
(см. урок 29) Осуществляют проверку.

Выполняют движения физкультминутки средства.
Р – осознают
и принимают
учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.
Л – осознают границы своего знания и «незнания» Выполнение упражнений
физкульт-минутки
5. Работа
по учебнику, с. 62, упр. 109 Работа над упражнением с целью определения одно-
коренных слов – Откройте в учебнике с. 62, найдите упр. 109. Прочитайте.
– В какие группы можно объединить слова?
Выполняют
задания.
– Солить, соль, соленый; сад, садовник, садовый;
светить, свет,
светлый;
звонить, звон, звонкий; Фрон-тальная.
Индиви-дуальная П – ориентируются на страницах учебника, осуществляют логические действия,
используют знаково-символические средства.
Р – осознают
и принимают Признаки однокоренных слов.
Признаки частей
речи.
Графи-
ческое обозначение корня.


– Являются ли слова каждой группы однокоренными? Почему?

– Какими частями речи являются слова первой группы?

– Выполните письменное задание упражнения синяк, синий,
синенький,
сини́ть.
– Да. Одинаковый корень
и одно и то же значение.
– Солить – глаг., соль – сущ., соле-
ный – прил.
Выполняют
задание учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.
К – слушают сверстников
и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Л – осознают границы своего знания и «незнания» Списывание с печатного образца
6. Работа
в рабочей тетради,
с. 35,
упр. 83 Работа над упражнением с целью определения одно-
коренных слов – В рабочей тетради на с. 35 найдите упр. 83. Прочитайте.

– Назовите «лишнее» слово в каждой группе слов. Объясните свой выбор.

– Назовите корень в первой группе слов.
– Во второй группе слов.
– В третьей группе слов.
– В четвертой группе слов Выполняют
задания.
– Часть, циркуль, репейник, масса.
– Корень час-.
– Корень цирк-.
– Корень реп-.
– Корень масл- Индиви-дуальная.
Фрон-тальная П – осуществляют логические дей-ствия.
Р – принимают учебную задачу.
К – излагают
и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему Признаки одноко-ренных слов
7. Работа
по учебнику, с. 62, упр. 110 Работа над упражнением с целью определения сино-нимов, однокоренных слов – В учебнике на с. 62 найдите упр. 110. Прочитайте. Определите тип текста.
– Найдите в тексте синонимы.

– Найдите в тексте однокоренные слова.

– Что называют словом «картошка»?
– Слова «картошка» и «картофель» – это одно-
коренные слова или синонимы?
– Какое из этих слов чаще употребляется в разговорной речи?
– Выполните письменное задание упражнения – Повество-
вание.
– Путь,
дорожка.
– Картошка, картошечка.
– Картофель.
– Синонимы.

– Картошка.

Выполняют
задание Фрон-тальная.
Индиви-дуальная П – осуществляют логические дей-ствия.
Р – осознают
и принимают
учебную задачу.
К – излагают
и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Л – осознают границы своего знания и «незнания» Определение синонимов, однокоренных слов
8. Словарная работа Работа над словом
с непрове-ряемым написанием – Прочитайте слово, записанное на с. 60 про-писными буквами, про себя. Объясните значение слова «картофель».
Картофель – 1. Огородное растение, овощ.
2. Подземные корни этого растения, употребляемые в пищу, клубни картофеля.
– Чем произношение слова отличается от его написания?
– Это орфограмма «Безударная гласная в корне слова».
– Слово «картофель» – словарное. Необходимо запомнить написание букв а и е в корне слова. Произнесите слово орфографически. Ответы уча-щихся.

Внимательно слушают.
Выполняют
задания. Фрон-тальная.
Индиви-дуальная П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими операциями.
Р – принимают
и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осу-ществляют поиск средств их достижения. Запись
и запоминание словарного слова
– Запишите это слово в тетради. Проверьте
написанное. Поставьте ударение, подчеркните орфограмму, которую надо запомнить.
– Подберите однокоренные слова к слову
«картофель».

– Дома заучите написание слова наизусть.
– Найдите в тексте упр. 110 другие слова
с непроверяемыми орфограммами

– Картофельный, карто-
фелина.

– Дорожку,
урожай, богатой, ребята К – слушают
взрослого и свер-стников, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему
V. Итог урока.
Рефлексия деятельности Обобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная
беседа – Над какой темой работали на уроке?
– Что такое однокоренные слова?
– Что выполняли на уроке?
– Какие задания вызвали у вас затруднения?
Почему?
– Как оцениваете свою деятельность на уроке?
Домашнее задание: работа со словарем: выписать из словаря однокоренных слов в учебнике любую группу слов и указать, какой частью речи является каждое из однокоренных слов; учебник, с. 62, упр. 111 Отвечают
на вопросы Фрон-тальная.
Индиви-дуальная П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
Р – оценивают собственную
деятельность
на уроке.
Л – проявляют интерес к предмету, стремятся
к приобретению новых знаний
Просмотров: 2123 | Добавил: romanenkovas | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы "ВКонтакте"

Поиск

Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться
с планами нашего портала

Афоризм дня
Мое время и я - не соответствуют друг другу; это ясно.
/А. Шопенгауэр/


Реклама

Рейтинг@Mail.ru
"Методсовет" © 2010 - 2016
My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы