Тема урока: "Слова-признаки". Основные цели урока: - Создать условия для формирования представлений у учащихся о словах-признаках, которые отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? и обозначающиеся ~~; - Содействовать развитию умений выполнять задания по указаниям в рабочей тетради, мыслительных операций, творческих способностей учащихся; - Способствовать воспитанию сознательной дисциплины, умения работать самостоятельно, в парах. Ход урока: 1.Самоопределение к учебной деятельности (организационное начало): Организация направленного внимания на начало учебного занятия.
2.Актуализация опорных знаний: - Урок русского языка. На уроке мы не только учимся писать грамотно, но и красиво, аккуратно, а главное – разборчиво. Писать всегда нужно с уважением к тем, кто будет читать ваше письмо. - А кто читает то, что вы написали? (родители, учителя, друзья) - Для того чтобы каждый научился писать красиво и аккуратно, надо очень стараться, писать буквы правильно. Сейчас предлагаю вам открыть рабочие тетради. - Сегодня на уроке мы повторим написание прописной буквы «эм», а также соединение буквы «эм» с гласными буквами. Показ учителя. - Пропишите букву «эм» до конца строки. - Что вы можете сказать о букве «эм»? (Буква «эм» обозначает два звука [м], [м`]) - Дадим характеристику звуку [м] (Согласный, звонкий, твердый) - Запишем слоги со звуком [м] - Дадим характеристику звуку [м`] (Согласный, звонкий, мягкий) - Запишем слоги со звуком [м`] - Замечательно, продолжаем работать. - Возьмите карандаш и подчеркните букву «эм», которая у вас написана правильно и красиво. А пригодиться нам, правильно и красиво написанная буква «эм» в следующем задании. - На прошлом уроке мы с вами говорили о животных. Сейчас я хочу загадать загадку о животном, которую вы, наверное, не сможете отгадать.
Сыт бываю только летом, В дни, когда малину рву, А полгода без обедов И без завтраков живу. (Медведь) Вперевалку зверь идет По малину и по мед. Любит сладкое он очень. А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны. (Медведь)
- Кто такой медведь? - спрашивает Миша. (Медведь – это крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами) - Ребята, слово «медведь» – словарное слово, поэтому написание его мы должны запомнить. - Запишем новое словарное слово в словарик. Напишите букву «эм» правильно и красиво как в начале урока на минутке чистописания. - Поставим ударение. (На второй слог) - Написание какой гласной буквы мы должны запомнить? (е) - Подчеркните её одной чертой. - Убрали словари. - Вспомним, какие бывают медведи? (Бурые и белые медведи) - Чем отличается бурый медведь от белого? - Уделим внимание бурому медведю, которые обитает на территории нашей страны. - Кого мы видим на картинке? (Медведя) - Какой вопрос мы можем задать к слову «медведь»? (Кто?) - Значит, мы с вами назвали живой предмет, а живые предметы отвечают на вопрос – кто?. А какой вопрос мы задаем к неживым предметам? (Что?) - Давайте еще раз скажем, какие слова в русском языке, отвечают на вопросы кто?, что? (Слова-предметы) - Как обозначаются слова-предметы? Какую модель мы выберем для обозначения слов-предметов? Почему модель с прямой линией, а не розовый прямоугольник? - О чем мы должны помнить, когда строим предложение? (Начало предложения с большой буквы, в конце предложения точка) - Каждый предмет может выполнять какое-либо действие. Давайте скажем: медведь что делает? (стоит, рычит) - Какие слова отвечают на вопрос - что делают? (Слова-действия) - Какую модель мы используем для обозначения слов названия действия? (Модель с двумя линиями) - А почему модель синего прямоугольника не взяли? (Она нам не удобна в работе, отнимает много времени) На доске: Модель предложения. - Проанализируйте, все ли мы правильно сделали?
3. Постановка проблемы. Открытие нового: - Над волшебным лесом пролетал говорящий ворон. Он прочитал наше предложение. Обиделся на нас ворон. - Чего-то не хватает в вашем предложении! – сказал ворон. - Чего же не хватает? - Говорящий ворон просит добавить в предложение описание медведя. Давайте опишем нашего медведя. Медведь (какой?) … - А что обозначают названные слова? (признак предмета)
- О каких словах мы сегодня будем говорить? Какая тема нашего урока? ("Слова-признаки") - Признаки какого животного мы называли? (медведя)
- Говорящий ворон предложил нам группу слов-признаков на с.15. Прочитаем их. - А какими словами-признаками можно охарактеризовать нашего медведя? (Большой, косолапый, хищный, пушистый, бурый, крупный) - Как одним словом мы назовем все эти слова? (Слова-признаки)
- Ребята, а животные, с которыми мы работали на прошлом уроке, тоже хотят, чтобы мы их описали. Кто запомнил о каких животных мы говорили? - Где о них говорится? (с.14 учебника – медведь, дятел, еж, петух, кот, шмель) - Используя слова-признаки, предложенные вороном опишем дятла. Дятел (какой?) …
Задание 1. - Первый ряд, работая в парах, описывает ежа. - Второй ряд, работая в парах, описывает петуха. - Третий ряд, работая в парах, описывает шмеля. - Подчеркните слова-признаки, описывающие вашего животного.
- На какие вопросы отвечают слова-признаки? Найдите в учебника. Прочитаем еще раз. - Рассмотрим словосочетание: мохнатый шмель. Что обозначает слово «мохнатый», «шмель»? - Что заметили? - От какого слова зависят слова-признаки? (от слова-предмета)
- Ребята, а с помощью какой модели мы обозначаем слова-признаки? (Модель желтого прямоугольника) - Как еще можно обозначить слово-признак? (Модель прямоугольника с волнистой линией) - Какую модель нам удобней использовать? Почему?
4. Проектирование и фиксация нового знания.
- Вернемся к нашему предложению про медведя. Почему обиделся ворон? (В предложении не хватало описания медведя) - Дополним предложение описанием медведя по картинке. На доске: Бурый медведь стоит. - Исправим схему предложения. - От какого слова зависят слова-признаки? (от слова-предмета) - Зададим вопрос. (Медведь – какой? – бурый)
5. Первичное закрепление нового теоретического учебного материала. Откроем тетради на с.8 Задание 1. - Что необходимо сделать? (Вернуться на с.6) - Для чего нас просят вернуться на с.6? (Чтобы мы вспомнили, как строятся схемы к предложениям, а также задания похожи, только сегодня добавляется слово-признак) - Прочитаем первое предложение. На доске: Рыжая лиса бежит. - С помощью моделей выложим схему предложения. - Начертите схему в тетради.
6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой и самопроверкой по эталону: - Прочитаем второе предложение. На доске: Поет серенькая птичка. - Самостоятельно постройте схему предложения. (Двое у доски)
- Что необходимо сделать дальше? (Расшифровать схему предложения) - Что значит расшифровать схему предложения? (По схеме составить и записать предложение)
Задание 2. - Какую еще работу нам предлагают выполнить? (Соединить каждый вопрос с подходящим словом-признаком) - Придумайте ещё слова-признаки на каждый вопрос
Задание 3. - Что необходимо сделать? (Найти слова-признаки и подчеркнуть их волнистой чертой) - Что нам поможет найти слова-признаки? (Вопрос) - На какие вопросы отвечают слова признаки?
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке. – О каких словах мы сегодня говорили? – Что обозначают слова-признаки? – От какого слова зависят слова-признаки? – На какие вопросы они отвечают? - Какие задания вам показались особенно интересными? - Что запомнилось больше всего? Урок окончен!