Конспект урока обучения грамоте По теме: письмо заглавной и строчной буквы Ч,ч 1 класс Программа: Начальная школа XXI века Урок разработан Кондаковой Д.А.
Класс: 1а Система учебников (УМК): Начальная школа XXI века
Тема урока: Письмо заглавной и строчной буквы «Ч,ч».
Цели деятельности педагога: создать условия для формирования навыка письма буквы Ч, ч; формировать умение списывать с печатного и письменного текста; развивать фонематический слух; формировать навык самоконтроля. Создать условия благоприятного психологического климата. Планируемый результат: Предметные: повторить правила выполнения звукобуквенного анализа слов; производить поэлементный анализ и письмо буквы Ч,ч; различать печатный и письменный вариант написания буквы «Ч,ч»; правильно произносить и обозначать на письме слова с буквосочетаниями ча-чу; научиться писать слова с буквой Ч,ч.
Метапредметные результаты и деятельность учащихся: Познавательные: Общеучебные – объяснение выбора букв для обозначения согласного звука; уяснение особенностей звука [ч’]; применения правила написания гласных после шипящих в буквосочетаниях ча-чу. Логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление анализа предложения на наличие в них слов с словосочетаниями ча-чу. Регулятивные: формирование умений: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; выстраивать последовательность необходимых операций; сопоставлять свою работу с представленным образцом; вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: формирование умений: договариваться и приходить к общему решению в совместной учебной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с грамматическими нормами речи. Личностные: понимать границы собственного знания не знания; выражать готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении.
Тип урока: урок открытия новых знаний. Форма проведения: урок – практикум Оборудование: Пропись № 3" М.Е. Безруких, М.И. Кузнецова; магнитная доска, сигнальные карточки для этапа рефлексии. Ведущий вид деятельности: индивидуальная,фронтальная Методы работы: иллюстративно-словесные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические. Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой. Предполагаемый контроль: самостоятельная работа с последующей самопроверкой по эталону. Этапы урока Ход урока (деятельность учителя и учащихся) Формирование УУД 1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
II. Постановка учебной задачи
III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Ход урока I. Орг. момент: (релаксация). Урок начинается с взаимного приветствия учащихся и гостей. Долгожданный дан звонок, Начинается … урок!(ответ детей) Настроение каково? Во!(показывают большим пальцем руки))
II. Введение в тему урока. - Почтальон, ребята, принёс нам письмо: «Дорогие мальчики и девочки! Черепаха и червяк, Чувство, чучело, чудак, Бой часов и чашка чая – Всюду Ч мы замечаем! Человек, чернила, чаша, Чёрный кот, лесная чаща, В сказках есть краса – девица, Честный рыцарь, чудо – птица, Черномор, Яга – злодейка, Буква Ч , ты – чародейка!
- Приезжайте скорее. Мы научим вас писать букву Ч, заглавную и строчную. Ваши друзья Букварь и Пропись ». - Друзья, отправляемся в путь. Путешествовать мы будем вместе с Мудрой Черепахой. А что же нужно взять с собой? Доскажите словечко:
Когда лежу на месте, не раскрывая рта, Во мне, скажу по чести, такая пустота! Скорей, скорей бы лето! И люди будут класть Дорожные предметы в мою большую пасть. Мне, видно, от рожденья такой характер дан, Что я люблю движенье, на то я …(чемодан). ( Е. Серова) - Какую букву мы с вами научимся писать на уроке? Давай те еще раз повторим какая особенность у этой буквы, сделав звукобуквенный анализ слова «чемодан» (коллективная работа с обучающимся у доски). А в слове чемодан вы напишите Ч заглавную или строчную? Почему? Мы с вами сначала научимся писать заглавную букву Ч. мотивационная готовность к учебной деятельности
Познавательные УУД: - формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД:
- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные УУД: - формируем умение слушать и понимать других; - формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) III. Изучение нового материала. - Чтобы нам добраться до первой станции, Мудрая Черепаха сказала, что необходимо научиться писать заглавную письменная букву Ч. Посмотрите на образец. Из скольких элементов состоит заглавная буква Ч? ( Буква Ч состоит из двух элементов. Наклонная с закруглением вверху влево и внизу вправо и наклонная с закруглением внизу вправо). - Заглавную букву Ч начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведём вверх вправо, закругляем, ведём наклонную палочку вниз к верхней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до верхней линии и поднимаемся вверх вправо до середины вспомогательной строки. Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведём вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки. - Напишите три раза букву Ч на магнитной доске. Внимательно посмотрите и подчеркните ту, которая у вас получилась лучше всего. - Пропишите в воздухе. Обведите букву Ч на образце голубого цвета. Откройте страницу 34 (напомнить правило посадки обучающихся) Постарайтесь также красиво написать букву Ч в тетради. - На какую букву похожа прописная заглавная буква Ч? (На письменную заглавную букву У) - А чем отличается? ( Вторым элементом) Физкультминутка Зайцы скачут: скок-скок-скок! Да не беленький снежок. Приседают, слушают, Не идет ли волк. Раз – согнуться, разогнуться Два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка.
- Мы научились писать букву Ч. И Мудрая Черепаха приглашает нас в дорогу. А путешествовать мы будем на поезде. Вот поезд наш едет, Колёса стучат, А в поезде нашем Ребята сидят. Чу-чу-чу-чу-чу-чу - Бежит паровоз, Далёко, далёко. Регулятивные УУД:
- формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- формируем умение контролировать и оценивать свои действия. V. Первичное закрепление IV. Задание в прописи (стр.34) - Прочитайте слова. (Чита, Челябинск) - Может быть кто – нибудь знает эти названия? Это города России, в которых не раз бывала Мудрая Черепаха. - Разделите слова на слоги, поставьте ударение. Сможет ли кто-нибудь выполнить задание на доске? Сравните свою работу с доской. - Запишите названия городов по образцу. - Продолжаем наше путешествие. Теперь наш путь лежит к морю. Каких птиц можно встретить на побережье? (Чаек). Прочитайте предложение. Сколько слов в предложении? Какое слово написано с заглавной буквы? Почему? Какой знак стоит в конце предложения? Запишите предложение по образцу. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Мы капусту рубим, рубим, Мы капусту солим, солим, Мы капусту трём, трём, Мы капусту жмём, жмём. Познавательные УУД - формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
- формируем умение контролировать действия партнера; - формируем умение контролировать и оценивать свои действия. VI. Усвоение новых знаний V. Усвоение новых знаний. - Послушайте рассказ Г. Юдина и запомните слова со звуком [ ч ]. Я знаю, что чайки живут около моря, чабаны – в горах, а чайники – на кухне. Черепахи живут в песке, червяки – в земле, а чучело – на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок – на чердаке, а в старом чемодане – мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в чёрном чулане живёт какое – то черное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и чихает от сырости. Но кто живёт в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их не развинчивал, ничего, кроме колёсиков и винтиков, там нет. Кто же там так тикает? Чудеса! - Назовите слова, которые начинаются с буквы Ч. Давайте проверим, все ли слова вы назвали. (чайки, чабаны, чайники, черепахи, червяки, чучело, чиж, чердак, чемодан, чёрный чулан, чудовище, чешется и чихает, часы, чудеса) - Молодцы. Но чтобы писать эти слова мало знать, как пишется заглавная буква, поучимся писать строчную букву Ч. Рассмотрите образец строчной буквы Ч. (стр. 34-35) Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по- разному они пишутся? Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Ведём вверх до линии, затем ведём плавную линию (как провисшая ниточка) слева направо опять до верхней линии рабочей строки; потом пишем наклонную с закруглением внизу вправо. Обведите строчную букву ч по голубому образцу, затем на магнитной доске и пропишите две строки. Коммуникативные УУД - умение слушать и понимать других; - формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные УУД: - умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; по признакам;
- умение контролировать и оценивать свои действия. Закрепление. VI. Работа в прописи (стр. 35) - Запишите слоги ча и чу. С какими гласными буквами они пишутся? Запишите слова с этими буквосочетаниями. - Прочитайте и назовите слова, где встретились сочетания ча-чу? Запишите эти слова в прописи. - А что мы видим на следующей строке? (предложение) Как определили, что это предложение? (выражает законченную мысль, начало с заглавной буквы, в конце стоит точка) сколько слов в предложении? Кто прочитает это предложение? Как вы думаете, когда птичкам хочется петь? (когда они сытые, когда им тепло). А мы можем помочь птичкам? (да) Чем? - Запишите это предложение, диктуя его себе по слогам. Коммуникативные УУД - формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные УУД: - умение контролировать и оценивать свои действия. VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - С какой буквой мы познакомились сегодня? - Что узнали об этой букве? Что узнали о звуке [ч]? - Мы учились писать буквы Ч,ч. Посмотрите на странички, где сегодня работали, и отметьте те строчки, на которых вам особенно удались буквы, получились особенно красивыми. – Какое за¬дание показалось наиболее интересным? – А какое задание заставило задуматься? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему? - Каким словом вы бы назвали наше путешествие: чудесное, чрезвычайно интересное, очень трудное, чересчур сложное?
Психологическая оценка настроения учащихся при помощи смайликов Регулятивные УУД - формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.