Главная » 2014»Январь»5 » Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
21:18
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Игра – основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир людей, играя, ребенок развивается. В современной педагогике существует огромное количество игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка. Понятие «развитие интеллекта» включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т.е.всех умственных способностей. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Дидактическая игра – игровая форма упражнений, без которых нельзя обойтись в обучении. Чтобы дети приобрели знания, умения, навыки, их надо упражнять в этом. Упражнение как простое многократное повторение не вызывает интереса, дети быстро отвлекаются и утомляются. Упражнение, проводимое в игровой форме, совсем по-другому воспринимается детьми. Они с интересом повторяют нужные действия, слова. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Известнейший в нашей стране педагог А.С.Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…» В первые семь лет ребенок проходит большой и сложный путь развития. Это ярко отражается в играх, которые год от года становятся богаче по содержанию, сложнее по организации, разнообразнее по характеру. В первые два года жизни, когда воображение ребенка еще не развито, игры в настоящем смысле слова нет. В этом возрасте можно говорить о подготовительном периоде игры, который часто называют «предметной деятельностью» К двум годам в детских играх прослеживаются те черты, которые ярко проявляются в более позднем возрасте: подражанием взрослым, создание воображаемых образов, стремление активно действовать. На третьем году жизни у ребенка начинает развиваться воображение, в играх появляется несложный сюжет. Игровые действия ребенка 3-4 летнего возраста основываются на действиях с игрушками. В этом возрасте для малыша характерна особая заинтересованность предметным миром. Дети в возрасте 4-5 лет обладают большей устойчивостью внимания. В этом возрасте совершенствуется осязательное, зрительное, слуховое восприятие, развивается процесс запоминания и припоминания. Детям 4-5 лет интересны игры, сочетающие движения с решением умственных задач. Для пятого года жизни ребенка целесообразно использовать чаще словесные игры, и не только с целью развития речи, но и для решения умственных задач. Важным критерием оценки развития ребенка 6-7 лет является его способность к усвоению новой информации. Чем больше ребенок проявляет интерес к рассуждению, тем лучше он усваивает новые понятия. Для развития 6-7 летнего ребенка характерным является наглядно –образное мышление. В программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников: - сюжетно –ролевые; - театрализованные; - подвижные; - дидактические В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. В детском саду в каждой возрастной группе должны быть разнообразные дидактические игры. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим миром, развитие речи. Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений и т.д. Содержанием дидактической игры является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и т.д.) Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок. Правила воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением. Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие – это проявление активности детей в игровых целях. Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение занимательным, эмоциональным. Выбор игры для воспитателя – дело серьезное. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к усвоению нового. Дидактический материал, подобранный для игры, должен быть внешне привлекателен, назначение предметов и смысл вопросов должны быть ясны и понятны детям. Классификация дидактических игр: 1. Дидактические игры с предметами.
Во время игр с предметами (игрушками) дети знакомятся с их свойствами и признаками, сравнивают, классифицируют их. Постепенно их игровая деятельность усложняется, они начинают выделять, объединять предметы по одному признаку, что способствует развитию логического мышления. Детей все больше привлекают задачи, требующие осознанного запоминания, обязывают к поиску недостающей игрушки. В дидактической игре нужно сделать предметом внимания и содержания речи детей именно то, что отвечает цели, поставленной воспитателем. Если закрепляем названия определенных предметов, то необходимо подобрать именно эти предметы. Если мы закрепляем названия качеств, то эти качества должны быть отчетливо видны детям. Например, воспитатель закрепляет у детей точное название цвета. Он подбирает для дидактической игры «Угадай, что спрятала» несколько однородных предметов разного цвета. На столе шесть флажков: синий, белый, красный, желтый, зеленый, оранжевый. Воспитатель прячет синий флажок. Водящий ребенок должен назвать признак предмета. Очень нравятся детям такие игры как «Найди и принеси», «Волшебный мешочек», «Что лишнее», «Угадай, что изменилось». В этой игре воспитатель комбинирует расположение предметов так, чтобы детям пришлось использовать слова: слева, справа, впереди, сбоку, сверху, снизу. 2. Настольные игры
Настольные игры предусматривают действия не с предметами, а с их изображениями. Чаще всего они ориентированы на решение таких игровых заданий: подбор картинок , карт –картинок во время очередного хода («Домино»), составлению целого из частей ( разрезанные картинки, кубики ,пазлы). Благодаря таким действиям дети уточняют свои представления, систематизируют знания об окружающем мире, развивают мыслительные процессы, пространственные ориентации, смекалку, внимание.
3 Словесные дидактические игры
Большое значение в речевом развитии детей имеют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Словесные дидактические игры являются самыми сложными, поскольку заставляют оперировать представлениями, мыслить о вещах, с которыми в то время они действуют. Дошкольникам приходится описывать предметы, отгадывать их по описанию, рассуждать. Особенно важен этот тип игр, если ребенок еще плохо говорит. Словесные дидактические игры: - игры –путешествия (они призваны усилить впечатление, придать познавательного содержания, обратить внимание детей на то, что существует рядом, но они этого не замечают) - игры –поручения («Собери в корзинку кубики такого –то цвета», «Достань из мешочка предметы круглой формы» Побуждают детей к осмыслению следующего действия, что требует умения сопоставлять знания с обстоятельствами или предложенными условиями, устанавливать причинные связи, активной работы воображения. - игры –загадки (развивают способность к анализу) - игры –беседы (основой является общение воспитателя с детьми, детей между собой, которое предстает как игровое обучение и игровая деятельность)
Дидактические игры должны развивать любознательность, умение самостоятельно решать умственные задачи, способствовать созданию стойких игровых коллективов, объединенных общими интересами, взаимными симпатиями, товарищескими взаимоотношениями.