Вторник | 05.07.2022 | 06:51
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Категории раздела
Личный дневник
Портфолио

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наша кнопка

Методсовет


 Дневник 
Главная » 2022 » Май » 17 » Развитие экологических компетенций на уроках окружающего мира в начальной школе.
19:55
Развитие экологических компетенций на уроках окружающего мира в начальной школе.
Ключевые слова: экологическая компетенция, младший школьник, развитие, природа.
Актуальность статьи: Развитие экологических компетенций является важнейшим процессом приобщения младших школьников к правильному и культурному взаимодействию с природой, которое базируется на экологических ценностях, способствует воспитанию ребенка в условиях взаимоотношений между природой и обществом. В XXI веке мир очень часто сталкивается с отрицательными последствиями неразумного отношения к природе, выраженного людьми с давних пор. Ученые, анализируя, выяснили, что решение проблем экологии кроется в узком понятии экологической культуры общества, которую необходимо расширять, начиная с младшего школьного возраста, т. к. именно в этом возрасте закладываются основные понятия, правила поведения человека, которыми он пользуется на протяжении жизни. На современном этапе проблемам экологической компетентности посвящены работы Л. В. Mоиceевой, Ю. Г. Никитиной, A. H. Захлебного, E.Е. Mорозовой, О.А. Литвинoвой.
А.В. Хуторской определил компетентность как совокупность личностных качеств ученика, ценностносмысловые ориентации, система ЗУН (знания, умения, навыки), обусловленные опытом его деятельности в определенной социальной и личностной сфере. Компетентность связана с реализацией практической деятельности, построение стратегии, определенных процедур при реализации ЗУН, а также соответствующие эмоции и отношения к проблеме. [1]
На сегодняшний день в общеобразовательных организациях осуществляются различные модели формирования экологических компетенций. Самая распространенная модель «природоохранная», осуществляемая при формировании у школьников ответственности за природу, ее богатства. Экологическая грамотность населения— формирование гуманности по отношению к природе, бережное использование ресурсов, активное экологическое воспитание — является одной из основных задач современного образования. Формированию компетенций на уроках окружающего мира способствует классно-урочная система, применяемая в школах, так как устанавливаются причинно-следственные зависимости в постановке и решении экологических вопросов, но для более подробного изучения должны проводиться внеклассные мероприятия, на которых будут включены особенности экологического образования, понятные для восприятия младшего школьника. К таким особенностям относят:
*развитие, поддержание и сохранение мотива учащихся к изучению окружающего мира.
*осознание детьми своей роли во взаимосвязи между социумом и природой.
*накопление опыта для улучшения состояния окружающего мира.
*развитие личностных качеств, таких как ответственность, самооценка, уверенность в себе. [2]
Экологическую компетенцию можно формировать в любом возрасте, т. е. на любой ступени образования, но для наиболее успешной реализации экологического образования, необходимо начать работу еще в начальной школе и продолжать в течении всех лет обучения. Самая важная задача — пробуждение интереса к природе, наблюдениям за ней, опытам, выполнению творческих заданий и проектов. Учитель начальной школы должен спланировать урок окружающего мира так, чтобы обучающиеся не только запоминали теоретические знания, но и применяли свои умения на практике, ведь в основе экологической компетентности лежит активный подход к решению вопроса.
Формирование экологической компетентности — основная задача уроков окружающего мира. Учитель должен давать направление ученикам для получения необходимых компетенций, которые будут помогать им в дальнейшем.
Занятия по формированию экологической компетенции предполагают подготовительную работу — это чтение статей по предстоящей теме, представление о чем будет идти речь, уже на уроке дети читают тему в учебнике, пытаясь ответить, что они будут изучать на уроке, знания «открывают», ученики самостоятельно добывают информацию, учитель направляет их работу, объясняет непонятные слова. В ходе беседы учащиеся открывают новые ЗУН.
На занятиях необходимо проводить опыты, которые не требуют особых усилий со стороны детей, но по мере взросления необходимо усложнять задания, опираясь на ближайшую зону развития учащихся. Такая деятельность позволяет получить необходимые знания, а также убедиться в правдивости. Важным методом является наблюдение. К примеру, на уроке изучения птиц и животных можно организовать прогулку по территории школы, где дети смогут понаблюдать за птицами, узнать какие птицы обитают на нашей территории, какие из них не боятся людей.
Домашним заданием после такого урока могут быть сообщения, где дети определят роль птиц в нашей жизни, места их обитания, также могут рассмотреть Красную книгу своего региона, обсудить какие животные и птицы вымерли, а какие на грани вымирания и нуждаются в защите людей.
Ученикам младшей школы необходимо проявлять бережное и гуманное отношение к живой природе — птицам и зверям, насекомым, траве, кустарникам и деревьям, для этого можно приводить примеры из литературы, показывать видеофильмы с участием сверстников, помогающим природе, следует также обратить внимание детей на законы, направляющие деятельность человека в отношении природы. Можно предложить ученикам творческие задания:
*придумать свои законы, после их озвучить, обсудить, сделать памятки и уже соблюдать самим;
*нарисовать рисунки на тему «Живая природа должна оставаться живой!»
Такие задания являются неотъемлемой частью обучения, развивая интерес учеников к окружающему миру.
Ведущей деятельностью младшего школьника является игра. На уроке окружающего мира используются экологические игры. Они рассматриваются как форма экологического образования, направленная на развертывание игровой деятельности, стимулируя мотивацию, интерес и эмоции учащихся.
Можно предложить следующие игры:
* «Кто где живет?» — учитель или ведущий называет животное, спрашивая, где оно обитает, дети отвечают на вопрос.
* «Я знаю» — учитель говорит фразу: «Я знаю 5 птиц/хищников/ деревьев и т.д.», далее ученик, которого выбрал учитель называет то, что сказал учитель, после уже ученик говорит фразу «Я знаю 5...»
* «Что будет, если...» — учитель создает ситуацию для обсуждения, задавая вопросы по этой ситуации, например: «Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? А если таких водителей 5? Полгорода?»
Воображаемые или иллюстрируемые условия игры позволяют знаниям быть понятными и легко усваиваться учениками. У детей формируется опыт принятия экологически грамотных решений, играя, они учатся жить в балансе с социумом и природными факторами, представленными по сюжету игры. При использовании игр на уроках окружающего мира у обучающихся будет намного эффективнее усваиваться материал, будет возникать и поддерживаться интерес к предмету, что начнет формировать экологически грамотное отношения к природе, себе и окружающему социуму.
Формирование экологической компетенции определяет уровень качества современного образования граждан. В федеральном государственном стандарте образования предпринята реализация подходов, определяющих современное качество образования. При этом, формируемые компетенции рассматривают как способность решить проблемы, появляющиеся в мире, при помощи средств предмета.
Составляющими экологических компетенций являются не только знания экологических факторов, систем, проблем, способов деятельности, но и сам опыт активной деятельности, положительное отношение к ее осуществлению, необходимы личностные качества учащихся, помогающие при решении экологических проблем.

Список источников:
1. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». – http;//www.eidos.ru/journal/2005/1212/htm.
2. Ермаков Д.С. Применение компетентностного подхода в экологическом образовании школьников // Вестник РУДН: Серия «Психология и педагогика». — 2007 — № 3 — 4. — С. 188 — 193.
Просмотров: 28 | Добавил: istoria1999 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы "ВКонтакте"

Поиск

Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться
с планами нашего портала

Афоризм дня
Учить разуму и быть разумным - совсем разные вещи.
/Г. Лихтенберг/


Реклама

Рейтинг@Mail.ru
"Методсовет" © 2010 - 2022
My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы