Главная » 2015»Март»21 » РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 05 Основы гидравлики и теплотехники
21:28
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 05 Основы гидравлики и теплотехники
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Чистопольский сельскохозяйственный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 05 Основы гидравлики и теплотехники
Чистополь, 2013г
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 05 Основы гидравлики и теплотехники разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 110809 «Механизация сельского хозяйства» базовой подготовки, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ 5 октября 2009 года №370 зарегистрированный в Минюст России 9 декабря 2009 года №15461.
Разработчик: Боярова Наталья Вячеславовна, преподаватель Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Чистопольский сельскохозяйственный техникум» Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Рассмотрено цикловой комиссией «Агрономия и землеустройство» Председатель цикловой комиссии: ______________/ Н.В.Боярова/
Протокол №1 от 4.09.2013 г.
Рассмотрено: Методическим Советом
Методист ___________ /Н.С. Нуретдинова/
«_____» _______________ 2013 г. Утверждено Заместитель директора по учебной работе _____________/ М.З.Гайнуллин /
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………… 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………….. 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………….. 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……… 14
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 05. Основы гидравлики и теплотехники__________________________ название дисциплины
1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 110809 «Механизация сельского хозяйства»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована: - в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) по программе повышения квалификации при наличии начального профессионального образования по профессии «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»; - в профессиональной подготовке и переподготовке работников в области механизации сельского хозяйства при наличии среднего или высшего профессионального образования нетехнического профиля;
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: ____профессиональный цикл (общепрофессиональная дисциплина) указать принадлежность учебной дисциплины к учебному циклу
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - использовать гидравлические устройства и тепловые установки в производстве. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - основные законы гидростатики, кинематики и динамики движущихся потоков; - особенности движения жидкостей и газов по трубам; - основные положения теории подобия гидродинамических и теплообменных процессов; - основные законы термодинамики; - характеристики термодинамических процессов; - принципы работы гидравлических машин и систем, их применения; - виды и характеристики насосов и вентиляторов; - принципы работы теплообменных аппаратов, их применение.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: Максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе: Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часа; самостоятельной работы обучающегося 30 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов По учебному плану Максимальная учебная нагрузка (всего) 90 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 60 в том числе: лабораторные работы - практические занятия 18 контрольные работы - курсовая работа (проект) (если предусмотрено) Самостоятельная работа обучающегося (всего) 30 в том числе: самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) - Внеаудиторная самостоятельная работа в том числе: • сообщение • конспект • реферат • доклад • презентация • тест 30
6 6 4 6 6 4 Итоговая аттестация в форме (указать) ДЗ
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины _Основы гидравлики и теплотехники___________________________
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения 1 2 3 4 Раздел 1. Основы гидравлики 34 Тема 1.1. Основные физические свойства жидкостей и газов. Содержание учебного материала 2
2
1
1.Определение жидкости. Жидкость идеальная и реальная, капельная и газообразная. 2. Основные физические свойства жидкости: плотность, удельный объем, сжимаемость, кинематическая и абсолютная вязкость. 3. Изменение вязкости от температуры и давления. 1 2 2
Практические занятия -
Самостоятельная работа обучающихся - . Содержание учебного материала 6
2 2 1.Гидравлическое давление. 2 Основное уравнение гидростатики. Основные свойства гидравлического давления. 3.Приборы для измерения давления. 4.Закон Паскаля. Абсолютное и манометрическое давление. 2 2 2 2 Практические занятия 1.Решение задач по теме гидростатика 2 Самостоятельная работа обучающихся 1.Закон Архимеда. 2 Тема 1.3. Виды и режимы движения жидкостей и газов.
Содержание учебного материала 4
2 3
1.Основные понятия движения жидкости. 2. Режимы движения жидкостей. Критерий О. Рейнольдса. Закон распределения скоростей. 3.Гидравлический удар. 2 2 2
Практические занятия - Самостоятельная работа обучающихся 2.Уравнение Бернулли. 2 Тема 1.4. Истечение жидкости через отверстие и насадки.
Содержание учебного материала 4 2 4
1.Истечение жидкости через малое отверстие в тонкой стенке. 2.Истечение жидкости через затопленное отверстие. 3. Истечение жидкости через цилиндрические насадки. 2 2 2
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся 3. Истечение жидкости через цилиндрические насадки. 2
Тема 1.5. Насосы и вентиляторы
Содержание учебного материала 10
2
2
5
6 1.Классификация и области применения насосов. 2.Центробежные насосы. Характеристики центробежного насоса.
1.Вентиляторы, их назначение и типы: осевые и центробежные. 2.Характеристики вентиляторов
1 2
1 2
Практические занятия 2. Анализ устройства и работы центробежного насоса. 2 Самостоятельная работа обучающихся 4.Классификация и области применения компрессоров. 5. Гидро -и пневмотранспорт.
2 2 Тема 1.6. Особенности сельскохозяйственного водоснабжения
Содержание учебного материала 8
2 7 1.Особенности сельскохозяйственного водоснабжения. Основные схемы водоснабжения. Нормы и режимы водоснабжения. 2.Основные элементы систем водоснабжения.. 3. Виды мелиораций. Общие сведения и классификация. 1 2 2 Практические занятия 3. Подготовка к эксплуатации водоподъемных установок , применяемых в сельском хозяйстве. 2 Самостоятельная работа обучающихся 6.Гидромелиорация. 7.Орошение. Оросительные системы. Средства механизации поверхностного полива. 2 2 Раздел 2. Основы теплотехники 58 Тема 2.1. Основные понятия и определения. Смеси и теплоемкость.
Содержание учебного материала 2
2
8 1. Предмет технической термодинамики, ее задачи, основные определения. Рабочее тело и параметры его состояния. 2.Основные законы идеального газа. 3. Понятие о газовой смеси. Закон Дальтона. Состав смеси, заданный числом молей. Теплоемкость газа. 2 2 2
Практические занятия
- Самостоятельная работа обучающихся -
Тема 2.2. Исследование термодинамических процессов. Законы термодинамики.
Содержание учебного материала 6
2
9
1.Понятие о термодинамическом процессе, теплоте, внутренней энергии, работе газа. 2. Первый закон термодинамики, его сущность и формулировки. 3. Термодинамические процессы, энтальпия газа, изменение состояния газа. 4.Понятие о круговом процессе, цикл Карно и его термодинамическое значение. .
2 2 2 2 Практические занятия
- Самостоятельная работа обучающихся 8.Второй закон термодинамики. 9.Основные термодинамические процессы. 2 2 Тема 2.3. Водяной пар и влажный воздух.
Содержание учебного материала 2
2 10 1.Основные понятия и определения. Образование пара. Влажный воздух, как смесь сухого воздуха и водяного пара. Насыщенный, ненасыщенный и перенасыщенный воздух. 2.Основные параметры влажного воздуха: абсолютная и относительная влажность, влагосодержание; удельный объем.
2 2 Практические занятия
- Самостоятельная работа обучающихся
- Тема 2.4. Идеальные циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания. Компрессоры и компрессорные установки Содержание учебного материала 4 2
11
1.Классификация поршневых двигателей внутреннего сгорания. 2.Общие понятия об идеальных циклах ДВС.
2 2
Практические занятия
- Самостоятельная работа обучающихся 10.Компрессоры, их назначение, классификация.
2
Тема 2.5. Виды теплообмена
Содержание учебного материала 6
2 12 1.Предмет теплообмена. Способы распределения теплоты: теплопроводность, конвекция ,теплообмен излучением. 2. Теплопроводность. Температурное поле, температурный градиент. Коэффициент теплопроводности и его значения для различных технических материалов. Теплопроводность плоской и цилиндрической стенок. 3.Конвективный теплообмен. Особенности теплопередачи при кипении и конденсации жидкости. 4. Понятие о теплообменном аппарате.
2 2 2
2 Практические занятия 4.Теплотехнический расчет теплообменных аппаратов 2 Самостоятельная работа обучающихся 11.Теплообменный аппарат. 2 Тема 2.6. Котельные установки и топочные устройства. Содержание учебного материала 4
2
13 1.Котельные установки, их типы и назначения. 2.Принципиальная схема котельной установки. 3.Основное и вспомогательное оборудование котельной установки. Состав котельного агрегата.
1 2 2
Практические занятия
- Самостоятельная работа обучающихся 12.Топочные устройства.
Практические занятия 5.Анализ устройства и работы котла.
2 Самостоятельная работа обучающихся 13. Котлы-утилизаторы 14 .Водонагреватели, их виды и назначения.
2 2 Тема 2.8. Теплогенераторы.
Содержание учебного материала 4 2
15 1.Назначение и устройство теплогенераторов. 2.Типы теплогенераторов , их характеристики. 1 2 Практические занятия 6.Анализ устройства и работы теплогенераторов. 2 Самостоятельная работа обучающихся - Тема 2.9. Отопление и горячее водоснабжение тепловых и производственных помещений. Содержание учебного материала 10 2
2 16.
17 1.Назначение и классификация систем отопления. 2. Нагревательные приборы систем отопления, типы и характеристики. 3.Принцип расчета тепловых потерь помещением .Принцип расчета площади поверхности нагрева и подбора нагревательных приборов.
1. Назначение и классификация систем вентиляции. 2. Эксплуатация систем вентиляции. 1 2 2
1 2 Практические занятия 7.Теплотехнический расчет и подбор отопительного оборудования. 8. Теплотехнические расчеты и подбор вентиляционного оборудования.
2 2 Самостоятельная работа обучающихся 15. Назначение и классификация систем вентиляции. Эксплуатация систем вентиляции.
Содержание учебного материала 2 2 18 1.Типы культивационных сооружений, их конструкции и характеристики. 2.Различные виды обогрева: солнечный, биологический, технический. Виды технического обогрева: водяной, воздушный, газовый. 1
2 Практические занятия - Самостоятельная работа обучающихся -
Тема 2.11. Сушка сельскохозяйственной продукции. Теплотехнические основы хранения сельскохозяйственной продукции Содержание учебного материала 6
2 19 1.Понятие о сушке, ее значение . 2.Естественная и искусственная сушка материалов. 3. Классификация сушильных установок. 1 2 2 Практические занятия 9. Теплотехнические расчеты процессов сушки с/х продуктов, подбор оборудования 2
20 21 Содержание учебного материала Дифференцированный зачет Всего 4
90
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы гидравлики и теплотехники» ____________________ указывается наименование Оборудование учебного кабинета: - рабочие места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно- методической документации; - наглядные пособия: демонстрационные плакаты, раздаточный материал; - видеотека по курсу; Технические средства обучения: - компьютер, мультимедийное оборудование
3.2 Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1.Брюханов О.Н. Основы гидравлики и теплотехники – М.: ИНФРА-М 2007. 2. Захаров А.А. Применение теплоты в сельском хозяйстве – М.: Агропромиздат,2002. 3. Исаев А.П. Гидравлика и гидромеханизация сельскохозяйственных процессов – М. ВО Агропромиздат, 1990. 4. Тепло и водоснабжения сельского хозяйства Под ред. С.П. Рудобашта. – М.: Колос, 1997. Дополнительные источники: 1. Холин К.М. Основы гидравлики и объемные гидроприводы – М.: Машиностроение, 1989. 2. Рабинович Е.З. Гидравлика – М.: Недра, 1987. 3. Егорушкин В.Е. Основа гидравлики и теплотехники –М.: Машиностроение, 1981.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
обучающийся должен уметь: - использовать гидравлические устройства и тепловые установки в производстве.
должен знать: - основные законы гидростатики, кинематики и динамики движущихся потоков; - особенности движения жидкостей и газов по трубам; - основные положения теории подобия гидродинамических и теплообменных процессов; - основные законы термодинамики; - характеристики термодинамических процессов; - принципы работы гидравлических машин и систем, их применения; - виды и характеристики насосов и вентиляторов; - принципы работы теплообменных аппаратов, их применение.
Практические задания, тестирование
Тестирование, фронтальный опрос
Перечень самостоятельных работ по учебной дисциплине « Основы гидравлики и теплотехники» для студентов спец 110809 № п/п Тема Наименование работы Норма времени Форма выполнения Источник 1 Тема 1.2. Гидростатика Закон Архимеда. 2 Сообщение Брюханов О.Н. Основы гидравлики и теплотехники –
2 Тема 1.3. Виды и режимы движения жидкостей и газов.
Уравнение Бернулли. 2 Конспект Брюханов О.Н. Основы гидравлики и теплотехники – 3 Тема 1.4. Истечение жидкости через отверстие и насадки.
Истечение жидкости через цилиндрические насадки. 2 доклад Исаев А.П. Гидравлика и гидромеханизация сельскохозяйственных процессов 4 Тема 1.5. Насосы и вентиляторы Классификация и области применения компрессоров. 2 тест Исаев А.П. Гидравлика и гидромеханизация сельскохозяйственных процессов 5 Тема 1.5. Насосы и вентиляторы Гидро -и пневмотранспорт. 2 презентация Исаев А.П. Гидравлика и гидромеханизация сельскохозяйственных процессов 6 Тема 1.6. Особенности сельскохозяйственного водоснабжения Гидромелиорация. 2 презентация Исаев А.П. Гидравлика и гидромеханизация сельскохозяйственных процессов 7 Тема 1.6. Особенности сельскохозяйственного водоснабжения Орошение. Оросительные системы. Средства механизации поверхностного полива. 2 реферат Исаев А.П. Гидравлика и гидромеханизация сельскохозяйственных процессов 8 Тема 2.2. Исследование термодинамических процессов. Законы термодинамики.
Второй закон термодинамики. 2 Конспект Брюханов О.Н. Основы гидравлики и теплотехники 9 Тема 2.2. Исследование термодинамических процессов. Законы термодинамики.
Основные термодинамические процессы. 2 реферат Егорушкин В.Е. Основы теплотехники и теплоснабжение с/х предприятий 10 Тема 2.4. Идеальные циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания. Компрессоры и компрессорные установки Компрессоры, их назначение, классификация. 2 Сообщение Брюханов О.Н. Основы гидравлики и теплотехники 11 Тема 2.5. Виды теплообмена
Теплообменный аппарат. 2 Конспект Егорушкин В.Е. Основы теплотехники и теплоснабжение с/х предприятий 12 Тема 2.6. Котельные установки и топочные устройства. Топочные устройства. 2 доклад Егорушкин В.Е. Основы теплотехники и теплоснабжение с/х предприятий 13 Тема 2.7. Водогрейные и паровые котлы.
Котлы-утилизаторы 2 Сообщение Егорушкин В.Е. Основы теплотехники и теплоснабжение с/х предприятий 14
Тема 2.7. Водогрейные и паровые котлы.
Водонагреватели, их виды и назначения. тест Егорушкин В.Е. Основы теплотехники и теплоснабжение с/х предприятий 15 Тема 2.9. Отопление и горячее водоснабжение тепловых и производственных помещений. Назначение и классификация систем вентиляции. Эксплуатация систем вентиляции. 2 презентация Егорушкин В.Е. Основы теплотехники и теплоснабжение с/х предприятий