Суббота | 27.04.2024 | 07:48
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Категории раздела
Личный дневник
Портфолио

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наша кнопка

Методсовет


 Дневник 
Главная » 2023 » Январь » 29 » Пути реализации орфографического зоркости в начальной школе
08:58
Пути реализации орфографического зоркости в начальной школе
Министерство образования РФ
Министерство образования РС (Я)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
“Средняя общеобразовательная школа №3
c углубленным изучением английского языка
г. Ленск”

Пути развития орфографической зоркости в начальной школе.





Автор : Овчинникова Л.В.

2023 год.
Содержание:
1. Актуальность данной проблемы 3
2. Понятия орфографическая зоркость и орфограмма 3 - 6
3. Компоненты и психические процессы, влияющие
на развитие орфографической зоркости 6 - 8
4. Виды восприятия, связанные с развитием 8 - 9
орфографической зоркости
5. Тренинги для развития орфографической зоркости 10 - 12
6. Результативность 12 - 14
7. Выводы 15
8. Список литературы 16
9. Приложение 17 - 18

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед школой, принадлежит изучению родного языка, поскольку преподавание отечественного языка составляет предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий их результаты.
Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из первостепенных задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.
Из практики обучения известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3-4 классах, 9,11 классах, выпускные и вступительные сочинения и изложения. Поэтому ученые (психологи, методисты), учителя ищут причины такого явления (низкой орфографической грамотности), чтобы принять действенные меры по улучшению положения в этой составной части обучения.
Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность орфографической зоркости, т. е. неумение «видеть» орфограммы.
Вторая причина – это неумение применять даже известное ребенку орфографическое правило.
Существуют различные приемы изучения орфограмм, разработаны разнообразные методы формирования орфографической зоркости, но, все же остается проблема формирования у школьников умения обнаруживать и квалифицировать орфограммы, или так называемой орфографической зоркости, является наиболее обсуждаемой и в теории, и в практике обучения орфографии.
Важность формирования этого умения ни у кого не вызывает сомнений. М.М. Разумовская, известный специалист в области методики обучения орфографии в средней школе, пишет: «Изначальным умением, обеспечивающим отношение к письму, мотивирующим обращение к правилу (теории), к словарю, является умение замечать при письме орфограммы». Мысль, высказанная М.М.Разумовской, проста и бесспорна: пока ученик не обнаружит орфограмму, потребности в применении орфографического правила, он не испытывает.
Проблема орфографической зоркости всегда вызывала интерес.
Анализ психологической литературы позволяет определить орфографическую зоркость как способность учащихся в опознавательном процессе обнаруживать и квалифицировать орфограммы в результате оценки их признаков на начальном этапе обучения на основе последовательной фиксации отдельных признаков, а на последующем – на основе одновременного нахождения интегрального образа – ориентира. В таком понимании орфографической зоркости содержится важный для методики обучения вывод о необходимости на первоначальном этапе знакомить детей со всеми опознавательными признаками орфограмм и добиваться их прочного усвоения в деятельности.
Как известно, ни один урок русского языка не обходится без слова орфограмма. Но если этот термин не наполняется смыслом, как это обычно и бывает в начальной школе, у ученика непроизвольно складывается свое, часто неправильное понимание орфограммы, что порой приводит к орфографическим ошибкам.
Следовательно, необходимо уже в начальной школе попытаться раскрыть детям само понятие «орфограмма», не ограничиваясь только термином, как этикеткой. К сожалению, в школьной методике не сложилось пока универсального определения, отвечающего всем необходимым требованиям.
Рассмотрим, как определяют понятие «орфограмма» ученые – методисты. М. Р. Львов «Орфограмма – это та буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки, это написание, требующее проверки». Д.Э. Розенталь : «Орфограмма – это написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил». В учебнике по русскому языку В.В.Бабайцевой читаем: «Орфограмма – это написание, соответствующее определенному правилу». В учебниках А.В. Поляковой (система развивающего обучения Л.В.Занкова) говорится, что орфограммы – это буквы, которые пишутся в словах по правилам, и по мере изучения того или иного правила указывается, например: «Большая буква в именах, отчествах или фамилиях людей – это орфограмма». А вот как дает определение, что такое орфограмма М.М. Разумовская «Орфограмма – это такое явление письма, при котором при передачи речи средствами письма возникают графические варианты, и лишь один из них является орфографически возможным». Данное определение орфограммы, где возможен выбор букв, помогает детям вникнуть в суть понятия «орфограмма», не является универсальным средством обнаружения орфограммы в слове. Тем не менее, когда ученик ставится в ситуацию выбора букв, он понимает: чтобы выбрать букву правильно, надо знать правило. Следовательно, такое понимание орфограммы делает понятным для младших школьников назначение правил в их письменной речи, необходимость изучения законов правописания становится мотивированной. Кроме того, это понятие позволяет формировать у учащихся необходимое для грамотного письма умение – умение обнаруживать орфограммы, а это и есть орфографическая зоркость. Орфографическая зоркость предполагает обнаружение орфограмм (процесс восприятия и осознавания орфограмм) и определение их типа (классификация, дифференциация).
Изучение работ психологов (А.Р.Лурия, М.С.Шехтер, П.И.Зинченко и др.) позволило выделить в структуре орфографической зоркости следующие компоненты: мотивационный, операционный и контролирующий.
Мотивационный компонент предполагает осознание учащимися необходимости грамотного письма и постановки орфографической задачи.
Операционный компонент связан с опознаванием орфограммы на основе знания ее признаков и их определением в речевой ситуации.
Контролирующий компонент складывается на основе самопроверки написанного в результате сличения воспринимаемых зрительных
образов с их следом в памяти.
Таким образом, мы видим, что на формирование орфографической зоркости оказывает большое влияние следующие психические процессы:
а) активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправленный анализ;
б) логические операции сравнения, конкретизация, систематизация, классификация;
в) зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм;
г) непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.
Итак, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.
В основе обучения русскому языку в школе лежат три цели:
1. Познакомить учащихся с основами лингвистических знаний.
2. Сформировать навыки грамотного, безошибочного письма.
3. Сформировать навыки правильного использования языковых средств в различных речевых ситуациях ( развитие устной и письменной речи учащихся ).
Цели эти традиционны. Практически все существующие на сегодняшний день программы изучения русского языка выделяют эти три центральные цели обучения. Между тем, практика показывает, что они далеко не всегда реализуются, часто остаются практически невыполненными: слишком велик процент выпускников, пишущих безграмотно, не умеющих правильно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
Для изучения поставленной проблемы я взяла для исследования вторую цель обучения русскому языку. Как же сформировать у учащихся навык грамотного, безошибочного письма?
Что является причиной слабой сформированности орфографической
зоркости у учащихся? Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным?
Этот вопрос волнует всех учителей начальных классов и учителей русского языка. Хорошо, когда ребенку « дано» от Бога:
правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких ведь единицы. Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно. Вывод напрашивается сам: наши ученики должны знать правила и уметь их применять. В чем же причина неумелого применения правил? Очевидно, в неумении увидеть нужную орфограмму. Слабая сформированность орфографической зоркости
является основной причиной орфографических ошибок (до 60 % по
результатам исследования ).
М.Р. Львов в своей работе «Правописание в начальных классах» пишет: « Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма».
Исследования показали, что самостоятельно определяют орфограммы 15 – 45 % учеников в отдельных классах. Там где учитель работает специально, - 70 – 90 %. Следовательно, работу по развитию орфографической зоркости вести необходимо.
Этот вопрос интересует всех давно. Проанализировав работы известных методистов ( П.С. Жедек, «Методика обучения орфографии», М.Л. Львова «Правописание в начальных классах» и ряд статей из журнала «Начальная школа») я сделала выводы:
1. Работу по развитию грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания.
2. Ввести понятие «опасное место», чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки.
3. Орфографические правила вводить с выполнением нужных упражнений, а также с поэтапным использованием памятки для работы над ошибками.
4. Развивать фонематический слух.
5. Обучать правильному списыванию текста.
6. Прививать интерес к чтению.
7. Развивать словарный запас детей.
Ребенку, пришедшему в первый класс, очень трудно разобраться в написании слов и многом другом, так как он только научился писать. Но здесь очень важно сразу обратить внимание на то, что написание некоторых слов расходится с их произношением.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.
Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.
Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание, комментирование.
Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.
Мотивации орфографического действия способствует анализ задания и текста упражнения, взаимоконтроль в процессе его выполнения, использование сигнальных карточек. Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе зрительного, предупредительного, выборочного диктантов, при графическом выделении орфограмм, в ходе звуко – буквенного анализа и разбора слов по составу. Самоконтроль формируется на основе само- и взаимопроверки написанного, в ходе комментированного письма, диктанта «Проверяю себя».
Формируя у учащихся навык грамотного письма, в первую очередь стремлюсь к тому, чтобы этот навык был, с одной стороны, осознанным, а с другой стороны, автоматическим, так как
только при достаточно высоком уровне автоматизма применения того или иного орфографического (пунктуационного) правила можно говорить о сформированности навыка грамотного письма. При этом следует учитывать еще два момента:
1. Помимо морфолого-фонематического, в русской орфографии действуют еще другие принципы, как, например, традиционный и дифференцирующий, требующие прямого запоминания написания слова.
2. Среди учеников встречаются такие, у которых зрительная и моторная память развита очень хорошо, они пишут грамотно, даже не заучивая существующие правила орфографии и пунктуации.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что навык грамотного безошибочного письма может быть сформирован только при регулярном тренинге. Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков
• тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;
• тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;
Единой и общепризнанной классификации тренингов не существует, деление можно проводить по различным основаниям, но можно выделить основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений — навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, бизнес-тренинг.
Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка (навыков).
Навыковый тренинг на уроках русского языка заключается в том, что учитель должен включать разнообразные виды упражнений, среди которых, кроме традиционных, обязательно должны присутствовать (уже на ранних этапах) корректирование неправильных текстов, самоконтроль и взаимоконтроль и, конечно, так неоправданно сейчас забытое списывание, ведь именно при списывании правильного текста происходит запоминание облика слова, которое во многом и определяет в дальнейшем способность ученика писать без ошибок. Не надо забывать о тренингах на развитие внимания и памяти на уроках русского языка, а также работу в группах. Всем известна пословица повторение – мать учения. Психологи считают, что «без повторения невозможно продолжительное сохранение информации, так как, хранясь в памяти, она подвергается постоянным изменениям: искажается при повторном вспоминании. Вот почему классическое повторение не только не устарело как метод фиксации материала, но и просто необходимо в работе памяти». Каждое новое повторное воспроизведение правила способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше. Однако повторение продуктивно лишь тогда, когда оно осознанно, осмысленно и активно.
Итак, для успешного развития орфографической зоркости младших школьников необходимы следующие условия:
1. Моделирование орфографических понятий и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм;
2. Целенаправленное систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип.
Понимание структуры орфографической зоркости, а также создание условий ее развития позволяет формировать более высокий уровень развития орфографической зоркости у большинства учащихся, что оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок в 2,8 раза.
Приведу конкретный пример построения урока русского языка, направленный на развитие орфографической зоркости с помощью тренингов.
На уроках математики мы обычно начинаем урок с устного счёта, на котором отрабатываем и умения решать задачи, и вычислительные навыки. Каждый урок русского языка я начинаю с орфографической разминки. Во время проведения такой разминки я отрабатываю все изученные правила. Задания постоянно варьируются: сколько ошибок в тексте? Какая буква побеждает? Какое слово лишнее в каждой строчке? И т.д. При этом я не забываю, что порядка 30 лет назад было методическое письмо Министерства образования с чёткими указаниями, что работу над безударной гласной учитель должен проводить на каждом уроке. После орфографической разминки переходим к минуте чистописания. Во время проведения минутки чистописания стремлюсь кроме развития навыка красивого письма дополнительно развивать внимание, память или опять же отрабатывать правила. Виды заданий опять же разнообразны : то предлоги дательного падежа, то приставки, состоящие из одной буквы. Составляем различные цепочки из букв и на внимание пишем следующие соединения: елнассадатле, елнадслад, етальрс, усокгате, лиммодоре, клатимор.
Очень хорошо помогают развить внимание и орфографическую зоркость упражнения со скороговорками, включенные в минутки чистописания. Работу со скороговорками я провожу по методике Л. Троцкого. Пробовала давать обыкновенные предложения для орфографического чтения, но они менее эффективны т.к. во второй и третий раз дети их просто повторяют, не глядя на доску, а не читают орфографически. Скороговорки же требуют повышенного внимания для чтения.
Формировать навык грамотного письма помогает «Зачётная тетрадь» Голубь В.Т. С помощью этой тетради провожу проверочные работы, вырабатываем алгоритм работы проверки слова, в конце тетради даны различные памятки для учащихся проверки безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных. Система такой работы рассчитана не на сильного ученика, а на слабого и ставит перед собой цель: довести его навыки до автоматизма и сделать их осознанными. Хорошо об этом пишет Лысенкова С. в своей книге «Опережающее обучение». «У меня после диктантов дети не делают работу над ошибками, потому что все диктанты они пишут без ошибок». Выбрав заранее диктант или тему сочинения, С. Н. Лысенкова заранее выбирает все трудные слова и перед диктантом, включая эти слова в разные виды заданий, заранее тренирует детей на написание этих слов без ошибок, развивая при этом память, внимание и орфографическую зоркость.
Кроме «Зачётных тетрадей» Голубь Т.Г. я составила разрезные разноуровневые карточки по русскому языку для 1-3 класса, которые успешно использую на уроке и для домашних заданий. Карточки составлялись на основе заданий в журнале «Начальная школа» к проверочным работам за полугодие и на основе имеющихся карточек Т.В. Игнатьевой и Л.И.Тикуновой. После прохождения каждой темы обязательно надо проводить мониторинг, отслеживать результаты каждого ребёнка, его продвижение. С этой целью провожу проверочные работы в разной форме и с помощью тестов. Тесты заставляют каждого ребёнка запоминать учебный материал осознанно.
Результативность

Для проверки результативности развития орфографической зоркости через активные формы обучения на уроках русского языка были определены следующие показатели:
1. Диагностика орфографической зоркости учащихся.
2. Качество знаний учащихся.
Первый показатель – диагностика орфографической зоркости учащихся. Диагностика показывает, на каком уровне была сформирована орфографическая зоркость у учащихся 2 класса, и какого уровня она достигла к концу 4 класса. Такие показатели были достигнуты благодаря целенаправленным упражнениям таким как: регулярные тренинги, включающие в себя разнообразные виды упражнений, приемы самостоятельной работы над ошибками, комментированное письмо, отработка способов обнаружения орфограмм в ходе звуко – буквенного анализа и разбора слов по составу, списывание, самопроверка, взаимопроверка.

Рис. 1. Качество знаний учащихся по русскому языку за последние 3 года

Учебный год Класс Предмет Успеваемость в % Качество знаний
в %
2019 - 2020 1 Русский язык 100
2020 – 2021 2 Русский язык 100 100
2021 - 2022 3 Русский язык 100 100

Рис. 3. Качество знаний учащихся по русскому языку за последние 3 года



Таким образом, на основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:
I. Были выявлены наиболее эффективные условия для развития орфографической зоркости учащихся:
1. Моделирование орфографических понятий и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм.
2. Целенаправленное систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их.
II.Комплексное применение их на практике позволило повысить качество знаний по русскому языку.
III. Учащиеся класса значительно отличаются интеллектуальной активностью.
IV. Были разработаны:
1. Дидактический материал по русскому языку для 1 -3 классов (разрезные карточки).
2. Разработан комплекс разноуровневых заданий для классной и домашней работы в 1 – 3 классах по основным темам программы по русскому языку.
3. Разработаны уроки по русскому языку для 1-3 классов.
4. Разработаны олимпиадные задания для 1 - 4 классов по русскому
языку.
Ученики данного класса имеют хорошие знания, которые они не привыкли получать в готовом виде. Они являются активными участниками процесса обучения.
Задача учителя начальных классов – максимально использовать на своих уроках разнообразные методы и приёмы обучения, чтобы обеспечить каждому ученику положительный опыт сотрудничества с русским языком, создали положительный психологический эмоциональный настрой.

Список литературы:
1. Львов, М.Р. Правописание в начальных классах: Пос. для учителей. М., 1998.

2. Разумовская , М.М. Методика обучения орфографии в школе: Кн. Для учителя. М., 1996.

3.Булохов, В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся// Начальная школа. – 1991.-№1.- с.23

4.Алгазина, Н.Н. Формирование орфографических навыков. М., 1987.

5.Жедек, П.С. Методика обучения орфографии// Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под ред. М.С. Соловейчик.

6. Граник, Г.Г. Психологические закономерности формирования орфографической грамотности // Вопросы психологии. 1995. №3.

7.Арсентьева , М.О. О развитии орфографической зоркости младших школьников. Начальная школа.- 2005.-№4. – с.28.

8. Савельева, Л.В. Методика формирования обобщенных орфографических знаний и умений в условиях индивидуализации и дифференциации обучения// Методические основы языкового образования литературного развития младших школьников/ Под ред. Т.Г. Рамзаевой. М., 2000.

9.Репкин, В.В. Формирование орфографического навыка как умственного действия// Вопросы психологии. – 2000.- №2.

10. Разумовская, М.М. Основные направления в обучении орфографии// Преемственность и перспективность в обучении русскому языку. – М.: Просвещение,1999.

11. Дебашина ,В.К. Самостоятельная работа учащихся на уроках
русского языка в условиях развивающего обучения // Начальная школа. 2003. №7.

12.Жиренко, О.В., Гайдина, Л.И. Учим русский с увлечением. М., 2005.

13. Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения. М., 1999.
В современной педагогической литературе работу в малых группах называют педагогикой сотрудничества. Вот описание некоторых методов, которые я использую у себя на уроках
«Ажурная пила» - метод обучения, разработанный профессором Э. Аронсом в 1978 году, состоит в том, что учащиеся выступают в роли учителя, передавая друг другу усвоенную информацию. Учебная деятельность осуществляется в группах по 6 человек для работы над определёнными фрагментами учебного материала, объединенного в логические и смысловые блоки. Каждый член группы работает со своим фрагментом. Затем изучавшие один и тот же вопрос в разных группах встречаются и обмениваются информацией. Такой обмен информацией называется «встречей экспертов». После этого «эксперты» обучают членов своих групп тому, что узнали. В свою очередь другие члены группы докладывают свою часть задания (как зубцы одной пилы). А поскольку освоить изучаемый материал и получить целостное представление об изучаемом явлении можно, лишь внимательно слушая товарища по группе, то учащиеся заинтересованы в том, чтобы каждый добросовестно выполнил свою часть работы. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может предложить любому члену группы любой вопрос по теме.
«Вертушка» - учащиеся работают в группе из четырёх человек разного уровня обученности. После объяснения учителем нового материала, учащиеся закрепляют его, работая в группе. Группам даётся определённое задание, необходимые опорные материалы. Задание даётся либо по частям (каждый ученик работает над своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный, либо слабый). Выполнение любого задания комментируется учеником вслух и контролируется всей группой. По окончании работы учащимся предлагаются индивидуальные тесты, учащиеся сами проверяют свои знания.
Орфограммы, изучаемые в начальной школе.
Название орфограммы Примеры
1. Заглавная буква в начале предложения Скоро пойдёт дождь.
2. Заглавная буква в именах собственных Нева, Наташа, Москва
3. Буквы и, у, а после букв, обозначающих шипящие согласные звуки Этажи, чаща
4. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных Печка, мощный, мечта
5. Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова (проверяемые) Диво – удивительный
Стены – стена
6. Буквы для обозначения парных звонких и глухих согласных в корне слова (проверяемые) Клювик – клюв
Шкафы - шкаф
7. Буквы для обозначения непроизносимых согласных в корне слова (проверяемые) Счастье – счастливый
Вкус – вкусный
8. Непроверяемые гласные и согласные буквы в корне слов Класс, вокзал, чувство
9. Разделительные ъ и ь Шью, съел
10. Раздельное написание предлогов и слитное написание приставок Поехать по дороге
Увидеть у них
11. Гласные и согласные буквы в приставках Пошёл, подпрыгнул
12. Мягкий знак на конце имён существительных после букв, обозначающих шипящие согласные Дочь – ж.р.
Врач – м.р.
13. Буквы для обозначения безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных Стоял на площади
14. Буквы для обозначения безударных гласных в падежных окончаниях имён прилагательных На небе (каком?) ясном
15. Не с глаголами Не был
16. Мягкий знак на конце глаголов 2 – го лица ед. ч. Читаешь
17. Буквы для обозначения безударных гласных в личных окончаниях глаголов Ученик пишет
Мальчик видит
18. Буквы для обозначения безударных гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени Солнце светило
19. Буквы для обозначения безударных гласных в суффиксах глаголов прошедшего времени Таять – таял
20. Перенос слов Май – ка, ран - ний
Просмотров: 179 | Добавил: Lena390 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы "ВКонтакте"

Поиск

Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться
с планами нашего портала

Афоризм дня
Нам хорошо иногда, Богу - всегда.
/Аристотель/


Реклама

Рейтинг@Mail.ru
"Методсовет" © 2010 - 2024
My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы