проектная деятельность младших школьников - 10 Марта 2016 - Дневник - Методсовет
  Вторник | 06.12.2016 | 18:57
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Категории раздела
Личный дневник
Портфолио

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 10
Пользователей: 1
galinka29031966

Наша кнопка

Методсовет


 Дневник 
Главная » 2016 » Март » 10 » проектная деятельность младших школьников
21:01
проектная деятельность младших школьников
ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Абстракт 3
2.Введение 4
3.Исследовательская часть 5
История возникновения театра 5
Театральное искусство Казахстана 5
Театральная игра и виды театрального искусства 6
Ритмопластика 8
Культура техники речи 9
Значение и место декораций в театральной постановке 9
Работа над спектаклем 10
Словарь театральных терминов, театральные жесты 12
Мой дебют на большой сцене 14
4.Заключение 15
5.Список использованной литературы 16
6. Отзыв 17

Абстракт
Цель работы: Выявить какую пользу в нашей жизни приносит театральное искусство.

Задачи:
1. Познакомиться с историей возникновения театра
2. Ознакомиться с различными видами театра и поэтапно освоить различных виды творчества (театральная игра, ритмопластика, культура речи, жесты), познакомиться с театральными терминами.
3. Составить алгоритм работы с пьесой.
4. Доказать верность формулы: теория+практика=дебют на большой сцене.

Гипотеза: предположим, что занятия театральным искусством вызывает у людей положительные эмоции. Действительно, ли театр - это здорово!

Методы исследования: изучение литературы и сведений в интернете по теме, опыт и наблюдение, формирование предположения.

Предмет исследования: искусство
Объект исследования: театр
Новизна исследования: Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. С помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит младших школьников воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.

Основные выводы:
1. История возникновения театра корнями уходит в глубокую древность
2. Различаются несколько видов театра (драматический, оперный, кукольный, балет, музыкальные комедии, народный балаганный театр).
3. В театральной постановке необходимо владение ритмопластикой, культурой речи, жестами, так же в театре существуют свои термины.
4. Выделили алгоритм работы над постановкой.
5. В РК функционирует 50 театров и в г. Астане строится новый сверхсовременный театр.
Практическое применение работы: театральная деятельность в начальной школе (кружковая работа).

Введение
Огромную, ни с чем несравнимую радость, доставляет детям театр, его таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное настроение. Дети, особенно младшего школьного возраста, очень впечатлительны и поэтому легко поддаются эмоциональному воздействию – сочувствию добрым героям, переживаниям за победу добра над злом. Ведь в силу развитого у детей образно-конкретного мышления спектакль, поставленный по любимой сказке, поможет ярче и правильнее воспринять её главную идею и настроение. Даже художественное слово, прочитанная по ролям сказка, простой театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово и музыка. Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь наших детей бывает скудна и невыразительна.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. С помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.




История возникновения театра
Всё началось в первобытном обществе, когда человек полностью зависел от непонятных ему сил природы. Смена времен года, неожиданные холода, неурожай, пожары, болезни – всё приписывалось сверхъестественным силам, которые надо было расположить к себе. Одним из верных способов достижения успеха была магия или волшебство. Оно состояло в том, что перед началом любого труда разыгрывалась сценка, изображающая успешное завершение этого процесса. Участники этих представлений использовали сложную пантомиму, сопровождая ее пением, музыкой и танцами. И в этих обрядовых действиях уже начали проявляться элементы современного театра…
В Древнем Египте уже в конце третьего тысячелетия до н.э. ежегодно при храмах устраивались театральные сценки о покровителе земледельцев и ремесленников – боге Осирисе.
В Греции издавна были распространены обряды карнавального типа в честь сельских богов. Большую роль в развитии греческого театра сыграл культ бога Диониса. Эти представления состояли из трех трагедий и трех комедий. Театры сооружались под открытым небом и были огромных размеров. Актёрами были только мужчины, которые играли и женские роли. Персонажи комедий должны были вызывать смех, поэтому маски, в которые облачались актёры, имели приплюснутые носы, оттопыренные губы и выпученные глаза. В Греции были также популярны зрелища народного театра, которые назывались мимами. Мим – это небольшая сценка бытового или сатирического характера, в которой изображались и рыночные воришки, и мифологические герои. В них выступали не только мужчины, но и женщины, и в этих театральных постановках актёры выступали без масок.
Театр Древнего Рима – это зрелище, предназначенное в основном для развлечения публики. А актёров считали людьми самых низших сословий, но некоторые актеры достигли всеобщего уважения.
Театр Эпохи Возрождения, это спектакли были жизнерадостные, насыщенные острой сатирой и сочным юмором. Театральные зрелища устраивались на площадях, на деревянных подмостках, вокруг которых всегда была большая толпа народа. Театры начали сосредотачиваться в крупных промышленных и культурных городах. В тот же период происходит деление театра по видам. Опера, например, возникла на рубеже 16-17 века, балет с середины 18 века, оперетта с середины 19 века. Особенностью драматургии этой эпохи театра было присутствие высокого героического начала, разделение понятий на добро и зло, свободного перехода от возвышенного к низменному, от трагического к комическому.
Эпоха Возрождения и дала толчок к дальнейшему развитию театра и приближению его к тому, который мы знаем сейчас.

Театральное искусство в Казахстане
Началось в 1926 г. спектаклем «Енлик-Кебек» по пьесе М. Ауэзова (г. Кызылорда). В 1928 г. театр был перебазирован в г. Алматы. В 1930-е гг. казахские театры возникли в ряде областных центров. В 1933 г. сформирован Русский театр драмы в г. Семипалатинске, вскоре переведенный в Алматы. Там же в 1934 г. открылся Уйгурский театр, в 1937 г. – Корейский (в Кызылорде), в 1935 г. в Алматы – Театр кукол. В 1944 г. там же – ТЮЗ. 1960-90-е гг. – эпоха самых ярких спектаклей в Казахском театре драмы им. М. Ауэзова (гл. режиссер – народный артист СССР А. Мамбетов): «Укрощение строптивой» У. Шекспира с Х. Букеевой и Ш. Аймановым (Катарина и Петруччио), «Материнское поле» Ч. Айтматова с С. Майкановой (Толганай), «Кабала святош» М. Булгакова с Н. Жантуриным (Мольер).
Казахский академический театр оперы и балета им. Абая открылся в г. Алматы в 1934 г. Первая в Казахстане опера была поставлена в 1936 г. С тех пор написано около 50 опер и балетов. В 2000 г. оперой М. Тулебаева «Биржан и Сара» началась биография Национального театра оперы и балета им. К. Байсеитовой в г. Астане – самом молодом музыкальном театре страны.
На сегодняшний день в Казахстане функционирует 50 театров, в том числе 9 подведомственных Министерству культуры Республики Казахстан: 2 театра оперы и балета, 2 драматических театра, 2 театра для детей и юношества и 3 национальных театра. В г. Астане строится новый, суперсовременный театр оперы и балета на 1200 мест.

Театральная игра и виды театрального искусства
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…»
А.С.Макаренко.
ТЕАТР (от греч. theatron – места для зрелища, зрелище), основной род зрелищного искусства. Родовое понятие театра подразделяется на виды театрального искусства: драматический театр, оперный, балетный, театр пантомимы и т.д.
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игра - один из главных элементов театрального искусства, и одна из ее форм - театрализованные игры.
Театрализованные игры как разновидность сюжетно – ролевых игр сохраняют типичные признаки, содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Он же является опорой для творчества педагога и детей. Каждая тема может быть разыграна в нескольких вариантах.
Театрализованные игры разыгрываются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого содержание стихотворения, рассказа, сказки. В сказке образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия четко сменяют одно другое. Особенно интересны сказки, где действующие лица – звери. Роли зверей служат прекрасным поводом для освобождения, раскрепощения мышц. Нам легче представить себя зайкой, собачкой и т.д.
В представлениях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создается возможность воспроизводить содержание по ролям.
Важно правильно подобрать художественное произведение, чтобы оно заинтересовало, вызвало сильные чувства и переживания, имело занимательно – развивающийся сюжет. В нем должно быть несколько “сквозных” героев наряду с героями эпизодическими, активно участвующих в происходящих событиях. Необходимо и наличие диалогов.
Театрализованные игры включают в себя игры – драматизации, которые основаны на соответствующих действиях исполнителя роли, который использует свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх – драматизациях, школьники как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Большой интерес детей к играм – драматизациям объясняется тем, что их привлекает изображение людей, смелых и искренних, мужественных и отважных, сильных и добрых.
Игра – драматизация оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
Театрализованные игры всегда радуют, смешат детей, пользуются у них неизменной любовью, так как они видят окружающий мир через образы, краски, звуки.
Импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. Каждый участник изобразит ее по-своему.
Тематика и содержание театральных постановок имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это честность, отзывчивость, доброта, смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной постановки оказывать влияние на детей. С удовольствием перевоплощаясь в любимый образ, дети добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты.
Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.
Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Как известно совершенствование произвольной памяти у младших школьников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач естественно возникает в игровой деятельности. Особенно, если ребенку интересно то, что необходимо запомнить, в данном случае его роль – образ выбранного героя.
Четкая постановка задачи, разнообразие и умелая организация игровой деятельности педагогом способна направить ее в определенное развивающее русло. Так, например, вместо уже привычной инсценировки литературного произведения можно предложить детям инсценировать, изобразить отдельные эпизоды прочитанного произведения, например такие, которые подробно в тексте не описываются, не раскрываются. Детям необходимо продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем – проиграть. В другом случае можно предложить выбрать по желанию любой понравившийся ребенку эпизод и разыграть его молча. Задача зрителей – угадать эпизод, догадаться, о чем идет речь. Можно сопровождать свои выступления, показы музыкальными фрагментами. Нужно предлагать участникам игр меняться ролями, чтобы каждый мог прочувствовать не только своего персонажа, выбранного согласно со своими внутренними симпатиями, но и других персонажей, с другими качествами, характерами и поведением, для того чтобы лучше понять и всесторонне оценить проблему, поставленную в произведении.
Все эти приемы стимулируют развитие мышления, фантазии, воображения, умение анализировать увиденное и прочитанное, умение переживать и сопереживать, обогащает детей художественными средствами передачи образа.

Ритмопластика
Ритмопластика - развитие естественных психомоторных способностей учащихся, обретение ими гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений с помощью комплексных ритмических, музыкальных, пластических игр и упражнений. Ритмопластика «Танец доступен всем!», «Движение – жизнь!»
Ритмопластика - является музыкально-ритмическим психотренингом, развивающим у ребёнка внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, развивает музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку, ощущение свободного и сознательного владения телом.
Тело человека может быть или его лучшим другом, или злейшим врагом. Прежде чем начинать творить ,надо привести в порядок мышцы, чтобы они не сковывали свободу действия.
Режиссер Ф.Ф. Комиссаржевский отмечал, что «не только органы речи, звуки и мышцы лица актера, но и все его тело должно быть технически приспособленным для выражения переживаний; тем более — тело, потому что его положения и движения выражают после музыки наиболее обобщенно и более сжато и четко, чем слово, внутреннее состояние человека; кроме того, тело отражает внутренние эмоции прежде, чем они на ходят выражение в слове или звуке».

Культура техники речи
Это набор игр и упражнений, направленных на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией, учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Значение и место декораций в театрализованных постановках
Одновременно с работой над текстом идет изготовление декораций, бутафории, реквизита.
Изготовление декораций – труд творческий, коллективный. Необходимо, чтобы оформление соответствовало содержанию спектакля, и было выполнено художественно. По форме все предметы должны быть просты и выразительны, краски определенного тона, хорошо заметны детали.
Правильный отбор правдивых выразительных деталей делает оформление компактным, лаконичным и помогает создавать жизненную обстановку на сцене.
Громоздкие декорации, костюмы, грим задерживают ритм композиции, тормозят, мешают непрерывному развертыванию сценического действия, вызывают неоправданные паузы, а это, в свою очередь, приводит к спаду внимания зрителей, расхолаживает их, снижает качество восприятия композиции. В их назначении, форме, цвете и т. п. должны найти отражение особенности времени, быта, вкуса героев спектакля, а в самом их отборе – отношение детей к тому, чем живут люди, которых они играют.
Лаконичное, условное, но характерное оформление, правдивость деталей в костюмах, одним словом, все, что подчеркивает положение героев, эпоху, время, - повышает качество восприятия композиции зрителями, будит их ассоциативное мышление и воображение.
Декорации могут обойтись и без реальных предметов на сцене. Тогда условная среда существования героев организуется с помощью занавесей, ширм, объемных конструкций и т.п. Их форма, цвет, композиция должны быть подчинены художественным целям спектакля.
Вначале находится общее цветовое решение всего спектакля, а затем детально разрабатывается каждый эскиз. Работая над цветовым решением, нужно не забывать о том, что каждая пьеса решается по-разному. Если это комедия, то декорации в ней будут по цвету яркими, веселыми. Пьеса драматического плана по цвету может быть яркая, но содержательная, а лирическая пьеса будет совсем другая, чем комедия или драма.
Делая костюмы, нужно стремиться к тому, чтобы у каждого героя был свой основной цвет костюма, который помогал бы раскрытию его характера. В одинаковые костюмы одеваются персонажи, играющие войско, стражу, слуг и т. д.
В костюмах не следует допускать неоправданной простоты, которая будет утомлять зрителей, не нужны также всякие мелкие детали ( пуговки, бантики, складочки), их все равно не будет видно.
Костюм дополняет образ, но он не должен стеснять ребенка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отличительные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т. д.
Музыка в спектакле занимает большое место. Не следует пренебрегать выразительными возможностями музыки и других, умеренно используемых звуковых эффектов. Дело не только в том, что музыка способна помочь юным актерам настроиться на нужный эмоциональный лад, частично восполнить в восприятии зрителей недостатки их игры. Она украшает спектакль, помогает более яркому и полному восприятию, создавая необходимое настроение.
Музыка в спектакле должна возникать не часто (за исключением особых его музыкальных жанров). Ее назначение – акцентировать важнейшие моменты действия и усиливать необходимое по ходу его развития настроение. Музыка может звучать непосредственно на сцене и предстать в качестве конкретного проявления быта героев спектакля (радио, магнитофон и т. п.), а может сопровождать спектакль, находясь как бы вне его, над ним, служить своеобразным авторским комментарием к действию.
Технические средства являются второстепенным по отношению к слову, но они помогают глубже раскрывать содержание, усиливают эмоциональное воздействие слов на зрителей.

Работа над спектаклем
Создание спектакля — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности.
Выделяют десять основных этапов работы над спектаклем:
1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.
2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях;
7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.
8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. На значение ответственных за смену декораций и реквизит.
9. Премьера спектакля.
10. Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, стенда или альбома с фотографиями.
Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором. Готовя инсценировки по народным сказкам или по авторским сказкам писателей, мы проводим беседу о жизни и быте людей много лет назад, о том, во что они одевались, чем питались, какие обычаи соблюдали, как общались между собой. Рассказ взрослого, художественные иллюстрации, прослушивание музыкальных произведений. Знакомые фильмы помогают почувствовать атмосферу сказочных событий. Это расширит кругозор, активизирует познавательный интерес.
Очень полезно для развития воображения, умения фантазировать предлагать детям сочинять жизнь героев до начала пьесы, помогая разнообразными вопросами.
Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды. Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга и придумывают им название.
Третий этап — это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов становятся самые активные дети, но постепенно надо стремиться, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива.
Четвертый этап — знакомство детей с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать в спектакле.
Яркие музыкальные образы, помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизируют движения под музыку, самостоятельно отмечают наиболее удачные находки. Затем они двигаются, превращаясь в какой-либо конкретный персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом.
Пятый этап — это постепенный переход собственно к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, т.е. один и тот же текст звучит много раз, это позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. В этот период уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, почему, зачем) и подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (Для чего? С какой целью?). Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее.
Шестой этап начинает собственно работу над ролью.
Добиваясь вы разительности и четкости речи, надо выявлять речевые характеристики героев. Кто-то говорит плавно, растягивая слова, другой — очень быстро, эмоционально, третий — медленно, уверенно, четвертый — сварливо, пятый — сердито и т.д.
Седьмой этап — репетиция отдельных картин. Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга.
Восьмой этап — самый непродолжительный по времени. В этот период проходят репетиции всей пьесы целиком. Если до этого дети действовали в условных декорациях, с условны ми предметами (большие кубы, стулья, палки, платочки, флажки), то теперь используются подготовленные для спектакля декорации, бутафория и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогают в создании образа.
Репетиция идет с музыкальным сопровождением, происходит уточнение темпоритма спектакля.
Девятый этап — премьера спектакля — является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах. Премьера — это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя за висит успех спектакля.
Десятый, заключительный, этап — это повторные показы спектакля.
Работу над постановкой и каждый спектакль мы фиксируем (стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозапись).

Словарь театральных терминов
Актер — деятельный, действующий (акт — действие).
Антракт — промежуток между действиями спектакля.
Аплодисменты — одобрительные хлопки.
Артист — художник (умение, мастерство).
Афиша — объявление о представлении.
Балет — вид театрального искусства, где содержание передается без слов: музыкой, танцем, пантомимой.
Бутафория — предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках (посуда, оружие, украшения).
Грим — подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.п.) внешности, необходимой актеру для данной роли.
Декорация (лат.) — украшение; художественное оформление действия на театральной сцене (лес, комната).
Диалог — разговор между двумя или несколькими лицами.
Драма — сочинение для сцены.
Жест — движения рук, головы, передающие чувства и мысли.
Кулисы — вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.
Мимика — мысли и чувства, передаваемые не словами, а лицом, телодвижением, выражение лица, отражающее эмоциональное состояние.
Монолог — речь одного лица, мысли вслух.
Опера — музыкально-драматический спектакль, в котором артисты не разговаривают, а поют.
Парик — накладные волосы.
Режиссер — управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.
Реквизит — вещи подлинные или бутафорские, необходимые актерам по ходу действия спектакля.
Репертуар — пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени.
Репетиция — повторение, предварительное исполнение спектакля.
Реплика — фраза действующего лица, вслед за которым вступает другое действующее лицо или происходит какое-либо сценическое действие.
Театр — место для зрелищ.
Фойе — помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.

ЖЕСТЫ
Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания, социальных и национальных особенностей. Добиваясь того, чтобы дети на сцене не были похожи на роботов или деревянных кукол, приходится много работать над выразительностью движений, жестов, поз, мимики. При этом надо стремиться, чтобы в любом движении ребенка участвовало все тело. Жест не должен быть самоцелью: он лишь досказывает то, что невозможно в данной ситуации объяснить словами. Жест может быть оправдан на сцене лишь в том случае, когда он вызывается внутренней потребностью, выражает определенные чувства по отношению к окружающим.
ИДИ СЮДА. Вытянуть руку вперед с повернутой вверх ладонью, а затем махнуть «к себе».
УХОДИ. Согнуть руку перед грудью, кисть повернута ладонью «от себя», махнуть рукой «от себя».
СОГЛАСИЕ. Кивнуть головой один или два раза (утверждающий).
НЕСОГЛАСИЕ. Покачать головой из стороны в сторону (отрицающий).
ПРОСЬБА. Рука вытянута вперед с повернутой вверх ладонью. Тяжесть тела переносится на переднюю часть стоп. Шея и корпус направлены вперед.
ОТКАЗ. Рука вытянута вперед с вертикально поставленной кистью. Ладонь повернута «от себя», корпус наклонен назад, голова повернута в сторону.
ПЛАЧ. Закрыть лицо руками, наклонить голову вперед вниз, приподнять плечи, плечи вздрагивают.
ЛАСКА. Поглаживать по плечу мягко, нежно, заглядывая в глаза.
КЛИЧ. Ладонь прикладывается «рупором» к приоткрытому рту, корпус подается в сторону посылаемого «звука».
ПРИВЕТСТВИЕ. Правая рука поднята вверх, маховые движения кистью из стороны в сторону.
ПРОЩАНИЕ. Глаза устремлены на уходящего, корпус на клонен вперед; плавные маховые движения кистью поднятой правой руки.
ПРИГЛАШЕНИЕ. Правая рука отводится в сторону, ладонь раскрывается, голова поворачивается за рукой.
БЛАГОДАРНОСТЬ. Сложенные вместе ладони прижаты к груди, локти расставлены в стороны, голова наклонена вперед.
НЕГОДОВАНИЕ. Возмущение: «Да что же это такое!».
НЕ ЗНАЮ. Приподнять плечи, руки слегка разведены, ладони раскрыты.
Жестом можно также передать восхищение и удивление, он может быть отстраняющим и повелевающим. С его помощью можно предложить детям охарактеризовать предмет по размеру и форме.
Жестом можно также передать восхищение и удивление, он может быть отстраняющим и повелевающим. С его помощью можно предложить детям охарактеризовать предмет по разме¬ру и форме.

Театральный дебют
Наш театральный кружок «Арлекин» принял участие в республиканском фестивале детских театральных коллективов «Мельпомена 2012» в г. Кокшетау. Ежегодный фестиваль нацелен на воспитание духовного мира детей, нравственности, культуры чувств, любви к Родине и приобщении к богатству национальной культуры, культуры человечества. На фестивале по мимо просмотра спектаклей проводились тренинги и мастер-классы, работа экспериментальных творческих мастерских и различные досуговые программы.
В г. Кокшетау, на большой сцене Акмолинского областного русского драматического театра состоялся дебют . Мы представляли на суд зрителей театральную постановку по мотивам арабской сказки «Волк - ябедник». страх перед сценой, перед зрителями проходит в тот момент когда начинаешь игру, вживаешься в роль. И вот результат, мы заняли 3 почетное место в республиканском конкурсе и были награждены Дипломом третьей степени, дипломом признания заслуг и нашему коллективу вручили сертификат, о том, что мы приняли участие в фестивале посвященном Дню Первого Президента и Дню Независимости Республики Казахстан и прошли мастер - класс по режессуре и основам сценического мастерства. а так же памятный подарок.

Заключение
История возникновения театра корнями уходит в глубокую древность. Всё началось в первобытном обществе, когда человек полностью зависел от непонятных ему сил природы. Смена времен года, неожиданные холода, пожары, болезни – всё приписывалось сверхъестественным силам, которые надо было расположить к себе. Одним из верных способов достижения успеха была магия или волшебство. Оно состояло в том, что перед началом любого труда разыгрывалась сценка, изображающая успешное завершение этого процесса. Участники этих представлений использовали сложную пантомиму, сопровождая ее пением, музыкой и танцами. И в этих обрядовых действиях уже начали проявляться элементы современного театра… Эпоха Возрождения и дала толчок к дальнейшему развитию театра и приближению его к тому, который мы знаем сейчас.
Театр(от греч. theatron – места для зрелища, зрелище), основной род зрелищного искусства. Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Я узнала, что различаются несколько видов театра (драматический, оперный, кукольный, балет, музыкальные комедии, народный балаганный театр).
Занимаясь в театральном кружке «Арлекин», я поняла, что для театральной постановки необходимо владение своим телом т.е. необходимы занятия ритмопластикой. Немаловажное место занимает культура техники речи – актеру необходимо развивать связную речь, чёткую дикцию, разнообразные интонации, произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас. Для того чтобы театральная постановка выглядела естественно, а не как роботы или деревянные куклы, исполнитель роли должен владеть своими жестами. Жест досказывает то, что невозможно объяснить словами.
Создание спектакля – очень увлекательное и полезное занятие. Исходя из практики, я заметила, что есть определенные этапы работы: 1) Выбор пьесы, 2) обсуждение.3) Деление пьесы на эпизоды и пересказ. 4)Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев 5)Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. 6) Репетиция отдельных картин 7)Репетиция всей пьесы целиком. 8)Премьера.
Занимаясь театром, я познакомилась с новыми словами - театральными терминами: афиша, грим, кулисы, реплика, фойе и т.д.
В интернете я узнала, что на сегодняшний день в Казахстане функционирует 50 театров: 2 театра оперы и балета, 2 драматических театра, 2 театра для детей и юношества и 3 национальных театра. В июле Астане появится суперсовременный театр оперы и балета на 1200 зрительских мест.
Страх перед сценой, перед зрителями проходит в тот момент, когда начинаешь игру, вживаешься в роль. Аплодисменты и дружеские улыбки поддерживают и прибавляют сил. Отсюда следует вывод: «Театр – это здорово!»

Список использованной литературы

1. Э. Г. Чурилова, Методика и организация театрализованной деятельности младших школьников: программа и репертуар. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
2. Горбачев И. А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.
3. Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2001.
4. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. –Театральные игры в школе. –М., 2001.
5. Куликовская т.А. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003

Отзыв
проекта по театральному искусству учащейся 4 класса Есильской
СШ им. А.С.Макаренко Урмановой Елены
«Театр – это здорово!»

В своем проекте Урманова Елена глубоко изучает театральное искусство. Начинает изучение с истории возникновения тетра, которая корнями уходит в первобытное общество, знакомится с видами театральной игры и театрального искусства, выявляет алгоритм работы над спектаклем. Рассматривает значение и место декораций в театральной постановке, отмечает значение культуры техники речи и владение жестами. В своем проекте Лена рассматривает также развитие театрального искусства в Казахстане, от истоков до нового, строящегося в г. Астане сверхсовременного театра.
Для выполнения поставленной задачи проведен анализ исторических материалов, изучена литература по теме работы, проведен анализ собранной информации, классификация и синтез. А так же успешное применение полученных знаний в театральной постановке и дебют на сцене Акмолинского областного русского драматического театра.
Актуальность данной темы заключается в той огромной, ни с чем несравнимой радости, которой доставляет детям театр, его таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное настроение. Дети, особенно младшего школьного возраста, очень впечатлительны и поэтому легко поддаются эмоциональному воздействию – сочувствию добрым героям, переживаниям за победу добра над злом. Ведь в силу развитого у детей образно-конкретного мышления спектакль, поставленный по любимой сказке, поможет ярче и правильнее воспринять её главную идею и настроение. Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь наших детей бывает скудна и невыразительна. С помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Данная работа найдет практическое применение, будет являться дополнительным материалом для внеклассной работы, театрального кружка «Арлекин».

Руководитель: Сопрович Е. В.
Категория: Личный дневник | Просмотров: 319 | Добавил: zh-zh-zh | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы "ВКонтакте"

Поиск

Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться
с планами нашего портала

Афоризм дня
Если бы я мог предвидеть все, что вывели из результатов моего опыта, я уверен, что никогда бы его не сделал.
/А. Майкельсон/


Реклама

Рейтинг@Mail.ru
"Методсовет" © 2010 - 2016
My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы