Главная » 2014»Ноябрь»9 » Применение интеллект- карт на урок английского языка
14:41
Применение интеллект- карт на урок английского языка
Применение интеллект карт на уроке английского языка Пространственно-временные изменения современного мира существенно влияют на способы модернизации и оптимизации образовательного процесса. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается, а значит, кардинальные сдвиги должны произойти и в ее усвоении. Стало уже общепринятым утверждение, что сегодня уже не столь важно дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Не случайно, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные– универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». По мере становления личностных действий ребенка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что приводит к изменению характера его общения и Я-концепции. Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, однако, их формированию уделяется недостаточное внимание, хотя именно познавательные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира. Как известно, ядром рационального познания мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ. Именно предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, должен приучать детей к целостному интегральному рациональному постижению окружающего мира, готовить их к освоению основ знаний в основной школе. Однако несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно получать, анализировать, систематизировать и хранить приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Данные умения называются познавательными учебными действиями.Современная педагогическая литература, методики преподавания, образовательные технологии предлагают учителю большой выбор способов формирования универсальных учебных действий. Однако на практике обнаруживается отсутствие целостного подхода к выбору оптимальных приемов для обеспечения успешной адаптации и развития высокого уровня учебных действий младших школьников. По Бьюзену Т.,«интеллект-карта»– это графическое выражение процесса радиального мышления. Проще говоря, интеллект карта – это инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.Интеллект-карта характеризуется тремя основными свойствами: • Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом. • Привлекательность. Интеллект-карта должна быть яркая, красочная, чтобы рассматривать ее было не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт". • Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается. Правила создания интеллект-карт: • Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д. • Основная идея, проблема или слово располагается в центре. • Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет. • Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями. • Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). • Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. • Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. • Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. Бесплатные программы: Программа Описание 1. FreeMind Одна из самых распространенных, бесплатных программ по построению ментальных карт.
Преимущества: - интуитивно понятное управление; - наличие основных функциональных возможностей для построения Mind Maps; - возможность сохранять карту в различных форматах (jpeg, pdf, html и др.).
Особенности: - необходимо перед инсталляцией программы установить Java; - невозможно прикреплять документы и файлы к веткам; - графические элементы достаточно низкого качества, однако можно прикреплять собственные. 2. The Personal Brain Компания "The Brain" выпускает 4 программных продукта, из которых лишь данный является бесплатным. Преимущества: - в полной мере задействуется пространственное мышление, можно смотреть на карту в различных плоскостях, это главное преимущество; - к топикам можно прикреплять файлы (в любых форматах), папки и ссылки; - удобно создавать каталог картинок: при наведении на иконку прикреплённой к топику картинке, она увеличивается до своего натурального размера. Особенности: - собственная библиотека графических элементов отсутствует; - нельзя увидеть в одном пространстве полностью все уровни карты, для этого нужно перемещаться по карте. 3. XMind
Бесплатная программ по созданию ментальных карт. Достаточно зарегистрироваться на сайте, заполнив небольшую форму. Преимущества: - После регистрации на сайте можно выкладывать свои карты на одноименном интернет-ресурсе. - За небольшую плату можно получить дополнительные возможности: аудио заметки, совместное использование карты, информацию о задачах, фильтрацию, режим презентации. Особенности: - В бесплатной версии отсутствие конвертации файлов в pdf, текстовый документ, PowerPoint, MindManager. 4. Free Mind Map - Freeware Бесплатная программа для рисования ментальных карт, отличается от своих аналогов тем, что построена на векторной графике. Построение ментальных карт в данной программе напоминает сборку конструктора: в любую часть рабочего пространства можно добавить картинку, стрелку, топик. Преимущества: - Много вариантов дизайна графических элементов (стрелки, топики, линии, фон) - Большой простор для творчества, т.к. элементы можно добавлять в любую часть рабочего пространства. - Можно при помощи "карандаша" рисовать линии любой формы и размера, и подписывать их. Особенности: - Любой векторные редактор отличается от привычной работы с растровыми изображениями. - Если нет опыта работы с векторной графикой, какое-то время нужно будет потратить на то, чтобы привыкнуть.