Главная » 2021»Ноябрь»1 » Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений обучающихся
18:42
Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений обучающихся
Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений обучающихся
В соответствии с ФГОС портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений обучающихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования. В образовательной программе НОО МАОУ СОШ №20 определено, что в систему оценивания планируемых результатов освоения программ, включено использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе портфолио. В образовательной программе ООО МАОУ СОШ №20 определено, что портфолио представляет собой процедуру оценки динамики учебной и творческой активности обучащегося, направленности, широты или избирательности интересов, выраженности проявлений творческой инициативы, а также уровня высших достижений, демонстрируемых данным обучающимся. Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее: • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; • развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся; • формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Основной смысл портфолио для ученика: "Показать все, на что ты способен". Что же представляет собой портфолио? Структура портфолио Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности. 1) Титульный лист - содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. 2) «Мой мир» Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. 3) «Моя семья» здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье. 4) «Мои увлечения» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. 5) «Моя учеба» - в этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами. 6) «Мое творчество» - в этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. 6) «Мои достижения» - здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке. Критерии оценки индивидуальных достижений обучающихся (ученическое портфолио) Раздел Индикатор Баллы Оценка Титульный лист Красочность оформления, правильность заполненных данных, Эстетичность, наличие фото 5 баллов – индикатор полностью соответствует требованиям; 3 балла – незначительные замечания; 1 балл – значительные замечания. «Мой мир» Красочность оформления, правильность заполненных данных, Эстетичность, наличие фото, рисунков 5 баллов – индикатор полностью соответствует требованиям; 3 балла – незначительные замечания; 1 балл – значительные замечания. «Моя семья» Красочность оформления, правильность заполненных данных, Эстетичность, наличие фото, рисунков 5 баллов – индикатор полностью соответствует требованиям; 3 балла – незначительные замечания; 1 балл – значительные замечания. «Мои увлечения» Красочность оформления, правильность заполненных данных, Эстетичность, наличие фото, рисунков 5 баллов – индикатор полностью соответствует требованиям; 3 балла – незначительные замечания; 1 балл – значительные замечания. «Моя учеба» Правильно заполненная таблица, наличие проектов, творческих работ и т.д. 5 баллов – от 5 и больше работ по каждому предмету; 3 балла – 3-4 работы по каждому предмету; 1 балл – менее 3-х работ по каждому предмету. «Мое творчество» Наличие рисунков, фото объемных поделок, творческих работ 5 баллов – от 5 и больше работ по каждому предмету; 3 балла – 3-4 работы по каждому предмету; 1 балл – недостаточная информация о творчестве обучающегося. «Мои достижения» Наличие грамот, дипломов, свидетельств, удостоверений и т.п. 5 баллов – наличие грамот, свидетельств, дипломов, удостоверений и т.п .(от 5 и больше) 3 балла – наличие грамот, свидетельств, дипломов, удостоверений и т.п .(3-4) 1 балл – недостаточная информация, грамот, свидетельств, дипломов, удостоверений и т.п .(1-2)
Требования и нормы, регулирующие построение и действие портфолио. 1. В формировании портфолио участвуют обучающиеся, классные руководители, учителя, администрация школы, родители. 2. Классный руководитель разъясняет назначение и технологию ведения портфолио, обеспечивает необходимыми формами, бланками, рекомендациями, оформляет итоговые документы. Классный руководитель ранжирует с учеником представленные документы. 3. Учителя проводят экспертизу представленных работ по предмету, пишут рецензии, отзывы на учебные проекты. Электронные ресурсы для создания портфолио Электронный портфолио помогает строить различные визуализации: диаграммы, графики, создавать презентации и т. д. Материалы электронного портфолио легко редактируются и совершенствуются. Электронное портфолио отображает результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В сети Интернет существует несколько ресурсов, создающих условия обучающимся для формирования и ведения собственного электронного портфолио. Приведу примеры некоторых из них:
uPortfolio - это бесплатный онлайн сервис, который позволит вам легко самостоятельно создать красивое и содержательное электронное портфолио ученика. Разработчики постарались учесть все современные требования к структуре портфолио при создании сервиса, а также, простоту и удобство в использовании.
В электронном журнале, который использует наша школа, есть модуль ПОРТФОЛИО. Ученик имеет доступ к своему портфолио, родитель – к портфолио своих детей. В портфолио помимо достижений обучающегося отображается индивидуальный рейтинг ученика. В индивидуальном рейтинге вы увидите: - личный рейтинговый балл, - средний балл в классе, - диаграмма, на которой показано, в каких сферах активен ученик, - таблица по результатам учебной деятельности, которая заполняется автоматически из журнала успеваемости - разделы портфолио, в которых указывается средний балл за данный вид работы и процент данного типа от общего количества типов работ, т.е. доля, отображаемая на диаграмме. К любому достижению есть возможность прикрепить файл любого формата. Особенности портфолио на уровнях обучения Первый уровень – начальное общее образование (1 – 4 кл). Портфолио служит для сбора информации о продвижении в учебной деятельности школьника, для подготовки карты представления ученика при переходе на следующий уровень обучения. Второй уровень – основное общее образование (5-9 классы). Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях ученика в предполагаемом профиле, для повышения образовательной активности школьника, уровня осознания своих целей и возможностей. Третий уровень – среднее общее образование (10-11 классы). Портфолио служит инструментом создания индивидуальной образовательной активности. Портфолио позволяет отразить способы и результаты профилизации учащихся 9-11 классов; содержит информацию об изучаемых предметах и курсах, практиках, проектно-исследовательской деятельности. Заключение • В отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения. • Позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей обучающегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности. • Поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка обучающихся. • Портфолио направлено на сотрудничество учителя и ученика с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении. • Портфолио – форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной.