Программа коррекционно-образовательной работы с детьми 3-го класса предполагает продолжение работы, начатом в первом и втором классах. Устойчивое развитие личности воспитанника предполагает приобретение им социального знания, переживания ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям, приобретение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия. Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л.С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.Н. Леонтьевым и др., об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития. Программа воспитания в 3-ем классе СКОУ VIII вида направлена на всестороннее развитие ребёнка с ОВЗ. Она предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание и развитие третьеклассников в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями. Содержание программного материала построено в соответствии с принципом концентричности, что обеспечивает повторность в обучении детей и позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения. Цель программы – помочь детям в доступной для их возраста форме понять и осознать нравственные, этические, духовные ценности, привить положительное отношение к окружающей действительности; сформировать навыки трудовой деятельности и положительное отношение к труду.
Основные критерии сформированности навыков адаптивного поведения у воспитанников 3-го класса.
В ходе реализации программы у воспитанников 3-го класса должны быть сформированы следующие навыки и умения адаптивного поведения: • Общеучебные навыки и умения; • Навыки коммуникативного поведения: владение навыками речевого общения в различных ситуациях; понимание того, что такое «хвастовство, упрямство, стыд»; осознание своей полезности другу, взрослому; • Навыки гигиены, необходимые в повседневной жизни; • Простейшие приёмы ухода за зелёными насаждениями на пришкольном участке; • Простейшие правилами ухода за обитателями живого уголка; • Правила сбора природного материала; • Умение организовать своё рабочее место; • Умение ценить труд взрослых; • Бережное отношение к органам чувств; • Выполнение упражнений для снятия напряжения и усталости; • Умение составлять индивидуальный режим дня; • Соблюдение и поддержание чистоты в комнатах; • Разумное чередование труда и отдыха; • Двигательная активность; • Критическое отношение к вредным привычкам; • Умение находить друзей по интересам; • Различение полезных и вредных для здоровья продуктов; • Соблюдение правил культурного поведения за столом; • Доброжелательное, отзывчивое отношение к окружающим; • Умение решать мыслительные задачи на честность, отзывчивость, справедливость; • Умение вести себя в соответствии с нравственными нормами; • Использование в речи вежливых слов; • Соблюдение правил школьника и правил этикета; • Наличие личностной идентификации: «Кто я?» - имя, пол, внешность; • Наличие элементов творческого воображения: может придумать и сделать подарок; составить приглашение на праздник; • Следование Правилам дорожного движения, правилам перехода железной дороги; • Умение переходить проезжую часть городской дороги; • Умение пользоваться общественным транспортом; • Знание истоков народных праздников, обрядов, народного календаря, народных инструментов и игрушек; • Уважительное отношение к своему народу, к своей малой Родине; • Проявление гражданских чувств, гордости за социальные и культурные достижения своей страны, малой Родины; • Уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям; • Проявление гуманизма, милосердия.