Воспитание детей – очень сложное, тонкое и ответственное дело. Перед педагогом встаёт масса вопросов: как научить детей учиться, как воспитать любовь к Родине. Чувство доброты и справедливости, отзывчивость и непримиримость к злу. Сформировать потребность в труде на собственное благо и благо общества. Факторов, влияющих на развитие ребёнка. Много, и все их необходимо учитывать в каждодневной работе, постоянно анализировать, как развивается ребёнок, каковы причины его поступков. Все направления воспитательной работы во втором классе основаны на личностно ориентированном подходе: внушение уверенности в собственных силах и возможностях ребёнка; признание воспитанником не только статуса ученика, но и всех прав человека-гражданина; опора на положительные качества ребёнка. Система работы нацелена на коррекцию и максимальное сглаживание определённых недостатков в развитии, проявляющихся в различных психофизических процессах и сторонах личности воспитанников с проблемами в развитии, и предполагает решение следующих задач: 1. Осуществление тесной взаимосвязи классного руководителя и воспитателя, а также других педагогов, работающих с детьми в данном классе. 2. Сплочение детского коллектива, воспитание взаимовыручки и взаимопомощи посредством воспитательных занятий, бесед, праздников, коллективных дел. Экскурсий. Коррекция эмоционально-волевой сферы. 3. Привитие детям трудовых навыков в выполнении поручений и обязанностей. В процессе дежурства. 4. Формирование предпосылок трудовой деятельности. Коррекция двигательной активности и моторики, психофизических недостатков средствами труда. 5. Знакомство с правилами этикета. Формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни. 6. Продолжение работы по формированию нравственных знаний, умений и навыков. Регуляция отклоняющегося поведения. 7. Формирование познавательной потребности и положительной мотивации к познанию нового. Все направления коррекционно-образовательной работы взаимосвязаны, и задачи коррекционного обучения и воспитания решаются комплексно.
Основные критерии сформированности навыков адаптивного поведения у воспитанников второго класса
• Знает названия органов чувств, внутренних органов; устанавливает связи между отношением к своему здоровью и заболеванием. • Знает некоторые особенности функционирования своего организма. • Имеет чёткую позицию укрепления собственного здоровья, владеет отдельными навыками тренировки своего организма и закаливания. • Знает и соблюдает правила поведения в различных ситуациях согласно этическим и нравственным нормам. • Знает, что поступки взрослых и детей могут быть положительными и негативными. • Устанавливает связи между поступком и настроением людей, на которых он был направлен. • Умеет элементарно управлять чувствами (сдерживать гнев, огорчение, не плакать и другое). • Умеет оказывать помощь другому человеку. • Умеет договориться, устанавливать некоторые отношения со сверстниками. • Знает о Декларации прав ребёнка. • Расширяет свои представления об окружающем мире. • Испытывает интерес к школе, к проводимым занятиям и мероприятиям. • Содержит в чистоте своё тело, одежду, моет руки перед едой, после прогулки. Посещения туалета. По мере загрязнения. • Определяет и исправляет непорядок в своём внешнем виде; организует своё рабочее место; владеет навыками уборки классной, групповой комнат. • Проявляет внимание к взрослым, одноклассникам, оказывает им услуги (выполняет просьбу, помогает в совместной деятельности). • Соблюдает и выполняет Правила дорожного движения. • Повышает уровень развития высших психических функций: внимания, памяти, мышления. • Владеет начальными механизмами творческого мышления. • Сформирована система учебных и элементарных трудовых умений и навыков. • Знает и понимает, что взрослые и дети должны заботиться друг о друге, что нужно бережно относиться к старым людям, уважать их, помогать им. • Знает и понимает, что деятельность человека разнообразна (трудится, занимается спортом, воспитывает детей, отдыхает и т.д.). • Знает и понимает, что для овладения профессией необходимо учиться. • Знает и понимает, что учёба – это труд. • Умеет с пользой проводить своё время. • Делает для себя и окружающих всё, что умеет сделать сам. • Заботится о животных, ухаживает за комнатными растениями. • Избавляется от комплекса неполноценности и иждивенческих настроений. • Знает и понимает, что представляет собой флаг и герб России. • Проявляет гуманизм, обладает элементарным чувством патриотизма.