План самообразования учителя-логопеда Пензенской О.Е. на 2018-2019 учебный год. Тема: «Коррекция речи детей старшего дошкольного возраста средствами игровых технологий». Обоснование выбранной темы: Тема: «Коррекция речи детей старшего дошкольного возраста средствами игровых технологий» стала актуальна в наши дни. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка. Такой формой может быть только игра. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным заданием. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка. Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт Цель: повысить свой профессиональный уровень Задачи: 1. Изучение современных подходов по использованию игровых технологий в коррекции речи детей старшего дошкольного возраста. 2. Планирование работы по использованию игровых технологий. 3. Описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием игровых технологий . 4. Активизировать работу по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста, распространение положительного опыта. Содержание: 1. Профессионально-педагогическая деятельность. 2. Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога. 3. Изучение специальной литературы. 4. Обобщение практического опыта по теме, распространение положительного опыта работы.
1. Профессионально-педагогическая деятельность: 1. Разработать и утвердить годовой план работы учителя—логопеда на 2018-2019 учебный год. 2. Изучить нормативно-правовые документы: 1. Конституция Российской Федерации; 2. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного Стандарта дошкольного образования»; 4. Должностная инструкция учителя-логопеда в ДОУ; 5. Инструкция по охране труда учителя-логопеда; 3. Систематизировать практический материал, интернет ресурсы по внедрению игровых технологий в коррекционно-развивающую логопедическую работу
3. Работа по плану. 1. Консультации для родителей: - «Знакомство родителей с коррекционной работой» - «Роль игры в развитии речи детей» - «Развитие мелкой моторики пальцев рук».
2. Подборка д/и по здоровому образу жизни (в течении года) 3. Участие в работе ГПО, конкурсах, выставках различного уровня. 4. Размещение материалов по данной теме на страницах педагогических сайтов 5. Игровая непосредственно образовательная деятельность «Поиграем с любимым звуком» (дети, родители, учитель-логопед.) 6. Практикум: «Поиграем вместе» (дети, родители, учитель-логопед) 7. Игровая непосредственно образовательная деятельность «С трудными звуками справимся играючи» (дети, родители, учитель-логопед) 8. Логопедическое развлечение « Путешествие в страну красивой и правильной речи». 9. Коррекция речи детей средствами игровых технологий на индивидуально — подгрупповых занятиях. • Артикуляционные игры. • Игры для развития мелкой и общей моторики. • Игровые комплексы дыхательной гимнастики. • Дидактические игры для коррекции звукопроизношения, словаря, связной речи.
3. Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога. 1.Изготовление папок передвижек для родителей детей 5 – 6 лет. - «Игровая артикуляционная гимнастика.» - «Учите детей правильно произносить и различать звуки.» - « Цвет. Форма. Величина.»
2.Систематизация и дополнение портфолио материалами по использованию игровых технологий. 4. Консультация. «Игровые здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающем процессе ДОУ». 5.Подготовка теоретического материала по теме самообразования. 6. Участие в работе ГПО учителей-логопедов в ДОУ г. Мичуринска. 7. Создание картотеки игр для индивидуальных и подгрупповых занятий.
3. Изучение специальной литературы. 1. Изучение материалов на сайтах. 2. Изучение журнала «Логопед». 3. Изучение статей: • Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. — М.: Издательство «Школа-Пресс», 2001. • Лазоренко О.И. Логопедическое лото-мозаика.- М.: Издательство «АРКТИ» 2001г. • Матыкина И.А. У родителей и деток, вся одежда из монеток. Логопедическое лото — Сайт: www.logorina.ru • Матыкина И.А. Футбольный мяч. Логопедическое лото. — Сайт: www.logorina.ru Ткаченко Т.А. Логопедическое лото с картинками. — М,: ООО "Издательство "Эксмо», 2014г.
4. Перечень используемых пособий и литературы 1. Агранович З.Е., Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - СПб.: Детство-Пресс , 2001. 2. Безрукова О.А., Каленкова О.Н., Методика определения уровня речевого развития у детей дошкольного возраста. Научно- методическое издание, 2009. 3. Герасимова В. А., Жукова О., Кузнецова В. Уникальная методика развития дошкольника. – С.- Пб. 2002 . 4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 5. Ефименкова И.И. Коррекция звуков речи у детей. - М.: Просвещение, 1987. 6. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.: Владос, 2003 7. Коноваленко В.В Дидактический материал по коррекции произношения звуков КГХ - М.: Гном-Пресс,1999. 8. Лалаева Р.И., Н.В. Серебрякова «Формирование правильной разговорной речи у дошкольников» – Ростов-на-Дону, «Феникс», С - Пб., «Союз» 2004 . 9. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста – С - Пб., «Союз» 2004 . 10. Лопухина И. Логопедия/ Речь, ритм, движение. – С.Пб.,1997 . 11. Пожеленко В.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 1999 . 12. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием»; 13. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6 лет – М., «ГНОМ и Д» 2003. 14. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ФФН. Воспитание и обучение – М., «Гном-Пресс», 1999. 15. Филичева Т.Б., Чиркина В.Г., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи; 1). Консультации для родителей: «Роль игры в развитии речи детей» Москва «Просвещение» 2008. 16. Филичева Т.Б. Развитие речи дошкольника.- Екатеринбург: Арго, 2000.