Вторник | 19.03.2019 | 06:51
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Категории раздела
Личный дневник
Портфолио

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 2
Пользователей: 1
sta1970

Наша кнопка

Методсовет


 Дневник 
Главная » 2019 » Март » 4 » Педагогическая статья "Динозавры в перьях"
12:04
Педагогическая статья "Динозавры в перьях"
Динозавры в перьях?
Как известно, немало лет продолжается дискуссия между сторонниками и противниками динозавровой теории происхождения птиц. Причём, «лагерь» последних состоит из ещё менее близких друг другу концепций, чем «лагерь» первых.
Для меня наиболее убедительны взгляды о происхождении птиц выдающегося российского палеонтолога, описавшего некогда амбиортуса, Е.Н. Курочкина. Но, за неимением возможности и умения вести палеонтологические исследования, я могу рассуждать по данному вопросу более свободно, мысля, так сказать, общими категориями.
Некоторые, в основном зарубежные исследователи, руководствуясь непонятно какими аргументами, считают птиц не просто потомками динозавров, а самими «динозаврами в перьях». Например, такой взгляд описан во всем известной «Википедии». А именно ей зачастую пользуются школьники. Причём, показательно, что аргументацию сторонников взгляда на птиц, как динозавров, не «сыщешь днём с огнём». На мой взгляд, для того чтобы сторонники этой концепции могли всерьёз говорить о том, что птицы являются динозаврами, им необходимо доказать следующие простые положения.
1. Поскольку динозавры (как признано подавляющим большинством специалистов) - отряд, а птицы- класс, необходимо убедительно показать каким образом отряд динозавры вырос до класса птиц. Либо наоборот- как класс птицы уменьшился до отряда или подотряда. В филогенезе- пример беспрецедентный.
2. Поскольку известно, что птицы, в пределах класса, очень похожи друг на друга (обладают однородным набором признаков от молекулярно- генетического до организменного уровня организации) и разница между страусом и колибри меньше, чем между волком и лошадью, необходимо ответить на вопрос: почему динозавров «так похожих на птиц» относят (подавляющее большинство исследователей) к классу пресмыкающихся?
Попробую кратко рассмотреть второй, более научный и аргументированный, взгляд на птиц как потомков динозавров. Допустим, что это так. Тогда динозавры выступают своеобразной предковой группой, осуществившей переход от пресмыкающихся к птицам. Науке известно около 2500 описанных видов динозавров. При этом отмечается, что их было в разы больше. Известно также, что появившись практически одновременно с млекопитающими, они доминировали на Земле около 170 млн. лет. Получается какая- то беспрецедентно многочисленная и очень долгодоминирующая предковая «переходная» группа. К тому же, назвать её однородной- ну никак нельзя. Дело в том, что в живой и неживой природе, да, пожалуй, и в социуме действует некая закономерность. Её суть в следующем. Практически любая система состоит из неоднородных (в той или иной степени) элементов. Причём, во- первых, элементов, обладающих набором крайних признаков или свойств всегда намного меньше, чем элементов со средними (для данной системы) признаками и свойствами. Во- вторых, внутри своей «группы», элементы с крайними свойствами достаточно однородны, то есть обладают общим набором признаков, отличающих эту «группу». Приведу несколько примеров, которыми я стараюсь иллюстрировать данный тезис моим старшеклассникам. Конечно, пример детский и не вполне точный. В классе отличников и двоечников (даже взятых вместе) меньше, чем учеников со средними знаниями. При этом, разница в уровне знаний двух отличников невелика, то же можно сказать и о знаниях двух двоечников. Другое дело- разный уровень знаний у средних учеников. Кого переведут в следующий (10) класс? Конечно, в первую очередь, отличников. Другой пример. Исследователи биоритмов человека говорят нам, что «жаворонки» составляют 15% популяции, «совы» - около 25%, остальные- «голуби». При этом отмечается, что биоритмы внутри группы «жаворонков», как и внутри «сов» очень похожи и варьируют слабо. Ещё пример. С моей точки зрения, более точный. Возьмём воду, доведённую до температуры кипения. Количество молекул воды (данного объема) кинетическая энергия которых позволяет им превратиться в пар никогда не будет больше количества её молекул, находящихся в жидком агрегатном состоянии. По своим физическим параметрам, молекулы воды, «собирающиеся» стать паром, одинаковы. И эти их параметры намного ближе к таковым молекул самого пара, чем молекул жидкости. Молекулы же воды, находящихся в движении, характерном для молекул жидкости, напротив, обладают разной степенью своей подвижности, то есть различным соотношением потенциальной и кинетической энергии. То же самое можно сказать о переходе жидкая вода- лёд.
Приведу примеры более близкие биологам. Рассмотрим некоторые характерные признаки предковых групп для трёх классов позвоночных. Во- первых, нужно отметить, что эти группы жили на Земле долго, а некоторые их представители (два вида латимерий) здравствуют до сих пор. Однако ни об одной из данных групп нельзя сказать, что она, когда- либо, на протяжении своей эволюции, доминировала на планете. Речь идёт о кистепёрых рыбах (предки земноводных), сеймуриоморфах (предки рептилий), цинодонтах (предки млекопитающих). Известно, что потомки динозавров- это так называемые ящерохвостые птицы: архерптерикс- конфуциорнис- энанциорнис. Они вымерли одновременно с динозаврами. Другая, самостоятельная, ветвь собственно птиц- веерохвостые. Какой же набор признаков птиц характерен, скажем, для археоптерикса (неговоря уже о динозаврах)? 1. Тело покрыто перьями. 2. Маховые перья крупные. 3. Кости конечностей частично пневматизированы. Возможно, я упустил пару не ароморфных признаков. А вот его рептилийные признаки. 1. Строение таза и ребёр. 2. Двояковогнутые позвонки. 3. Длинный хвост (около 20 позвонков). 4. Челюсти с зубами (зубы в альвеолах). 5. Череп с двумя височными дугами. 6. Небольшой мозг. 7. Имеются брюшные рёбра. 8. Грудина без киля. Вот это, действительно,- набор. Далее отмечу, что и кистепёрые, и сеймуриоморфы, и цинодонты не отличались большим количеством представлявших их видов. А уж с количеством видов отряда динозавры их даже сравнить нельзя.
Теперь о признаках общих для кистепёрых и земноводных. 1. Рёбра, сходные с земноводными. 2. Развитие легких. 3. Подвижный шейный отдел. 4. Наличие функционального кистевого сустава и пятипалая конечность. 5. Укороченный череп. 6. Лабиринтовые зубы с дентиновыми складками и продольными бороздами, как у стегоцефалов.
Набор признаков общий для сеймуриоморф и рептилий таков. 1. Больший, чем у стегоцефала мозг. 2. Возможно, ороговение покровов. 3. Наметилось преобразование двух первых шейных позвонков в атлант и эпистрофей. 4. Скелет конечностей и поясов полностью окостеневал. 5. Имелись длинные ребра- преддверие грудной клетки. 6. Более сильные, чем у стегоцефалов конечности. 7. Череп имел затылочный мыщелок. 8. Один- два крестцовых позвонка.
Набор признаков характерный для цинодонтов и млекопитающих следующий. 1 Зубы дифференцировались на резцы, клыки, коренные. 2. Зубы многобугорчатые. 3. Тело покрыто шерстью. 4. Имели уменьшенные слуховые косточки. 5. Нижнечелюстной сустав- «двойной». 6. Возможно, была диафрагма (нижние ряды ребер были укорочены). 7. Характерна теплокровность. 8. Кости сумчатые.
Как видим, во всех трёх случаях, для предковых форм описывается целый ряд (набор) ароморфных признаков классов, произошедших от них.
Возвращаясь к «птичьим» признакам археоптерикса, интересно сравнить их с таковыми амбиортуса, тем более, что его останки, согласно Е.Н. Курочкину, были некогда обнаружены на территории Румынии рядом с останками археоптерикса. 1. Птичий плечевой пояс (корокоид, лопатка и вилочка). 2 Наличие пряжки (карпометакарпус). 3. Грудина с килем. 4. Характерное для птиц оперение (гораздо более характерное, чем у археоптерикса). Именно его, сегодня, считают первой, известной науке, веерохвостой птицей.
По- моему, исходя из сказанного, всё очевидно.
Категория: Личный дневник | Просмотров: 14 | Добавил: Konstantin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы "ВКонтакте"

Поиск

Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться
с планами нашего портала

Афоризм дня
Кто неприметен - безвестен; а разве безвестное любят ?
/Овидий/


Реклама

Рейтинг@Mail.ru
"Методсовет" © 2010 - 2019
My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы