Главная » 2013»Октябрь»13 » Открытый урок в 6-м классе по теме «Обобщающее повторение местоимения»
20:25
Открытый урок в 6-м классе по теме «Обобщающее повторение местоимения»
Слабунова О.В., учитель русского языка и литературы МБОУ КСОШ №32 с.Красная Поляна Открытый урок в 6-м классе по теме «Обобщающее повторение местоимения» Проблемный вопрос на урок "Нужны ли нам местоимения?" Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна, Я заменяю имена. Цели урока: Образовательные: • повторить полученные ранее знания о местоимении; • обобщить, закрепить, привести в систему все знания по местоимению; • обобщение и систематизирование знаний по теме: «Местоимение»; • контроль и оценка ЗУН по теме: «Местоимение как часть речи»; • расширение кругозора учащихся при выполнении заданий. Развивающие: • развивать аналитические способности учащихся (умения сравнивать, обобщать, делать выводы); • продолжить работу по формирования орфографической и пунктуационной грамотности учащихся; • активизация самостоятельной деятельности; • развитие познавательной активности. Воспитательные: • воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; • воспитывать любовь к чтению книг. Оборудование: на уроке используется интерактивная презентация «Обобщающее повторение местоимения», которая сопровождает весь урок. Форма проведения урока: урок-игра, урок-путешествие. Ход урока. I. Мотивационное начало. • Разгадайте ребус (слайд 1). Как называются слова: усадьба, имение, вилла, дача? • Сообщение темы урока (слайд 2).. Тема нашего урока «Обобщение местоимения» и в конце урока вы должны будете дать ответ на вопрос: "Нужны ли нам местоимения?" (слайд 3). А само местоимение о себе такого мнения, что огромна роль местоимения! Она делу отдаётся сполна, Заменяя имена. • Сообщение целей урока (слайд 4). Сегодня вы должны будете показать знания, умения и навыки, которые приобрели на предыдущих уроках: умение находить местоимения в тексте, отличать от других частей речи, определять разряд, указывать морфологические признаки, а также правильно употреблять местоимения в речи. Но урок у нас будет не совсем обычный. Урок – игра. А для этого отправимся в удивительное путешествие в замок местоимений. Сегодня вы ещё раз убедитесь, как удивительно интересен русский язык (слайд 5). А теперь – в путь. Что это? Сказочный бел-горюч камень (слайд 6). А на нем надписи. Прочтем их: Налево пойдешь – ничего не потеряешь. Направо пойдёшь – уверенность обретёшь. Прямо пойдешь – знания приобретёшь. И пойдем мы с вами по всем трем дорожкам, чтоб больше узнать. II. Актуализация знаний: 1.Повторение изученного. А) Налево пойдешь – ничего не потеряешь. Устный опрос (слайд 7). Учитель: Местоимение, которое мы обобщим на сегодняшнем уроке. А что за часть речи местоимение? Учитель: Ребята, при знакомстве с этой темой, что вам помогло лучше усвоить ее. Ученик: Грамматические сказки о местоимениях. Учитель: Как появились местоимения? Об этом нам расскажут ученики в форме сказки. Ученик: Сказка называется «Злая колдунья». (слайд 8-19). В далекие времена в одном царстве-государстве жили добрые и веселые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалеку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала: - Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители имена детей; пусть они забудут названия всего, что их окружает! Злая колдунья отбросила посох и, со злорадством потирая руки, сказала: - Вот теперь они, не понимая друг друга. Обязательно рассорятся. Придет конец их счастью и радости! И в царстве наступил беспорядок… Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Еще ничего не понимая, они пытались объяснить случившееся, но у них ничего не получалось. Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких, названия всего этого, что их окружало. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей, они не знают. И от этого очень страдали. Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди, удрученные бедой, бросились ему навстречу и, поведав о своем горе, попросили помочь вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья. - Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу, - пообещал мудрец. – А пока я даю вам слова вместо названий и имен, которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Используя их, вы сможете разговаривать между собой, понимать друг друга. Например, каждый из вас о себе будет говорить я; если вас будет много, скажете мы, обращаясь к кому-либо, говорите – ты, а к нескольким людям – вы. Рассказывая о ком-то или о чем-то, говорите он, она, оно; если их много – они. А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами. Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался до ее жилища. Он попросил ведьму вернуть жителям царства их имена. Колдунья согласилась, но с условием, что он отгадает ее хитрые загадки. Она, конечно же, была уверена, что никто никогда не сможет разгадать их. Но он разгадал. - Давайте и мы, ребята попробуем отгадать их вместе с мудрецом! Загадки. В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я) Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? (Я – Мы). Сколько личных местоимений в слове семья (Семь-Я). Первый слог – личное местоимение, второй - детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте. (Якорь). Первый слог - личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (Ты-ква). Так что пришлось ведьме возвращать имена жителям доброго царства. Все стало на свои места, но людям так понравились слова, которые подарил им мудрец, что с ними было жаль расставаться. И люди оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имен и названий предметов, то их так и назвали: «вместоимения», то есть «вместо имени», но затем буква «В» затерялась, и слова стали называться местоимениями. Вывод: Ребята, так какие же слова заменяют местоимения? А для чего они нужны? Дальше в путь! (слайд 20). Б) Дальше пойдёшь – богатство приобретёшь. Игра «Четвёртый лишний» (слайд 21). В) Направо пойдёшь – уверенность обретёшь: (сигнальные карточки) Учитель: Ну, а сейчас мы узнаем, кто лучше запомнил разряды местоимений. Поиграем в игру. 1. Местоимения, указывающие на неопределенные предметы, признаки, количества? (Неопределенные). 2. Местоимение, не имеющее именительного падежа? (Возвратные). 3. Местоимения 1, 2, 3 лица? (Личные). 4. Разряд местоимения столько? (Указательные). 5. Местоимения, изменяющиеся как прилагательные? (Притяжательные). 6. Местоимения, содержащие в себе вопрос? (Вопросительные). 7. Местоимения, которые служат для связи простых предложений в составе сложного? (Относительные). 8. К какому разряду относятся местоимения: весь, всякий, каждый, сам, самый, иной, любой? (Определительные). 9. Как называются местоимения, употребляющиеся для отрицания какого – либо предмета, признака? (Отрицательные). Назвать победителей игры, кто ни разу не ошибся. III. Формирование практических умений и навыков. Г) Прямо пойдешь – знания приобретёшь (слайд 23). Объяснительное письмо (слайд 24-25). Д) К нам пришли веселые клоуны из школьного театра. Они покажут веселую клоунаду «А, здравствуйте…» (слайд 26). - Первый. А здравствуйте, я смотрю: вы ли, не вы ли? - Второй. Что вылил? Я ничего не вылил… - Первый. Да не вылил! Я говорю: вы ли, не вы ли? - Второй. Ах, выли. (В публику). Кто? Они выли? А зачем они выли? - Первый. Да нет же. Я говорю про вас - вы ли, не вы ли? - Второй. Нет, я не выл. - Первый. Ну, и они не выли! - Второй. Боюсь, вы один понимаете, что вы хотите сказать. - Первый. Нет, не я один, а мы… - Второй. Кто это мы? - Первый (объясняя жестом). Вы, мы, ты, я … - Второй. Кто вымытые? - Первый. Да я про всех говорю: вы, мы, ты, я … - Второй. Все вымытые (в публику). Это они вымытые? А кто же, по вашему, немытый ? Про кого вы говорите? Не про меня ли? - Первый. Что променяли? - Второй. Я говорю – не про меня ли? - Первый. Ах, вас не променяли? А что не променяли? - Второй. Я же про себя говорю - не про меня ли? - Первый. Ах, вас не променяли? - Второй. Нет, нам никак не разобраться. (Оба уходят). Вывод: Нужны ли нам местоимения? Для чего они нужны? Ответы ребят: (Чтоб экономить время, чтобы не повторять одни и те же слова, чтобы мы друг друга понимали, чтобы наша речь была ясной, понятной, выразительной). Е) Царство Мудрой Совы (Тренажер) (слайд 27). Ё) Мудрец дает испытание – заполни таблицу (слайд 28-30). Ж) Ведьма пропускает в замок (дополнительно) Творческий вид работ (слайд 31, 37). IV. Итог урока (слайд 32). Оценки за объяснительный диктант, сценки, сигнальные карточки, таблицу и работу на уроке (слайд 35). V. Рефлексия: (слайд 33). 1.Понравился ли вам урок? (использование сигнальных карточек) 2.Выполнены ли те цели, которые были поставлены в начале урока? (использование сигнальных карточек) 3.Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки? (использование сигнальных карточек) 4.Что вызвало затруднения? VI. Домашнее задание: (слайд 34). Для слабых учеников: упр. 908. Для сильных учеников: Составьте чайнворд, ребус, кроссворд, загадки, стихи о местоимении. Написать сочинение по началу.