Тема: «Закрепление изученного. Решение задач». Цель: Закрепить знания о числах в пределах 10 и математических действиях с ними. Задачи: Систематизировать знания учащихся по темам, изученным в 1 классе. Повторить основные математические понятия: названия компонентов и результатов математических действий, названия и признаки некоторых геометрических фигур; соседей чисел. Совершенствовать умение решать задачи, определять тип и составляющие части задачи, закрепить навык нахождения значений математических выражений. Способствовать формированию навыка самостоятельной работы, навыка каллиграфического письма. Развивать логическое мышление и речь учащихся, внимание, память по средствам анализа выполняемых и планируемых действий. Воспитывать умение работать в коллективе, прививать интерес к предмету, стимулировать познавательную активность. Тип урока: Урок закрепления. Оборудование: числовой ряд, иллюстрации героев из мультфильма «Немо», геометрические фигуры, компьютер, разноуровневые карточки, наглядный материал. Ход урока. I. Орг. момент. Учитель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте пожелаем им здоровья. Дети: Здравствуйте! 1 ученица: Мы гостей сегодня ждали И с волнением встречали. Хорошо ли мы умеем И решать, и отвечать? Не судите очень строго, Ведь учились мы немного.
- Ребята, я сегодня в нашем классе встретила…(Солнышко). - Как вы думаете, какое настроение у солнышка? -Солнышко пришло вам пожелать хорошего настроения. Улыбнитесь. Ведь известно, что, кто часто улыбается – тот меньше болеет и всё получается. II. Сообщение темы и цели урока. -Сегодня у нас урок математики. Математику называют Царицей наук! А вот почему, нам скажет Лера. Математику, друзья! Не любить никак нельзя! Очень строгая наука, Очень точная наука, Интересная наука – Это Математика! (хором) - Сегодня на уроке мы отправимся в необычное путешествие. Во время нашего путешествия мы повторим свои знания по математике: будем считать, решать примеры, задачи, уравнения, узнавать новое и делать выводы. - А куда и к кому мы отправимся, вы угадаете сами. Посмотрите фрагмент из мультфильма и назовите главного героя. (просмотр фрагмента из мультфильма «Немо».) - К кому мы отправимся? - Где он живёт? - Да, мы отправляемся к Немо, в подводный мир и познакомимся с его обитателями. III. Устный счёт. - Чтобы отправиться в путешествие, давайте посчитаем. Индивидуальная работа: 3 ребёнка по карточкам, 1 за компьютером, 1 состав числа 8 у доски по рыбке, 1 уравнение х + 4= 7 Коллективная работа: 1. Работа с числовым рядом. - увеличить 3 на 2; - уменьшить 8 на 3; - 1 слагаемое 6, второе 2. Найти сумму. - Найти разность чисел 9 и 3; - покажите число, состоящее из 1 дес - покажите число, состоящее из 1 дес и 3 ед. - покажите предыдущее числу 8 - последующее числу 5. - Молодцы! Хорошо справились с заданием.
2. Геометрический материал. - А сможем ли мы долго находиться под водой? - Что же нам делать? - Давайте превратимся в рыбок. А для этого у вас на партах лежат фигуры. - Как назвать одним словом? - Назовите.
- Давайте быстро составим рыбку . Поработаем в паре. Дети в парах складывают изображение рыбок. Учитель контролирует выполнение работы. - Какая фигура называется треугольником? - Что такое периметр? - Что значит найти периметр? - Найдите периметр треугольника, если все стороны равны 3 см. - Как называется такой треугольник? (равносторонний) - Найдите формулу нахождения периметра треугольника? Р=а+в+с Р=а+а+а+а Р= а+в+а+в - Что обозначают буквы?
3. Математические выражения. - Ну, а теперь закройте глазки и представьте, что мы с вами рыбки и плывём в море. - И что же мы с вами увидели на дне моря? (ракушки)
= Назовите «лишнее» число. Почему? - Как можно назвать остальные числа? - Назовите числа в порядке возрастания. - Ещё на какие группы можно разбить числа? (чётные и нечётные) - Назовите чётные числа. - Назовите нечётные.
Молодцы! Наше путешествие продолжается. - Посмотрите, кого мы встретили на пути? (морские звёзды) - Алёна, что ты знаешь о морских звёздах? Конечности морских звезд называют лучами или руками. Если звезда потеряет луч, то она сможет вырастить его снова, а если от звезды хищник оторвет большой кусок, то из него вырастит еще одна, новая, морская звезда. - Они приготовили для нас задания.
9-3= 8+2= 4+3= 6-4= 5+3= - На какие группы можно разделить? - Прочитайте выражения разными способами, где надо найти сумму. - Как называются компоненты при сложении? - А остальные выражения какие? (на нахождение разности) - Назовите компоненты при вычитании. 4. Задание на логическое мышление. -Ребята! На день рождение Немо пригласил: дельфина, акулу, белку, краба и осьминога. -Кто не сможет прийти? Почему?
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями и мы можем отправиться дальше. IV. Работа над темой урока. - Давайте откроем тетради и запишем число. ( Я проверяю индивидуальные работы детей) 1. Каллиграфическая минутка. - Посмотрите, кто это к нам плывёт? (морская черепаха) - Даниил, что ты знаешь о морских черепахах? Морские черепахи бывают больше человека. Мамы-черепахи откладывают на песку яйца и из них вылупляются маленькие черепашки, размером с ладошку. Питаются морские черепахи водорослями и морскими рыбками. - Она приготовила задание. Она загадала число. (если 5 увеличить на 3, а результат уменьшить на 1, то получим это число)-7 - Что можете сказать о числе 7? - Сколько единиц и десятков? - Определите закономерность: 678 6778 … 2. Решение задач - Наше путешествие продолжается. Смотрите, ребята, а нас уже ждут. Кто же это? Узнали? (дельфин) - Аня знает много интересного про дельфинов. Расскажи нам. Дельфины – это не рыбы, а звери. Они кормят своих малышей молоком, как кошка котят. Дельфины не имеют жабр, дышат воздухом, поднимаясь на поверхность. А еще дельфины считаются одними из самых умных животных на Земле, по своему разуму они очень близки к человеку. - Дельфинам сообщили, что вы умеете решать задачи. Они тоже хотят научиться. Давайте научим, а заодно и сами вспомним. А.- Из каких частей состоит задача? - прочитайте задачу. ( ученик вслух) (Страница 87 №1-вторая задача) - О ком задача? - Герои какой сказки? (Крокодил Гена и Чебурашка) - Кто автор? (Эдуард Успенский) - прочитайте условие. - Что известно? - Что неизвестно? - Что значит на 3 больше? (столько же да ещё 3) - прочитайте вопрос. - Что надо найти? - Какой тип задачи? - Каким действием будем находить решение? Почему? (записываем краткую запись задачи. Дети выходят к доске) Б. - прочитайте задачу. (первая задача) - О ком задача? - Что известно? - Что неизвестно? - Что надо найти? - Какой тип задачи? (Решение задачи в паре)
-Что общего в задачах? (числа, герои, решение) - Чем отличаются? (типы задач, вопрос)
2. Математические выражения. - Молодцы! Вы так хорошо работали, что про вас узнал друг Немо – Дора, а вместе с ней её подружки – рыбки. - А у вас есть друзья? - Продолжите: Не имей 100 рублей, а имей 100 ….. -У вас на парте у каждого лежат рыбки: розовые, зелёные и голубые. (решить примеры) 9+4= 6+2-1= 5+3= 8+3= 4+3+3= 6-4= 7+5= 8-2-3= 8-2= Самопроверка.( Я показываю рыбку с ответами) - Встаньте те, у кого нет ошибок. - Остальные – не огорчайтесь. Мы продолжим работу на следующих уроках. - Что нам надо закрепить? (состав чисел) V. Итог урока. - Уже пора возвращаться. Но посмотрите, кто ещё с нами хочет познакомиться?(акула) -Инесса, что ты знаешь об этой рыбе? У акулы нет костей, её тело состоит из хрящей. Зубы у них расположены в 2 ряда. Когда выпадают передние, их место занимают задние. - Расскажите акуле, чем мы занимались на уроке? - Что понравилось? -Понравилось путешествие? - Морским жителям вы очень понравились и они просят оставить для них подарок, чтобы они помнили о нас. На партах лежат рыбки. Выберите ту рыбку, которая подходит вам. Рефлексия. Красная рыбка – легко было выполнять задания все. Жёлтая – некоторые задания были сложными. Синяя – трудно было выполнять все задания ( дети крепят рыбок на доску)