Организация коррекционной работы в ДОУ. В нашем детском саду функционирует коррекционная группа «Особый ребенок». Группу посещают дети, у которых (по заключению ПМПК) недостаточно сформированы по возрасту психические процессы и речевые функции. Наполняемость группы 12 человек. В группе работают два воспитателя, учитель-дефектолог, учитель-логопед. Работа ведется по программе С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей» и по программе «Детство».
В начале учебного года проводится психолого-педагогическая диагностика (Е.А.Стребелевой) для выявления уровня психического развития детей. И, исходя из данных диагностики, составляется перспективное планирование подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы. План коррекционной работы содержит основные направления: 1. Коррекция эмоционально-волевой сферы. 2. Ознакомление с окружающим миром. 3. Формирование элементарных математических представлений. 4. Развитие высших психических функций. 5. Развитие сенсомоторных навыков и мелкой моторики руки.
Основу плана коррекционной работы составляет продуманное распределение учебного материала. В коррекционную работу включены задания и игры, направленные на развитие внимания, памяти, сенсомоторных навыков, произвольности движений, самоконтроля, формирования мышления, эмоциональной сферы и коррекцию личностных нарушений. В период дошкольного детства происходит интенсивное психическое развитие ребенка. За первые 6—7 лет жизни ребенок усваивает все основные виды человеческих действий, овладевает развернутой связной речью, устанавливает взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. У него формируется познавательная деятельность: совершенствуется произвольное внимание, развиваются различные виды памяти, постепенно он овладевает словесно-логическим мышлением. Учитывая недостаточную сформированность психических процессов в развитии детей, мы стремимся к максимальному использованию различных форм ручной деятельности и предметных действий как важнейшему условию для развития восприятия, наблюдения, мыслительных операций анализа и синтеза, классификации и систематизации. Во время проведения занятий учитываются особенности индивидуального темпа и характера усвоения детьми программного содержания. Обязательным условием при проведении занятий является использование различных методов обучения: словесного (объяснение задания, указания, оценка), наглядного (показ, демонстрация) и практического. Использование индивидуальных педагогических методов, приемов и средств, является важнейшим принципом коррекционно-педагогической работы с детьми. Так же, в начале учебного года составляется перспективное планирование по лексическим темам для проведения занятий по ознакомлению детей с окружающим миром и перспективный план по формированию элементарных математических представлений. Мною проводятся занятия по ознакомлению детей с окружающим миром и формированию элементарных математических представлений. Занятия в нашей группе проводятся по подгруппам и индивидуально. Основными целями занятий по ознакомлению с окружающим миром являются уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности. Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы. Лексические темы охватывают различные стороны окружающей действительности и включают в себя ознакомление с природой (с различными группами растений и животных, сезонными изменениями в природе), ближайшим окружением (с явлениями общественной жизни и трудом людей, занятиями детей в детском саду, жизнью города, села). На занятиях по формированию элементарных математических представлений дети учатся различать и сравнивать предметы окружающего мира, обобщать и классифицировать их, усваивают элементарный математический словарь. Важнейшей задачей обучения является развитие у детей познавательных интересов, мыслительных операций и речи. Особое внимание на занятиях по формированию элементарных математических представлений уделяется на выработку у детей умений свободно оперировать основными математическими понятиями в условиях предметно-практической деятельности. Интерес к занятиям поддерживается путем широкого использования дидактических игр, занимательных упражнений. На занятиях дети приобретают много конкретных и обобщенных знаний и умений, но главное — они приобретают умения слушать и выполнять требования взрослого, подчинять свои действия заданным правилам, действовать в точном соответствии со словесной инструкцией или наглядным образцом. Все это — важные предпосылки будущей деятельности, т.е. умения самостоятельно учиться, приобретать знания. Так же в нашей группе ежедневно даются рекомендации для родителей на повторение и закрепление с детьми пройденного материала дома. Работа с родителями ведется в форме индивидуальных консультаций, советов и рекомендаций. Важная особенность психического развития дошкольника состоит в том, что приобретаемые им знания, действия, способности имеют большое значение для его будущего развития, в том числе и для успешного обучения в школе.