Главная » 2018»Январь»10 » Организация хорового коллектива в общеобразовательной школе
16:07
Организация хорового коллектива в общеобразовательной школе
2. Приемы вокально-хоровой работы Приемы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений - вслушивание в показ учителя, анализ услышанного; - сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора правильного из них; - введение понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности; - слуховой анализ и оценка прослушанных новых произведений и собственного исполнения; - использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма; - повторение отдельных звуков за инструментом; -подстраивание высоты своего голоса к звуку камертона, рояля, голосу учителя или группы детей с наиболее развитым слухом и голосом; - пение «по цепочке»; - отражение способов звукообразования в движениях рукой; - моделирование направления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи; - пение без музыкального сопровождения; - настройка на тональность перед началом пения; - устные диктанты; - задержка звучания хора на первом звуке песни или любом другом по руке дирижера с целью выстроить унисон, привлечь внимание, дать возможность вслушаться в качества звука и пр.; - вычленение отдельных трудных интонационных оборотов в специальное упражнение и исполнение его в различных тональностях; - смена тональности в процессе разучивания и исполнения песни с целью поиска наиболее удобных для пения; - письменные и устные задания на анализ качества вокального исполнения и способов звукообразования; - выделение слухом отдельных звуков из нескольких, одновременно звучащих, и воспроизведение их в мелодическом и гармоническом изложении и пр. Основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения - представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведен голосом; - пропевание песен легким стаккатированным звуком на гласный «У» с целью уточнения интонации при переходе со звука на звук и снятия форсировки; - вокализация песен на какой-либо слог (чаще всего «лю») или гласный звук с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.; - выработка активного пиано как основы воспитания детского голоса; - произвольное управление дыхательными движениями; - при пении восходящего интервала верхний звук сопровождается легким втягивающим движением нижней челюсти живота с целью повысить подскладочное давление, необходимое для производства более высокого тона; - приподнятие верхней губы в процессе пения, как при спокойном положении губ в «полуулыбке», с целью нивелирования гласных, приближения вокальной позиции пр.; - расширение ноздрей при вдохе и сохранение их в таком положении при пении, что способствует активизации мягкого нёба и придает упругость тканям носоглоточного резонатора; - произношение текста песни активным шепотом на крепком выдохе, что вызывает ощущение опоры на дыхание, активизируя дыхательную мускулатуру; - беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание эталона активизирует артикуляционный аппарат; - декламация текстов песен, которая рассматривается как переходная ступень между артикуляционными напряжениями в речи и специфически ми вокальными напряжениями. Выразительное чтение текста является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов, вытекающих из содержания произведения, то есть является приемом развития образного мышления детей, что лежит в основе выразительности исполнения; - нахождение главного по смыслу слова во фразе, придумывание названия к каждому новому куплету песни, отражающее основой смысл содержания; - вариативность заданий при повторении упражнений и впевании песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, темпа, тональности, эмоциональной выразительности; - сопоставление песен, различных по характеру, что определяет их последовательность как на уроке, так и на концерте. Основные приемы психолого-педагогического воздействия на учащихся - использование записей в виде плакатов основных правил пения, а также самоконтроль и самооценка в процессе вокального исполнения; - вопросы, создающие поисковую ситуацию, которые стимулируют мыслительную деятельность; - соревнование в процессе певческой деятельности между отдельными детьми, группами как игровой момент, вызывающий интерес к занятиям; - юмор как способ стимулирования положительных эмоций на уроке, повышающие работоспособность учащихся; - различные индивидуальные задания и рисунки детей на темы исполняемых песен для усиления их эмоциональной отзывчивости; - одобрение и поощрение успехов учеников; - направленность певческой деятельности на какое-то мероприятие с целью мотивации процесса обучения.