Вторник | 23.04.2024 | 11:41
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Категории раздела
Личный дневник
Портфолио

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наша кнопка

Методсовет


 Дневник 
Главная » 2013 » Февраль » 25 » ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ЭСТРАДНОМУ ВОКАЛУ
08:37
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ЭСТРАДНОМУ ВОКАЛУ
ГККП «Центр занятости и детского творчества»
Студия эстрадного вокала ДДК «Салем»

КУЗЬГОВ Р.Ж.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ЭСТРАДНОМУ ВОКАЛУ

Павлодар 2013

Пояснительная записка

Образовательная программа по вокальному творчеству реализуется в художественно-эстетической направленности.
Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к современной эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.
Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитание нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей.
В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции. В концепции художественного образования, указывается, что в процессе гуманизации и гуманитаризации общеобразовательной школы и центров дополнительного образования дисциплины художественного цикла должны переместиться в центр изучения, так как обладают невостребованным воспитательным потенциалом.
Целью программы является приобщение ребёнка к искусству сольного пения и пения в вокальной группе, развитие мотивации к творчеству; формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.
В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач.
Обучающие:
• сформировать навыки певческой установки обучающихся;
• научить использовать при пении мягкую атаку;
• сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;
• обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;
• сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса.
Развивающие:
• развить гармонический и мелодический слух;
• совершенствовать речевой аппарат;
• развить вокальный слух;
• развить певческое дыхание;
• развить преодоление мышечных зажимов;
• развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;
• развить гибкость и подвижность мягкого нёба;
• расширить диапазон голоса;
• развить умение держаться на сцене.
Воспитательные:
• воспитать эстетический вкус учащихся;
• воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
• воспитать чувство коллективизма;
• способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;
• воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;
• воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.

Дополнительная образовательная программа является модифицированной, составлена на основе учебного пособия "Основы эстрадного вокала" педагога дополнительного образования Кузьгова Р.Ж.
В отличие от существующих программ данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных. В календарно-тематическом плане отражён конкретный репертуар для каждого воспитанника. При условии одаренности учащегося возможно освоение программы в сжатые сроки.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 7-18 лет. В студию дети принимаются на свободной основе. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься сольным и ансамблевым пением.
Занимаясь в вокальной студии, учащиеся получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, знакомятся с музыкальной грамотой, приобретают навыки выступления перед зрителями, развивают умственные и физические центры организма в целом.
Сроки реализации программы, формы и режим занятий. Программа рассчитана на 2 года (24мес) обучения. В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе) и индивидуальная работа (сольное пение). В учебном плане вокальной группы предусмотрено 450 часа учебных занятий в год, занятия проводятся 2 раза в неделю по 5 часов. Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.

Возрастные группы:
От 7 до 12 лет – младшая группа
От 13 до 18 лет – старшая группа

Предполагаемые результаты обучения

Предполагается, что в конце 2-х лет обучения обучающиеся должны:
- чисто интонировать, петь на дыхании;
- петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы;
- должен быть развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус.
- петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки;
- петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук;
- понимать дирижёрские жесты и следовать им;
- знать средства музыкальной выразительности.
- петь под фонограмму в группе и соло;
- уметь преодолевать мышечные зажимы;
- уметь вести себя в коллективе.
- соблюдать при пении певческую установку;
- петь на цепном дыхании;
- уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, петь на легато, стаккато, нон легато;
- уметь петь выразительно, осмысленно несложную напевную песню;
- уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни, петь по нотам детские песни;
- уметь при содействии руководителя делать исполнительский анализ;
- петь под фонограмму 2-голосные произведения.
- обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью;
- испытывать потребность к певческой деятельности.
- пользоваться мягкой атакой, петь естественным звуком, сохраняя индивидуальность тембра, на всём диапазоне ровным по тембру звуком;
- уметь петь на одном дыхании, равномерно его распределяя, довольно продолжительные фразы;
- уметь петь на три голоса с сопровождением, без сопровождения;
- уметь держаться на сцене;
- обладать волей, дисциплинированностью, взаимодействовать с партнёрами.
- петь в меру эмоционально, в соответствии с характером произведения;
- знать правила охраны голоса в предмутационный период;
- уметь полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа, ясно и чётко произносить трудные буквосочетания, сложные тексты;
- уметь петь трёх- и четырёхголосные произведения без сопровождения, с сопровождением, под фонограмму минус;
- иметь усовершенствованный речевой аппарат, развитый вокальный слух;
- настойчивы, выдержанны, целеустремлённы и трудолюбивы.

Этапы работы по программе

1 этап (начальный)
«Чудеса в решете» 6 мес получение необходимых навыков владения голосовым аппаратом, изучение основ музыкальной грамоты
2 этап (основной)
«Новая волна» 6 мес закрепление и совершенствование вокальных навыков; сольное и ансамблевое пение
3 этап (заключительный)
«Созвездие» 12 мес овладение в совершенстве исполнительским мастерством для дальнейшей профилизации

В студию принимаются все желающие. Дети приходят с разным уровнем подготовки, поэтому и темп освоения детьми образовательной программы различный. Единицы обладают терпением и выдержкой при изучении музыкальной грамоты, освоении основ вокального творчества, поэтому начальный этап освоения нашей программы называется «Чудеса в решете»: как сквозь сито просеиваются более мелкие частицы, а крупные, весомые остаются внутри, так и из объединения отсеиваются дети, чей интерес к вокальному творчеству был невесомым, а увлечение им – поверхностным.
Основной этап обучения продолжают более способные воспитанники. У детей уже сформированы начальные навыки исполнительского мастерства, они чисто интонируют, поют на дыхании; поют чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы; у них развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус. Ребята пробуют себя в различных вокальных конкурсах. Это новая ступень в освоении мастерства вокалиста, новая свежая волна, которая несёт обучающихся в океан музыкальной культуры и вокального творчества.
Состав заключительного этапа программы поистине звёздный - воспитанники объединения выступают на концертных площадках различного масштаба, одерживают победы в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня. На вокальном небосклоне зажигаются новые созвездия.

Общие критерии оценивания результатов
• Владение знаниями по программе.
• Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
• Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.
• Уровень воспитанности и культуры учащихся.
• Творческий рост и личностные достижения воспитанников.

Критерии замера прогнозируемых результатов
1. Педагогическое наблюдение
2. Проведение итоговых занятий, обобщения, обсуждение результатов через:

• проведение открытых занятий с их последующим обсуждением;
• участие в конкурсах, фестивалях, смотрах;
• концертную деятельность.

Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)
• Педагогические наблюдения.
• Открытые занятия с последующим обсуждением.
• Итоговые занятия.
• Концертные выступления.
• Конкурсы, фестивали, смотры.

Способы диагностики и контроля результатов
Диагностика: первичная (на первом занятии), промежуточная (декабрь), итоговая (май). Основной способ: наблюдение за выполнением упражнений.

Диагностика Основные параметры Период Способ
Первичная степень интересов и уровень подготовленности детей к занятиям сентябрь, октябрь наблюдение
природные физические данные каждого ребенка
уровень развития общей культуры ребенка
Промежуточная высокий уровень исполнения песенного произведения декабрь концертная деятельность;
конкурсы, фестивали, смотры
степень развития интеллек-туальных, художественно-творческих способностей ребенка, его личностных качеств
уровень развития общей культуры ребенка
Итоговая высокий уровень исполнения песенного произведения май концертная деятельность;
конкурсы, фестивали, смотры
степень развития интеллек-туальных, художественно-творческих способностей ребенка, его личностных качеств
уровень развития общей культуры ребенка


Используются следующие виды контроля: промежуточный и итоговый. Основной способ контроля – педагогическое наблюдение. Подведение итогов проводится на открытых занятиях по окончании тематических блоков (декабрь, май), в конкурсах, фестивалях, смотрах.

Формы и виды контроля.
1 год обучения

№ Вид контроля Сроки выполнения
1.
2.
3. Входящий контроль. Прослушивание
Творческий отчёт
Участие в концертных мероприятиях ЦЗиДТ, конкурсах школьного уровня сентябрь
декабрь
январь-май



2 год обучения

№ Вид контроля Сроки выполнения
1.
2.
3. Зачетное занятие «Постановка номера»
Отчёт вокальных коллективов
Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня ноябрь
январь, май
в течение года


Основные принципы оценивания
В процессе развития, обучения и воспитания используется система содержательных оценок:
• доброжелательное отношение к воспитаннику как к личности;
• положительное отношение к усилиям воспитанника;
• конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок;
• конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат, а также качественная система оценок.

Высоко оценивается работа обучающегося, который владеет основами исполнительского мастерства. Полностью выполнил учебную программу. Имеет сформированный голосовой аппарат, владеет основами звукоизвлечения, чисто интонирует, эмоционально передаёт настроение произведения, раскованно чувствует себя на сцене.
На «положительно» оценивается работа обучающегося, который по какому-то из вышеперечисленных учебных разделов не справился с поставленной задачей.
На «посредственно» оценивается работа обучающегося, который слабо реализовал поставленные задачи в процессе обучения.


Оснащение занятий

Оборудование ТСО Дидактический и наглядный материал
стол педагога – 1 шт. магнитофон – 1 шт. фонотека
стул педагога – 1 шт. фортепиано (синтезатор) – 1 шт.
стул обучающегося – 1 шт. ноутбук (компьютер для педагога) – 1 шт. нотная литература
инструмент (фортепиано, синтезатор) – 1 шт. мультимедийная установка – 1 шт.
шкаф – 1 шт.
тумба под магнитофон – 1 шт.
усилительная аппаратура видеотека
микрофоны – 4 шт.

Учебно - тематический план студии эстрадного вокала Кузьгова Р.Ж.
1 год. (младшая группа)
(Т-теория, П-практика)

№ п/п Наименование разделов и тем занятий Вид занятия Кол-во часов
1 Вводное занятие. Техника безопасности Т 5
2 Постановка голоса ТП 35
3 Развитие музыкального слуха ТП 35
4 Работа над произведением:
Показ педагога.
Разучивание музыкального и поэтического текстов.
Работа над вокальной партией
Выразительность исполнения
Работа с микрофоном ТП 40
5 Формирование и развитие сценических навыков ТП 35
6 История музыки Т 5
7 Прослушивание музыкальных записей Т 10
8 Посещение музыкальных спектаклей, концертов, музеев Т 10
9 Репетиционные занятия П 45
10 Итоговое занятие ТП 5
ИТОГО 225

Содержание тем программы.

1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Обучающиеся знакомятся с помещением, реквизитом, музыкальными инструментами. Изучают технику безопасности и правила поведения на занятиях.
2. Постановка голоса.
Практические занятия. Упражнения на дыхание, звукообразование, развитие певческого диапазона. Распевание. Элементарные представления не только о строении голосового аппарата, но и о том, что такое:
- правильная постановка корпуса при пении;
- певческое дыхание: спокойный, без напряжения вдох, задержка вдоха перед началом пения ( люфт-пауза ), выработка равномерного выдоха;
- правильное певческое формирование гласных звуков в сочетании с согласными, четкое произношение согласных;
- слуховое осознание чистой интонации;
Пение элементарных вокальных упражнений в медленном темпе, с использованием следующих интервалов:
- на зубные язычные согласные – Д, З, Т, Р, Л, Н;
- на губные – Б, П, В, М;

3. Развитие музыкального слуха.
Практические занятия. Упражнения на развитие музыкального слуха. Работа над координацией слуха и голоса. Вводятся упражнения с использований гаммы, арпеджио. Наряду с упражнениями используется пение романсов, классических и современных, песен военных лет, отечественных популярных песен.

4. Формирование и развитие сценических навыков.
Практические занятия. Элементы актерского мастерства. Развитие сценического обаяния.
5. Работа над произведением:
Показ педагога (демонстрация, исполнение произведений искусства, сопровождаемое рассказом об этом произведении) проводится, как правило, самим педагогом и используется как вводное занятие при знакомстве с музыкальным репертуаром.
Разучивание музыкального и поэтического текстов.
Работа над вокальной партией.
Выразительность исполнения - продолжается работа над укреплением вокально-технических навыков и освоением эстрадного вокального репертуара. Обучение умению анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение. Развитие творческих способностей, на основе вариантности мелодий, стремления к самостоятельности в осмыслении трактовки произведения.
Работа с микрофоном. Формирование умения работать с профессиональной фонограммой «минус» и микрофоном. Работа над нахождением и становлением сценического образа обучающегося.

6. История музыки.
Рассмотрение исторических этапов развития мировой музыкальной культуры.
7. Прослушивание музыкальных записей. Знакомство с музыкой различных эпох и стилей.
Практические занятия. Прослушивание американской музыки 20-30-х годов ХХ века. Фольклор, джаз, классика.
8. Посещение музыкальных спектаклей, концертов, музеев.
Практические занятия. Посещение концертов, оперных и музыкальных спектаклей. Экскурсии в музеи певцов и композиторов с прослушиванием музыкальных произведений.
9. Репетиционные занятия.
Практические занятия. Работа над произведением. Развитие музыкально-образного мышления. Работа над репертуаром. Подготовка к концертным выступлениям, подготовка костюмов, сцены, реквизита, музыкальных записей.
10. Итоговое занятие.
В конце года проводится итоговое занятие с подробным анализом работы за год.

Учебно - тематический план студии эстрадного вокала Кузьгова Р.Ж.
1 год. (старшая группа).
№ п/п Наименование разделов и тем занятий Вид занятия Кол-во часов
1. Особенности эстрадного вокала Т 10
2. Психологические и физиологические факторы, влияющие на развитие творческих способностей Т 10
2.1 Влияние эмоционального состояния на голосообразование и общее физическое и психическое состояние Т 10
2.2 Рекомендации по преодолению возможных голосовых напряжений сопряжённых с возбуждённым эмоциональным состоянием ТП 10
2.3 Раскрепощение ТП 10
2.4 Саморегуляция ТП 10
3.
Дыхание Т 30
3.1 Голосовой аппарат, и как всё устроено Т 20
3.2
Правильное дыхание ТП 10
3.3
Дыхание и его роль в психической саморегуляции Т 5
4
Техника речи, вокальная дикция ТП 20
4.1
Речевой аппарат Т 5
4.2 Характеристики голоса и речи Т 5
4.3
Слово в пении ТП 10
4.4 Вокальная фонетика: гласные и согласные в пении ТП 10
5 Диапазон. Развитие силы, объема и яркости ТП 30
6 Вокально-хоровые
работы П 20
Итого : 225 часов

Содержание тем программы.

1. ОСОБЕННОСТИ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА
1. Основные акценты в беседе (уч.пособие. «Основы эстрадного вокала», Кузьгов Р.): Отличие эстрадного вокала от других видов. Особенности эстрадного пения. Сочетание различных техник и специфических приемов. Фундаментальные разделы дисциплины.


2.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Основные акценты в беседе (уч.пособие. «Основы эстрадного вокала», Кузьгов Р.): Понятие голосообразования. Психофизические аспекты человека. Эмоциональное состояние на исполнительское мастерство. Практика свободного и глубокого дыхания.

2.1 Влияние эмоционального состояния на голосообразование и общее физическое и психическое состояние
1.1 Основные акценты в беседе (уч.пособие. «Основы эстрадного вокала», Кузьгов Р.): Роль внутреннего спокойствия на звукоизвлечение. Источники зажима голоса. Влияние эмоционального состояния на физиологическое состояние голосового аппарата.

2.2 Рекомендации по преодолению возможных голосовых напряжений сопряжённых с возбуждённым эмоциональным состоянием.
Основные акценты в беседе (уч.пособие. «Основы эстрадного вокала», Кузьгов Р.): Беседа о том, как оградить себя от неприятностей, связанных с нездоровым голосом. Упражнения, способствующие естественному звучанию голоса.


2.3 Раскрепощение
Основные акценты в беседе (уч.пособие. «Основы эстрадного вокала», Кузьгов Р.): Две крайности, ошибочные для начинающих вокалистов и как избежать их.

2.4 Саморегуляция
Основные акценты в беседе (уч.пособие. «Основы эстрадного вокала», Кузьгов Р.): Метод, способствующий уменьшению вокальных противоречий. Саморегуляция голоса через эмоционально-художественные стимулы. Принцип постепенного овладения мастерством пения. Что помогает и что мешает саморегуляции?


3. ДЫХАНИЕ
Общие понятия о дыхании и роль дыхания в жизни человека.
3.1 Голосовой аппарат, и как всё устроено
Основные акценты в беседе (уч.пособие. «Основы эстрадного вокала», Кузьгов Р.): Физиология голосового аппарата.

3.2 Правильное дыхание
Основные акценты в беседе (уч.пособие. «Основы эстрадного вокала», Кузьгов Р.): Виды дыхания. Дыхание в эстрадном вокале. Упражнения для выработки правильного дыхания эстрадного исполнителя.

4. ТЕХНИКА РЕЧИ, ВОКАЛЬНАЯ ДИКЦИЯ
Основные акценты в беседе (уч.пособие. «Основы эстрадного вокала», Кузьгов Р.): Понятия техники речи и вокальной дикции. Эстрадному исполнителю особенно важно иметь красивую, правильно поставленную речь и четкую дикцию. Ведь именно популярные эстрадные песни слушает большинство людей.

4.1 Речевой аппарат
Основные акценты в беседе (уч.пособие. «Основы эстрадного вокала», Кузьгов Р.): Происхождение звука. Положения речевого аппарата. Речевой аппарат как голосовой инструмент.

4.2 Характеристики голоса и речи
Основные акценты в беседе (уч.пособие. «Основы эстрадного вокала», Кузьгов Р.): Признаки несовершенства речи. Характеристики хорошего и плохого голоса.

4.3 Слово в пении
Основные акценты в беседе (уч.пособие. «Основы эстрадного вокала», Кузьгов Р.): Пение как «омузыкаленная речь». Выработка отчетливой дикции – условие художественного пения.

4.4 Вокальная фонетика: гласные и согласные в пении
Основные акценты в беседе (уч.пособие. «Основы эстрадного вокала», Кузьгов Р.): Индивидуальные звуковые черты человека. Искажение звуков. Основное правило эстрадного вокала. Четкость произнесения гласных.

5. ДИАПАЗОН. РАЗВИТИЕ СИЛЫ, ОБЪЕМА И ЯРКОСТИ.

Основные акценты в беседе (уч.пособие. «Основы эстрадного вокала», Кузьгов Р.): Понятие музыкального диапазона. Определение диапазона учеников. Вокальный и полный диапазон.

6. ВОКАЛЬНО ХОРОВЫЕ РАБОТЫ.

Современная песня – сообщение об авторах музыки и слов, раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств, замысел произведения.
Понятие, что такое аккомпанемент, фонограмма. Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Пение по фразам.
Работа над чистотой интонирования по интервалам.
Исполнение без сопровождения. Исполнение группой, по ролям.
Пение учебно-тренировочного материала:
Раскрытие учебной цели, назначение каждого упражнения для развития музыкального слуха, голоса, дыхания, звукообразования, диапазона, выразительности исполнения.
Вокальные упражнения для правильного формирования звука.
Пение импровизаций:
Раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения. Показ возможных вариантов, обучение импровизациям в процессе пения или игры на элементарных музыкальных инструментах.

Учебно - тематический план студии эстрадного вокала Кузьгова Р.Ж.
2 год. (младшая группа)

№ п/п Наименование разделов и тем занятий Вид занятия Кол-во часов
1 Вводное занятие. Техника безопасности Т 5
2 Развитие певческого диапазона и голосового аппарата ТП 35
3 Развитие музыкального слуха ТП 35
4 Работа над произведением:
Показ педагога.
Разучивание музыкального и поэтического текстов.
Работа над вокальной партией
Выразительность исполнения
Работа с микрофоном
ТП 40
5 Работа над сценическим воплощением ТП 35
6 История музыки Т 5
7 Прослушивание музыкальных записей Т 10
8 Посещение музыкальных спектаклей, концертов, музеев Т 10
9 Репетиционные занятия П 45
10 Итоговое занятие ТП 5
ИТОГО 225

Содержание тем программы.

1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Повторение основных правил безопасности на занятиях, в работе с музыкальной техникой, реквизитом.
2. Развитие певческого диапазона и развитие голосового аппарата - продолжается знакомство с правилами пения и охраны голоса.
Практические занятия. Упражнения на дыхание, звукообразование. Распевание. Новые практические навыки:
- строение голосового аппарата;
- способы звуковедения (стаккато, легато, кантилена);
- сглаживание регистровых переходов;
Работа над расширением диапазон голоса, примерно до 1,5 октав, выравниванием звучности гласных, над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры, совершенствуется работа с учебной фонограммой «минус».
Пение вокальных упражнений, включая мажорные и минорные гаммы, трезвучия, скачки на октаву вверх и вниз.

3. Развитие музыкального слуха.
Упражнения на воспитание и развитие музыкально-певческих способностей: музыкального слуха, певческого голоса, внимания, музыкального мышления, памяти, эмоциональности, творческих способностей, потребностей, интересов, вкусов, готовности к художественному труду.

4. Работа над произведением:
Показ педагога.
Разучивание музыкального и поэтического текстов.
Работа над вокальной партией.
Выразительность исполнения - работа над закреплением технических навыков и освоением эстрадного вокального репертуара. Формируется умение читать ноты. Обучение осмысленному, выразительному, художественному вокальному исполнительству. При наличии инструментов, учебных и профессиональных фонограмм и обучение самостоятельно работать над укреплением ряда технических приемов и музыкальными произведениями. Знакомство с работой над иностранным текстом произведения.
Работа с микрофоном.

5. Работа над сценическим воплощением.
6. История музыки.
Рассмотрение исторических этапов развития мировой музыкальной культуры.
7. Прослушивание музыкальных записей
Практические занятия. Прослушивание народной казахской музыки. Фольклор, джаз, классика.

8. Посещение музыкальных спектаклей, концертов, музеев.
9. Репетиционные занятия
Практические занятия. Работа над произведением. Развитие музыкально-образного мышления. Работа над репертуаром. Подготовка к концертным выступлениям, подготовка костюмов, сцены, реквизита, музыкальных записей.
10. Итоговое занятие.
В конце года проводится итоговое занятие с подробным анализом работы за год.

Учебно – тематический план студии эстрадного вокала Кузьгова Р.Ж.
2 год. (старшая группа)

№ п/п Наименование разделов и тем занятий Вид занятия Кол-во часов
1 Постановка голоса Т 10
1.1 Опора звука ТП 10

1.2 Чувство опоры ТП 10

1.3 Опертое звукообразование ТП 10
1.4 Вокальная «маска» ТП 10
1.5 Атака звука ТП 10
1.6 Резонаторы ТП 30
1.7 Вокальный зевок ТП 20
1.8 Регистры голосов ТП 10

1.9 Рекомендации для начала занятий вокальными упражнениями ТП 5

1.10 Этапы работы с голосом ТП 20

1.11 Вибрато ТП 5
2 Стиль, Манера исполнения ТП 5
2.1 Приемы, применяемые в эстрадном вокале ТП 10
3 Правила и советы по гигиене голоса Т 10
4 Принципы начального обучения вокалу Т 30
5 Вокально-хоровые
работы П 20
Итого : 225 часов

Содержание тем программы.

1. ПОСТАНОВКА ГОЛОСА

Основные акценты в беседе (уч.пособие. «Основы эстрадного вокала», Кузьгов Р.): Понятие постановки голоса. Рассмотрение методов постановки голоса.

1.1 Опора звука
Основные акценты в беседе (уч.пособие. «Основы эстрадного вокала», Кузьгов Р.): «Опертое звучание». Манера голосообразования. Различное ощущение опоры звука.
1.2 Чувство опоры
Основные акценты в беседе (уч.пособие. «Основы эстрадного вокала», Кузьгов Р.): Ощущение свободно распоряжаться своим голосом. Обращение педагога на опертое звучание голоса у ученика и закрепление этого ощущения.
1.3 Опертое звукообразование
Основные акценты в беседе (уч.пособие. «Основы эстрадного вокала», Кузьгов Р.): Перевод напряжения со связок на дыхательную систему для того чтобы голос не уставал. Изучение приемов, наталкивающих на опертое голосообразование.
1.4 Вокальная «маска»

Основные акценты в беседе (уч.пособие. «Основы эстрадного вокала», Кузьгов Р.): Резонирование голоса певца в носовой и придаточных полостях. Пение с полным использование верхних резонаторов.

1.5 Атака звука

Основные акценты в беседе (уч.пособие. «Основы эстрадного вокала», Кузьгов Р.): Посыл дыхания в момент начала звука. Степень замыкания голосовых связок. Три вида атаки.

1.6 Резонаторы

Основные акценты в беседе (уч.пособие. «Основы эстрадного вокала», Кузьгов Р.): Нижняя опора звука – грудной резонатор.

1.7 Вокальный зевок

Основные акценты в беседе (уч.пособие. «Основы эстрадного вокала», Кузьгов Р.): Высокая позиция гортани. Понятие полузевок. Упор звука в твердое нёбо.

1.8 Регистры голосов

Основные акценты в беседе (уч.пособие. «Основы эстрадного вокала», Кузьгов Р.): Однородные способы звукообразования. Фистула.

1.9 Рекомендации для начала занятий вокальными упражнениями

Основные акценты в беседе (уч.пособие. «Основы эстрадного вокала», Кузьгов Р.): Правила выполнения вокальных упражений.

1.10 Этапы работы с голосом

Основные акценты в беседе (уч.пособие. «Основы эстрадного вокала», Кузьгов Р.): Последовательность упражнений для развития более подвижного и беглого голоса. Чистота интонации.

1.11 Вибрато

Основные акценты в беседе (уч.пособие. «Основы эстрадного вокала», Кузьгов Р.): Понятие вибрато. Дефекты вибрато и устранение их.

2. СТИЛЬ, МАНЕРА ИСПОЛНЕНИЯ

Основные акценты в беседе (уч.пособие. «Основы эстрадного вокала», Кузьгов Р.): Современная манера вокала. Поиск собственного звука и сценического образа.

2.1 Приемы, применяемые в эстрадном вокале

Основные акценты в беседе (уч.пособие. «Основы эстрадного вокала», Кузьгов Р.): Расммотрение приемов: Расщепление, Драйв, Субтон, Обертоновое пение, Глиссандо, Фальцет, Пение «без опоры», Йодль, Штробас.

3. ПРАВИЛА И СОВЕТЫ ПО ГИГИЕНЕ ГОЛОСА

Основные акценты в беседе (уч.пособие. «Основы эстрадного вокала», Кузьгов Р.): Рассмотрение 10 основных правил по гигиене голоса.

4. ПРИНЦИПЫ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛУ

Основные акценты в беседе (уч.пособие. «Основы эстрадного вокала», Кузьгов Р.): Принципы не строго обязательны для всех. Певец в занятиях выступает творцом, а не исполнителем штампов и инструкций. Но творческий человек знает, что общепедагогические установки ориентируют его в занятиях. В работе с начинающими певцами полезно учитывать следующие принципы. Рассмотрим 20 основных принципов.
5. ВОКАЛЬНО ХОРОВЫЕ РАБОТЫ.
Современная песня – сообщение об авторах музыки и слов, раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств, замысел произведения.
Понятие, что такое аккомпанемент, фонограмма. Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Пение по фразам.
Работа над чистотой интонирования по интервалам.
Исполнение без сопровождения. Исполнение группой, по ролям.
Пение учебно-тренировочного материала:
Раскрытие учебной цели, назначение каждого упражнения для развития музыкального слуха, голоса, дыхания, звукообразования, диапазона, выразительности исполнения.
Вокальные упражнения для правильного формирования звука.
Пение импровизаций:
Раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения. Показ возможных вариантов, обучение импровизациям в процессе пения или игры на элементарных музыкальных инструментах.

Методические рекомендации

Основным направлением художественного творчества является всемерное содействие духовно-нравственному, интеллектуальному и эмоциональному развитию детей. Формирование духовного мира детей, развитие творческих способностей и профессиональной ориентации возможны при глубоком усвоении и знании вокальной культуры. В свете вышесказанного, воспитание самостоятельной активной личности ребёнка приобретает особую актуальность. Отсюда и необходимость продуманности учебно-воспитательной работы, основанной на принципах творческого обучения.
Для эффективности развития эмоциональности детей важно научить видеть, услышать красоту того, что есть в окружающем мире. Услышать красоту музыкальных звуков.
При отборе песенного репертуара нужно учитывать интересы и способности детей. Лучшие воспитанники участвуют в концертах, конкурсах. Контакт с родителями должен способствовать лучшему взаимопониманию с детьми.
При нормальном развитии ребёнка в формировании его голосовой функции и речи специалисты не вмешиваются. Голос и речь ребёнка формируются исключительно под влиянием семьи и средств массовой информации, т.е. отнюдь не в оптимальном направлении и с множеством случайных и вредных воздействий.
Результат – неравномерное развитие механизмов голосообразования, отсутствие координации между слухом и голосом, неадекватность эмоциональной детонации в речи, «гудошники» в пении, хриплые голоса при здоровой гортани и т.д. Поэтому решающим мотивационным фактором в приобщении воспитанников к вокальному искусству является постепенное формирование эталона певческого звука.
Воспитание вокальных навыков требует от детей постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Легкость обучения здесь только кажущаяся.
Пению, как любому виду искусств, необходимо учиться терпеливо и настойчиво. При этом необходимо обязательно помнить, что любое обучение не должно наносить ущерб духовному и физическому здоровью детей. Ведь для ребёнка обучение пению – это бесконечный путь развития и совершенствования своего голоса, певческой технологии, исполнительских возможностей, а через них – развитие и совершенствование своей личности.
Пение помогает личности развиваться, опираясь на основные моральные и нравственные критерии, понятия добра и зла. Такие качества как доброта, искренность, обаяние, открытость в сочетании с мастерством должны сопровождать маленького артиста всю жизнь.
Начальный этап формирования вокально-хоровых знаний, умений и навыков как особо важный для индивидуально-певческого развития каждого участника ансамбля.
Начало формирования всех основных вокально-хоровых навыков с самого начала занятия. Обучение умению соблюдать в процессе пения певческую установку; правильному звукообразованию (мягкой атаке); сохранению устойчивого положения гортани; спокойному, без поднятия плеч, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойно-активному, экономному вдоху.
Формирование у всех воспитанников основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности, разборчивости, ровности по тембру, пения вибрато), сохранение выявленного педагогом у каждого воспитанника индивидуального приятного тембра здорового голоса, обучение умению петь активно, но не форсированно по силе звучания.
Обучение непринужденному, естественно льющемуся пению, гибкому владению голосом. Правильное формирование гласных и обучение детей четкому, быстрому произнесению согласных. Выработка унисона, обучение двухголосию при использовании для этого различных приёмов, последовательность которых и связи устанавливаются в зависимости от особенностей состава группы.
Обучение петь без сопровождения и с ним, слушать и контролировать себя при пении, слушать всю партию, всю группу, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра, изживая недостатки в технике исполнения и в звучании голоса; одновременно со своей партией или группой усиливать или ослаблять звучность, выдерживать постоянный темп, а если нужно, вместе со всеми ускорять или замедляя его; правильно исполнять ритмический рисунок, одновременно с партией, группой произносить согласные, начинать и завершать произведение.
Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное на упражнениях в исполнение произведений.
Развивать творческие способности, используя импровизации и приобщаясь к осмыслению трактовки произведения. Формирование умения читать ноты, упорно, настойчиво трудиться. На этой основе обучение осмысленному, выразительному, художественному ансамблевому исполнительству.
При отборе песенного репертуара нужно учитывать интересы и способности детей. Лучшие учащиеся участвуют в концертах, конкурсах. Контакт с родителями должен способствовать лучшему взаимопониманию с детьми.
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией таблиц и наглядных пособий (наглядные методы), а так же практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для закрепления информации в виде вокально-хоровой работы.
Основная часть занятий проводится в игровой форме. В игре поведение детей приобретает социальное значение, создаются условия для эстетического и духовного развития личности. Важным является тематическое построение занятия, отражающее основные закономерности и функции музыкального искусства.
Важными методами изучения и освоения представленной программы являются:
• метод «забегания» вперёд и «возвращение» к пройденному материалу;
• метод общения;
• метод импровизации;
• метод драматизации.
Все методы и приёмы музыкального обучения находятся в тесной взаимосвязи. Взаимодействие разнообразных методов и принципов работы помогает педагогу реализовать цель – формировать музыкальную культуру детей.
Необходимо живое общение педагога с детьми, позволяющее легко переходить от хорошо знакомого материала к новому, от простого к сложному, поскольку носит эмоциональный характер. Методы музыкального воспитания представляют собой различные способы совместной деятельности учителя и детей, где ведущая роль принадлежит педагогу. Развивая воображение, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, педагог стремиться к тому, чтобы общение с искусством вызывало у ребят чувство радости, проявлению их активности и самостоятельности. Такой процесс восприятия информации наиболее эффективен.
Дидактический принцип построения материала «от простого к сложному» может быть реализован, например, в вокально-хоровой работе. Пение учебного материала начинается с упражнений, маленьких попевок, песен, и с постепенным усвоением материала песенный репертуар усложняется. По этому же принципу происходит и использование метода «забегания» вперед и «возвращения» назад. Педагог давая материал годового курса «забегает» вперед, приоткрывая завесу знаний будущих лет, в последствие повторяя пройденный материал.
Совместная подготовка педагога и детей к проведению праздников реализуется по принципу педагогического сотрудничества. Управление педагогическим процессом осуществляется через создание условий.
Реализацию творческого потенциала ребёнка, самостоятельную деятельность, приобретение навыков и умений.
При подготовке к праздникам, привлекая детей к вокально-хоровой работе, следует учитывать желание и тягу каждого участника, его психологический настрой. «Зажатый» ребёнок плохо осваивает материал и ощущает страх, поэтому необходима дополнительная, индивидуальная работа.
В процессе межличностного общения в цепи «педагог – ребёнок» реализуется коммуникативный потенциал ребёнка и формируется его мировоззрение.
Получая информацию от педагога, каждый ребёнок и группа в целом включаются в диалог, совместный поиск решения. Дети учатся активно мыслить, применяя полученные знания в творческом процессе.
Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности учащихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях.
В начальной стадии работы над произведением педагог использует: словесный, наглядно-слуховой, метод обобщения и метод анализа.
От педагога требуется умение сочетать различные методы и виды работы в зависимости от музыкального опыта детей.


Универсальный план работы с вокалистами

1. Ознакомление с песней, работа над дыханием:
• знакомство с мелодией и словами песни;
• переписывание текста;
• ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением музыкальных фраз кульминации песни;
• регулирование вдоха и выдоха.

2. Работа над образованием звука:
• проверка усвоения текста песни;
• работа по закреплению мелодической основы песни;
• постановка корпуса, головы;
• рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и нижнее небо);
• атака звука;
• закрепление материала в изучаемой песне.

3. Работа над чистотой интонирования:
• проверка усвоения песни и мелодии в целом;
• слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам;
• исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком.

4. Работа над дикцией:
• музыкальные распевки в пределах терции в мажоре и миноре;
• выравнивание гласных и согласных звуков, правильное произношение сочетаний звуков;.

5. Работа с фонограммой:
• повторение ранее усвоенного материала;
• определение ритмической, тембровой основ аккомпанемента;
• определение темпа, динамических и агогических оттенков;
• исполнение песни с учетом усвоенного материала.

6. Работа над музыкальной памятью:
• музыкальные распевки с учетом расширения звукового диапазона;
• запоминание ритмической основы аккомпанемента;
• запоминание динамических и агогических оттенков мелодии;
• запоминание тембров аккомпанемента.

7. Работа над сценическим имиджем:
• закрепление ранее усвоенного материала;
• воссоздание сценического образа исполнителя песни;
• практическое осуществление сценического образа исполняемой песни.

8. Умение работать с микрофоном:
• технические параметры;
• восприятие собственного голоса через звуко-усилительное оборудование;
• сценический мониторинг;
• малые технические навыки звуковой обработки;
взаимодействие с танцевальным коллективом на сцене при использовании радиосистем.

Примерный репертуарный план по годам обучения.

1-й год.
-Популярные песни из мультфильмов, кинофильмов в переложении для унисонного ансамбля, ансамбля солиста (-ов) и «бэк-вокала», и др.
-Детские эстрадные песни современных композиторов (В.Шаинского, Е.Крылатова, Ген.Гладкова, М.Дунаевского, Ю.Чичкова, Р.Паулса, Я.Дубравина, С.Баневича, Н.Карш, О.Хромушина, Е.Зарицкой и др.), народные песни (несложное двухголосие или его элементы).
-Популярные песни из кинофильмов, ретро, песни о Великой Отечественной Войне композиторов ( А.Петрова, Ю.Милютина, В.Соловьёва-Седова, В.Баснера, И.Дунаевского, Н.Богословского, М.Таривердиева, М.Блантера, Я.Френкеля, Э.Колмановского, А.Пахмутовой и др.) в переложении на 2 голоса или для ансамбля солиста и «бэк-вокала».
-Песни из репертуара зарубежных исполнителей.
-Каноны русских или зарубежных исполнителей, несложные полифонические произведения (менуэты, дуэты, старинные арии и т.д).

2-й год.
-Популярные песни из кинофильмов в переложении для 2-х и более голосов или для ансамбля солиста и «бэк-вокала».
-«Ре-мейки» на различные музыкальные композиции (обработки народных песен, ретро, джаз и т.д.) в переложении для ансамбля.
-Песни из репертуара зарубежных исполнителей (желательно на языке оригинала).
-Полифонические произведения.
-Музыкальные композиции современных авторов в переложении для 2-х -3-х (и более) солирующих голосов.
-Ретро, эстрадно- джазовые композиции для вокального ансамбля, обработки народных песен, полифонические произведения (возможно исполнение a’capella, техникой скэт-слоговое пение).
-Песни из репертуара зарубежных исполнителей на языке оригинала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.

1. Кузьгов Р.Ж. "Основы эстрадного вокала", Павлодар, 2012г.
2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.
3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.
4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004
5. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997
6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
7. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998.
8. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000.
9. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997.
10. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М, 2000.
11. Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

1. Кузьгов Р.Ж. "Основы эстрадного вокала", учебное пособие,
Павлодар, 2012г.
2. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993.
3. Захарченко В.Г. Кубанская песня. — 1996.
4. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003.
5. Мировая художественная культура в школе для 8 -11 классов.
6. Старинные и современные романсы.- М., 2003.
7. Кузьгов Р.Ж. "Основы эстрадного вокала", сборник упражнений,
Павлодар, 2012г.
Прикрепления: Картинка 1 · Картинка 2
Просмотров: 26822 | Добавил: kuzgovruslan | Рейтинг: 3.5/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы "ВКонтакте"

Поиск

Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться
с планами нашего портала

Афоризм дня
Человек, который принимает свою работу близко к сердцу, может за неё не волноваться.
/Авессалом Подводный/


Реклама

Рейтинг@Mail.ru
"Методсовет" © 2010 - 2024
My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы