Математическая сказка "Колобок". Нестандартный урок математики в 3-м классе по теме: "Внетабличное умножение и деление". Цели: • закрепление таблицы умножения и деления, внетабличного умножения и деления; • умения составлять задачу по краткой записи; • развитие логического мышления, смекалки; • формирование культуры речи. Учитель: - Жил-был старик со старушкой. Попросил старик испечь колобок. Старушка испекла колобок и положила на окно простынуть. Надоело колобку лежать. Он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку и покатился по дорожке. Катится колобок, а навстречу ему заяц: Заяц: (ученик в маске зайца): - Колобок-Колобок! Я тебя съем. Колобок: (ученик в маске колобка): - Нет, не ешь меня косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою: - Я Колобок, колобок, По амбару метён По сусекам скребён На сметане мешён В печку сажён Я от дедушки, я от бабушки ушёл От тебя, зайца, не хитро уйти. Заяц: Я тебя отпущу, если решишь примеры и задачи. Колобок: - Ребята, помогите, мне! (Ученики решают задания зайца.)
1) Устные примеры. (Ученики показывают ответы сигнальными карточками) 19•4=76 (м) 15•4=60 (д) 23•4=92 (л) 18•4=68 (ц) 22•4=88 (о) 24•4=96 (!) 12•4=48 (о) 17•4=68 (ы) В конце читается слово: Молодцы! 2) Задача (решают в тетрадях) Один охотник стрелял в двух зайцев и промазал. Первый заяц 5 кг, а второй в 2 раза больше. Сколько кг зайчатины убежало от охотника? 5•2=10 (кг) (второй заяц) 10+5=15 (кг) Ответ: 15 кг зайчатины. Учитель: И катился колобок дальше: только его заяц и видел. Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк. Волк: (ученик в маске): - Колобок-Колобок! Я тебя съем. Колобок: - Нет, не ешь меня серый волк, я тебе песню спою: - Я Колобок, Колобок, По амбару метён По сусекам скребён На сметане мешён В печку сажён Я от бабушки. Я от дедушки ушёл Я от зайца ушел, от тебя, волка, не хитро уйти.
Волк: Я тебя отпущу, если выполнишь все мои задания. Колобок: - Ребята, не оставляйте меня в беде?! 1) Письменные примеры появляются на экране (решают с объяснениями). 72:4=(18) 56:2=(28) 65:13=(5) 42:3=(14) 84:42=(2) 84:28=(3) 78:26=(3) 75:25=(3) 51:3=(17) 2) Устное задачи на экране. Волк пригласил на свое день рождение трех поросят, семеро козлят, Красную Шапочку. Сколько аппетитных гостей волк пригласил на свое день рождение? (3+7+1=11) В соревновании по бегу Волк, Медведь, Лиса заняли первые три места. Какое место занял каждый из них, если Волк занял не второе, и не третье место, Лиса не третье? (I – Волк, II – Лиса, III – Медведь) Бежали по дорожке 2 Гуся, Петух, Кошка и Собачка. Сколько лапок топало. Той дорожкой по полю? (4+2+4+4=14) Задача о моем родственнике. Одна маленькая служебная милицейская собака получила в награду за храбрость 25 вкусных косточек. 3 косточки она сразу загрызла, а остальные зарыла во дворе милиции. Ночью преступники перелезли через забор и украли половину косточек. Сколько косточек осталось храброй собаке на завтрак? (25-3=22 22:2=11) Учитель: Покатился колобок дальше: только его волк и видел. Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идет, хворост ломает, кусты к земле гнет. Медведь: (ученик в маске) - Колобок-Колобок! Я тебя съем. Колобок: - Послушай косолапый лучше моей песенки: - Я Колобок, Колобок, По амбару метён По сусекам скребён| На сметане мешён В печку сажён Я от дедушки ушел Я от бабушки ушёл Я от зайца ушел. Я от волка ушел. От тебя, медведь, полгоря уйти. Медведь: Я тебя отпущу, если выполнишь мои задачки и примеры. Ученики выполняют задания медведя. 1) Составление задачи по краткой записи. Продолжительность жизни кабана 25 лет, а бурого медведя в 2 раза больше на 20 лет чем у дикого кабана, а белый медведь живет на 20 лет меньше, чем бурый медведь. Сколько лет живет белый медведь? 2) – Расскажите про меня стихотворение. Физкультминутка. Медвежата в чаще жили, Головой своей кружили Вот так, вот так, Головой своей кружили. Медвежата мед искали, Дружно дерево качали Вот так, вот так, Дружно дерево качали. А потом они плясали, Выше лапы поднимали Вот так, вот так, Выше лапы поднимали. 3) Прочитайте ребусы.
Учитель: - И покатился Колобок. Медведь ему только вслед посмотрел. Катится колобок, а навстречу Лиса. Лиса: (девочка в маске) - Здравствуй, Колобок! Какой ты пригоженький, румяненький. Колобок: (Колобок рад, что его похвалили, запел свою песенку) Я Колобок, Колобок По амбару метён По сусекам скребён На сметане мешён В печку сажён На окошке стужён Я от дедушки ушел Я от бабушки ушёл Я от зайца ушел. Я от волка ушел. От медведя ушел, и от тебя уйду. Лиса: - Погоди, погоди. Я тебя отпущу, если решишь мои задания. Колобок: Ребята, помогите, пожалуйста, мне?! 6) Решите хитрые задачи лисы. а) Дарит бабушка-лисица Трем лисятам рукавицы Их на ножки надевайте Да смотрите не теряйте. Отвечайте: Сколько рукавичек было у лисицы-бабушки? (4•3=12) в) Когда гусь стоит на двух ногах, то весит 4кг. Сколько будет весить гусь, когда вста-нет на одну ногу? (4кг) г) Сколько минут нужно варить яйцо, сваренное вкрутую? (не надо варить) д) Трое друзей: ёж, барсук и мышь поехали вместе в город в поезде. Дорога заняла 6 часов. Сколько часов ехал каждый? (6 часов)
е) От домика лисы к домику волка ведут 3 дороги, а от домика волка к берлоге медведя 2 дороги. Сколькими способами лиса может прийти в гости к медведю.
6) Решение задачи на пропорциональное деление по учебнику. Задачу решают, составляя таблицу. 7) Задача-аукцион. - Разыгрывается шоколад на правильный ответ. У меня в одной коробке 3 жука, А в другой имею я 3 паука, В уголке шуршат бумагой 2 ежа, А в двух клетках 2 чижа. Кто, ребята, сосчитать бы мне помог, Сколько вместе они имели ног? (54) Учитель: - Ребята все молодцы. Мы дружно помогли Колобку. Спасли и от Зайца, и от Волка, и от Медведя, и даже от Лисы. И он решил вас отблагодарить. (Колобок раздает всем ученикам пончики.)
Габдулхакова Инсия Зуфаровна
Учитель начальных классов
МБОУ"Джалильская средняя школа№2" Сармановский район РТ