3 класс Русский язык Непроизносимая согласная
Этапы урока Учитель Ученики
Актуализация знаний 1. Организация.
Учитесь с улыбкой,
Шутите, учась!
Любая ошибка
Исчезнет, боясь
Весёлой науки
И радостных глаз.
Учитесь без скуки-
Как мы! В добрый час!
2. Чистописание.
Бп вф гк дт жш зс чк чн щн пп д л т в
-Подчеркнуть правильно и красиво написанные буквы или сочетание букв.
2)-Какие буквы вы записали?
-Как вы думаете, чему будет посвящена орфографическая пятиминутка?
-Какие вы знаете орфограммы согласных букв?
3) Орфографическая пятиминутка.
-Как работаем над орфограммой?
Алма…, а..етит, корич..невый, капустница.
-На какую орфограмму 4 слово?
-Пропишите путь этой орфограммы.
-Расскажите правило, изученное на предыдущем уроке.
-Какими являются первые 3 слова?
Согласные буквы.
Работаем над:
-буквы стоят на строке;
-буквы одинаковой высоты;
-одинаковый наклон;
-одинаковой ширины.
Орфограммы согласных букв:
-сомнительная звонкая-глухая согласная
-удвоенная согласная
-Сочетание букв ЧК, ЧН, ЩН
-Непроизносимая согласная в корне слова.
Ученик на доске вставляет букву в 1-3 слово и объясняет написание.
Непроизносимая согласная в корне слова.
Орфограмма—
в словах—согласные—непроизносимые согласные.
Стр 59.
Это словарные слова.
Постановка проблемы -Вы хорошо знаете орфограммы согласных букв в корне.
-Значит правильно выполните задание на листочках в паре.
1. Вставить пропущенные буквы:
солнце
местный
сердце
радостный
здравствуй
2. Проверка.
-Какие буквы вставили в 1 слове? 2? 3? 4?
Солнце сонце
Местный месный
Сердце серце
Радостный радосный
Диалог:
-Какое было задание?
-А как выполнили?
-Почему?
-Какая же будет тема урока?
-Мы на предыдущем уроке знакомились с непроизносимой согласной в словах. А что будем делать сегодня?
Написание непроизносимой согласной … (в корне слова).
С какой целью будем изучать эту тему?
Со___е
Ме___ый
Се___е
Радо___ный
Одно: вставить пропущенные буквы.
По-разному.
Не знаем, как узнать, пишется непроизносимая согласная или нет.
Непроизносимые согласные.
Писать слова с …
…чтобы грамотно писать.
Открытие знаний Чтобы изучить орфограмму, по какому пути мы должны пройти?
1.Услышать-увидеть
1. Слышишь ли ты рядом несколько согласных букв?
-К какому этапу изучения орфограммы переходим?
2.Часть слова.
-Выделите ту часть слова, в которой находится непроизносимая согласная.
-Как можно дополнить тему урока?
Написание непроизносимой согласной
в корне слова.
-Следующий этап?
3.Проверить.
Совсем нельзя прочесть
Их вслух—
Они бесплотны, словно дух!
Может их просто-напросто нет?
Тайна—не тайна, секрет—не секрет,
Призрак—не призрак.
Где же ответ?
А) -Какие есть гипотезы?
Проверяем гипотезы на слове солнце.
1) надо изменить слово…
нет [сонца]
один—много [сонце, сонца]
-Подходит ли этот способ проверки и почему?
2) надо подобрать однокоренное слово…
солнечный, солнышко
-Подходит ли этот способ проверки и почему?
Дети подбирают проверочные слова и записывают на доске напротив слов записываются проверочные слова.
-Какой же способ проверки оставляем?
-Сделайте Вывод.
Б) Проверим наш вывод по учебнику стр 61.
-Что общего в нашем выводе и в правиле учебника?
-Чем они отличается наш вывод от правила в учебнике?
На доске вывешивается обозначение орфограммы.
1) Устный—уста
2) Честный—честь
-Сколько способов выделения орфограммы?
-Почему?
Прочитайте правило на стр 63 №2
5.Отметить орфограмму.
Отмечаем на доске и в тетрадях.
Какой из способов обозначения орфограммы мы используем?
1.Услышать-увидеть
2.Часть слова.
3.Проверить.
4.Записать.
5.Отметить орфограмму.
Да, слышим.
Дети произносят:
Со[нц]е,
Ме[сн]ый,
Се[рц]е,
Радо[сн]ый
здра[ств]уй.
2.Часть слова.
Выделяют корень.
Непроизносимая согласная в корне слова.
3.Проверить.
Дети предлагают гипотезы:
1) надо изменить слово…
2) надо подобрать однокоренное слово…
Не подходит, т.к. не слышится звук [Л]
Да, подходит, т.к. слышится звук [Л]
Второй.
Надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук слышался, произнёсся.
Дети читают.
Дети повторяют вывод.
1. «чтобы непроизносимый звук стал произносимым»
2.Указано, как отмечать орфограмму (Согласную 1 чертой, гласную двумя).
Два.
После непроизносимой согласной может стоять гласный звук или он на конце слова, или согласный звук (как в слове солнечный).
5.Отметить орфограмму.
Второй: согласный [Л] двумя чертами.
Закрепление.
Творческое применение знаний
Физминутка 1. Правильная запись слов, данных при постановке проблемы.
Место—местный
Сердечный—сердце
Радость—радостный (2-ой способ обозначения орфограммы)
И бьётся сердце радостней
И радость так сердечна
Что скуке места рядом с ней
Не может быть, конечно.
2. Работа в паре .
-С какой целью мы проводим работу в паре?
Учебник стр 61 № 79
-Прочитать задание вслух.
-Не спишите, а вставьте пропущенную букву, устно проверив.
Вот весёлая наука
Говорит теперь: «А ну-ка!
Если понял и запомнил,
Пропуски смелей заполни!»
Проверка фронтально:
На доске: сердце
устный
честное
хрустнула
известный
3. Услышать слово с непроизносимым согласным в корне слова, подобрать проверочное слово, записать.
А) Спеть песню из мультфильма «Умка» (караоке), найти такое слово, записать.
Звезда—звёздные
Б) Аналогичная работа в группах
Учитель читает предложения. Дети в группах выписывают слово с непроизносимой согласной и подбирают проверочное слово.
Поздно вечером мы возвращались домой. Молния осветила окрестность. Густой тростник на пруду казался большими деревьями.
Проверка: на доске вывешиваются листы со словами, указать ошибки.
Опоздать—поздно
Крест—окрестность
Трость—тростник
Отметить группы, которые успешно справились с заданием.
4. Самостоятельное задание по уровням.
1 уровень
Дидактический материал стр 32 № 58.
-Прочитайте задание про себя.
-Что надо выполнить в упр?
Звезда—звёздное.
Ярость—яростный
Гигант—гигантский
Счастье—счастливый
2 уровень
Дидактический материал стр 32 № 59.
-Прочитайте задание про себя.
-Что надо выполнить в упр?
Вот весёлая наука
Говорит теперь: «А ну-ка!
Знаний больше не скрывай—
Скобки верно раскрывай!»
Выбрать то задание, которое выполните на «5».
Тем, кто выполнил:
Устно придумать предложение с одним из слов.
Проверка и учителем после урока оценка и анализ работ на следующем уроке.
1. В слове местный мы слышим стечение нескольких согласных звуков, значит надо проверить, есть ли непроизносимый согласный звук. 2.Надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы этот согласный стал произносимым.
Место—звук [Т] произносится, значит пишется в слове местный.
3.Напишем.
4. Обозначим орфограмму 1-ым способом.
Цель—помочь друг другу.
Прочитать, найти проверочное слово, сначала выписать проверочное слово, а потом проверяемое. Выделить орфограмму.
Итог урока Вывод:
-Какие знания мы открыли?
-С какой целью мы открывали эти знания?
Вывод:
1.Правила стр 61
Узнали, как проверить непроизносимый согласный звук в корне слова.
2. Узнали, как отмечать орфограмму.
Чтобы знать, когда пишется непроизносимая согласная и не делать ошибки, писать грамотно.