Вступление: звучит колокольный набат Учитель: Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали в дни торжеств и людских бед, когда человеческому голосу не под силу было выкричать боль. По ком звонят колокола сегодня? Они звонят по каждо¬му из нас, живущему на планете Земля. Моя планета — человечий дом, Но как ей жить под дымным колпаком, Где сточная канава — Океан? Где вся природа поймана в капкан, Где места нет ни аисту, ни льву, Где стонут травы: больше не могу! слайд 2 Давайте окинем мысленным взором нашу голубую пла¬нету! Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконеч¬ной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня ее здоровье, ее жизнь в опасности. Она нуждается в скорой экологичес¬кой помощи. Сейчас учеными-экологами проводится «вра¬чебный» осмотр нашей планеты. Каков же диагноз? Излечи¬ма ли болезнь, или наша планета медленно погибает? Многие серьезные специалисты указывают на гигантские «гнойники» на теле Земли — свалки. Они вызывают боль и отвращение. «Шрамы» на теле Земли — асфальтовые дороги. Бетон продолжает поглощать землю. В опасности и «легкие» планеты — леса. «Полысение» планеты сегодня отчетливо видно из космоса. Возникает угроза потерять «легкие» Зем¬ли. Затуманились «глаза» Земли — озера, моря, океаны. Наша планета — планета океанов. Три четвертых части поверхнос¬ти се занято морями и океанами. Известный норвежский ученый Тур Хейердал написал: «Посреди океана, открытого для Европы Колумбом, теперь нельзя руку сунуть в воду, чтобы не вымараться в грязи...» Ученый имел в виду ог¬ромные нефтяные пятна на поверхности океана. Есть просто храм. Есть храм науки. А есть еще природы храм — С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он — свет в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь. Ребята, то, что вы видите здесь, — журнал, хоть и нео¬бычный. Его название «Наша чистая планета». Этот журнал живой. Каждую его страницу готовили наши корреспонден¬ты. Они-то и расскажут о том, что здесь изображено. Слайд 3 Первый корреспондент: Я буду говорить вам об этом голубом поле. (Показывает.) Но сначала вы должны догадаться, о чем речь: Через нос проходит в грудь И обратно держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем. Что это? (Воздух.) Речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, привыкли называть его небом. Выше леса, выше гор Расстилается ковер. Он всегда, всегда раскинут Над тобой и надо мной. То он серый, то он синий, То он ярко-голубой. Слайд 4 Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы, пыль и выхлопные газы? Что же мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? (Учащие¬ся отвечают на вопрос.) Верно. Соблюдать чистоту, сажать растения, беречь зеленых наших друзей. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших го¬родах должно быть много зелени. Учитель: Мы правильно объяснили, как сберечь воз¬дух чистым. Мы уничтожили микробов, грязь и пыль — и небо снова стало чистым, голубым. Если мы сумеем очистить небо над всей планетой — наша планета выздоровеет и будет счастлива! Теперь следующая страничка нашего журнала. Посмотри¬те, что же это такое? Какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем нашего следующего корреспондента и его помощников. Слайд 5 Второй корреспондент: Зеленая страничка нашего журнала — страничка жизни. А почему она зеленая? (Отвечают учащиеся.) Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам. Жить в зеленом мире этом Хорошо зимой и летом. Жизнь мелькает мотыльком, Шустрым бегает зверьком, В облаках кружится птицей, Скачет по ветвям куницей. Жизнь прекрасна, жизнь вокруг, Человек природе друг! Только всегда ли человек относится к природе как к другу? Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, под каждым из них растения или животные, которые занесены в Красную книгу. Слайд 6 Красный цвет книги — запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя! Записано в Красную книгу 295 видов зверей и 312 видов птиц. Главная наша забота — чтобы ни одно живое существ больше не попало в черные списки Красной книги. Какие же животные ждут нашей помощи? Слайд 7 Бабочка: Мы, бабочки, украшаем леса, сады, парки. Особенно хороши мы весной. Но, к сожалению, наша красота нас же и губит. Увидев бабочку, люди стараются ее поймать. Какой жалкой и несчастной выглядит пойманная бабочка, когда трепещет поломанными крылышками. Вы знаете, от птиц мы умеем защищаться. Например, бабочка Аполлон в минуту опасности падает на спину и «шипит» — скребет лапками. Это пугает птицу. А вот от человека защи¬ты нет. Слайд 8 Лось: Лось не убегает ни от медведя, ни от волка. При¬нимая бой, он выходит победителем. Он может постоять за себя. Только человек оказывается сильнее лося. Утро синее тихо Занималось в лесу, Шла тропинкой лосиха, Осыпая росу. Рядом с ней без тревоги И доверчив, и рыж, Семенил длинноногий, Горбоносый малыш. Изучал на примерах Он повадки ее. А рука браконьера Поднимала ружье... Оступилась лосиха, Осыпая росу, И опять стало тихо В оглушенном лесу. Слайд 9 Жаба: А я расскажу вам про жабу. Во все времена люди боялись и уничтожали жаб. Да, есть у жабы ядовитые желе¬зы, выделяющие беловатую маслянистую жидкость. Вероят¬но, поэтому родилась легенда, что от этой жидкости появ¬ляются бородавки. Но это вымысел. Яд у жабы для того, чтобы защищаться от нападающих животных, но ни отра¬вить, ни убить он никого не может. Жабы вообще никогда ни на кого не нападают. Зато приносят человеку пользу, съедая много вредных насекомых. Огородники даже специ¬ально приносят к себе на огород жаб. А в Англии и Фран¬ции их продавали на рынке. Слайд 10,11,12 Ученик: А теперь давайте отправимся с вами на вол¬шебную «Полянку здоровья». Много трав растет полезных На земле страны родной. Могут справиться с болезнью Мята, пижма, зверобой. Мы растенья эти знаем, Бережем и охраняем, В книгу Красную они Уж давно занесены. Мы их рвем не на потеху, Отнесем мы их в аптеку. Из даров лесного царства Люди делают лекарства. Знаете ли вы целебные травы? (Учащиеся называют известные им целебные травы.) Известно свыше 12 000 видов лекарственных расте¬ний. С глубокой древности многие из них применялись в народной медицине и недаром их называют травами здоровья, жизни. Но знайте, что собирать эти растения мож¬но только там, где не проходит рядом автомагистраль, не дымит завод, не обрабатывались химикатами леса и поля. На земле исчезают цветы, С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето. Откровенье цветов луговых Нами понято было едва ли. Беззаботно топтали мы их И бездумно, безжалостно рвали. И не видели, как из-под ног Молчаливо, дыша еле-еле, Обреченно глядел василек, Безнадежно гвоздики глядели. Учитель: Посмотрите на наше поле. Эти черные круги и квадраты мы сможем убрать, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем. Вот эти круги зак¬рыли красивые растения. Какое правило поведения в при¬роде нам надо знать, чтобы растений было много кругом? (Отвечают учащиеся.) правила(Говорим свои мысли, что надо сделать). 1.– защита почв – одна из задач улучшения земель. 2. – охранять птиц, делать скворечники, не ломать гнезда, кормушки делать. 3.– не загрязнять водоемы, не мыть машины. 4.– сажать больше растений, создавать зеленые зоны в городах. Надо соблюдать санитарно – гигиенические нормы.
Мы запомним эти правила и сможем убрать черные кру¬ги. Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу странич¬ку, так же как сами эти растения — природу. Но наше поле еще портят черные квадраты, под ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать квадраты? (Ответы детей, затем убираются квадраты.) Эти животные и другие пострадали от человека: бабочка из-за своей красоты, хищные птицы из-за непонимания людьми их роли в природе, а лягушки и жабы из-за своего внешнего вида. Ну, вот уже два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку и послушаем третьего корреспондента. Слайд 13 Третий корреспондент: Ни умыться, ни напиться Без воды, Листику не распуститься Без воды. Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек, И поэтому всегда Всем везде нужна вода! Эта страничка о воде. Где больше воды на Земле? (Отве¬чают учащиеся.) А где еще находится вода? (Звучат отве¬ты.) Снег — это тоже вода, и облака — вода. В океане вода какая? (Учащиеся отвечают.) А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода, и она должна быть чистой. Чистые ли воды океанов, морей, рек? (Ответы учащихся.) Океан седой гремит набатно, Он таит обиду в глубине, Черные раскачивая пятна На крутой разгневанной волне. Стали люди сильными, как боги, И судьба Земли у них в руках. Но темнеют страшные ожоги У земного шара на боках. Мы давно освоили планету. Широко шагает новый век. На Земле уж белых пятен нету. Черные сотрешь ли, Человек? Учитель: Посмотрите на наше поле — как много на нем грязных пятен! Сможем ли мы очистить это поле, чтобы наша планета выздоровела? Что надо сделать ? (Учащиеся отвечают.) Мы убрали все черные пятна с нашей Земли. Посмотрите! Наша планета выздоровела! Ей хорошо в чистом мире! Ребята! Вспомним пушкинскую «Сказку о золотой рыбке». В ней есть предупреждение нам, сегодняшним жителям Земли. В зо¬лотой рыбке мы увидели Природу — мудрую, строгую, щед¬рую, а в жадной старухе — самих себя! Сказка подсказывает: Человек! Обуздай свою алчность, чтобы не остаться, в конце концов, у разбитого корыта! Главные направления в деятельности государства: - создание и содержание служб наблюдения и контроля за окружающей средой; - разработка и принятие специальных законов по ее защите; - использование различных форм наказания за экологические правонарушения; - поощрение различных видов природоохранной деятельности; - компенсация населению потерь в связи с экологическими нарушениями.
Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в от¬дельности. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня! Слайд 14 ““Все прекрасное на Земле от солнца, А все хорошее – от человека”. “Охранять природу, значит охранять Родину”.