Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Тамбовский политехнический техникум им. М.С. Солнцева"
Доклад на тему:
Формы и методы производственного обучения, влияющие на творческую активность обучающихся.
Подготовила: мастер п/о:Петрова Л.А.
2018г.
Пояснительная записка Основными проблемами производственного обучения, как и обучения в целом, являются: для чего учить - цели обучения; чему учить - содержание обучения; как организовать процесс обучения - формы организации обучения; что использовать в процессе обучения - средства обучения; как обучать - методы обучения. Не принижая значимости какой-либо проблемы учебного процесса, отметим, что важнейшей из них являются формы и методы обучения, влияющие на творческую активность обучающихся. Именно от их эффективности при любых других условиях и факторах, в конечном итоге зависит количество л качество получающих обучающимися знаний, навыков и умений. План 1. Формы производственного обучения: урок (вводный, текущий и заключительный инструктаж); производственная практика. 2. Методы производственного обучения: • показ приёмов трудовых действий; • упражнения; • упражнения и самостоятельная работа; • письменное инструктирование; • «активные методы» производственного обучения; • игры; • обучение обучающихся передовым высокопроизводительным приёмам и способам работы. Литература 1. С.Я.Батышев «Профессиональная педагогика» 2-е издание, Москва. 1999г. 2. Ю.Р.Вытев «Оценка профессиональной подготовленности выпускников профессионально-технических училищ», Москва «Высшая школа» 1983г. Основными проблемами производственного обучения, как и обучения в целом, являются: для чего учить - цели обучения; чему учить - содержание обучения; как организовать процесс обучения - формы организации обучения; что использовать в процессе обучения - средства обучения; как обучать - методы обучения. Не принижая значимости какой-либо проблемы учебного процесса, отметим, что важнейшей из них являются формы и методы обучения, влияющие на творческую активность обучающихся. Именно от их эффективности при любых других условиях и факторах, в конечном итоге зависит количество и качество получающих обучающимися знаний, навыков и умений. Самой распространенной формой производственного обучения является урок производственного обучения (занятие в учебных мастерских). На уроках производственного обучения происходит интеграция знаний и их комплексное применение в процессе практической деятельности обучающихся. Это определяет структуру урока производственного обучения, его содержание и методы обучения, а также продолжительность занятий (как правило, полный учебный день - шесть учебных часов). Вводный инструктаж решает следующие задачи: а) ознакомление обучающихся с содержанием предстоящей работы и теми средствами, с помощью которых её можно выполнить; б) ознакомление с технической документацией и требованиями к конечному результату (продукту) труда; в) объяснение правил и последовательности выполнения работы в целом и отдельных её частей (приёмов, операций и т. д.), г) предупреждение обучающихся о возможных затруднениях, ошибках; при необходимости показ способов самоконтроля за выполнением операций. Активизация познавательной деятельности в ходе вводного инструктажа способствуют актуализация ранее полученных знаний, практических навыков и умений, показ практической значимости изучаемого материала для профессиональной деятельности. Текущий инструктаж проводится по ходу выполнения обучающимися практической работы. Он, как правило, является индивидуальным или групповым. В ходе текущего инструктажа мастер акцентирует внимание всей учебной группе на наиболее эффективных приёмах и способах выполнения изучаемой операции, оказывает помощь слабо подготовленным к выполнению задания обучающимся и т.д. Успех деятельности мастера во многом зависит от умения организовать целенаправленное, дифференцированное наблюдение за работой всей группы и каждого обучающегося. Активизация группы достигается введение элементов соревнования, игровых моментов, поэтапной оценки выполнения отдельных операций, результатов труда в целом. Степень самостоятельности обучающихся при выполнении производственного задания повышается, если мастер по ходу текущего инструктажа комментирует работу обучающихся, приводит примеры из опыта работы новаторов производства, работающих на базовом предприятии и т. д. Важно подчёркивать вопросы экономики производства (использование материалов, электроэнергии, сокращении затрат труда при выполнении той или другой операции). В отдельном случае текущий инструктаж может носить групповой характер. Например, если в ходе наблюдения за работой обучающихся обнаружены типичные недостатки, или, наоборот, у отдельных обучающихся - ценные находки, то мастер принимает решение ознакомить с ними всех обучающихся. Активизация группы достигается постановкой перед обучающимися производственных проблем, созданием соответствующих производственных ситуаций.
Заключительный инструктаж имеет несколько дидактических и воспитательных целей: объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда в группе, выявление обучающихся передовиков и их поощрение, выявление общих и индивидуальных просчётов в выполнении тех или иных трудовых операций, путей их устранения и т.д. Правильно построенный заключительный инструктаж оказывает большое воспитательное воздействие на обучающихся, способствуя формированию таких качеств будущего рабочего, как ответственность за результаты своего труда, коллективизм, чувство удовлетворения от выполненной работы, эстетическое отношение к труду. На современном уроке производственного обучения сочетаются две формы обучения: групповая и индивидуальная. При групповой форме обучения все обучающиеся группы выполняют одинаковые задания, одинаковые учебно-производственные работы, что позволяет мастеру проводить одновременно со всей группой вводный, текущий, коллективный и заключительный инструктажи и значительно облегчает руководство индивидуальной работой обучающихся. При этом создаются наиболее благоприятные условия для систематического изучения учебного материала. В зависимости от цели и содержания изучаемого материала различают следующие типы уроков производственного обучения: - уроки по изучению трудовых приёмов или операций, цель которых - дать обучающимся производственно технические знания, первоначальные навыки и умения для выполнения изучаемых приёмов или операций; - уроки по выполнению комплексных работ, цель которых - ознакомить обучающихся с постепенно усложняющимися учебно-производственными работами, организацией труда и планирование технологического процесса, совершенствование и закрепление навыков и умений, выполнение ранее изученных операций в различных сочетаниях. Производственная практика обучающихся представляет собой заключительный этап их профессиональной подготовки и проводится в последние месяцы обучения. К задачам, решаемым в процессе производственной практики, относятся: совершенствование и конкретизация профессиональных знаний, навыков и умений; специализация по избранной профессии; накопление опыта самостоятельной работы при выполнении сложных производственных работ; освоение прогрессивной технологии, современного оборудования, средств механизации и автоматизации; овладение высокопроизводительными инструментами и приспособлениями, опытом передовиков и новаторов производства; изучение технической и технологической документации, вопросов научной организации труда на рабочем месте; применение ранее полученных знаний и умений на практике, решать сложные производственные задачи. В период производственной практики важно ставить и решать задачи формирования профессионально ценных качеств будущих рабочих, таких как быстрота реакции, координированность движений, быстрота внимания, наблюдательность, умение определять на слух неисправность в работе оборудования и инструментов, развитие глазомера и т. д.
Критерием выбора методов является соответствие их избранным формам организации учебного процесса, т.к. общегрупповые, бригадные и индивидуальные формы работы потребуют различных методов обучения. В этой связи хотелось бы рассмотреть отдельные методы производственного обучения: показ приёмов трудовых действий, упражнения, самостоятельные наблюдения обучающихся, письменное инструктирование, методы обучения обучающихся передовым
высокопроизводительным приёмам и способам работы, формирования творческого отношения к труду, а также некоторые «активные» методы производственного обучения. Показ приёмов трудовых действий. Этот метод имеет целью создание в сознании обучающихся точного и чёткого зрительного образа трудовых действий, с которыми они сравнивают свои действия в процессе упражнений по обработке соответствующих приёмов и способов работы. Для того чтобы обучающиеся могли осознать показываемое, разобраться во всех его подробностях, им нужно в течение некоторого времени раздельно воспринимать каждую его деталь. Поэтому мастер выполняет показываемые трудовые действия, отдельные составляющие его движения в замедленном темпе, расчленяя приём или целостное действие на отдельные изолированные части, делает паузы между ними, фиксирует внимание обучающихся не только па конечных, но и па промежуточных моментов действия. Воспринимая показ трудовых приёмов, обучающиеся должны не только понять, но и запоминать во всех деталях то, что им показывает мастер. Поэтому показ трудовых приёмов и способов следует повторять, производить несколько раз подряд. Производя показ приёмов, нужно ясно представлять служебную роль методических приёмов показа. Обучающийся в конечном итоге должен чётко воспринять целостное трудовое действие. Поэтому показ трудовых приёмов всегда должен начинаться и завершаться нормальным рабочим темпом и ритмом. Упражнения Навыки и умения, как и их компоненты, формируются путём упражнений, являющихся в этом смысле основным методом производственного обучения. Под упражнением понимаются многократные повторения определённых действий в целях их сознательного совершенствования. Система упражнений предполагает взаимосвязь, иерархию их учебных целей; отработка правильности выполнения изучаемых трудовых действий, их точности, формирование профессиональной самостоятельности, достижения определённой скорости в работе, наконец, творческого отношения к труду. Эти цели должны постепенно и постоянно повышаться по сложности и степени достижимости, находится в тесной взаимосвязи и преемственности. Каждая последующая цель обязательно сохраняет и включает предыдущую; каждое предыдущее упражнение должно подготавливать выполнение последующего. Это обеспечивает последовательное поступательное движение обучающихся в освоении основ профессионального мастерства. Весь процесс можно и нужно рассматривать как процесс последовательно усложняющихся упражнений с целью формирования у обучающихся профессионального мастерства. В этой связи вполне оправданное утверждение, что упражнения являются основным методом производственного обучения. Вначале, при изучении приёмов и операций - это отработка правильности трудовых действий, далее достижение точности, скорости, сноровки; при выполнении работ комплексного характера новыми целями производственного обучения т.е. системы упражнений, являются достижение заданной скорости, темпа, ритма работы, освоение различных вариантов сочетания технологических операций в реальном технологическом процессе, типичных различных и специфических способов использования инструментов, приспособлений. Постоянными, сквозными, всё более усложняющимися целями является формирование профессиональной самостоятельности, культуры труда, способностей к экономическому анализу выполняемого трудового процесса, творческого отношения к труду, имеющего безграничное множество своих специфических проявлений уровней. Упражнения и самостоятельная работа. Рассматривая метод упражнений, необходимо иметь чёткое представление о соотношении понятий «упражнения» и «самостоятельная работа», имея в виду, что эти термины часто употребляются рядом, что самостоятельную работу относят в раде случаев к самостоятельному методу производственного обучения. Самостоятельную работу обучающихся следует рассматривать так же как упражнения, характерные для периодов производственного обучения, когда деятельность обучающихся носит в значительной степени самостоятельный (т. е. независимый от мастера) характер. Ведущей дидактической целью при этом является отработка, формирование профессиональной самостоятельности обучающихся в различных её проявлениях. Таким образом, (упражнения) и (самостоятельная работа) обучающихся соотносятся как целое и часть. Письменное инструктирование. Применение этого метода связано с использованием на уроках производственного обучения различных инструктивных учебных документов, являющихся самостоятельными источниками информации. В производственном обучении наибольшее применение находят инструкционные, технологические (инструкционно-технологические) карты и учебные алгоритмы. Инструкционные карты применяются при изучении учебных операций; они раскрывают типовую последовательность, правила, средства, способы выполнения, контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приёмов и операций. Технологические (инструкционно-технологические) карты применяются при выполнении работ комплексного характера; они раскрывают технологическую последовательность, режимы, технические требования, средства выполнения учебно-производственных работ. Учебные алгоритмы применяются при обучении обучающихся обслуживанию, наладке, диагностике неисправностей; они содержат чёткие правила выполнения работ в типичных различных ситуациях. Наличие такой документации письменного инструктирования позволяет каждому обучающемуся многократно, по мере необходимости, обращаться в процесс выполнения учебно-производственных работ к указаниям, содержащихся в ней, в любых условиях. Это обеспечивает возможность обучающимся постоянно осуществлять самоконтроль, расширяет возможности по управлению процессом производственного обучения. Наибольший эффект даёт такая организация использования письменных инструкций, когда они имеются у каждого обучающегося на его рабочем месте. «Активные методы» методы производственного обучения. Полная активность в процессе учебно-производственных работ - это активность мыслительная, сознательная, творческая. Она проявляется в сознательном корректировании обучающимися собственных действий в соответствии с показанным образцом, в самостоятельном выборе и целесообразном сочетании способов деятельности, приводящих к положительным результатам, в планировании своего труда, анализе и предотвращении ошибок. К «активным» методам производственного обучения относится, прежде всего, решение производственно-технических задач, таких как: определение режимов и параметров выполнения учебно-производственных работ, правильный подбор машинных игл и приспособлений, т.д.. Более высоким уровнем решения производственно-технических задач является выполнение заданий творческого характера, например:
- выбор наиболее рационального технологического процесса выполнения учебно - призводственных работ из нескольких предложенных мастером или самостоятельно разработанных обучающимися; - разработка предложений по экономии рабочего времени, материалов, энергии и т.д.. Наиболее характерными учебно-производственными задачами, широко применяемыми в процессе производственного обучения, являются задачи по разработке технологии выполнения учебно-производственных работ. Такие задания обучающиеся выполняют обычно в порядке домашней работы с последующим коллективным обсуждением в группе. Умения разрабатывать технологические процессы представляют собой довольно высокую степень абстрактного мышления, поэтому формирование таких умений необходимо проводить в определённой системе, опираясь на производственный опыт обучающихся. Обучение наиболее целесообразно начинать с разбора технологических карт или алгоритмов вначале на простые, а затем более сложные работы. При разборе технологических карт особый упор делается на объяснение, почему работа должна выполняться в такой, а не в иной последовательности. Следующим этапом являются словесные или письменные описания обучающимися процессов обработки изделий, выполняемых в ходе производственного обучения. Это способствует формированию у обучающихся мысленных представлений о технологическом процессе в целом, умению расчленять его на отдельные элементы. Существенное значение имеют большие возможности игры как средства активизации учебного процесса, обладающего сильным мотивирующим воздействием. Мотивы игровой деятельности содержатся в ней самой и способны выполнять роль «пускового устройства» для формирования других мотивов. В производственном обучении широкое применение получили деловые игры. Основная их цель - формирование и отработка отдельных умений действовать в чётко определённых ситуациях. В ходе проведения деловых игр, обучающиеся в специально смоделированных условиях обучаются оперативно анализировать заданные производственные условия и принимать оптимальные решения, вести поиск неисправностей на основе заданных параметров, выбирать наиболее целесообразный технологический процесс, решать экономические проблемы и т.д. Обучение обучающихся передовым высокопроизводительным приёмам и способам работы. В практике производственного обучения сложились следующие наиболее эффективные способы обучения обучающихся высокопроизводительным приёмам и методам труда: - личный показ и пояснением мастером производственного обучения передовых приёмов и способов труда; - организация специальных упражнений обучающихся по отработке передовых приёмов труда на своих рабочих местах; - широкое привлечение обучающихся к рационализаторской деятельности, самостоятельному совершенствованию применяемых трудовых приёмов и способов с коллективным обсуждением предложенных решений; - использование материалов школ передового опыта, дополнительной информации журналов мод, технологических карт и т.д. Все выше перечисленные формы и методы производственного обучения несомненно являются важными звеньями учебного процесса в целом, влияющими на мыслительную и творческую активность обучающихся.